Семинар «Мир Георгия Свиридова» (из цикла «Ценностные основания русской художественной культуры») состоялся в Российском институте истории искусств 26 марта. На семинаре были представлены десять изданных томов Полного собрания сочинений Георгия Васильевича Свиридова. Их презентацию провел директор Свиридовского института, президент Национального Свиридовского фонда, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств России Александр Сергеевич Белоненко.
Ведущий семинара - директор Российского института истории искусств РАН и Министерства культуры, доктор философских наук, профессор Александр Леонидович Казин отметил, что «культура - это светская форма духовной жизни, в которой действуют те же энергии, что и в религиозной жизни, уходящие за пределы самой культуры. Георгий Васильевич Свиридов был одним из великих русских композиторов 20 века, осуществившим светлый логос культуры в своем творчестве».
Александр Сергеевич Белоненко, племянник Г.В.Свиридова, 20 лет жизни посвятивший раскрытию его музыкального и литературного наследия, рассказал о творческом пути композитора. «Я понял, что если я не начну издавать полное собрание сочинений Г.В. Свиридова, то после меня это будет в разы сложнее, потому что придет следующее поколение, с другим слуховым опытом, они не смогут понять, куда движется импровизационная музыкальная мысль Свиридова», - признался Александр Белоненко.
Плодом его труда стало издание полного собрания сочинений композитора, вобравшее в себя практически все из наиболее ценного, что было создано Свиридовым и зафиксировано им на бумаге или на аудиокассете. Помимо широко известных работ в него вошло большое число произведений, ранее никогда не издававшихся.
«Музыку Свиридова мы знаем лишь как надводную часть айсберга, нотных рукописей им написано около 10000 листов, они хранят произведения, оставшиеся в разной степени готовности, какие-то из них можно восстановить и исполнить. Свиридовым оставлен уникальный звуковой архив. На магнитофон он записывал то, что наигрывал в процессе сочинения музыкального произведения. Среди этих фрагментов есть уникальные, существующие только в аудиозаписи», - поделился исследователь.
В книгу свиридовских размышлений «Музыка как судьба» вошли 19 тетрадей дневниковых записей композитора, найденные при разборе его архива. В наследии Свиридова открылись совершенно новые, неизвестные произведения, например, Первая симфония (1937), о которой по «моцартовскому» легкомыслию Георгий Васильевич позабыл, считая ноты ее утерянными.
По словам Белоненко, Свиридов открыл Сергея Есенина как великого поэта, выступив в 1955 году с музыкальной поэмой памяти Сергея Есенина. Главное сочинение Свиридова - кантата «Светлый гость» и поэма «Отчалившая Русь», созданные в 1960-1970-х годах на стихи Есенина, написанные поэтом с 1917 по 1919 г. Есенин называл их «маленькие» или «библейские поэмы». С этого момента появился Свиридов - композитор с мифопоэтическим сознанием.
В своих музыкальных поисках Свиридов избрал движение к «примитиву» - к песне, стремясь отыскать через эту форму новое искусство - искусство символа. Ключевое произведение Свиридова, через которое можно понять, что он имел в виду, ставя своей задачей: «я хочу создать миф: Россия» - это сочинение по поэме «Двенадцать» А.А. Блока. Для Свиридова Иисус, идущий впереди - не пустые слова, а прообраз духовного преображения людей.
Стихи А.Блока дали толчок раскрытию Свиридова как мыслителя с апокалиптичным ощущением мира. В 1960-х годах им были созданы несколько музыкальных произведений на стихи А.Блока, которые сам композитор называл «песнями». Но «песни» Свиридова далеко не просты, хотя в них чувствуются мотивы, навеянными народными мелодиями, вкус к которым воспитал в нем педагог ленинградской консерватории Петр Борисович Рязанов.
Александр Белоненко рассказал о позднем хоровом цикле Свиридова «Песнопения и молитвы» на слова из литургической поэзии, его «лебединой песни», занимавшей композитора почти двадцать последних лет жизни, с 1980 по 1997 год. При работе над «Песнопениями и молитвами» Свиридов ставил перед собой незаурядную задачу - создать светскую по форме, но православную по духу «литургическую музыку», в которой каждая фраза будет озарена присутствием Духа Святаго.
Как финальный аккорд семинара прозвучала архивная запись голоса Свиридова: «Я вижу новый век освобожденным от сатанизма. Вижу Европу, вернувшуюся к идеалу средневековья - Богоматери». Свиридов понимал, что додекафония, музыкальный авангард - это завершение эпохи развития европейской симфонической музыки.
В заключение семинара выступила доктор культурологии, доцент Санкт-Петербургского университета Ольга Борисовна Сокурова. Она зачитала слова Г.В. Свиридова о том, что выход из нынешнего острого кризиса культуры видится ему в том, «чтобы современные образованные люди встали на обозначенную когда-то Блоком "тонкую, согласительную черту с народом", и, "умертвив себя для себя", стали искренне служить Богу и Отечеству».
С видеозаписью семинара можно ознакомиться по ссылке.
Анна Бархатова, корреспондент «Русской народной линии»
Александр Сергеевич Белоненко
Александр Леонидович Казин