Черты последних времён – это не только всяческое беснование в культурке: в удалении крестов с изображений наших национальных православных символов, в ношении одежды с иероглифами неизвестного содержания, в дулях на головах мужчин под видом стрижек, в вызывающих тату, грязном мате и переделанных людях…Они во всём. Ибо жизнь состоит не только из общественных составляющих первостепенной важности, но и из всякой всячины, мелочей. Как известно, именно в них часто и кроется дьявол. Ведь к мелочам мы не так требовательны, более снисходительны, тем самым позволяя им сначала вползать в нашу жизнь, а потом, постепенно обосновываться в ней.
Детские игрушки претерпели в последние годы такие кардинальные изменения, что их уже мелочами не назовёшь. Добрых мишек, заек, белочек, птичек, снеговиков, чебурашек, карлсонов, кукол в уютных платьях с милыми личиками заменили монстры и уродцы, амёбные липучки, вампиры и сексуальные барби с тощими ветвистыми ногами. Между тем, детская игра – это великая созидающая сила: играя, дети не только развивают свой интеллект, они, играя, примеряют на себя соответствующие роли. Барби – это не та кукла, играя с которой, можно познакомиться с ролью мамы или заботливой женщины, доктора или повара. Вот образ капризной почти неприлично одетой кокетки, с малолетства приучаемой к шопингам и красивому отдыху – это да! То есть направление закладывается в сознание девочек с малолетства на внешнюю привлекательность. Она и заявляется главной целью, которая внедряется подсознательно. Такую франтиху и в коляске не хочется катать и спать укладывать, кормить, её надо сразу куда-то возить: отдыхать и кормить вне дома коктейлями и пирожными.
Потребность в игре заложена в человеке, как и потребность дышать и радоваться, поскольку – это не баловство, это очень важно! Мы-то с вами знаем, что «вся жизнь – игра!»
А как детям примерять на себя роли монстров и вампиров, уродцев, кикимор и ведьм? Ну как-то примеряют…Тут им и подсовывают сериальчики типа тупейших «Симпсонов» или «Монстров на каникулах». Не потому ли (в том числе) так возросла агрессивность наших детей? Лёгкость обращения их, уже в подростковом возрасте, к колдунам, астрологам и магам? Бездумное обращение к гадалкам и бабкам с зельем и приворотами-отворотами? Ныне это полутайное занятие старших поколений барби и а,ля гаррипотттеров повсеместно расползлось, как борщевики.
Спрашивается, почему же старшее поколение все-таки покупает этих кукол-уродцев? Скорее всего, именно потому, что их именно уже ПРИУЧИЛИ, – мол, что-то есть даже нечто милое в этих крысо- и жабовидных уродцах. Так для этого и внедрялось: чтобы ненормальное стало казаться нормальным, отвратительное – эстетичным. Повсеместно это происходит в культурке, примеров пугающе много. Достаточно вспомнить всякие мертвящие, но гламурные «аватары», «фантастику» и «ты не поверишь» на федеральных каналах ТВ, не говоря уже о коммерческих, музтв и особенно интернетовских блогах. Очевидно, что передачи просто душевные или духовно-морально-нравственные существуют в СМИ на положении золушек. Видимо, с точки зрения тех, кто правит балом, позволено этим 5-7% добрых передач быть: вот, мол, они же есть. Да, но выживать им приходится среди шквала подмен, пошлости и бесовщины. Или в мультфильмах: что за сущности каркают в «Лунтиках»? Просто тошнота! Правящие бал в культурке прекрасно знают, как выглядят демоны и нечистая сила. Да и мы знаем: эту инфернальную погань видели святые духоносные люди, они оставили нам об этом память, когда загоняли её силой Божьего слова в кромешную бездну. Их рыла они описали для нашего вразумления. А теперь обитатели бездны всё наглее и наглее приучают нас к тому, что, мол, вот нас надо пожалеть… Поэтому современные кинематографисты снимают ленты, где Баба-Яга спасает прям весь мир и дает отпор темным силам, а колдунчики Роуллинг учатся у магов просто одной из профессий. Такие вот фэнтэзи. Приходилось беседовать с подростками, считающими себя начитанными. Чем начитанными? Мистическими фэнтези. Вот уж у кого в головах полная потеря ориентации во времени и пространстве! (Особенно после игр типа «Metro», кишащими лешими и мутантами) Так теперь взялись за самый нежный возраст: легализуют нечистую силу с пелёнок. Что касается наших «родных» инферналов, то ни у Бабы-Яги, ни у Кощея, ни у водяного нет ни ореолов мистической глубины, ни «культуры» подражательства, дети знают (знали) с младых ногтей, что все они – бяки. Взрослым же не опасно читать и смотреть экранизации «Вечеров на хуторе…», потому что они по-взрослому понимают последствия любого якшания с нечистой силой.
Некоторые современные психологи, в большинстве своем вчерашние экстрасенсы, потихоньку внедряют мысль о том, что дед Мороз, конечно, добрый, дарит подарки, но не следует родителям настаивать на том, что он уникален. Каждый взрослый будто бы может одаривать и песни петь, нечего деда звать. А знаете почему? Эти психологи заявляют, что дети тогда будут путать реальность с вымыслом. Опа! Значит, сование детям с двухлетнего возраста гаджета к этому не приводит, а дед Мороз прям уведёт. Между тем, почему-то поколения миллионов землян, выросших на сказках, только развили свою фантазию (ибо для деток дед Мороз именно сказочный герой) и любовь к национальной культуре. Но мы-то понимаем, что психологи метят не в фольклор, а в христианство! Пока ещё абсолютное большинство людей в России и в ещё почти христианских странах знают, откуда возник персонаж деда Мороза и продолжает почитать и любить христианского сподручника всея земли Николая Угодника. Неудивительно поэтому, что и современных Снегурочек зачастую создают, подстраиваясь под типаж подиумных барби. Ведь Снегурочка всегда была с русской косой, в длинном сарафане, цвета неба и снега, она олицетворяла собой скромность, кротость и женственность. Интересно, а многие ли из современных школьниц знают значение слова «кротость»? Умеют ли нежно и тихо смеяться, а не ржать? Хорошо хоть, что резко упала популярность разухабистого кока-кольного Санты-Клауса! Но в целом под многие из наших традиционных ценностей давно, медленно и верно заложены гранаты и мины, источающие ядовитые ментальные пары.
Всё же маленьких деток в этом мире должны встречать красивые и добрые лица людей и милые мордочки зверушек, эти первые впечатления будут с ними всю жизнь. Только больное воображение могло привести психологов к мысли, будто дед Мороз и Снегурочка опасны тем, что дети будут путать реальность и вымысел, веря в их существование. Здоровое воображение, наоборот, бывает у тех, кто вырос на сказках и чтении классических книг, потому что именно чтение – психический процесс, развивающий у человека воображение. Но на основе чего? Традиционных ценностей, основополагающих и известных всем моральных ценностей: Снегурочка не может быть колдуньей, но может быть волшебницей, дарящей добро и помощь. Дед Мороз не может быть гангстером или магом с пронзающим взглядом, а только благим помощником страждущим и спасителем в светлых делах. Баба Яга – коварная, подлая и безобразная, не может она заботиться о людях, она их терпеть не может.
Так кто же в нашем государстве на высшем уровне отвечает за приобретение, лицензирование производства игрушек или их импорт? Роспотребнадзор? Да, они отвечают за защиту прав потребителей в широком смысле, но, скорее, за гигиенические сертификаты, а не за содержательный аспект: что именно предлагать потребителю. Поиск приводит нас к самому склоняемому ныне министерству – культуры. Да, детские игрушки это не про искусство. К сожалению. Однако есть в Минкульте такой Департамент – государственной поддержки искусства и народного творчества, в задачи которого, в частности, входит обеспечение равного доступа населения к культурным благам, использование творческого потенциала России для формирования и наиболее полного удовлетворения культурных запросов населения страны, а также приобщение его к ценностям отечественной и мировой культуры, популяризация лучших достижений современной художественной школы и национальных художественных школ. То есть, именно Минкульт отвечает за доступ населения к культурным благам, именно Минкульт и «назначает», чему быть культурными благами, а чему – нет. Так что благодарствуем Минкульту премного…
Однако в народе живы и прочны вековые установки на радостное детство, поэтому много лет живёт передача «Спокойной ночи, малыши!»; и развесёлая Маша с добрейшим Медведем, – суперлидер наших мультяшных прокатов, потому что там наш добрый юмор и герои милые; и «Морозко» дети смотрят вот уже много лет открыв рты; как и нестареющего «Старика Хоттабыча» и «Сказку о потерянном времени»; «Чиполлино» и «Маугли»; сказки Пушкина, Андерсена и «Алые паруса»…
У каждого из нас в памяти жива любимая детская игрушка, с которой мы ложились спать, брали с собой в поездки и делились детскими тревогами. Это пустяк? Любимая игрушка – наш первый друг. Мы так учились дружить. Что в жизни может быть важнее? «Возлюби ближнего своего…» (Мф. 22:39), – заповедал нам Господь. Но будет ли ребёнок с нормальной психикой так же прижимать к щёчке зубастого вампира или уродку-кикимору? Что он увидит во сне?
«Все мы родом из детства», – заметил Антуан де Сент-Экзюпери. Хорошо бы, молодые родители вспоминали об этом почаще, и покупая игрушки своим деткам, тоже!
В мире доверчивого детства всё должно быть без завихрений, без «игр и игрулек в бисер», – успеют ещё. Оградим их от опасных подмен, как бы шутливых. Пусть традиционные культурные ценности, в числе которых наши сказки и игрушки, образы добрых и злых героев, останутся прочно укоренёнными в умах и сердцах, без расщепления цельного детского восприятия мира.
Наталья Владимировна Варламова, педагог, филолог, публицист
Фото подобраны автором