Сарская мыза, Царское Село, Детское Село, Пушкин… За более чем три века своего существования город сменил несколько названий. Слова, сказанные в одном из первых путеводителей по Царскому Селу 1830 года «о великолепии зданий, обширности и красивых видах садов его, пространстве прудов и между ними каскадов, простоте и купно величественности разных памятников, посвящённых великим мужам…», остаются актуальными и по сей день, отмечает пресс-служба Президентской библиотеки.
Первоначально Пётр I подарил эти земли своему сподвижнику Александру Меншикову, но позже передумал и решил часть владений фаворита передать своей будущей супруге. 24 июня по старому стилю 1710 года светлейший князь писал о высочайшем повелении: «Его Царское Величество соизволил отдать Екатерине Алексеевне в Копорском уезде Сарскую и Славянскую мызы с принадлежащими к ним деревнями, со крестьяны и со всеми угодьи…». Именно эта дата и считается днём основания Царского Села.
Екатерина Алексеевна сразу же принялась за улучшение Сарской мызы, положив начало небольшому парку и «назначив» часть леса под зверинец. В 1728 году Царское Село «было отписано в вотчину цесаревне Елисавете Петровне» – сообщает историк Александр Успенский в издании «Историческая панорама Санкт-Петербурга и его окрестностей. Царское Село» (1912).
Дочь Петра, предпочитавшая всем художественным стилям барокко, превратила Царское Село в роскошную императорскую резиденцию, которую впоследствии стали называть «Русский Версаль». Именно при Елизавете в 1755 году в Царскосельском дворце появилась легендарная Янтарная комната, или, как её тогда называли, Янтарная камора.
Наивысшего процветания Царское Село достигло за время 34-летнего правления Екатерины Великой. К концу её царствования, как пишет Сергей Вильчковский в книге «Царское Село», оно изменилось до неузнаваемости: был выстроен Александровский дворец по проекту Д. Кваренги, Большой дворец увеличен архитектором Ч. Камероном пристройкой Агатовых комнат и колоннады, парки расширены и украшены памятниками воинской славы в честь победоносных русско-турецких войн, присоединения Крыма и Новороссии (Кагульский обелиск, Чесменская, Морейская, Крымская колонны; Башня-руина и т.д.).
Сменяя друг друга на троне, российские монархи вносили свои изменения в облик Царского Села. Здесь появлялись на свет наследники престола, по дворцовым аллеям, среди великолепия дворцов и парков прогуливались их венценосные родители и члены императорской фамилии… После революции 1905 года царскосельский Александровский дворец стал, как тогда говорили, «малой столицей империи»: здесь проходили заседания Государственного Совета, сюда приезжали иностранные посланники и министры с докладами. На окраине Александровского парка декабрьской ночью 1916 года был захоронен целитель и друг царской семьи Григорий Распутин. С марта 1917 года в Царском Селе в течение нескольких месяцев после отречения от престола находился под домашним арестом вместе с семьёй уже не император – полковник Николай Александрович Романов. В фонде Президентской библиотеки хранится комплект открыток «Последний дом последнего императора России», в котором представлены редкие фотографии, рассказывающие об этом периоде его жизни.
Но не только с судьбами представителей Дома Романовых связано Царское Село. Оно также вошло в российскую историю благодаря созданию в нём привилегированного высшего учебного заведения для дворян Российской империи – Императорского лицея. На портале Президентской библиотеки размещено «Постановление о Лицее» (1810), подписанное Императором Александром I. Лицей дал России целую плеяду известных государственных деятелей, тех, кого без преувеличения можно назвать «Отечества достойными сынами». Среди них дипломат Александр Горчаков, создатель классического перевода «Илиады» Гомера – Александр Гнедич, директор Санкт-Петербургской Публичной библиотеки барон Модест Корф и многие другие. Особую роль Царскосельский лицей сыграл в развитии русской литературы. В своей книге «Пушкин, его лицейские товарищи и наставники» (1887) известный литературовед Яков Грот говорит о том, как обстановка «нового училища» благоприятствовала развитию поэтического таланта: «Царское Село соединяло в себе двойное обаяние свежих исторических воспоминаний и живописных красот местности». Лицей подарил русской литературе Александра Пушкина, Антона Дельвига, Вильгельма Кюхельбекера, Ивана Пущина, Михаила Салтыкова-Щедрина.
На службу при дворе в разное время в Царское Село приезжали Гавриил Державин и Василий Жуковский. С визитами к Жуковскому и Пушкину приходил живший в то время в Павловске Николай Гоголь. В лейб-гвардии Гусарского полка, квартировавшего в Царском Селе, служил в 1834–1837 годах Михаил Лермонтов. Недалеко от Александровского дворца снимал дачу Александр Пушкин с молодой женой Натальей Николаевной; создатель «Истории государства Российского» – придворный историограф Николай Карамзин жил рядом с Екатерининским дворцом. С Царским Селом была связана жизнь композитора Михаила Глинки, поэта Фёдора Тютчева. В начале XX века Царское Село было местом для поэтических собраний. Мандельштам в стихотворении 1912 года «Поедем в Царское Село» призывал оставить Петербург, воплощающий собой напыщенное «царство этикета» и направиться туда, в «казармы, парки и дворцы». В небольшом царскосельском деревянном доме, где жили Николай Гумилев и Анна Ахматова, проходили собрания «Цеха поэтов», на которые приезжали Игорь Северянин, Сергей Городецкий, Николай Клюев, Михаил Кузмин, Сергей Есенин. После призыва в армию в 1916 году Есенин служил санитаром в Царскосельском военно-санитарном поезде.
После революции, с 1918 года, Царское Село стало именоваться Детским Селом. В 1937 году, в связи со 100-летием со дня гибели Александра Пушкина, город был назван его именем. Но, какие бы названия ни носили эти места, эти дворцы и парки, как сказал поэт, «здесь каждый шаг в душе рождает воспоминанья прежних лет…».