В связи с этим собранием специальный корреспондент «Русской народной линии» Анна Бархатова встретилась с отцом Александром и попросила его ответить на ряд вопросов.
Позвольте, прежде всего, узнать Ваше мнение о самом значительном, беспрецедентном событии внешней политики Русской Православной Церкви за последние годы – встрече Святейшего Патриарха Кирилла и папы Римского Франциска. Каковы, на Ваш взгляд, ее итоги?
Встреча имеет историческое значение, культурологическое, духовное, и, прежде всего, символическое. Я участвовал в телепрограмме, где был задан вопрос: практический или символический характер имеет данная встреча? Думаю, что когда люди говорят о «практическом характере», они пытаются быстрее «приземлить» масштабные, глубокие идеи. Важно, чтобы смысловые акценты, расставленные во время встречи, были наполнены практическим содержанием. Но это будет возможно лишь с течением времени, это задача на перспективу. В короткой беседе за столом переговоров решить глобальные вопросы не получается.
На встрече была выражена обеспокоенность положением христиан в мире и этот голос, который возвышают представители самой крупной в мире Православной Церкви и представители самой большой общины католиков, должен быть услышан мировым сообществом. Неслучайно большинство мировых СМИ рассказали об этой встрече, что является важным фактором в признании значимости возрождения религиозной жизни и в России также. Некогда «источник зла», атеизма, богоборчества, Советский Союз вдруг в глазах отдельной части мирового сообщества становится важным фактором религиозной мировой политики. Реально показана значимость Русской Православной Церкви на поле мировых религий.
При этом, надо заметить, что Святейшему Патриарху не понадобилось заниматься какими-то уступками, идти на компромиссы, потому что вопросы касались общемировой повестки дня, сохранения христианства на Ближнем востоке, утверждения ценностей семейной жизни. Итоги встречи устремлены в будущее, нацелены на перспективу дальнейшего мирного сосуществования людей с разным мировоззрением, с разными политическими предпочтениями, но ставящими христианство в основу своей жизни.
Гаванская встреча Патриарха и понтифика вызвала массу общественных дискуссий. Как следует относиться к ней православной общественности?
Я хотел бы выразить сожаление, что отдельные представители православной общественности Санкт-Петербурга начинают нагнетать ненужные эсхатологические опасения в связи с этой встречей. Тут же вспоминаются пророчества старцев, вспоминаются как существующие, так и не существующие идеи этой встречи, приплюсовываются опасения по поводу так называемого «Восьмого вселенского собора», который, на самом деле, не является ни восьмым, ни вселенским. К примеру, еще святой Марк Эфесский писал, что IV Константинопольский собор (879-880) он готов признать за Восьмой вселенский.
Христианин живет сегодняшним днем, и не нужно опасаться того, что произойдет. Как известно, без воли Божией «и волос с головы вашей не пропадет» (Лк. 21:18). Поэтому, давайте честно трудиться, не впадать в истерику, не поднимать эсхатологическую, чувственную муть со дна, а быть верными Преданию и Писанию Церкви.
Учреждение Совета православных общественных объединений Санкт-Петербургской епархии состоялось в декабре 2015 года, на Первом Форуме православной общественности. До сих пор в северной столице взаимодействие православно-патриотической общественности и епархии носило эпизодический, а нередко и неконструктивный характер. Удовлетворены ли Вы итогами Первого Форума православной общественности Санкт-Петербурга?
Главное, что произошло на этом Форуме - встреча главы Санкт-Петербургской митрополии и руководителей наиболее активных, общественно-значимых организаций и проектов. Важно, что собравшиеся услышали четкую, ясную, аргументированную позицию священноначалия по теме соработничества патриотических сил и церковных структур. В первую очередь - это совместное с настоятелями, с прихожанами, налаживание в полном объеме подлинно православной жизни вокруг храмов.
Что уникального произошло на Форуме? Был «поставлен диагноз» современному положению дел в патриотическом движении не только в Санкт-Петербурге, но в целом в России. Он говорит о том, что нужно делать совместно большие проекты и общие дела. Например, в Петербурге 12 сентября 2015 года прошел большой Крестный ход, в котором приняло участие порядка 100 тысяч человек. Вот в таких проектах и нужно участвовать, где всем есть место, и ветеранам вооруженных сил, и представителям спортивных патриотических организаций, культурным, досуговым патриотическим центрам.
Как мне видится, очень важно работать на местах. Мы в России часто мыслим глобальными категориями - сразу хотим изменения на уровне Госдумы, Президента, Правительства. Для того, чтобы кто-то кого-то услышал, надо сначала сделать что-то на месте. И постепенно от «низов» такая инициатива должна расти к «верхам», а другого пути нет. Социально-патриотические сообщества, образованные, грамотные прихожане, православная общественность - это и есть ответ тем силам, которые пытаются развалить Россию.
Как у нас в стране устроены права и законы? У нас представителей общественных организаций, как правило, не слушают. Есть личная ответственность - человек может подать в суд на кого-то, но это западная, модернистская модель, индивидуалистическая концепция прав и свобод. А нам необходимо возвращать традиционные смыслы в концепцию прав и свобод, в том числе коллективную ответственность, семейную ответственность.
Среди организаций с активной общественной позицией немало тех, которые заявляют о себе как о традиционных, патриотических, однако, все они сильно разрозненны. Как Вы думаете, что может помочь объединению патриотических сил?
Форум показал, что объединиться по формальному признаку или дать общую идеологическую модель сейчас неправильно и невозможно. Идея единой идеологии утопична, не укладывается в концепцию русского вольного духа, который всегда бытовал на Руси. Люди объединялись не вокруг жесткой идеологической схемы, а вокруг монарха, который представлял собой образ Небесной иерархии. Под его водительство стекались разные этносы и народы, не рассуждая, кто какого рода-племени. Признание Царя входило в основу русского мировоззрения.
Теперь идея этнической идентичности - это наукообразная социологическая модель, порожденная специфической областью исследований и ставшая со временем расхожим журналистским трендом, в который каждый вкладывает, что ему заблагорассудится.
Вместе с тем, есть стратегические задачи, в решении которых мы можем объединяться. Такой задачей может стать сохранение России во всей целостности через возвращение к традиционным ценностным установкам. Современный тренд православных общественных организаций России - это неотрадиционализм - противоположность модернизму. С 19 века в российское общество постепенно внедрялся большой общественный проект - так называемый «проект модерна»- в конечном итоге взорвавший традиционный уклад и уничтоживший Российскую Империю. На смену пришла западная модель государства-нации.
Собственно, весь советский период был построением единой нации, единой общности -«советский народ». Эта искусственная конструктивистская модель ни в этническом, ни в духовном смысле, не привела к хорошему результату. Единый советский народ построить не удалось, и Советский Союз рухнул. Россия провалилась в хаос 90-х. Это падение должно было продолжиться, и Россия, как ранее СССР, должна была расколоться на множество новых микрогосударств.
Но, оказалось, что есть два фактора, которые не позволили России развалиться. Прежде всего, это возрождающаяся Русская Православная Церковь. Именно за счет того, что было открыто множество приходов и монастырей, Церковь способствовала удержанию большого количества людей от внутреннего распада. Воцерковившись, россияне начали преображать мир вокруг себя и созидать Россию.
Второй фактор - это приход к власти современного российского лидера, Владимира Владимировича Путина. Именно он на протяжении последних 15 лет во многом удерживает Россию на своих плечах.
Как Вы считаете, отец Александр, каковы современные тенденции религиозности в российском обществе?
Я считаю, что данные тенденции связаны с эпохой, которую отдельные ученые называют «эпохой неотрайболизма» (от слова «трайбл» - племя). Именно эти идеи будут постепенно возвращаться в современное общество. Фактор религиозности будет усиливаться - это абсолютно неизбежно. Другой вопрос - какой и насколько? Но то, что фактор мистического, духовного усиливается - это безусловно.
В мир возвращается символическая основа. И если мы не будем считаться с этой тенденцией, то нам навяжут другие, со знаком «минус» - какие-нибудь антихристианские тенденции. А нам важно показать, что религиозные сообщества - те самые традиционные общины, собранные вокруг Бога, как когда-то Христос собирал вокруг Себя учеников. Это и есть основа нашего традиционного российского общества. Например, в Санкт-Петербурге огромное количество церковных общин, братств и сестричеств, сообществ по интересам, позиционирующих себя православными, действующих на основе православного вероучения и этических норм.
Неотрадиционализм предоставляет народам России возможность обратиться к своим глубинным корням, к традиции. В свою очередь, и консерватизм за главную ценность принимает сохранение традиций общества, его ценностей. Почему Вы отдаете предпочтение идеологии неотрадиционализма?
Почему я считаю идеи консерватизма недостаточными? Потому что консервативность - это всегда попытка сохранить некую ценность без изменения. Даже если мы хотим сохранить духовную ценность, то не следует помещать ее в музей. Наши ценности могут стать мертвым грузом, так иостаться невостребованными. Но Христос говорит: «Се, творю все новое». Он говорит, что необходимо все время творить. Мы тоже должны созидать новое, но с опорой не на «проект модерн», а на традиционность. Мы созидаем новую неотрадиционную реальность на основе православного вероучения.
Ценности нельзя сохранить, их можно привить или раскрыть их значение для человека. Ценности - это не предмет, это содержательные смыслы. Ценности - это не «что», - это этическая категория, процесс морального восприятия к себе миросозерцательных категорий. Библия – кладезь мудрых мыслей, мы можем их прочитать, но станут ли они нашими ценностями? Ценность - это не то, что рядом с тобой, а то, что внутри тебя. Ценность - это когда ты стал с носителем этого мировоззрения соразделять его идеи, например, Десять Заповедей. Если ты их соблюдаешь и говоришь: «Да, это мои ценности, сокровище, которое никто не отнимет у меня». Но это должно быть воспринято, прожито, пропущено через человека. Почему в когда-то христианской Европе храмы пустеют и закрываются? Потому что для молодых европейцев христианство перестало быть ценностью, а Библия стала просто одной из многих книг.
В настоящее время находятся люди, критикующие то, что многие церковные иерархи поддерживают патриотически настроенную общественность. Например, выступление известного публициста Сергея Чапнина в Карнеги-центре. «РНЛ» довольно подробно разбирала сделанные им заявления. Вы также высказывали в соцсетях свое несогласие с господином Чапниным. В чем именно Вам видится ошибочность позиции этого журналиста?
В чем я принципиально не согласен с Чапниным? В том, что Чапнин пытается высказывания отдельных политических деятелей выставить за мнение всей Церкви. Например, высказывания председателя «Изборского клуба» Александра Проханова. Но, если представитель какой-то общественной организации, пусть даже именующей себя православной, что-то заявляет, он заявляет от себя лично, но не от имени Русской Православной Церкви.
Где церковная поддержка высказываниям членов «Изборского клуба»? Разве было об этом постановление Архиерейского Собора или Священного Синода? Нет. То же самое по поводу деятельности господина Энтео, которого я лично знаю и верю его искренности. Я считаю, что его акции носят чрезвычайный характер, но вместе с тем, его искренне задевает, когда определенного рода люди оскорбляют его веру, его святыни. Он готов отстаивать это разными способами.
Большинство нашего народа готово терпеть довольно гнусные постановки на сценах государственных театров, где оскорбляется вера, Господь и Пречистая Богородица. Мусульмане с благоговением произносят имя Божией Матери, главы Корана посвящены Мариам - Марии Деве. Посмотрите. кто из настоящих мусульман будет оскорбительно относится к Господу Иисусу Христу или Божией Матери? Ни в коем случае! Они с огромным уважением относятся к христианству. И в то же время люди, именующие себя «христианами», позволяют себе оскорбительные выходки, лицедействуя на сцене. Конечно, это многим не нравится, и в каких-то ситуациях надо говорить твердое «нет». Надо говорить: «Раз вы так поступаете, то ждите адекватного ответа». И не нужно бесконечно ублажать этих кощунников, потому что есть люди, которые не понимают ничего, кроме жесткого, сильного «нет».
Чапнин, как я уже сказал, выдает частные ситуации за общие тенденции и считает, что Церковь в этом повинна. При этом непонятно, что он подразумевает под «Церковью». У него есть сентенция: «Церкви как целого не существует, существуют разные субкультуры». Для чего и кому он это говорит? Если так рассуждать, то с точки зрения т.н. «шизоидного постмодернизма» нет ни России, ни мира, кроме замкнутого самого на себе человека. Понятно, что Чапнин хочет сказать о том, что Церковь выросла, в нее входит очень много людей с разным мировоззрением. Есть люди, занимающие твердую позицию в отношении своеобычного пути России, а есть те, кто считает, что путь Церкви должен продолжаться согласно «демократическим реформам» 90-х. Есть срединный вариант, есть «православные коммунисты», ориентированные на деятельность КПРФ. И что теперь, на входе в храм поставить детекторы и спрашивать: «А не поддерживаете ли вы КПРФ?» А если да - выходите отсюда? Где церковные документы, запрещающие представителям политических партий молиться за богослужением? Этого нет. Потому высказывания Чапнина о том, что Церковь имеет тренд «поддержки патриотизма», а либералы загоняются в угол - не более, чем его высказывания.
Чапнин говорит еще о том, что в России возникает некое подобие «гражданской языческой религии» - это полный бред. Никакой «гражданской религии» в России нет и не будет, потому что понятие это возникло в политической модели Соединенных Штатов в эпоху становления этой страны, когда нужно было сформировать условия для объединения этих самых штатов. Там действительно государство господствует над огромным количеством разрозненных религиозных групп, потому что Америка строилась не как монорелигиозное государство, оно представляло собой конгломерат из массы колонистов Старого Света, говорящих на разных языках и коренного населения, которое жестоко уничтожалось.
Отец Александр, расскажите, пожалуйста, о планах работы Совета православных общественных объединений Санкт-Петербургской епархии.
В 2016 году мы планируем провести большой патриотический форум, по крайней мере двухдневный, и не менее значимый, чем «Культурный форум Петербурга». Нам есть что сказать и показать, ведь патриотических организаций в городе больше сотни. Только на нашем Форуме было представлено их около семидесяти, только перечисление их названий займет несколько страниц - и это нельзя формально совместить и объединить, можно задать общее направление совместной деятельности. Поэтому Совет православных общественных объединений будет действенным органом, который периодически будет встречаться, координировать действия, намечать общий план деятельности в течении полугода и далее осуществлять ее. В Совет могут войти любые общественные объединения, придерживающиеся тех традиций и ценностей, которые исповедует Православная Церковь.
Благодарим Вас, отец Александр, за столь содержательное интервью и желаем Божией помощи в дальнейших трудах.