Наверное, до дна Марианской впадины наша тв-реклама ещё не погрузилась, но уже близка к этому, ибо из пучины пошлости и глупости лезут и лезут на свет чудища морские и дурацкие болваны.
Горы… Для всех, кто жил и живёт в России, впрочем, и для всякого культурного, образованного человека на земле – это то, что захватывает дух: горы на рассвете, на закате, да и в любое время дня и ночи! Это такая красота Божьего мира, которая не может не коснуться души и закоренелого сухаря, это то, что может и к Богу привести даже и атеиста, и холодного душой. Горы спасли Ноя, они дали воодушевление художникам, музыкантам, поэтам, всем творцам и романтикам мира, влюблённым и мужественным смельчакам. Горы загадочны и величавы, они хранят вековые тайны и не прощают панибратства и беспечных туристских расхохатываний. «Внизу не встретишь, как не тянись, за всю свою “счастливую” жизнь…» – дальше знают все, кто так же думает о горах, в душе звучат нехитрые переборы гитары и памятен всем знакомый и дорогой, хриплый голос. Для меня одним из величайших символов красоты Божьего мира до самой смерти останется картина слияния сверкающих голубизной Арагви и Куры, которые видишь с горы Джвари, с неё же виден храм Светицховели – сакральное место для всех христиан мира.
«…казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько мог глаз разглядеть, она все поднималась и, наконец, пропадала в облаке, которое ещё с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы, как коршун, ожидающий добычу…отрадное чувство распространялось по всем моим жилам, и мне было как-то весело, что я так высоко над миром: чувство детское, не спорю, но, удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми; всё приобретённое отпадает от души, и она делается вновь такою, какою была некогда и, верно, будет когда-нибудь опять». Так великий М.Ю.Лермонтов бесподобно описал «животворящий воздух» гор и ущелий.
Но те, кто занимаются рекламой в наших СМИ… люди ли они? Может, даже и не сухари, и не брёвна бесчувственные, а уже полуроботы? В очередной банковской рекламе, напялив альпинистскую одежду, на фоне гор «артисты» карабкаются вверх и произносят: «Что может быть лучше гор?» Ответ: «Высокий процент в банке».
С одной стороны, такое кощунство в сотни раз хуже реклам с паясничающими существами непонятного пола или слишком нагло выпяченного, как у хохлушки Лолы!
С другой стороны, образованцы, нанятые банками и снявшие рекламу про «Татьяну» и «Онегина», «Раскольникова», «Ларису Огудалову» и «Паратова», рассчитывали на ответную реакцию и привлечение новых клиентов. Но на чью реакцию они рассчитывали? Правильно: тех, кто эти произведения читал. Но сами-то они если и читали, то не усвоили главного: ни духа произведений, ни смысла характеров героев. И полезли со свиным рылом примазываться к русской классике… «Татьяна», на которую напялили подходящее платье, – максимум кокетка из породы современных баристок, разливающих кофе; «Онегин», придурковато улыбается, изображая то ли радость, то ли сытость, ни в одно мгновение не похож ни на денди, ни на интеллектуала; «Раскольников», конечно, для них беснующийся психбольной (ещё посмели и авторский текст включить); «Лариса Огудалова» и «Паратов» говорят, разумеется, не о любви… Все эти персонажи озабочены процентами и вкладами, прибылью и выгодными кредитами. Однако! Господа рекламщики! Поймите, те, кто знают и любят русскую классику, конечно, не только возмутились пошлостью ваших попыток использовать её для своих алчных банковских идолищ, но лишь саркастически улыбнулись на ваши приманки. Цели вы не достигли: эти пошлые подмены вызвали у ЧИТАВШИХ классику только брезгливое неприятие.
Однако вам следует продолжать в том же духе: те, на кого вы рассчитывали, то есть на читавших русскую классику, не станут вашими клиентами. Они, наоборот, побегут от вас. Чего нам и нужно!
А может, это такой замысел – представить «Татьяну, русскою душою» и других наших самобытных героев – дешёвыми манекенами? С чего это, мол, ваш великий Пушкин говаривал – «Онегин, добрый мой приятель…»? Грустно то, что на молодых эти подмены и опошление могут очень даже подействовать. Но старшее поколение ещё может постараться донести до них живую красоту и русской классики, и Божьего мира. Впрочем, пока мало кто из молодых побежит делать вклады и брать кредиты по другим, правда, причинам. Так что время у нас ещё есть.
Думается, В.Высоцкий и Ю.Визбор, не подали бы руки рекламщикам, а альпинисты бывшие и нынешние, вполне возможно даже захотят вам и физически ответить или вызвать. Впрочем, рекламщикам надо сначала ознакомиться с тем, что это означает – «вызвать». Википедию им в помощь!
«Порнография духа» продолжается, – заключил бы поэт…
Поистине, иногда – чем хуже, тем лучше: мертвящая пластмассовая сущность банковских «миров» яснее видна на фоне вечных ценностей мира.
Варламова Наталья Владимировна, педагог, филолог, публицист
1.
Наконец то обращено внимание на рекламу.
А то ведь у нас проблемы серьёзные, глобальные, русские. Катехон, он ведь воздухом смрадным не дышит - он дышит мыслями умными).