Духовное завещание Пушкина

Вспомним и перечитаем чудесный, победный, воскрешающий душу Пасхальный цикл

Александр Сергеевич Пушкин 
0
298
Время на чтение 8 минут

145 лет назад, в июне 1880 г. в Москве состоялся первый Пушкинский праздник. Он был приурочен ко дню рожденья поэта и открытию знаменитого сегодня памятника работы Александра Опекушина. Правда стоял он тогда с другой стороны Тверского бульвара, напротив взорванного в 1950 году большевиками Страстного монастыря. Теперь он стоит на месте его уничтоженной колокольни.

Постоянно путаются в датах праздника. Дело видимо вот в чем. Памятник планировали открыть 26 мая (по ст. ст.) – в день рождения поэта. Но 22 мая умерла императрица Мария Александровна, супруга императора Александра II и мать императора Александра III. Поэтому из-за траура торжество отложили на две недели. Таким образом, памятник был открыт 5-6 июня (по ст. ст.) 1880 г. Так появилась дата 18-19 июня (по нов. ст.) – как дата первого пушкинского праздника. Что внесло путаницу и в последующие «Пушкинские дни», которые у нас традиционно отмечают 6 июня, как день рожденья Пушкина, хотя даты очевидно не сходятся. Но оставим этот вопрос специалистам, речь пойдёт о другом.

Итак, у памятника в день его открытия собрались лучшие писатели России: Достоевский, Тургенев, Аксаков, Островский, Майков, Полонский, праздник длился три дня. И это вообще был первое настоящее большое чествование Пушкина в стране. Сейчас это кажется странным, но даже поставить памятник поэту стоило немалых трудов, и попытка эта увенчалась успехом лишь со второго раза. Первый открытый сбор средств на памятник поэту, инициированный выпускниками Царскосельского лицея в 1860 году ни к чему не привел. Так что через 10 лет пришлось объявлять новый сбор.

Ахматова была права, когда говорила, что Пушкин во второй половине 19 века «был полузабыт», а культ его теплился лишь в среде высшей культурной элиты. Что в общем и справедливо: Пушкин – поэт в высшей степени элитарный, поэт для поэтов. Другое дело – и в этом удивительный гений Пушкина, пожалуй, единственный в мире – что, будучи поэтом для элиты, он одновременно является и выразителем подлинной народности. То есть – подлинно народным поэтом.

За историей споров о Пушкине, то есть за тем, как понимание Пушкина пробивало себе дорогу в русской культуре следить также крайне любопытно.

Традиционные русские западники и славянофилы не слишком жаловали Пушкина: для одних он был слишком аристократ, далекий от демократических идеалов (что верно: демократию Пушкин терпеть не мог), для других – слишком легкомыслен и далек от немецкой философии (сам Пушкин к славянофилам относился с симпатией, но над их романтическим шелленгианством, конечно, посмеивался).

По-настоящему Пушкина понимали люди, либо ему конгениальные – Гоголь и Достоевский, либо те, кому идеология не затмевала художественного чутья (практика показала, что именно подход к Пушкину с идеологическими мерками стопроцентно гарантирует неудачу), такие как Михаил Катков и Аполлон Григорьев.

Так это остаётся и поныне. После 1880 года (ознаменованного также знаменитой «Пушкинской речью» Достоевского), Пушкина всенародно «открывали» еще дважды: в 1899 году, когда с большим размахом было отпраздновано столетие со дня рождения поэта, и в 1937-м, когда с еще большим размахом было отмечено столетие со дня его гибели. После первого празднества загремел «символистский Пушкин» («пропущенный через Брюсова и Мережковского», как язвил Г. Федотов), второй же стал годом рождения «советского Пушкина» (см. Можегов В. Год Русского Возрождения: Пушкин и 37-й).

Советский Пушкин оказался демократом, революционером и «зарёй Октября». Собственно, именно его мы главным образом сегодня и знаем. Но, хотя советский Пушкин был весьма деформирован и далек от реального, в нем, однако же, была своя монументальность и значительность: стоя в центре культурного мира СССР Пушкин становился его стержнем, его несущей конструкцией и задавал планку, так что достаточно высокий уровень советской культуры – во многом его именно заслуга.

В то же время и сама советская культура держала почтительную дистанцию к Пушкину. Так что мы сегодня имеем немало шедевров, непосредственно Пушкиным вдохновлённых: спектакли, кино, оперы, балеты, да и просто декламация пушкинской поэзии И. Смоктуновским или пушкинский текст в фильме Тарковского – это настоящие культурные явления.

Культура постсоветская являет в этом смысле один зияющий провал. Что и не удивительно. В сущности, мы вернулись к тому времени забвения, о котором говорила когда-то Ахматова, и – тотальному царству пошлости на руинах культуры, где в лучшем случае – отдельные одиночки продолжают держать оборону.

И вот про подвиг одиночек, продолжающих открывать нам настоящего Пушкина, сказать стоит.

Важнейшим популяризатором поэта в перестроечное время, которому удалось разобрать душные советские перегородки и открыть Пушкина в глубину христианской онтологии, был В.С. Непомнящий. Но и сегодня живы люди, продолжающие, несмотря ни на что, эту важнейшую для выживания народной души работу.

Еще в 1950-е годы было совершено важнейшее открытие в пушкинистике. Каждому внимательному читателю очевиден невероятный духовный рост поэта последних лет, и каждому внимательно читающему последние стихи поэта ясно, что он присутствует на поэтических вершинах невероятной высоты. Причем эти вершины представляют собой единую горную цепь.

И действительно, кропотливая работа пушкинистов показала, что последние стихи поэта оказываются связаны в единый цикл, получивший условное название «Каменноостровского» (поскольку они были написаны на даче петербургского Каменного острова летом 1836 г.).

В 1954 г. Н.В. Измайлов обнаружил пушкинский автограф стихотворения «Мирская власть» с цифровой пометкой над ним. Несколько других пушкинских помет римскими цифрами над другими стихами позволили объединить их в единый «лирический цикл» (как назвал его сам Измайлов).

Сегодня существование цикла, своего рода духовного завещания поэта, уже не вызывает сомнений. Однако, споры о смысле цикла, как и о количестве стихов и их нумерации продолжаются.

Есть, впрочем, совершенно бесспорное ядро: II. Отцы пустынники и жены непорочны; III. «Подражание италианскому (Как с древа сорвался предатель-ученик); IV. «Мирская власть» (Когда великое свершалось торжество// И в муках на Кресте кончалось Божество). Что касается стихотворения «Из Пиндемонти» (Не дорого ценю я громкие права// От коих ни одна кружится голова), то среди пушкинистов идет спор прочитывать ли знак в автографе как «VI» или как «№I».

Очевидно, что перед нами вершина пушкинского поэтического творчества. Очевидна и его напряжённая обращенность к духовной сфере, по причине чего цикл часто называют «евангельским». Цикл, однако, остался незавершённым (хотя и вчерне полностью почти готовым), что оставляет пространство для интерпретаций.

Блестящую интерпретацию пушкинского цикла выдвинул д.ф.н. профессор Иван Есаулов («Каменноостровские стихи – подлинные шедевры пушкинской поэзии, может быть, лучшее, что было им написано», справедливо замечает исследователь), указав на то, что произведения цикла приурочены к дням Страстной седмицы, когда на церковных службах вспоминаются отдельные евангельские события (см. Есаулов И. Каменноостровский цикл А.С. Пушкина как Пасхальный текст), и особенно отмечая парафрастичность цикла: в самом деле, здесь все как бы цитаты, отсылки: личное уходит, обнаруживая всечеловечное и всеисторичное.

Так, стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны» – есть парафраз молитвы Ефрема Сирина, которая читается на Великопостных службах. В «Подражании италианскому» Пушкин обращается к судьбе Иуды (Великий четверг), в стихотворении «Мирская власть» – к распятию Христа (Великая пятница).

Очевидно, что к этим трём примыкает и стихотворение «Когда за городом, задумчив, я брожу», отражающее день Великой Субботы (великого покоя перед днем Воскресения), и, наконец, завершающий весь цикл, воскресный пасхальный «Памятник»: Нет, весь я не умру!

В своё время, ничего ещё не зная о существовании цикла, ни тем более его «пасхальном» смысле, я чисто интуитивно делал те же выводы (как вероятно  должен их сделать и всякий внимательный читатель Пушкина), и даже написал обширную статью, в которой говорилось: «Все последние стихотворения Пушкина – словно одно непрерывное таинственное восхождение по лестнице духа: «Мирская власть», «Как с древа сорвался предатель-ученик», «Напрасно я бегу к сионским высотам», «Не дорого ценю я громкие права», «Отцы пустынники и жены непорочны»… Наконец, предваряющее «Памятник» «Когда за городом задумчив я брожу», в котором пройдя меж склизких могил публичных кладбищ, «безносых гениев» и «мелких пирамид» мира, поэт уходит к мирному сельскому кладбищу и там останавливается под сенью широкого колеблемого дуба… О чем-то шепчет ему листва этого Дуба, накрывшая его, словно крыло ангела смерти? … Это навсегда останется тайной. Но вероятно отсюда, из-под этой сени 21 августа 1836 г. (по старому стилю, между праздниками Нерукотворного образа и Преображения Господня) начинает свое грандиозное восхождение его «Памятник», в котором с лаконичностью и строгостью монументального эпиграфа поэт подводит итог своей жизни и своему служению…» (Можегов В. Памятник бессмертия, 2013).

Очевидно и то, что «Веленью Божию, о, муза, будь послушна» «Памятника» ясно перекликается с гимном божественной свободе (столь отличной от пошлых либеральных «свобод» последнего человека) первого стихотворения цикла:

…По прихоти своей скитаться здесь и там,

Дивясь божественным природы красотам,

И пред созданьями искусств и вдохновенья

Трепеща радостно в восторгах умиленья.

Вот счастье! вот права...

Само это сведение воедино божественной свободы и послушания Духу поистине изумительно, являясь подлинным поэтическим открытием Пушкина, замечает И.Есаулов.

Итак, согласимся – перед нами действительно духовное завещание гениального поэта всему русскому народу. Лучшим же памятником самому поэту в дни его памяти будет, наверное, такой: вспомнить и перечесть его чудесный, победный, воскрешающий душу Пасхальный цикл.

Владимир Ильич Можегов, православный публицист

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Ильич Можегов
Три года Петру Мамонову
"Я самый плохой"
16.07.2025
Пушкин против Радищева
Человек, в котором отразилась эпоха во всей её болезненной противоречивости
14.07.2025
Все статьи Владимир Ильич Можегов
Александр Сергеевич Пушкин
День памяти поэта К.Н. Батюшкова
Также сегодня мы вспоминаем командира крейсера «Варяг» В.Ф.Руднева, дипломата Я.И.Булгакова, архитектора В.Г.Сретенского, математика А.А.Маркова, ректора МГУ А.А.Мануйлова, историка Н.Д.Шаховскую-Шик, поэта М.В.Исаковского и генерала армии Д.Д.Лелюшенко
20.07.2025
Мы горды, что являемся Вашими современниками
Приношение народному артисту Василию Ливанову в честь его 90-летия
18.07.2025
День обретения мощей преподобного Сергия Радонежского
Сегодня мы также празднуем день памяти прпмцц. вл. кн. Елисаветы и инокини Варвары, вспоминаем Императора Иоанна VI и живописца В.Д.Поленова
18.07.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Историю переписать можно, но изменить нельзя
Новый комментарий от Александр Уфаев
27.07.2025 10:57
Коммунизм и революция – вовсе не слова-синонимы
Новый комментарий от Советский недобиток
27.07.2025 10:55
Проект «Мумия» потерпел фиаско
Новый комментарий от Русский танкист
27.07.2025 10:14
Иудео-протестантская цивилизация наносит удар
Новый комментарий от матвей
27.07.2025 07:59
Царь разрушит ложь
Новый комментарий от Vladislav
27.07.2025 01:12