Короновирус уже многое вокруг нас заставил высветиться ярче, в чём-то стала отчётливей резкость. Многие сидящие в карантине на самооккупации начали делать то, что СМИ назвали так: «пытаются креативить», то есть проводить время творчески, с выдумкой.
30 апреля в прямом эфире ТВ-канала «Москва -24» около 12 часов дня была продемонстрирована следующая картинка: слева – портрет А.С.Пушкина (О.Кипренский), справа – фото лохматого чёрного пса, одетого во фрак. Ведущая радостно заявила, что это результат творческих поисков некоего художника, который таким образом, нарядив собаку, отметил сходство изображённых?!?! Дикторша заявила, что это очень смешно и что действительно сходство есть.
Ну то, что это кощунство, девушка не понимает, она и ударения-то правильно ставить не может в силу соответствующего профессионализма у многих молодых радио- и телеведущих. Конечно, неизвестно ей и то, что чёрный пёс в искусстве и литературе – образ символический, достаточно вспомнить «Фауста» И.Гёте и «12» А.Блока. Но ведь есть редакция, есть режиссёры? Кто позволил им смачные плевки в сторону великой русской культуры?! На звонки редакция не отвечает, письмо, посланное по электронной почте, пока без ответа.
СМИ дали команду, видимо, изыскивать любой ценой любые «креативные» занятия, чтобы нам, на голову и фантазию слабым, подбрасывать «воодушевляющие» сюжетики про кривляющихся на кухнях, поющих в шланги душа, наматывающих на головы туалетную бумагу и прочее. Однако среди креативящих есть «творцы» с претензией: они находят сюжеты известных классических картин и копируют позы, действия изображённых, но в реалиях своих спален, кухонь и балконов. Помещают слева оригинал, справа – себя любимых в современных декорациях. Кривляние при этом неизбежно.
Когда копируют «Крик» Мунка или «Девушку с горностаем» да Винчи, Ван Гога или некие сценки в поезде или быту, потратив на это ткани, краски и время – это ещё с большой натяжкой можно назвать попыткой шутки. Но когда очумевший от скуки человек копирует позу Иисуса Христа («Христос в пустыне» И.Крамской), пытаясь и выражение лица приблизить к своему, – это уже просто настоящее святотатство!
Почему же «шуточки» самооккупированных таковы? Думается, это продолжение так и не закончившейся эпидемии селфи, где-то тесно соприкасающейся с эксгибиционизмом. Вот так одна эпидемия усиливает другую.
Если кто-то полагает, что эти «творцы» после глубоких эстетических знакомств с мировой живописью выплеснули в сеть свои коллажи, то ясно, что в основе здесь другое – всё то же желание запечатлеть внешнее, СЕБЯ в разных вариантах. Не от сосредоточения на мысли, заключённой в картине, не от обращения к внутреннему миру живописца эти антиэтюды. Это всё от задержавшегося надолго селфи-инстинкта, стимулированного городскими развлекухами и игрищами последних лет.
Пожелаем и «креативщикам» избавиться от тяги гримасничать у полотен гениев ради сиюминутной популярности, и тем, кто пересылает эти «изыски», задуматься над тем, что он приумножает. Мы же все ответим в том числе и за то, что иногда кажется мелочами. Ведь жизнь из них и состоит…
Наталья Владимировна Варламова, педагог, православная публицистка
2. Не все однозначно...
1. Ответ на 1, наталья чистякова: