Предложение Сергея Шойгу сразу стало активно обсуждаться в СМИ и продолжает активно обсуждаться до сих пор, к нему было привлечено большое внимание общественности, появилось много комментариев. Теперь, когда Грызлов заявил о необходимости разработки соответствующего законопроекта, стало совершенно очевидным, что речь идет не просто о личной инициативе Шойгу, а о заранее спланированной пиар кампании партии «Единая Россия». Между тем, проблема оказалась не так проста, как, вероятно, представлял ее себе Шойгу. В связи с этой инициативой возникает целый ряд недоуменных вопросов, по всей видимости, единороссы сами не до конца продумали, чего они хотят добиться реализацией этой идеи. Прежде всего из многочисленных заявлений Шойгу и его однопартийцев невозможно понять, за что именно они предлагают вводить уголовную ответственность.
Пресса почти сразу стала интерпретировать предложение Шойгу как попытку воспользоваться удачным опытом евреев, которые весьма эффективно проводят кампанию против всех, кто сомневается в масштабах холокоста. Впрочем, стоит признать, что к такой интерпретации СМИ подтолкнул сам Шойгу, который 24 февраля 2009 года на встрече с ветеранами Великой Отечественной войны в музее-панораме «Сталинградская битва» в Волгограде, в частности, сказал: «Сейчас просто необходимо ввести ответственность, возможно, уголовную, для тех, кто не признает холокоста и факт победы Русской армии в Великой Отечественной». Правда, позже Сергей Кужугетович, видимо, окончательно запутавшись в своей собственной аргументации, стал отрицать связь своего предложения с опытом борьбы еврейства за холокост. 4 марта 2009 года на заседании Государственно-патриотического клуба «Единой России» по теме: "Отрицание победы СССР в Великой Отечественной войне - преступление без наказания?" он заявил, что «некоторые СМИ сегодня говорят, что я предложил этот закон в качестве противопоставления закону, предусматривающему уголовную ответственность за отрицание холокоста, который был принят в некоторых странах. Говорю открыто: это полный бред. Речь идет об ответственности за искажение истории, о защите нашей исторической памяти и чести наших ветеранов».
Попытка прояснить весьма противоречивую позицию Сергея Шойгу с помощью официального сайта партии «Единая Россия» также не приводит к положительному результату. Подзаголовок сообщения «Сергей Шойгу: Необходимо карать за посягательство на нашу историческую память», опубликованного на сайте «Единой России» 4 марта, гласит: «Сопредседатель Высшего совета "Единой России" считает необходимым ввести уголовную ответственность за отрицание победы СССР в Великой Отечественной войне». Но содержание материала противоречит подзаголовку. Приводятся слова Шойгу, который пытается объяснить смысл своего предложения: «Речь идет об ответственности за искажение истории, о защите нашей исторической памяти и чести наших ветеранов» и «Я намерен идти до упора, пока такой закон не будет принят, и не будут внесены изменения, карающее за пропаганду нацизма, фашизма, за посягательство на нашу историческую память». При этом в статье нет ни одного высказывания, из которого можно было бы сделать вывод о том, что «Сопредседатель Высшего совета "Единой России" считает необходимым ввести уголовную ответственность за отрицание победы СССР в Великой Отечественной войне». В тот же день на сайте партии был опубликован материал «Заседание ГПК: Не стреляйте в спину Победе», где речь идет об инициативе, «с которой выступил на днях Сопредседатель Высшего совета «Единой России», глава МЧС Сергей Шойгу: принять закон о введении уголовной ответственности за отрицание победы СССР в Великой Отечественной войне». В тот же день опубликован текст «Кучерена: Никто не остается равнодушным, когда под сомнение ставится победа СССР над фашизмом», в которой говорится о «предложении Сопредседателя Высшего совета Партии Сергея Шойгу о введении уголовной ответственности за отрицание заслуг СССР в победе над фашизмом». Такая же формулировка предложения Шойгу приводится и в заметке «Борис Грызлов: Необходимо активнее прививать детям патриотизм», которая была опубликована 10 марта. Словом, знакомство со всеми опубликованными на официальном сайте партии «Единая Россия» материалами, касающимися инициативы Шойгу, не дает ясности: за что же все-таки единороссы предлагают карать?
Поэтому неудивительно, что инициатива Шойгу вызвала самую разнообразную реакцию СМИ. Любопытное мнение в интервью «Русской линии» высказал известный петербургский политолог, доктор философских наук, профессор Сергей Лебедев. По его мнению Сергей Кужугетович - хороший человек, но он «влез не в свое дело». Политолог не сомневается, что Шойгу сделал свое заявление с самыми лучшими намерениями. В свою очередь, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по культуре, заслуженная артистка России Елена Драпеко, комментируя нашему агентству инициативу Шойгу, пришла в полное недоумение: «"Введение уголовной ответственности за отрицание победы СССР в Великой Отечественной войне" - это очень странная формулировка, с юридической точки зрения совершенно безграмотная. Неужели есть люди, которые отрицают, что в этой войне победили мы? Неужели есть люди, которые считают, что победил Гитлер?». Недоумение уважаемого депутата нетрудно понять, ведь сам Сергей Шойгу и его однопартийцы не потрудились указать, кто же в России отрицает победу СССР в Великой Отечественной войне. Кстати, в частной беседе с корреспондентом РЛ один известный священнослужитель, высказал весьма мудрую мысль. Он предположил, что все недоумения объясняются тем, что Шойгу выполнял чье-то указание. По мнению священника, эта инициатива носит явно популистский характер, и Шойгу просто озвучил идею, чье авторство принадлежит другим людям. А значит инициативу Шойгу следует воспринимать исключительно как пиар-кампанию партии «Единая Россия».
Можно предположить, что пиар-кампания единороссов, начатая популярным в обществе Сергеем Шойгу - это своего рода отвлекающий маневр, нацеленный на переключение общественного внимания с тяжелого экономического положения России и безрезультатных попыток власти справиться с последствиями экономического кризиса. Понятно, что Великая Победа нашего народа в Великой Отечественной войне является одним из немногих символов, которые объединяют общество. Также давно известно, что нацию объединяет ненависть к врагам, особенно внешним. Хрестоматийными стали слова одного дореволюционного политика, в канун революционных беспорядков 1905 года якобы сказавшего: «Нам нужна маленькая победоносная война». Неудивительно, поэтому, что правящая партия пытается переключить общественное внимание на борьбу с отрицателями Победы.
Но тогда все-таки кого можно признать отрицателями победы? Внутренних отрицателей Шойгу не указал, зато он так же, как и его сторонники, в качестве отрицателей назвал нынешних политических лидеров ряда стран, прежде всего, бывших советских республик. Выступая 4 марта на заседании Государственно-патриотического клуба «Единой России», Шойгу обратил внимание на то, что в Прибалтике сегодня судят героев Великой Отечественной войны. Он также отметил, что уже есть решение президента Украины Виктора Ющенко о том, что в течение года должны быть снесены все памятники советской эпохи на территории Украины. «А мы, что опять будем сидеть сложа руки?!» - справедливо возмущается Сергей Шойгу. 10 марта председатель Государственной Думы Борис Грызлов в интервью парламентским журналистам назвал тех же самых отрицателей: «В последние годы мы можем все чаще наблюдать на постсоветском пространстве факты искажения истории Великой Отечественной войны, дискредитации роли СССР в этой войне и в освобождении Европы от фашистских захватчиков. Мы видим такие примеры на Украине, в Прибалтике».
С уважаемыми политиками нельзя не согласиться, действительно именно современное политическое руководство Эстонии, Латвии и Украины предпринимает настойчивые попытки реабилитировать своих пособников фашистов. Однако, ни Шойгу, ни Грызлов не сообщили, каким образом они собираются привлекать к уголовной ответственности, скажем, Ющенко или русофобствующих прибалтийских депутатов. На этот вопрос попытался ответить председатель Комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированием судебно-правовой системы адвокат Анатолий Кучерена. Однако в своем выступлении на заседании Государственно-патриотического клуба «Единой России», прошедшем 4 марта по теме «Отрицание победы СССР в Великой Отечественной войне - преступление без наказания?», и он дал весьма невразумительный ответ: «В российском законодательстве действительно есть статья, предусматривающая ответственность иностранных граждан, которые клевещут, и оскорбляют нашу историю. Однако Россия занимает пассивную позицию в отстаивании своих интересов в такого рода процессах на международном уровне». Словом, не понятно, есть ли у России способ привлечь к ответственности, например, Ющенко, руководство Латвии и Эстонии, имеем ли мы право их судить, можем ли мы вообще возбудить против них уголовное дело.
По мнению депутата Верховной Рады Украины Вадима Колесниченко, автора законопроекта о запрете бандеровцев на Украине и члена рабочей группы Госдумы по разработке законопроекта о запрете реабилитации коллаборационизма и фашизма в России и введении соответствующей ответственности в отношении стран СНГ, реализация инициативы единороссов не приведет к введению юридической ответственности за подобные действия в отношении граждан других стран. В интервью РЛ народный депутат Украины заявил: «Однако политическая ответственность с последующими выводами вполне реальна и возможна. Но сейчас, пока не разработан механизм, трудно говорить о каких-то конкретных мерах. Но я считаю инициативу Шойгу действенной и ответственной по одной простой причине, что она реализует резолюцию ООН от ноября 2008 года, в которой сказано, что не подлежат реабилитации представители так называемых национально-освободительных движений, которые воевали против стран антигитлеровской коалиции: лесные братья, бандеровцы, усташи и им подобные. Согласно резолюции, они, выступая во время войны против СССР, воевали не против СССР, не против коммунизма, а, прежде всего, против стран-участниц коалиции. Поэтому они не могут быть реабилитированы, их реабилитация рассматривается в данной резолюции как противоправное деяние. Россия не может сама привлечь, скажем, к уголовной ответственности граждан другого государства, она может обратиться с иском на этих граждан в Европейский суд по правам человека. Мы живем в правовом мире, по-другому не удается на территории чужого государства что-либо сделать. Россия также может ввести экономические санкции в отношении стран, фальсифицирующих историю или героизирующих фашизм. Возможна также политическая ответственность, которая может выражаться в призывах, резолюциях, заявлениях о недружественных шагах и т.д.».
Те меры, о которых говорит депутат Верховной Рады Вадим Колесниченко, давно и достаточно регулярно применяются Российским государством. Министерство иностранных дел России постоянно реагирует на заявления политиков сопредельных стран, где предпринимаются попытки героизировать фашизм. МИД России ежегодно осуждает шествия бывших легионеров латышского легиона Waffen SS, проходящих в Риге. Тем не менее, шествия эсесовцев беспрепятственно проходят каждый год по центральным улицам латышской столицы. МИД России, русские политики, духовные лица требовали от эстонских властей отменить решение по сносу Памятника Воину-Освободителю в Таллине. Но власти Эстонии не прислушались к призывам России: памятник был перенесен, а могилы советских солдат раскопаны. МИД России осудил травлю, учиненную властями Эстонии, в отношении первого эстонского Героя Советского Союза, ветерана Великой Отечественной войны Арнольда Мери. Но эстонские власти опять как будто не слышат призыв России и продолжают измываться над 88-летним героем. МИД России неоднократно высказывал свое возмущение действиям украинских властей по реабилитации организации украинских националистов - украинской повстанческой армии (ОУН-УПА) . Официальный Киев несмотря ни на что предпринимает активные действия по героизации Шухевича и Бандеры. К сожалению, можно привести множество примеров, когда политическая ответственность, накладываемая Россией на отрицателей, подданных иностранных государств, не давала никакого результата. Политическая ответственность как мера доказала свою полную бесполезность и безрезультатность. Результат могли принести комплексные меры воздействия, когда за политическими заявлениями следовали бы экономические санкции. Увы, на такие шаги российские власти боятся идти. Более того, к примеру, цены на российскую электроэнергию для стран, руководство которых предпринимает недружественные шаги в отношении России, гонит ветеранов Великой Отечественной, не отличаются от цен для дружественных России стран. Оно и понятно, либералы, до сих пор заправляющие нашей экономической политикой, внушили руководителям страны, что мухи (героизация фашизма) отдельно, а котлеты (гешефт от торговли) отдельно. Поэтому прибалты совершенно спокойно разрешают каждый раз парады эсесовцев, поскольку понимают, что Россия как обычно ограничится заявлением МИДа, а на большее побоится пойти (в крайнем случае, они могут дать взятки чиновникам и депутатам, чтобы жесткие меры не прошли). В последнее время, правда, некоторые подвижки произошли. Можно вспомнить запрет на поставку молдавских вин в Россию, в результате чего Молдавия стала проводить более взвешенную политику в отношении вступления в НАТО. Экономические санкции против Грузии, правда, результат не достигли, но только потому, что их начали вводить поздно.
На фоне безплодной затеи единороссов, куда более честной и убедительной выглядит позиция доктора геолого-минералогических наук, академика РАЕН, внука известного священника и философа профессора Павла Флоренского, который в интервью РЛ дал жесткую критику инициативе Шойгу и предложил более действенные меры для борьбы с отрицателями. «В морду надо бить за ее (Победы - РЛ) отрицание. Если про вашу мать скажут плохо, что Вы будете делать: ждать, пока за оскорблением последует уголовная ответственность, или набьете этому человеку морду? Ответ ясен: В морду надо бить. Сама идея, предложенная Шойгу и поддержанная Грызловым, позорная. Наша война - абсолютно святая вещь. И в подобной защите она не нуждается, а в морду за отрицание нашей победы бить надо», - считает Павел Флоренский. Эта позиция, может быть, немного грубоватая, но, по крайней мере, честная. Напротив, единороссы не предложили ни одной серьезной меры, посредством которой они собираются привлекать к уголовной ответственности за отрицание победы СССР в Великой Отечественной войне граждан иностранных государств. Если они не могут воплотить в жизнь свою инициативу, то зачем тогда ее предлагают? Неужели только для того чтобы попиариться? Если уж государство и правящая партия «Единая Россия» до сих пор не предприняли мер для того, чтобы не издавались в России большими тиражами оскорбительные книжки перебежчика Резуна-Суворова, что в развязывании войны виноват Советский Союз, то можно ли серьезно говорить о новой инициативе единороссов по борьбе с отрицателями нашей Победы?
Очевидно, Сергей Шойгу и Борис Грызлов оказались впутаны в непонятную и неприглядную историю. Причем, с ними, видимо, сыграли «втемную». Ведь у этой истории просматривается своего рода двойное дно. Инициатива, озвученная Сергеем Шойгу, как это не парадоксально, может быть прочитана как антипутинский проект. Тот факт, что сам Шойгу и пресса сразу увязали его инициативу с борьбой евреев против отрицателей холокоста, видимо, не случаен. Не секрет, что в последнее время позиция Израиля и международного еврейства по поводу запрета на исследования холокоста вызывает все большее неприятие в мире, которое все труднее объяснить пресловутым антисемитизмом. Также не секрет, что в Германии давно зреет недовольство тем, что немцы до сих пор вынуждены платить репарации евреям. Немцы, все настойчивее ставят вопрос о том, что они уже сполна заплатили за все преступления нацизма, что пора подвести черту под прошлым. Для международного еврейства же и Израиля холокост давно стал прибыльным бизнесом. На это обстоятельство, кстати, обратил внимание профессор Павел Флоренский: «Ладно, евреи лгут, запрещая отрицать холокост. Это их проблема, причем чисто экономическая, потому, что они берут с немцев деньги, имеют определенные льготы».
Холокост является мощным средством давления на Германию, которая в последнее время, благодаря Владимиру Путину, превратились в основного партнера России в Европе. Поэтому за инициативой, озвученной Шойгу, можно увидеть, с одной стороны, интересы мощного еврейского лобби. Увязав закон Шойгу-Грызлова с законом об уголовной ответственности за отрицание холокоста, предпринимается попытка усилить позиции Израиля. Очевидно, что в России принять закон о запрете за отрицание холокоста невозможно потому, что закон этот принимался только в тех странах, которые были виновны в разжигании Второй Мировой войны и в гонениях против евреев. Советскому Союзу (и его правопреемнице России) абсолютно невозможно навязать этот закон, это было бы абсурдно и оскорбительно. Поэтому еврейское лобби, таким образом, в виде инициативы, озвученной Шойгу и поддержанной Грызловым, ищет хитрую лазейку, позволяющую запрет на отрицание холокоста дополнить запретом на отрицание победы СССР в Великой Отечественной войне.
Одновременно «убивается и другой заяц», - вбивается клин в улучшение отношений России и Германии. Таким образом, наносится удар по политике, которая связана с именем Владимира Путина. Воплощение инициативы Шойгу превратит Германию в вечного политического изгоя и лишит Россию мощного союзника в Европе. Особенный эффект инициатива приобретает в связи с тем, что удар по Путину наносится руками людей, которые считаются его союзниками - Сергея Шойгу и Бориса Грызлова.
Впрочем, это только предположение, хотя и небезосновательное.