Пальмовые ветви в руках, взметнувшихся над временем

Египтяне-копты не только принарядились, у каждого на руке был вытатуирован крест…

1 Калужанин 
162
Время на чтение 5 минут
Фото: предоставлено автором

Занесло несколько лет назад в Хургаду, причём в странный период: когда там начался сезон ветров, точнее, пыльных песочных вьюговеев.

Приходится сидеть в номере или бродить по холлам отеля, претендующего своим вычурным оформлением на роскошь. Только эти притязания напоминают избу, оклеенную золотой бумагой, с помощью которой Емелька Пугачёв пытался выдать себя за правителя, знающего, что такое шик-блеск-красота.

Побродив по магазинчикам, заманивающим всякого туриста ярко-душистой экзотикой, в конце концов оседаю в крошечной лавке с бижутерией и знакомлюсь с молодым весёлым продавцом – Петром, да, так он и назвал себя, по-русски.

На самом видном месте в лавке стоят 3 православные иконы, но не в качестве товара, и мне сразу становится тепло – нашла своё, а то всё эти скульптуры людей с головами животных и прочих мифических существ… Причём это же камуфляж, а не артефакты, выполняющие на курортах функцию, подобную роли девушки с веслом в советских парках.

Захожу к нему «на поболтать», деваться некуда, море недоступно: ещё и похолодало, гулять нельзя… Смуглый весельчак открыт и любознателен, он рассказывает о себе, о том, что у него три сестры, мать, и всех надо тянуть, а ему и самому хочется жениться. Однако сначала надо заработать приличную сумму, чтобы родители девушки были уверены хотя бы в относительном благополучии будущего мужа. Спрашивает о России, Москве, и развеселил, и немножко расстроил сообщением о том, что египтяне называют наших девушек, которые слишком охотно идут на откровенные знакомства, «наташками».

…В тот год Пасха была ранняя, и на Вербное Воскресенье, так в России чаще называют Вход Господень в Иерусалим, мы ещё были в Хургаде. Пётр рассказал, как проехать на службу в коптскую христианскую церковь, куда мы и отправились рано утром в праздничный день.

Одноэтажное скромное здание, похожее на наши деревенские школы, никаких куполов, тем более маковок, просто на крыше крест. Понятно, что это деревенская церковка, ведь и Хургада – небольшой городишко, шикарные курорты не в счёт. Разумеется, в Александрии или Каире древность и торжественность, здесь же – непритязательно и просто.

На земле разбросана солома, множество людей от мала до велика снуют перед входом, и погудывает мирный говорок. Белозубая молодёжь раздаёт пальмовые ветви, именно ими приветствовали Господа две тысячи лет назад в Иерусалиме. Похоже, пробиться в церковь невозможно: на входе плотно стоят и заглядывают через головы принаряженные люди. Но я всё-таки через какое-то время просачиваюсь и встаю с самого края.

Прямоугольное помещение заполнено до отказа: строго с одной стороны стоят мужчины, с другой – женщины. Раньше и в наших церквях было такое правило, сейчас почему-то оно не соблюдается. Возможно, потому, что обычно женщин в храме в 2-3 раза больше. Здесь женщины вообще-то не стоят, а сидят, и почти все заняты переговариваниями. При этом очевидно, что они ещё и успевают сканировать особенности нарядов товарок, впрочем, мы всегда и везде не теряем этот природный талант. Абсолютно контрастно всё устроено на противоположной половине: во-первых, торжественно одетые мужчины, хранящие молчание, не сидят, а стоят, сцепив руки внизу животов. Они внимают тому, что говорит и делает священник, лица их строги и сосредоточены. Я всё ждала, когда же они сделают замечание гудящему женскому цветнику, но мужчины совершенно невозмутимы и поглощены службой. Может, они считают женщин сродни малым детям?

В церкви почти нет икон, только у алтаря 2-3 образа, небольшое распятие, а стены непривычно пусты, на наш православный взгляд. Священник плавно произносит что-то на незнакомом языке, похожем на шум ветра из-за обилия «г», «к», «х»; ему вторит вовсе не многоголосый хор, как в наших храмах, а всего 1-2 мужских голоса. Пение грустное и протяжное. Хочется дождаться момента причащения Святых Христовых Тайн, но, к сожалению, не удаётся: мы зависим от возможностей нашего шофёра.

Несмотря на то, что женщины в церкви в продолжение всей службы жужжали, как пчёлки, это не испортило впечатления, и в памяти осталось ощущение того, что все эти люди в приподнятом настроении объединены духом праздника, пусть всё кругом и скромно-скромно.

Днём дарю Петру веточку пальмы, а он мне бумажную икону Георгия Победоносца. Немного поговорили, вдруг он грустнеет:

– Знаешь, вот объясни… Я прихожу на работу очень рано, когда в отелях вы все ещё спите. Надо вынуть из сейфов товар, разложить его, проверить ценники и прочее. И вот почти каждый раз, когда я иду к отелям, вижу сидящих, а то и полулежащих на лавочках едва одетых женщин из числа отдыхающих. Мне понятно, что они здесь, в том числе и потому, что пьяны.

Одно мне совершенно непонятно, объясни, если сможешь. Я не собираюсь этих женщин осуждать, они сами выбрали свою дорогу, но почему, скажи, почему у всех у них на груди цепочки, а на них – крестики? Почему у ЭТИХ женщин крестики?

Молчу. В голове воцаряется звенящая тишина. В ней нет никаких слов вообще.

Очень хочется прервать неловкое молчание. Наконец приходит откуда-то вопрос, как кажется, способный порвать напряжённую тишину:

– А ты почему не носишь крестик?

Пётр посылает мне глубокий взгляд тёмных влажных глаз и поднимает правую руку, повернув её ко мне тыльной стороной. Сразу под кистью вижу татуировку небольшого синего креста. На мой немой вопрос он отвечает так:

– Нас за веру и по сей день убивают, как это было в первые века христианства. Крестик могут сорвать, а эта татуировка с нами навсегда. Иногда трупы христиан нельзя опознать, потому что мусульмане, или звери, выдающие себя за мусульман, надругаются над телами. И тогда по этому крестику можно узнать, что мы христовы.

Очередной теракт в Египте был 9 апреля 2017 г., на Вербное Воскресение. Убитые и раненые. Они спешили на праздник в храм…

Египтяне-копты не только принарядились и взметнули над головами пальмовые ветви, у каждого на руке был вытатуирован крест…

Варламова Наталья Владимировна, педагог, филолог, публицист

Фото предоставлены автором

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Владимировна Варламова
Поистине, иногда «чем хуже, тем лучше»!
До дна Марианской впадины наша тв-реклама ещё не погрузилась, но уже близка к этому
13.11.2024
Кому помешали Кресты?
В России участились случаи удаления православных Крестов с государственных и публичных символов
19.02.2024
Нужен книжный СМЕРШ!
Мусорные книги «психологов» и манипуляторов – это лишь один слой пластмассовой шелухи
13.12.2023
Дорогие рамки для дешёвых картинок
Как гульбищами и игрищами затуманивают мозги людям, делая их объектами социокультурного программирования
06.09.2023
Запрещать, убивать или долго издеваться?
Время наводит резкость на картины событий и действующие лица
30.08.2023
Все статьи Наталья Владимировна Варламова
Последние комментарии
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:57
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07
Фиктивная ликвидация
Новый комментарий от Ленчик
21.11.2024 16:37
Гарри Поттер и дух растления
Новый комментарий от Константин В.
21.11.2024 15:49