Как известно, в последние полгода – год в России то и дело предпринимаются попытки открыть новое окно Овертона: участились случаи удаления православных Крестов с государственных и публичных символов, и эти действия уже не кажутся случайными. Некие комментаторы назвали такие попытки «крестопадами», хотя, думается, они очень поторопились.
Большой резонанс в православной среде москвичей и всей страны вызвало неожиданное решение (от 23.01.2024г.) муниципальных депутатов московского округа Зеленограда изменить герб муниципального образования. На нём было изображено стилизованное здание православного храма – Никольского, 1827 года постройки, и здание венчал православный Крест (почему-то шестиконечный). В новом варианте 2024 года Крест со здания исчез, ибо никак нельзя считать Крестом некую едва различимую круглую нашлёпку на куполе. Задним числом на рисунке эта нашлёпка превратилась в крошечный четырехугольный крест. В описании же (эталоне) герба о Кресте не сказано ничего!
В связи с этим Русское Собрание 27 января обратилось к префекту Зеленоградского АО Москвы с просьбой ответить на следующие вопросы: почему, приняв решение об обновлении муниципального герба, депутаты района Савёлки удалили с изображения православный Крест; проводились ли по этому вопросу слушания или опрос населения; где и как прописаны «изменившиеся геральдические стандарты»?
В Москве и стране последовала мощная общественная реакция: подобные новшества вызвали раздражение и удивление. Буквально в течение недели власти спешно изменили своё решение и вернули на герб изображение храма с венчающим его Крестом. Крест стал большим, но четырёхконечным! От администрации префектуры последовали ответные письма и публикации на сайтах, в них приводилось множество ссылок на статьи Конституции РФ, законы, подзаконы московского Правительства, из которых вроде бы следовало, что это окно Овертона не только можно было открывать, но даже кому-то это вдруг стало почему-то срочно нужно. Разумеется, непонятно, кому и зачем.
Похоже, чиновники, написавшие подробные отписки, не дали себе труда хотя бы побеседовать с настоятелем храма или заглянуть в православные энциклопедии, чтобы не попадать снова в неловкие ситуации. Новогеральдическое обезличивание сменилось присвоением православному храму католического креста.
В ответах чиновников, в частности, Чеботарёва А.В., так и не сказано, почему же герб надо было менять и в чём заключаются новые «геральдические стандарты», где они прописаны и опубликованы, кто их автор(ы).
Важная информация в ответах касалась того, что официальные символы государственной и муниципальной символики Москвы разрабатываются и утверждаются Уполномоченным органом: Геральдическим советом столицы. Там же отмечено, что проекты гербов проходят экспертизу в данном Уполномоченном органе. Однако так и не ясно и неизвестно, было ли решение №2-СД совета депутатов муниципального образования Савёлки ЗелАО Москвы «Об официальных символах» (гербе и флаге) принято к рассмотрению Геральдическим советом, то есть Уполномоченным органом или уже одобрено.
В связи с этим общественность ждёт ответа этого органа по поводу утверждения или неутверждения внесённых изменений. Следует отметить, что на сайте представлены рисунки до изменений герба и после. Однако! Эталоном герба является его текстовое описание («блазон»), а не рисунки. В новой версии описания герба опять же по непонятной логике ОТСУТСТВУЕТ ОПИСАНИЕ Креста! То есть Креста опять как бы нет.
Ведь герб – это не просто официальное изображение, связанное в огромной степени с историей и культурой населённых пунктов. В гербе сливаются воедино глубинные национальные и государственные, исторические, религиозные, культурные символы. Кому же вдруг стали мешать Кресты?
А ведь постепенное удаление крестов из культурной жизни народов началось в других странах лет 20 назад: в Европе красные кресты на медицинском транспорте заменили на некие синие снежинки; в Израиле на таких же машинах – шестиконечная звезда и даже в польском Освенциме (с согласия папы римского Иоанна Павла II), поминальный Крест вынесли с территории концлагеря на удалённое расстояние… Неужели и в России православные Кресты снова стали кому-то слепить глаза?
Таким образом, следует ли считать, что ответы чиновников префектуры были опубликованы для того, чтобы успокоить общественность? Или же нам следует ждать ответов Геральдического совета столицы? Существуют ли «изменившиеся геральдические стандарты»? Где опубликованы эти изменения?
В письме Русского Собрания отмечалось: «Удаление символов Православия – религии, сформировавшей российскую государственность и русскую культуру, считаем идеологической диверсией, поскольку такие шаги провоцируют напряжение в обществе, формируют недоверие к власти. Сегодня, когда нашей стране особенно необходима консолидация всех здоровых сил, а Русская Православная Церковь служит этой цели и на фронте, и в тылу, зачем понадобилось это "обновление”, хотели бы знать члены РС и миряне, прихожане зеленоградских и других православных храмов».
К сожалению, пока ответы на главные вопросы не получены!
Варламова Наталья Владимировна, педагог, филолог, публицист
4. Кому помешали Кресты?
3. Ответ на 1, Фиалка:
Губернатор сообщил журналистам, что "владыка считает что это заговор, а я говорю: да не может быть...".
А пропали-то кресты прямо с памятника "Тысячелетие крещения Руси". Его жители области выбрали символом своего региона.а были ли письма в администрацию города? От населения? От Благочиния?
2.
Санкт-Петербургский Государственный Университет (СПБГУ) отмечает в этом году 300 лет и является единственным вузом, который пользуется правом в своей геральдике использовать дореволюционного орла.
Только почему-то при обновлении брендбука университета опять куда-то потеряли православные кресты. И вообще сделали логотип СПБГУ максимально блеклым и убогим.
Вот сравните, мощный цветной исторический логотип СПБГУ с крестами и брутальными орлами vs монохромная серая курица без крестов в текущем гербе.
Новый брендбук кто делал, интересно? Дизайнер-дальтоник с атрофией вкуса и исторической памятью манкурта?
1. "Заговор?Да не может быть..."
Губернатор сообщил журналистам, что "владыка считает что это заговор, а я говорю: да не может быть...".
А пропали-то кресты прямо с памятника "Тысячелетие крещения Руси". Его жители области выбрали символом своего региона.