В среду, 25 июня, в зале Высшего Церковного Совета кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил работу очередного заседания Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru.
Повестка дня заседания включает следующие пункты:
сообщение председателя Синодальной комиссии по биоэтике епископа Петергофского Силуана на тему «Вызовы, связанные с развитием искусственного интеллекта»;
сообщение председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения на тему «О результатах подготовки педагогов основ православной культуры на платформе "Клевер Лаборатория" и о перспективах обучения учителей истории по предмету "Духовно-нравственная культура России"»;
сообщение председателя Синодального миссионерского отдела архиепископа Зеленоградского Саввы на тему «О внутрицерковном регулировании в связи с ожидаемым принятием "закона против крестоповала"».
Открывая заседание, Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к его участникам со словом, в котором поделился размышлениями по теме первого пункта повестки дня:
«У нас сегодня важная тема, как бы не очень связанная с традиционным богословием, но напрямую связанная с тем, что сегодня происходит в мире и что несёт в себе потенциальные угрозы для человека, для его духовной жизни. Последствия реализации идей, которые сейчас включены в повестку дня, могут очень сильно повлиять на мировоззрение людей, а это уже вопрос, которым Церковь должна со вниманием заниматься.
Хотел бы поделиться с вами некоторыми мыслями по этому поводу. Мы рассмотрим одну из важнейших тем современности — проблемы, связанные с развитием искусственного интеллекта. Эта бурно развивающаяся технология уже оказывает влияние на различные стороны жизни человека и общества, а потому требует со стороны Церкви вдумчивого и ответственного осмысления.
Прежде всего хочу подчеркнуть, что Русская Православная Церковь никогда не отвергала научно-технический прогресс как таковой — это хорошо известно. С интересом и вниманием мы относимся к подлинным достижениям научной мысли и всегда старались давать нравственную оценку открывающимся через научные исследования возможностям. Церковной традиции чужд иррациональный страх перед будущим. А вот в обществе, не только нашем, но и во всем мире, нарастают страхи — рациональные или иррациональные, в этом ещё нужно разбираться, — перед будущим. В связи с этим нам необходимо развивать собственные богословские исследования, формировать богословскую позицию по проблемам, которые сегодня волнуют людей и от решения которых действительно зависит будущее человечества. Следует приветствовать подготовку научных работ, нацеленных на изучение этой темы, с использованием возможных результатов этих исследований в богословии.
Очевидно, что искусственный интеллект в обозримом будущем окажет ещё более существенное влияние на все сферы жизни: экономику, государственное управление, образование, медицину, культуру и быт. Эксперты согласны, что грядущие трансформации будут масштабны. Однако мы призваны свидетельствовать, что эти изменения не должны подрывать основные ценности человеческого бытия. Вера, любовь, свобода, ответственность, семейные ценности — это основы, которые не подлежат подмене или тем более отмене при любых технологических трансформациях.
Насколько мы будем способны реализовать защиту непреходящих ценностей, Богоданных ценностей, от этого колоссального напора современных влияний? От массовой психологии, которая, чаще всего опираясь на разного рода научные или псевдонаучные идеи, преломляет всё это в очень опасную, выражаясь нашим языком, греховную практику жизни?
Особую тревогу вызывает возможная дегуманизация межличностных и общественных коммуникаций. Уже сейчас многие выбирают коммуникацию с машиной вместо общения с человеком. Это и понятно: использование машины для коммуникации может быть более эффективным, несомненно более быстрым, а иногда и более насыщенным со смысловой точки зрения, чем человеческое общение. Например, известно, что люди общаются с искусственным интеллектом как с личным психологом, спрашивают его совета и мнения. Но не следует забывать, что природа человеческая и природа общества предполагает в первую очередь связь человека с человеком. А если эта связь разрывается, общество деградирует или даже исчезает, ведь само слово "общество" — от того же корня, что слова "община", "общение". Каким станет мир, в котором будут жить люди, потерявшие способность общаться друг с другом, а значит, способность любить, прощать, сострадать?
Вот это уже богословская тема, потому что с исчезновением этих качеств и этих способностей человека человечество перейдет ту черту, за которой уже невозможно отличить добро от зла; а именно утрата этой способности и означает наступление эры антихриста. Как может прийти антихрист, это олицетворение зла? Только если люди потеряют способность отличать добро от зла и будут принимать злодея как великого вождя и наставника. Поэтому мы как христиане призваны сегодня осознать надвигающуюся опасность и на богословском языке, на языке Церкви сформулировать ответ на этот опасный вызов.
Ещё и ещё раз хочу сказать: то, что вчера казалось иллюзорным, фантастическим, сегодня становится реальностью, частью нашей жизни. И Церковь, несущая ответственность за духовное состояние человека и общества, призвана в полном смысле слова войти в эту проблематику и дать людям правильный, разумный, убедительный совет: как человек должен жить, чтобы оставаться человеком в полном смысле этого слова в совершенно новых условиях общественного бытия.
Вот эти слова я и хотел обратить сегодня к вам в качестве введения в нашу дискуссию».