Как сообщалось, 16 июня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в церковно-научной конференции «100-летие начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь», состоявшейся в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве.
В своем выступлении Первосвятитель, в частности, заявил: «Я бы хотел сказать о том, что сегодня, к сожалению, в молодежной среде мы наблюдаем рост негативного отношения к Церкви. Происходит это, конечно, не на ровном месте, происходит это под влиянием того сильного и враждебного по отношению к Церкви информационного потока, который распространяется через социальные сети. А для того чтобы возбудить негативные чувства, используется все то же, что использовалось в конце XIX - начале XX века, и тем более в революционные годы, - какие-то ошибки со стороны духовенства, оплошности, какие-то проявления недостойной жизни... В масштабах Церкви - это единичные случаи, но эти единичные случаи таким образом подсвечиваются, чтобы создать образ Церкви, погрязшей в богатстве, грехе, безразличной к повседневным трудностям людей».
Причинам враждебности молодежного интернет-контента к Церкви посвящена беседа заместителя главного редактора «Русской народной линии» Александра Тимофеева с представителем современной молодежи России, российским независимым журналистом, военным корреспондентом, режиссером Иваном Душеновым.
Александр Тимофеев: Кстати страница Святейшего Патриарха Кирилла в соцсети «ВКонтакте» одна из самых популярных среди православных групп, но и она имеет менее 400 тыс. подписчиков, что для 140-миллионной России, 80% населения которой являются православными людьми, крайне мало. А ведь история Православия знает чрезвычайно популярных религиозных лидеров, можно хотя бы вспомнить трех Иоаннов - Иоанна Крестителя, святого праведного отца Иоанна Кронштадтского и митрополита Иоанна (Снычева). Не может быть, что Русская земля оскудела духовными авторитетами. А то выходит, что те же блогеры Соколовский и Соболев пользуются у молодежи несравненно большей популярностью, чем самые популярные православные деятели. Как объяснить этот парадокс?
Иван Душенов: Если ознакомиться с комментариями подписчиков Святейшего Патриарха Кирилла в «ВКонтакте», то можно обнаружить, что в равной доле с адекватными людьми присутствуют шутники, хейтеры и те, кто преследуют цель задеть Патриарха и православных верующих. Мне неизвестно, модерируется ли его страница, удаляются ли негативные комментарии, но я неоднократно их там видел. И в этом случае, как говорят имиджмейкеры - нет плохой известности. Размышляя о том, почему в сети нет популярных православных видеоблогеров, замечу, что на пример с Иоанном Кронштадтским атеистически настроенная молодежь приведет аргумент - на дворе ХХI веке. Мол, не надо из прошлых веков вытаскивать обрывки менталитета.
А.Т.: Патриарх говорит о преобладании в социальных сетях среди молодежи антицерковного информационного потока. Некоторое время назад мы с тобой обсуждали современное состояние блогосферы. Просматривая наиболее популярные видеоблоги, я обратил внимание на то, что большинство из них являются по своей сути антицерковными ресурсами. Я не смог найти ни одного популярного молодежного видеоблога, лояльного по отношению к Церкви и религии в целом. Неужели это свидетельствует об антицерковном настрое российской молодежи?
И.Д.: Предлагаю начать анализ с ситуации вокруг Исаакиевского собора. На самом деле по этой теме не так часто и не так много высказываются в интернете. Высказываются в основном негативно, но нет постоянной долбёжки, дескать, Исаакиевский собор никогда не принадлежал Церкви, поэтому давайте его сохраним как музей. Есть только единичные колкие замечания.
Говоря о негативном отношении молодежи к Церкви и религии, могу вспомнить, как об этом высказался некий блогер Руслан Усачев - религия является перманентным источником для шуток и сатирических выступлений, и более богатого материала для этих целей больше негде не найти.
А.Т.: Популярные видеоблогеры, в том числе Руслан Соколовский, Руслан Усачев, Николай Соболев, говорят о религии и Церкви только в целях их дискредитации. Их интересуют исключительно церковные скандалы, пресловутые «попы на мерседесах» и прочие истории подобного рода. Почему в сети нет молодежных видеоблогов с миллионными подписчиками, где положительно говорили бы о Православии, Русской Православной Церкви и религии вообще? Может быть, Православие вовсе не интересно молодежи?
И.Д.: Вы абсолютно правы! Ни в коем разе не интересно. Более того, любой проект, как-то связанный с религией и положительным отношением к Русской Православной Церкви, соберет кучу дизлайков, принесет минимальную прибыль, зато будет много хейта. В нашей прошлой беседе я уже говорил, что видеоблогеры нацелены на зарабатывание денег и получение широкой известности, поэтому никто не станет связываться с темой, которая не принесет ничего, кроме ненависти.
А.Т.: Блог «Batushka ответит» священника Александра Кухты, который усиленно рекламируется «Правмиром», один из самых популярных православных видеоблогов. Но и он имеет чуть более 3 тыс. подписчиков. Как так получается, что видеоблогеры, положительно отзывающиеся о Русской Православной Церкви, не пользуются популярностью у молодежи?
И.Д.: Давайте вспомним диакона Павла Шульженка, который регулярно высказывался о происходящих в мире событиях через призму Православия. Он делал это на молодежном уровне, на понятном для них языке. И к чему всё это привело? Его отправили под запрет. Ныне он продолжает вести деятельность блогера, но только просмотров у него очень мало. Если раньше он обладал негативной известностью, то теперь у него вообще нет никакой известности.
Религиозные деятели были популярны благодаря преобладанию в обществе верующих людей. Конечно, по официальной статистке в России проживает 80% православных граждан. Но истинную статистику мы все прекрасно знаем. Искренне верующих воцерковленных православных христиан очень мало, молодежи среди них еще меньше. В целом молодежь от 14 до 30 лет смело можно назвать атеистической. О причинах неизвестности православных видеоблогеров я говорил выше - монетизация и дизлайки.
А.Т.: Если например посмотреть на то, как себя ведет тот же самый священник Александр Кухта в своих видеозаписях, то такое поведение вряд ли можно признать образцово православным. Священнику должно быть чуждо кривлянье, рэповские ужимки и прочие приёмы, распространенные среди видеоблогеров. Может, непопулярность православных видеоблогеров связана с неоднозначной оценкой такого рода деятельности со стороны православных верующих?
И.Д.: Проповедь в интернете возможна. Нужно нанять грамотных политтехнологов и имиджмейкеров, подобрать специалистов и вложить в раскрутку видеоблога миллионы рублей. И тогда по аналогии с Сергеем Дружко такой проект «выстрелит». Но повторю, требуются постоянные финансовые вливания. По большому счету нужна грамотная команда и богатый благодетель. Ныне просто так не пробьется даже антицерковный блогер. Это поле слишком заросло - колосу негде взойти.
А.В.: Но ведь эти меры вполне могут привести к появлению псевдоправославного продукта в стиле «православия лайт»...
И.Д.: А это уже зависит от личных качеств людей. Я пытаюсь раскрутить подобную тему с 2014 года, но пока мне не найти финансовых ресурсов.
А.В.: Неужели ты веришь в возможность создания популярного видеоблога, проповедующего неповрежденное Православие?
И.Д.: Я действительно думаю, что возможно создание настоящего православного видеоблога.
35. Ответ на 33., из Сибири:
34. Ответ на 30., М.Яблоков:
33. Ответ на 32., М.Яблоков:
32. Ответ на 31., из Сибири:
31. Ответ на 23., М.Яблоков:
30. Ответ на 29., Lucia:
29. Ответ на 26., М.Яблоков:
28. Ответ на 25., Hyuga:
27. Ответ на 25., Hyuga:
26. Ответ на 24., Lucia: