«Нужно делать совместно большие проекты и общие дела»

Интервью с председателем отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии протоиереем Александром Пелиным

Бывший СССР  Встреча главы РПЦ и папы римского  Проблемы церковной жизни 
0
603
Время на чтение 11 минут
Как сообщалось, 1 февраля в северной столице состоялось первое в нынешнем году заседание Президиума Совета православных общественных объединений Санкт-Петербургской епархии. Собрание прошло под председательством заместителя председателя комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, директора Центра этнорелигиозных исследований, председателя отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии протоиерея Александра Пелина

В связи с этим собранием специальный корреспондент «Русской народной линии» Анна Бархатова встретилась с отцом Александром и попросила его ответить на ряд вопросов. 


Позвольте, прежде всего, узнать Ваше мнение о самом значительном, беспрецедентном событии внешней политики Русской Православной Церкви за последние годы – встрече Святейшего Патриарха Кирилла и папы Римского Франциска. Каковы, на Ваш взгляд, ее итоги?

Встреча имеет историческое значение, культурологическое, духовное, и, прежде всего, символическое. Я участвовал в телепрограмме, где был задан вопрос: практический или символический характер имеет данная встреча? Думаю, что когда люди говорят о «практическом характере», они пытаются быстрее «приземлить» масштабные, глубокие идеи. Важно, чтобы смысловые акценты, расставленные во время встречи, были наполнены практическим содержанием. Но это будет возможно лишь с течением времени, это задача на перспективу. В короткой беседе за столом переговоров решить глобальные вопросы не получается.

На встрече была выражена обеспокоенность положением христиан в мире и этот голос, который возвышают представители самой крупной в мире Православной Церкви и представители самой большой общины католиков, должен быть услышан мировым сообществом. Неслучайно большинство мировых СМИ рассказали об этой встрече, что является важным фактором в признании значимости возрождения религиозной жизни и в России также. Некогда «источник зла», атеизма, богоборчества, Советский Союз вдруг в глазах отдельной части мирового сообщества становится важным фактором религиозной мировой политики. Реально показана значимость Русской Православной Церкви на поле мировых религий.

При этом, надо заметить, что Святейшему Патриарху не понадобилось заниматься какими-то уступками, идти на компромиссы, потому что вопросы касались общемировой повестки дня, сохранения христианства на Ближнем востоке, утверждения ценностей семейной жизни. Итоги встречи устремлены в будущее, нацелены на перспективу дальнейшего мирного сосуществования людей с разным мировоззрением, с разными политическими предпочтениями, но ставящими христианство в основу своей жизни.

Гаванская встреча Патриарха и понтифика вызвала массу общественных дискуссий. Как следует относиться к ней православной общественности?

Я хотел бы выразить сожаление, что отдельные представители православной общественности Санкт-Петербурга начинают нагнетать ненужные эсхатологические опасения в связи с этой встречей. Тут же вспоминаются пророчества старцев, вспоминаются как существующие, так и не существующие идеи этой встречи, приплюсовываются опасения по поводу так называемого «Восьмого вселенского собора», который, на самом деле, не является ни восьмым, ни вселенским. К примеру, еще святой Марк Эфесский писал, что IV Константинопольский собор (879-880) он готов признать за Восьмой вселенский.

Христианин живет сегодняшним днем, и не нужно опасаться того, что произойдет. Как известно, без воли Божией «и волос с головы вашей не пропадет» (Лк. 21:18). Поэтому, давайте честно трудиться, не впадать в истерику, не поднимать эсхатологическую, чувственную муть со дна, а быть верными Преданию и Писанию Церкви.

Учреждение Совета православных общественных объединений Санкт-Петербургской епархии состоялось в декабре 2015 года, на Первом Форуме православной общественности. До сих пор в северной столице взаимодействие православно-патриотической общественности и епархии носило эпизодический, а нередко и неконструктивный характер. Удовлетворены ли Вы итогами Первого Форума православной общественности Санкт-Петербурга?

Главное, что произошло на этом Форуме - встреча главы Санкт-Петербургской митрополии и руководителей наиболее активных, общественно-значимых организаций и проектов. Важно, что собравшиеся услышали четкую, ясную, аргументированную позицию священноначалия по теме соработничества патриотических сил и церковных структур. В первую очередь - это совместное с настоятелями, с прихожанами, налаживание в полном объеме подлинно православной жизни вокруг храмов. 

Что уникального произошло на Форуме? Был «поставлен диагноз» современному положению дел в патриотическом движении не только в Санкт-Петербурге, но в целом в России. Он говорит о том, что нужно делать совместно большие проекты и общие дела. Например, в Петербурге 12 сентября 2015 года прошел большой Крестный ход, в котором приняло участие порядка 100 тысяч человек. Вот в таких проектах и нужно участвовать, где всем есть место, и ветеранам вооруженных сил, и представителям спортивных патриотических организаций, культурным, досуговым патриотическим центрам.

Как мне видится, очень важно работать на местах. Мы в России часто мыслим глобальными категориями - сразу хотим изменения на уровне Госдумы, Президента, Правительства. Для того, чтобы кто-то кого-то услышал, надо сначала сделать что-то на месте. И постепенно от «низов» такая инициатива должна расти к «верхам», а другого пути нет. Социально-патриотические сообщества, образованные, грамотные прихожане, православная общественность - это и есть ответ тем силам, которые пытаются развалить Россию.

Как у нас в стране устроены права и законы? У нас представителей общественных организаций, как правило, не слушают. Есть личная ответственность - человек может подать в суд на кого-то, но это западная, модернистская модель, индивидуалистическая концепция прав и свобод. А нам необходимо возвращать традиционные смыслы в концепцию прав и свобод, в том числе коллективную ответственность, семейную ответственность.

Среди организаций с активной общественной позицией немало тех, которые заявляют о себе как о традиционных, патриотических, однако, все они сильно разрозненны. Как Вы думаете, что может помочь объединению патриотических сил?

Форум показал, что объединиться по формальному признаку или дать общую идеологическую модель сейчас неправильно и невозможно. Идея единой идеологии утопична, не укладывается в концепцию русского вольного духа, который всегда бытовал на Руси. Люди объединялись не вокруг жесткой идеологической схемы, а вокруг монарха, который представлял собой образ Небесной иерархии. Под его водительство стекались разные этносы и народы, не рассуждая, кто какого рода-племени. Признание Царя входило в основу русского мировоззрения.

Теперь идея этнической идентичности - это наукообразная социологическая модель, порожденная специфической областью исследований и ставшая со временем расхожим журналистским трендом, в который каждый вкладывает, что ему заблагорассудится.

Вместе с тем, есть стратегические задачи, в решении которых мы можем объединяться. Такой задачей может стать сохранение России во всей целостности через возвращение к традиционным ценностным установкам. Современный тренд православных общественных организаций России - это неотрадиционализм - противоположность модернизму. С 19 века в российское общество постепенно внедрялся большой общественный проект - так называемый «проект модерна»- в конечном итоге взорвавший традиционный уклад и уничтоживший Российскую Империю. На смену пришла западная модель государства-нации.

Собственно, весь советский период был построением единой нации, единой общности -«советский народ». Эта искусственная конструктивистская модель ни в этническом, ни в духовном смысле, не привела к хорошему результату. Единый советский народ построить не удалось, и Советский Союз рухнул. Россия провалилась в хаос 90-х. Это падение должно было продолжиться, и Россия, как ранее СССР, должна была расколоться на множество новых микрогосударств.

Но, оказалось, что есть два фактора, которые не позволили России развалиться. Прежде всего, это возрождающаяся Русская Православная Церковь. Именно за счет того, что было открыто множество приходов и монастырей, Церковь способствовала удержанию большого количества людей от внутреннего распада. Воцерковившись, россияне начали преображать мир вокруг себя и созидать Россию.

Второй фактор - это приход к власти современного российского лидера, Владимира Владимировича Путина. Именно он на протяжении последних 15 лет во многом удерживает Россию на своих плечах.

Как Вы считаете, отец Александр, каковы современные тенденции религиозности в российском обществе?

Я считаю, что данные тенденции связаны с эпохой, которую отдельные ученые называют «эпохой неотрайболизма» (от слова «трайбл» - племя). Именно эти идеи будут постепенно возвращаться в современное общество. Фактор религиозности будет усиливаться - это абсолютно неизбежно. Другой вопрос - какой и насколько? Но то, что фактор мистического, духовного усиливается - это безусловно.

В мир возвращается символическая основа. И если мы не будем считаться с этой тенденцией, то нам навяжут другие, со знаком «минус» - какие-нибудь антихристианские тенденции. А нам важно показать, что религиозные сообщества - те самые традиционные общины, собранные вокруг Бога, как когда-то Христос собирал вокруг Себя учеников. Это и есть основа нашего традиционного российского общества. Например, в Санкт-Петербурге огромное количество церковных общин, братств и сестричеств, сообществ по интересам, позиционирующих себя православными, действующих на основе православного вероучения и этических норм.

Неотрадиционализм предоставляет народам России возможность обратиться к своим глубинным корням, к традиции. В свою очередь, и консерватизм за главную ценность принимает сохранение традиций общества, его ценностей. Почему Вы отдаете предпочтение идеологии неотрадиционализма?

Почему я считаю идеи консерватизма недостаточными? Потому что консервативность - это всегда попытка сохранить некую ценность без изменения. Даже если мы хотим сохранить духовную ценность, то не следует помещать ее в музей. Наши ценности могут стать мертвым грузом, так иостаться невостребованными. Но Христос говорит: «Се, творю все новое». Он говорит, что необходимо все время творить. Мы тоже должны созидать новое, но с опорой не на «проект модерн», а на традиционность. Мы созидаем новую неотрадиционную реальность на основе православного вероучения.

Ценности нельзя сохранить, их можно привить или раскрыть их значение для человека. Ценности - это не предмет, это содержательные смыслы. Ценности - это не «что», - это этическая категория, процесс морального восприятия к себе миросозерцательных категорий. Библия – кладезь мудрых мыслей, мы можем их прочитать, но станут ли они нашими ценностями? Ценность - это не то, что рядом с тобой, а то, что внутри тебя. Ценность - это когда ты стал с носителем этого мировоззрения соразделять его идеи, например, Десять Заповедей. Если ты их соблюдаешь и говоришь: «Да, это мои ценности, сокровище, которое никто не отнимет у меня». Но это должно быть воспринято, прожито, пропущено через человека. Почему в когда-то христианской Европе храмы пустеют и закрываются? Потому что для молодых европейцев христианство перестало быть ценностью, а Библия стала просто одной из многих книг.

В настоящее время находятся люди, критикующие то, что многие церковные иерархи поддерживают патриотически настроенную общественность. Например, выступление известного публициста Сергея Чапнина в Карнеги-центре. «РНЛ» довольно подробно разбирала сделанные им заявления. Вы также высказывали в соцсетях свое несогласие с господином Чапниным. В чем именно Вам видится ошибочность позиции этого журналиста?

В чем я принципиально не согласен с Чапниным? В том, что Чапнин пытается высказывания отдельных политических деятелей выставить за мнение всей Церкви. Например, высказывания председателя «Изборского клуба» Александра Проханова. Но, если представитель какой-то общественной организации, пусть даже именующей себя православной, что-то заявляет, он заявляет от себя лично, но не от имени Русской Православной Церкви.

Где церковная поддержка высказываниям членов «Изборского клуба»? Разве было об этом постановление Архиерейского Собора или Священного Синода? Нет. То же самое по поводу деятельности господина Энтео, которого я лично знаю и верю его искренности. Я считаю, что его акции носят чрезвычайный характер, но вместе с тем, его искренне задевает, когда определенного рода люди оскорбляют его веру, его святыни. Он готов отстаивать это разными способами.

Большинство нашего народа готово терпеть довольно гнусные постановки на сценах государственных театров, где оскорбляется вера, Господь и Пречистая Богородица. Мусульмане с благоговением произносят имя Божией Матери, главы Корана посвящены Мариам - Марии Деве. Посмотрите. кто из настоящих мусульман будет оскорбительно относится к Господу Иисусу Христу или Божией Матери? Ни в коем случае! Они с огромным уважением относятся к христианству. И в то же время люди, именующие себя «христианами», позволяют себе оскорбительные выходки, лицедействуя на сцене. Конечно, это многим не нравится, и в каких-то ситуациях надо говорить твердое «нет». Надо говорить: «Раз вы так поступаете, то ждите адекватного ответа». И не нужно бесконечно ублажать этих кощунников, потому что есть люди, которые не понимают ничего, кроме жесткого, сильного «нет».

Чапнин, как я уже сказал, выдает частные ситуации за общие тенденции и считает, что Церковь в этом повинна. При этом непонятно, что он подразумевает под «Церковью». У него есть сентенция: «Церкви как целого не существует, существуют разные субкультуры». Для чего и кому он это говорит? Если так рассуждать, то с точки зрения т.н. «шизоидного постмодернизма» нет ни России, ни мира, кроме замкнутого самого на себе человека. Понятно, что Чапнин хочет сказать о том, что Церковь выросла, в нее входит очень много людей с разным мировоззрением. Есть люди, занимающие твердую позицию в отношении своеобычного пути России, а есть те, кто считает, что путь Церкви должен продолжаться согласно «демократическим реформам» 90-х. Есть срединный вариант, есть «православные коммунисты», ориентированные на деятельность КПРФ. И что теперь, на входе в храм поставить детекторы и спрашивать: «А не поддерживаете ли вы КПРФ?» А если да - выходите отсюда? Где церковные документы, запрещающие представителям политических партий молиться за богослужением? Этого нет. Потому высказывания Чапнина о том, что Церковь имеет тренд «поддержки патриотизма», а либералы загоняются в угол - не более, чем его высказывания.

Чапнин говорит еще о том, что в России возникает некое подобие «гражданской языческой религии» - это полный бред. Никакой «гражданской религии» в России нет и не будет, потому что понятие это возникло в политической модели Соединенных Штатов в эпоху становления этой страны, когда нужно было сформировать условия для объединения этих самых штатов. Там действительно государство господствует над огромным количеством разрозненных религиозных групп, потому что Америка строилась не как монорелигиозное государство, оно представляло собой конгломерат из массы колонистов Старого Света, говорящих на разных языках и коренного населения, которое жестоко уничтожалось.

Отец Александр, расскажите, пожалуйста, о планах работы Совета православных общественных объединений Санкт-Петербургской епархии.

В 2016 году мы планируем провести большой патриотический форум, по крайней мере двухдневный, и не менее значимый, чем «Культурный форум Петербурга». Нам есть что сказать и показать, ведь патриотических организаций в городе больше сотни. Только на нашем Форуме было представлено их около семидесяти, только перечисление их названий займет несколько страниц - и это нельзя формально совместить и объединить, можно задать общее направление совместной деятельности. Поэтому Совет православных общественных объединений будет действенным органом, который периодически будет встречаться, координировать действия, намечать общий план деятельности в течении полугода и далее осуществлять ее. В Совет могут войти любые общественные объединения, придерживающиеся тех традиций и ценностей, которые исповедует Православная Церковь.

Благодарим Вас, отец Александр, за столь содержательное интервью и желаем Божией помощи в дальнейших трудах.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анна Леонидовна Бархатова
Великорецкий бессмертный крестный ход!
Впечатления паломницы
15.06.2022
«Театр и сказка помогают сделать шаг к исцелению»
О чудесном проекте кукольного театра «Виноград» - «Сказка учит — сказка лечит» для детей с особенностями развития и их родителей
31.12.2021
«Я хочу создать миф: Россия»
В Петербурге представлено полное собрание сочинений Г.В.Свиридова
06.04.2018
Науки не может быть без духовности
Доктору физико-математических наук, лауреату Государственной премии СССР Георгию Фурсею исполнилось 85 лет
19.03.2018
«Нравственные установки – главная характеристика православной молодежи»
В Санкт-Петербурге отмечается Международный день православной молодежи
15.02.2018
Все статьи Анна Леонидовна Бархатова
Протоиерей Александр Пелин
«Верность Богу, Родине, ближним должны быть приоритетом казачьей идентичности»
Покровский строевой смотр прошел в Александро-Невской Лавре
21.10.2024
Нужно прекратить эту истерию!
О несвоевременности призыва Леонида Слуцкого захоронить тело Ленина
29.01.2024
Память о блокаде Ленинграда живет и будет жить
В Санкт-Петербурге прошла конференция Межрегионального общественного патриотического движения «ВЕЧНО ЖИВЫЕ»
26.01.2024
Мёртвый бог Сокурова и живой Бог Церкви
О богохульном фильме «Сказка» режиссёра, поставившего себя выше Церкви
11.12.2023
Все статьи Протоиерей Александр Пелин
Бывший СССР
День памяти святого апостола Андрея Первозванного
Также сегодня мы вспоминаем «первого русского солдата» С.Л.Бухвостова, казака-героя К.Недорубова и поэта И.Ф.Анненского
13.12.2024
Со святыми упокой
1.Записки о поминовении старших братьев
12.12.2024
Об истории российского конституционализма
Президентская библиотека – ко Дню Конституции Российской Федерации
12.12.2024
День принятия Конституции России
Сегодня мы также вспоминаем монархическое совещание в Нижнем Новгороде и контрнаступление советских войск под Москвой
12.12.2024
«Мракобесие торжествует?»: о сносе памятников
в зависимой от Запада Украине
11.12.2024
Все статьи темы
Встреча главы РПЦ и папы римского
О горячем желании Папы Римского приехать в Москву.
Хотим ли встречи с папой Римским?
22.01.2024
Про «бурю в стакане» в связи с комментарием о. Николая Балашова
На самом деле бывший церковный дипломат дезавуировал провокационные заявления Ватикана
25.09.2023
Провокатор Севастьянов наконец-то получил по рукам!
Глава ОВЦС митрополит Антоний опроверг лживое заявление руководителя фейковой организации ВСС о приезде Папы Римского в Москву
19.06.2023
«Десант» противника в тыл канонической территории Русской Православной Церкви
О визите Папы Римского в Казахстан в канун исторического саммита ШОС
20.09.2022
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
Приятный яд тщеславия
Мы, будучи обмануты неведением и стремлением получить благодать, не потрудившись для этого в деле покаяния, в борьбе с грехами и страстями попадаемся в сети самообольщения
07.12.2024
Не получается верить в Христа – почему?
Мы как народ не обрели утраченного Христа
06.12.2024
Почему бы нашим архиереям не стать крестными отцами каждого третьего ребёнка в семье?
Русская Церковь проявляет активность в поощрении рождаемости и поддержке беременных женщин
03.12.2024
Являются ли грехами жизненные удовольствия и наслаждения?
Следует признать, что наш народ за последние десятилетия совершенно развратился разными удовольствиями и наслаждениями
30.11.2024
«Всё это похоже на социальную шизофрению»
Святейший Патриарх Кирилл выступил на пленарном заседании XXVI ВРНС
28.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Почему украинцы не хотят в РФ
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
13.12.2024 10:54
Сирия – «родовые схватки» мира перед появлением Машиаха?
Новый комментарий от Русский танкист
13.12.2024 10:17
Суверенная политическая культура России
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
13.12.2024 09:50
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Алексей Ощепков
13.12.2024 09:50
120 лет со дня рождения Клиффорда Саймака
Новый комментарий от Сергей из НН
13.12.2024 09:49
Не получается верить в Христа – почему?
Новый комментарий от Игорь Ал
13.12.2024 09:33
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
13.12.2024 09:33