Во вторник, 11 февраля, в Государственной Думе прошел «правительственный час» на тему «О разработке Стратегии развития образования в Российской Федерации», сообщает пресс-служба Госдума.
Состоялись выступления председателей профильных комитетов, представителей фракций. В дискуссии приняли участие заместитель Председателя Правительства Дмитрий Чернышенко, Министр просвещения Сергей Кравцов, Министр науки и высшего образования Валерий Фальков, руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев, глава Федерального агентства по делам молодежи Григорий Гуров. Также к участию в обсуждении были приглашены представители ректорского и научного сообществ, эксперты в области образования.
Для подготовки к «правительственному часу» была создана рабочая группа под руководством Первого заместителя Председателя ГД Ивана Мельникова. В нее вошли заместители Председателя ГД Петр Толстой, Анна Кузнецова, Борис Чернышов и руководители 11 комитетов. Рабочая группа была образована по инициативе Председателя Государственной Думы Вячеслава Володина.
В режиме ВКС приняли участие в дискуссии представители исполнительных и законодательных органов всех 89 субъектов Российской Федерации.
Незыблемость воспитания в школе, обновление образовательной инфраструктуры, развитие детского отдыха и повышение статуса учителя — основные базовые принципы Стратегии развития образования в России, считает Министр просвещения Сергей Кравцов.
«Мы должны создать все условия, чтобы педагог мог самореализоваться, повышать квалификацию в проверенных учреждениях и в максимально современной безопасной среде передавать эти знания школьникам», — подчеркнул глава Минпросвещения.
Он напомнил о принятых законах, направленных на защиту чести и достоинства педагогов и ограждение от избыточной бюрократической нагрузки. «К сожалению, не всегда нормы закона работают в полной мере. Также стоят задачи, и они будут отражены в Стратегии, по повышению оплаты труда педагогов, снижению нагрузки», — добавил Сергей Кравцов.
Кроме того, Министр сообщил, что подготовлен законопроект, ограждающий систему образования от фиктивной переподготовки учителей. «Прошу, коллеги, поддержать этот законопроект», — обратился он к депутатам. Сергей Кравцов пояснил, что, в частности, предлагается создать реестр государственных учреждений и программ, «где подготовку могут проходить только учителя», а также планируется осуществление контроля за качеством подготовки.
С 1 сентября 2026 года российские школы перейдут на новые государственные учебники по таким предметам, как история, обществознание и основы духовно-нравственной культуры России. «Вчера мы получили рукопись учебника по обществознанию для 10–11 классов. И с 1 сентября 2026 года мы переходим на единые государственные учебники мировоззренческих предметов», – сообщил Сергей Кравцов. Он отметил, что при составлении учебников были учтены ошибки прошлых лет.
«Очень важно не повторить ошибок 1990 годов, когда нам стали навязывать чуждые ценности, упрощать содержание образования и разрушать подготовку учителей. В результате, как пример, в школе было 100 учебников по математике, 54 учебника по истории. Дошло до того, что ученики могли не изучать, например, Сталинградскую битву или блокаду Ленинграда», – пояснил Министр.
Вячеслав Володин обратил внимание на то, что на сегодняшний день в интернете можно найти большое количество объявлений об ускоренной переподготовке учителей по различным предметам.
«На сегодняшний день всё это находится в дистанционной сфере обучения. Причём утром — деньги, вечером привезут это свидетельство; понятно, какой будет учитель, и с чем мы должны бороться», – добавил Председатель ГД.
Вячеслав Володин призвал отреагировать на проблему руководство профильных министерств – Министерства просвещения и Министерства науки и высшего образования РФ, и совместно найти решение.
Как отметил руководитель Федерального агентства по делам молодежи Григорий Гуров, в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» воспитание является неотъемлемой частью образовательного процесса, который должен способствовать укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей среди подрастающего поколения.
Важной составляющей воспитательной работы становится как раз среда, которая окружает детей и молодежь, считает глава Росмолодежи.
«Безусловно, огромное внимание следует уделять и цифровой среде, в которой молодежь проводит сейчас все больше времени. И конечно, неизбежно меняется структура потребления информации. Недостоверная информация, участившиеся случаи травли в сетевом пространстве и агрессивного поведения требуют от нас слаженных решений и совместных действий», — добавил Григорий Гуров.
Говоря о рисках цифровизации образования, заместитель Председателя Правительства Дмитрий Чернышенко подчеркнул, что искусственный интеллект не заменят живого контакта ученика и учителя.
«Без такого взаимодействия не возможна ни качественная подготовка, ни воспитание. И, конечно, блага цифровизации надо использовать, но цифровые инструменты и искусственный интеллект никогда не должны подменять учителя и помогать в учебном процессе только, высвобождая учителю время для наставничества и для воспитания. Я прошу Минпросвещения и Миноборнауки внести это положение в стратегию на уровне основных принципов», — сказал он.
Минобрнауки подготовило изменения в закон об образовании для перехода на новую модель высшего образования, в феврале начинается общественное обсуждение проекта, сообщил Министр науки и высшего образования Валерий Фальков.
По его мнению, бакалавриат в России по многим направлениям так и не стал самодостаточным образованием, которое понимают и признают работодатели.
«В бакалавриате студенты осваивают программу без конкретной специализации и получают в результате обобщенную квалификацию. Сегодня это требует массового доучивания в магистратуре. В будущей системе мы вводим новый единый уровень — высшее образование. Перейдём к подготовке полноценных специалистов. Как правило, в один такт — например, это будет квалификация: горный инженер, учитель, историк, молекулярный биолог и так далее», — уточнил Министр.
Вместе с университетами и работодателями Минобрнауки также разрабатывает новый перечень специальностей, отвечающий растущему спросу на принципиально новых специалистов.
«Мы обновляем государственные образовательные стандарты. Сейчас уже разработали и обсуждаем макет такого стандарта. В основе него будет фундаментальное профессиональное социально-гуманитарное ядро — принципы, которые положены в разработку стандарта. К ним относятся: обязательное увеличение практической подготовки и гибкость, то есть возможность подстраивать образование на старших курсах под потребности рынка труда, работодателя и конкретного студента», — пояснил Валерий Фальков.
По словам главы Союза ректоров России, ректора МГУ им. М.В.Ломоносова Виктора Садовничего, дипломированные специалисты из СССР и России всегда имели более высокий уровень квалификации, чем европейские и американские бакалавры. Важно оформить это при формировании новой системы высшего образования и приравнивать специалистов к магистрам, считает он.
«Наша задача не реформу провести, а из всего множества идей и предложений выбрать только те, которые будут работать на достижение национальных целей, обеспечить конкурентоспособность нашей системы образования. Новая Стратегия развития образования должна опираться на лучшие традиции отечественного, прошлого образования, накопленный уже позитивный опыт и, конечно, приоритеты развития страны. Она должна учитывать интересы всех участников образовательного процесса», — добавил ректор МГУ им. М.В.Ломоносова.
Президент Российской академии образования Ольга Васильева обратила внимание на кадровый голод в системе образования. По ее словам, сегодня 44% педагогов — специалисты старше 55 лет, в то время как число молодых специалистов (до 35 лет) составляет всего 22,59 %.
«Что нужно для того, чтобы решить эту проблему, важнейшую проблему подготовки учителей? Программа "специалитет" для будущих учителей. И самое важное – перераспределение часов в учебном плане. Мы должны увеличить педагогические базовые дисциплины, такие как методика и дидактика, потому что на сегодняшний день их в процентном соотношении не хватает и очень мало», — добавила она.
«В разработанном документе мы должны опереться на те традиционные достижения и те преимущества российской педагогики, которые обеспечат нам высокую динамику прежде всего качества образования, устойчивости его развития, результатов всей системы образования в России», — заключила Ольга Васильева.
Дмитрий Чернышенко также отметил важность увеличения притока молодых специалистов. «На это влияет и снижение бюрократической нагрузки, и количество детей в классе, и защита учителей, их чести, достоинства, заработная плата, конечно, жилье. С бюрократической нагрузкой мы уже начали бороться на законодательном уровне. Как мы сегодня сказали вам, с 1 марта вступает в силу федеральный закон, вместе с вами его принимали, который нацелен на сокращение бумажной нагрузки. Количество документов снизится с 48 до 5», — сообщил заместитель Председателя Правительства.
Председатель Комитета по просвещению Ирина Белых в своем выступлении отметила важность того, что разговор о Стратегии развития российского образования начат на первом этапе ее подготовки.
«Именно сейчас, когда документ создаётся, у Государственной Думы появилась возможность предложить некоторые позиции для обсуждения», — сказала парламентарий.
«Цель абсолютно ясна – качественное образование. Всё должно работать на качество: кадры, содержание, материально-техническая база», – подчеркнула Ирина Белых. По мнению Председателя профильного комитета, на всех ступенях образование должно преследовать три неотделимых друг от друга цели — обучающую, развивающую и воспитательную.
Ирина Белых обозначила ряд проблем в отрасли, требующих решений. Одна из них — педагогические кадры: «Происходит старение кадров. Несмотря на популярность педагогических вузов, не больше 60% выпускников идут в школы», — обратила внимание она.
«Ключевая фигура образования – учитель», — подчеркнула Ирина Белых.
Председатель Комитета по просвещению также сообщила, что совместно с коллегами ею внесен законопроект, который запретит ускоренную переподготовку учителя одной специальности на другую, чтобы, например, нельзя было из учителя физкультуры «за 72 часа» выучиться на учителя математики. «Глубокое изучение предмета – в этом залог знания», – уверена Ирина Белых.
«Разработка Стратегии развития образования – один из ключевых элементов реализации национальных целей. [Это] особый инструмент стратегического государственного планирования», – заявил Председатель Комитета по науке и высшему образованию Сергей Кабышев.
По мнению депутата, российское образование имеет три основы — «это знания, воспитание и дисциплина».
«Высшее образование должно быть ориентировано на подготовку квалифицированных и преданных Родине специалистов, создающих будущее нашей государственности», – подчеркнул Сергей Кабышев.
Также, по мнению Председателя Комитета по науке и высшему образованию, крайне важно, чтобы в центре системы образования всегда был именно педагог. От него зависит «реальное качество образования», уверен парламентарий.
«Без фундаментальной науки не бывает великих государств. Но чтобы наука была современной, надо иметь абсолютно современную школу», – подчеркнул в своем выступлении руководитель фракции КПРФ Геннадий Зюганов.
По его мнению, очень важно, что разговор по такому важнейшему вопросу, как формирование Стратегии развития российского образования, начат и идет в нужном направлении.
Особое внимание руководитель фракции КПРФ обратил на важность усиления подготовки высококвалифицированных инженеров и ученых, однако это невозможно без возрождения и развития сильных математических школ.
Руководитель фракции ЛДПР Леонид Слуцкий заявил, что среди ключевых инициатив фракции — повышение зарплат учителям, в первую очередь сокращение нынешнего разрыва между зарплатами в регионах и столице.
Кроме того, Леонид Слуцкий заявил о необходимости увеличения финансирования программы «Земский учитель». «Нам надо это обозначить в ближайшее время как стратегическую цель», — уверен руководитель фракции.
Парламентарий призвал обратить «самое пристальное внимание» на развитие программы среднего профессионального образования, подчеркнув, что оно должно быть бесплатным. «Нужно поднимать престиж российской инженерной школы», – добавил Леонид Слуцкий.
Первый заместитель Председателя Комитета по просвещению Яна Лантратова («Справедливая Россия – За правду») заявила, что «нам нужно повышать статус учителя и социальный, и материальный». «Без сильного педагога не будет сильной системы образования, а следовательно, и сильной экономики», – подчеркнула парламентарий.
По мнению Яны Лантратовой, настало время реформирования системы ЕГЭ, чтобы подготовка к итоговой аттестации не вредила обучению детей по всем предметам, а не только к тем, по которым они собираются сдавать экзамены.
«Немаловажный вопрос – регулирование дистанционного образования», – отметила она, добавив, что не должно быть «перекоса» в сторону «дистанта». Яна Лантратова поддержала инициативы о полном запрете такой формы обучения при подготовке медицинских кадров.
По мнению руководителя фракции «Новые люди» Алексея Нечаева, в системе образования необходимо избавляться от «заточенности под ЕГЭ», а также от «потребительского подхода к учителям».
«Учителя должны готовить не на "винтики" для экономики, а раскрывать потенциал, выпускать творческих, критически мыслящих людей, которые выведут страну в лидеры во всех сферах. Чтобы это сделать, нам нужно новое отношение к учителю как к человеку с высоким предназначением, который формирует ценности и передает смыслы», – подчеркнул он. Алексей Нечаев согласился, что нужно повышать зарплаты педагогам, а также уменьшать на них бюрократическую нагрузку.
«Мы едины в том, что сегодня отношение к педагогу должно быть священно в России», — сказал руководитель фракции «Единая Россия» Владимир Васильев.
Он отметил, что в Америке новая администрация создала новую структуру по эффективности. «Я думаю, что мы сейчас уже идем этим путем, и хочу поблагодарить Председателя нашего, Вячеслава Викторовича [Володина], за эту работу. Я думаю, что и Правительство это чувствует. Мы это чувствуем. Мы начинаем обсуждать сложнейшие вопросы в присутствии нашего Правительства, экспертов, специалистов, уважаемых людей, которые на том поприще, которое мы обсуждаем, добились результатов и уважения», — заключил парламентарий.
Заместитель председателя Государственной Думы Пётр Толстой по итогам заседания в Telegram-канале написал: «Слава Богу, спустя десятилетия министерство высшего образования услышало общественность, избирателей да и депутатов, и наконец, занялось выкорчевыванием Болонской системы, всех этих "магистров" и "бакалавров", из отечественного образования. Но, думаю, все же не «услышало», а заметило прямой и явный вред от внедрения чуждых образовательных практик в России. Реформы школьного образования привели к тому, что ребенок учится 11 лет, но без репетитора не в состоянии сдать ЕГЭ. Появилась целая индустрия, огромная армия преподавателей, которая лишь готовит к ОГЭ и ЕГЭ. Фактически бесплатное среднее образование стало платным. В советское время занятия с репетитором были экзотикой. Теперь же экзотика, когда наоборот.
С 2016 года повторяю: ЕГЭ и ОГЭ, эти технологии, напрочь убивающие в детях живое мышление и превращающие детей в роботов, которые лишь нажимают кнопки, должны исчезнуть вслед за Болонской образовательной системой. У нас было лучшее в мире образование. Наши дети достойны того, чтобы его им вернули.
Вчера с коллегами внесли в Думу законопроект, запрещающий коммерческие услуги при переподготовке учителей. Уже скоро пройти переподготовку можно будет только по своему профилю и только в государственных образовательных организациях. Пока же коммерческие структуры готовы "превратить" учителя физкультуры в учителя математики за какие-то 3-5 тысяч рублей. Чему и как научит такой учитель?».
Депутат Михаил Матвеев в своём Telegram-канале поделился подробностями и мыслями обсуждения Стратегии:
«Важнейший вопрос! Сначала Правительство планировало документ принять быстро, но Госдума настояла на широком обсуждении.
Направил к рассмотрению свои предложения, подготовленные с коллегами по Самарскому университету.
Много говорится о фигуре учителя: каждое второе выступление. Это так. Но, на мой взгляд, очень много пафоса и мало практических решений, которые положение учителя принципиально улучшили бы. На мой взгляд, требуется два основных простых решения: 1) существенное, вдвое увеличение зарплаты учителя 2) Практически полная ликвидация системы отчётности учителей и бесконечных его подготовок/переподготовок и прочей бюрократии».