Капиталистическая система есть самая антихристианская.
Николай Александрович Бердяев
Между христианством и коммунизмом в десять тысяч раз больше общего, чем между христианством и капитализмом.
Фидель Кастро
Часть вторая
ЗАДАЧИ ПАРТИИ В СОВРЕМЕННОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ, ГОСУДАРСТВЕННОМ И КУЛЬТУРНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ В РОССИИ
I. Никаких «золотых веков» у человечества и у России никогда не было, не будет и в принципе быть не может
Имея христианское мировоззренческое ядро, христианский социализм сурово реалистичен, стопроцентно лишён какого-либо социального утопизма. Будучи антиреволюционным по своей природе, он не сулит никаких марксистско-ленинских радикальных переходов из «царства необходимости» в «царство свободы». Ни для России, ни для человечества в целом. Он не питает иллюзий относительно построения человеческими силами и средствами «совершенного общества» в посюстороннем, земном формате мировой истории рода человеческого. Он нацелен не более чем на моральную и интеллектуальную мобилизацию народов и человечества в целом для отсрочки неизбежного эсхатологического конца Мировой истории в её посюстороннем земном формате.
1. Общая стратегия партии в области экономического строительства
Своей основной задачей в этой области РПХС считает продолжение в новой форме начавшегося с 2000-х годов многотрудного, но всё же поступательно развивающегося возрождения отечественного производящего сектора экономики после катастрофического погрома 90-х годов либерал-экстремистами у власти. При этом вопрос о формах собственности на средства производства она не считает критически важным. Результаты «дикой приватизации» 90-х годов капитально объективированы в постсоветской системе производственно-экономических отношений. Как и долларизация финансовой сферы национальной экономики в ключе американского глобального долларового неоколониализма. Всё это не может быть демонтировано одним волевым властным внутриполитическим актом. Всё это может изживаться только «дробным», поэтапным образом и не иначе, как в контексте начавшегося мирового процесса избавления экономических отношений между странами от доллара. В многолетнем процессе оттеснения либерал-глобалистов от рычагов государственной власти в России после 2000-го года этот процесс хотя и с переменным успехом, но развивается. Включая «внешне неэффектную» национализацию ряда ключевых секторов отечественной экономики.
РПХС исходит из концепции первоочередного возрождения наукоёмких отраслей и областей производящего сектора Российской экономики. Из ставки на особо прорывные научно-технологические инновации с наиболее разносторонними последствиями для технологического перевооружения общественного производства в целом. По подобию былой ключевой ставки послевоенной Японии с её разрушенной экономикой на развитие у себя самоновейшей и всесторонне перспективной полупроводниковой электроники. И несмотря на тягчайший урон отечественной науки от «реформ» 90-х годов, у неё остаются и развиваются мощные научно-прикладные заделы. В частности, в областях ядерной энергетики, нанофизики как естественнонаучной основы широчайшего спектра нанотехнологий и др.
В этом деле РПХС нацелена на создание экономического «режима наибольшего благоприятствования» дальнейшему научному выявлению подобных «центров кристаллизации» наиболее мощных и комплексных научно-технологических переворотов. Она нацелена на коренной пересмотр зланамеренно созданных условий оплаты деятельности квалифицированных кадров в области прикладной науки и высоких технологий, определивших «утечку умов» из России в США и страны Западной Европы. Эта «утечка умов» не только должна быть остановлена, но и пущена в обратном направлении. Включая создание в России особо привлекательных условий профессиональной деятельности также и для зарубежных учёных.
Первостепенное внимание и особые приоритеты РПХС уделяет экологическим, природоохранным и природовосстановительным аспектам общественного производства. Это касается в первую очередь особо богатых водных и лесных ресурсов страны. РПХС исходит из того, что главные лесные «лёгкие планеты» Бразилии, Центральной Африки, Канады, и России в условиях антропогенного глобального потепления должны быть законсервированы в статусе заповедных лесов. Как главные переработчики атмосферной «парниковой» углекислоты в атмосферный кислород они вообще не должны интенсивно и необратимо эксплуатироваться в качестве сырья для деревоперерабатывающей промышленности. Российские леса как леса умеренной климатической зоны, в отличие от тропических, самовозобновляются, но обычно в худшем качестве в сравнении с вырубленными. В зонах их интенсивной эксплуатации в России должно культивироваться рациональное и эффективное лесовосстановление.
РПХС принципиально против экономической автаркии России. Она за широкое, научно обоснованное и разностороннее разделение труда между странами и экономическими группировками в рамках общечеловеческого материального производства. Но такое международное разделение труда представляется одним из достижимых экономических идеалов в перспективе глобального рационального оздоровления общественного производства. Нынешнюю российскую стратегию разностороннего импортозамещения партия считает вынужденной реакцией на крайне нездоровое современное устройство мировой экономики с его торговыми войнами, политически мотивированными экономическими санкциями.
Научно-технологический прогресс неуклонно и всё более интенсивно вытесняет всё более совершенными технологиями и супертехнологиями человека из сферы материального производства основных жизненных благ. В экономически развитых странах - в сферу обслуживания. Но и в этом процессе наметился предел, за которым встаёт проблема трудовой занятости для миллиардов людей во всём мире. Тем более - в странах, которые традиционно выступают в роли сырьевых придатков стран с развитой перерабатывающей промышленностью. В непосредственной увязке с этой проблемой встаёт проблема экономической и внутриполитической целесообразности расширения масштабов и подъёма качества народного образования.
Христианский социализм не видит в этом проблем. Антропогогия всех трёх монотеистических вероучений (христианства, ислама и иудаизма) восходит к Книге Бытия той части Библии, которая в христианстве именуется Ветхозаветной. В её начале человек как венец Божиего Творения представлен предназначенным для творческого соработничества с Богом-Творцом в дальнейшем обустройстве и совершенствовании тварной материальной природы. И особенно - живой. В контексте экологического оздоровления мирового общественного производства в этой связи видится огромный потенциальный рынок труда в природовосстановительной и природоохранной области. И по мере экологического оздоровления общественного производства - ещё более обширная сфера природоохранной трудовой занятости, включая творчески-преобразовательную. К которой человек, собственно, и предназначен Творцом. Соответственно этому, народное образование во всех странах должно подтягиваться до уровня «элитного», которое при нынешнем развитии общества всё более становится доступным только для зажиточной части граждан.
2. Стратегия в области промышленности, энергетики,
транспорта и информационных технологий
Партия намерена уделять первостепенное внимание экологическим аспектам действующих предприятий. Она будет требовать строгих экологических экспертиз новых технических проектов. Она предлагает также дальнейшие и тщательные экспертизы с целью выявления экономических возможностей и последствий внедрения запатентованных, но не востребованных экологически более чистых технологий.
РПХС разделяет опасения учёных-аналитиков относительно уязвимости ключевых распределительных объектов современных грандиозных национальных и международных энергетических систем геомагнитными супербурями типа той, которая в последний раз разразилась в сентябре 1859 года. Последствия были опытно продемонстрированы в 1989 году, когда из-за сильной геомагнитной аномалии даже регионального масштаба была на 9 часов обесточена провинция Квебек в Канаде. Для современной техногенной цивилизации электричество есть «наше всё», особенно - в мегаполисах и городских агломерациях. Партия считает делом жизненной важности в масштабах капитально объективированных национальных и международных энергосистем хотя бы иметь законсервированных дублёров ключевых распределительных объектов. Это потребует огромных и в принципе неокупаемых материальных затрат. Но в свете истороисофии христианского социализма представляется очередной классической «мудростью мира сего, которая есть безумие перед Богом» такое положение дел, при котором эта проблема считается менее «приоритетной» в сравнении со сверхзатратной гонкой вооружений или сверхзатратными проектами типа «политически престижного» пилотируемого полёта на Марс.
Предлагается также уделить особое внимание исследованиям и внедрению перспективной электронной базы и её математического обеспечения для развёрнутых десятилетиями спутниковых группировок с самыми разнообразными функциями в народном хозяйстве и в обороне страны, которые на нынешнем уровне тоже уязвимы природными космическими катаклизмами. Тем более, что в активе советской прикладной науки имеется капитально запатентованное в 70-х годах, но загубленное «перестройкой» направление разработки математического обеспечения, многократно повышающего надёжность и уже существующей электронной аппаратуры с традиционной транзисторной элементной базой.
РПХС с её опорой на современное развитие марксистского обществоведения в его историко-научном и науковедческом аспекте усматривает стратегическую перспективу в современной тенденции развития энергетики по принципу «Большая энергетика есть сумма малых, автономных и экологически чистых энергетик». Как в национальных масштабах, так и в мировом. И такая энергетика уже «по определению» неуязвима космическими «превратностями судьбы». РПХС считает необходимой интенсификацию исследований в этом направлении. В него укладывается также экологически идеальная солнечно-водородная энергетика, способная уподобить всё материальное производство человечества биоценозам, в которых «всё начинается» с использования энергии солнечного света - с фотосинтеза первичных белков зелёными растениями.
Партия считает необходимым ускорение процесса включения России в развернувшийся в экономически передовых странах процесс великовозможной пересадки граждан с личных автомобилей на энергоэкономные (и потому экологически более чистые) средства высокоскоростного общественного транспорта. При тщательном научном обосновании экономической эффективности, например, высокоскоростных железных дорог. В России с её плотностями населения соответствующие критерии их целесообразности существенно иные, чем в сплошь заселённых регионах Западной Европы, Китая или Японии. Из тех же соображений энергосбережения с его благотворными экологическими последствиями предлагается оптимизировать соотношение в дальних грузоперевозках автомобильного, железнодорожного и речного транспорта, которое в 90-х годах было сильно «перекошено» в пользу первого.
Современная элементная база и аппаратная основа информационных технологий находится на пороге «посттранзисторной» революции. Партия предлагает особое внимание уделять отечественным прорывным открытиям и изобретениям в этой области, приоритетам отечественных авторов. Россия теперь должна для себя «выжимать» из этих открытий и изобретений всё по полной программе - по подобию того, как США «выжали» для себя из изобретения транзистора в 1948 году.
В общем, РПХС не считает нормальным такое положение, когда Россия вынуждена интенсивно заниматься импортозамещением в этой области. Однако жёсткая геополитическая конкуренция на мировой арене с использованием грубо политизированных санкционных вмешательств США в международное разделение труда остаётся прискорбным фактом. В таких условиях работы в данном направлении представляются актуальными на пока неопределённую историческую перспективу. Равно как и работы на защиту национального пространства информационных технологий от злонамеренных внешних воздействий геополитического конкурента.
Партия считает недопустимыми тенденции превращения адептами глобализма информационных национальных пространств в средство тотального контроля над гражданами. Она призывает чётко отличать и пресекать развитие таких негативных аспектов в процессе выстраивания системы «цифровой экономики»
3. Стратегия развития сельского хозяйства и общественных отношений в деревне
В отличие от марксистско-ленинского учения о социализме, для христианского социализма вопрос о формах собственности не является критически важным. В том числе - применительно к аграрному сектору материального производства. После однозначно разрушительного развития событий в аграрном секторе российской экономики 90-х годов этот сектор возрождается, хотя с трудом и не однозначно. Не может быть речи ни о каком возврате к советской колхозно-совхозной системе, развитие которой было основательно подорвано Великой Отечественной войной и окончательно загублено последующими волюнтаристскими и бюрократически «заорганизованными» реформированиями. Теперь сама реальная жизнь выявляет рациональное многообразие форм собственности в аграрном секторе, наиболее благоприятные природно-климатические специализации его отраслей.
Весь этот процесс «экономических самоопределений» аграрного сектора постсоветской экономики сопровождается своими издержками и злоупотреблениями предоставленными свободами предпринимательской деятельности. В таких условиях партия намерена неукоснительно проводить в жизнь генеральную установку «земля только тем, кто её обрабатывает». Спекуляции плодородной почвой как главным капиталом аграриев-собственников, её перепродажы под нецелевые использования она квалифицирует как экономические преступления.
РПХС намерена уделять особое и систематическое внимание проблеме деградации плодородных почв. Со своей генеральной стратегией экологического оздоровления общественного производства она будет всячески способствовать научной разработке и внедрению биологических методов воспроизводства плодородия почв, борьбы с сорняками и вредителями взамен химическим. Особое систематическое внимание будет уделяться комплексам мер по защите почв от ветровой и водной эрозии, повсеместному переходу на современные рациональные методы полива в зонах с засушливым климатом.
В связи с последним партия считает необходимым возрождение масштабного «Сталинского» проекта послевоенного развития аграрного производства в степной и лесостепной зоне Европейской части страны с распространением этого проекта также на аграрное производство за Уралом. Этот разносторонне научно разработанный комплексный проект был в своей основе экологически образцовым, водоохранным и водонакопительным, почвосберегающим, основанным на разведении искусственных лесов в степной и лесостепной зоне. Подобно аграрным реформам П. А. Столыпина, он требовал нескольких десятилетий систематического и кропотливого воплощения в жизнь. В силу других исторических обстоятельств и этот проект не получил таких десятилетий.
4. Отношение партии к руководству народным хозяйством и планированию
Никакой систематически разработанной программы экономического строительства нового типа у большевиков к 1917 году не было. Их скорое вхождение во власть В. И. Ленину представлялось нереальным и за считанные дни до февральской революции российских либералов. Им в наследство внутри страны революционеры-февралисты в октябрю оставили всестатейно разваливавшуюся Российскую Империю, деморализованную и разбегающуюся армию в военное время, открытый ими «ящик Пандоры» адских внутренних деструктивных сил в обществе и прочие следствия своей несостоятельности в реальном управлении страной, а не в парламентских полемиках и в журнально-газетной публицистике. Весь выбор большевиков у власти на последующие десятилетия был только между великим социальным злом и злом, гибельным для Державы.
В таких условиях всё государственное и экономическое строительство ленинского руководства в стране было сплошными «импровизациями по обстоятельствам» разразившейся гражданской войны 1918-1922 годов с интервенцией 14-ти государств и её ближайших последствий. При этом Вторая мировая война, в сущности, стала вторым актом Первой с перемирием на взращивание нового человеческого поколения. И нацеленным своим остриём по-прежнему на захват, расчленение и колонизацию СССР.
Первичная индустриализация России началась и стремительно развивалась в царствование Александра III и Николая II, а то, что́ советская пропаганда называла сталинской индустриализацией и приписывала качественно новой эффективности социалистического способа экономического развития, было реиндустриализацией страны из социально-экономической разрухи гражданской войны. С первоочередной нацеленностью на создание материально-технического базиса для участия во Второй мировой войне в качестве её главной жертвы и «главного приза» победителям. И проводилась она, вопреки экономическим «канонам», сугубо мобилизационными методами. Хотя была отменно организована также и в экономическом аспекте умами профессиональных отечественных экономистов.
В отличие от своих непримиримых оппозиционеров в довоенной ВКП(б), И. В. Сталин во всём этом ориентировался в высшей степени адекватно. И он понимал, что выстроенная им (ценой немалой крови!) система партийного управления экономическим строительством эффективна только в мобилизационных предвоенных условиях, в условиях войны и первичного послевоенного восстановления народного хозяйства. Понимал и начинал воочию видеть и то, что партийное руководство «входит во вкус» командно-адмистративного управления экономикой. И начинает превращаться в привилегированную касту партократии. И ещё в конце войны он предложил свой проект ухода компартии в условиях послевоенной относительной стабильности из экономики и переключения на идеологическую работу и подбор кадров для ключевых должностей в народном хозяйстве. А управление экономикой при этом должно стать делом высококлассных профессиональных экономистов. Доказавших свои профессиональные доблести в экономическом строительстве довоенных пятилеток.
Но Сталина не поняли и не поддержали уже и его соратники. В дальнейшем партократия в конечном итоге погрязла в бюрократизме и начётничестве, обуржуазилась и развалила СССР с целью стать капиталистическими хозяевами «безо всяких партийно-идеологических условностей».
Исходя из этого советского исторического опыта партийного руководства экономикой, РПХС ни в какой мере на него не претендует. В том числе, не претендует она и на свои концепции соотношения национализированных и частных секторов экономики, государственного планирования и рыночной саморегуляции. Для неё критически важными в экономическом строительстве являются только социальная ориентация экономики и её экологические аспекты. И в эти вопросы партия считает себя полномочной вмешиваться не методами администрирования, но только в парламентских обсуждениях, а также в идеологической деятельности через современные СМИ, сферу литературы и искусства и пр.
II. Стратегия партии в области подъема материального благосостояния народа
Коммунистический идеал общественного производства, который по необходимости требует всесторонне и гармонично развитых работников, был наивысшим развитием нерелигиозного гуманизма Нового времени. Марксистские классики на этот счёт не строили и не пытались строить какие-либо развёрнутые теории. К. Маркс как теоретик экономической науки определил для этого только экономические условия: достижения естествознания совершенствуют технические средства труда и повышают его производительность; последнее неуклонно сокращает рабочее время, потребное для производства жизненных благ; в результате у трудящихся появляется всё больше свободного времени для самообразования и прочего развития личностей. Со своей стороны, и сама прогрессирующая интеллектуализация труда в общественном производстве настоятельно требует именно такого развития личностных производительных сил общества.
В экономическом аспекте всё это действительно так и блестяще подтверждает эти прогнозы. Однако теперь опытно дано и обратное: свободное время, о котором для основной массы трудящихся Маркс мог только мечтать, появилось реально, но повально используется ими отнюдь не для своего всестороннего и гармоничного развития. В экономически наиболее развитых странах на этой почве полно опытно данных свидетельств положению христианства о том, что праздность - мать всех человеческих пороков. И эта проблема на пороге нового существенного обострения, поскольку скорое новое качество научно-технологического облика общественного производства сделает в нём «резко ненужными» новые сотни миллионов рабочих рук. В то время, как для их перемещений в пресловутую сферу услуг приходится придумывать всё новые виды услуг и всё чаще - сомнительного морального качества.
Имея христианское духовно-концептуальное ядро, христианский социализм исходит из заповеди Бога изгнанным из рая людям в поте лица своего добывать средства к жизни. Объекты человеческой трудовой деятельности и её продукция, средства её производства исторически менялись и продолжают меняться. Но сама трудовая деятельность должна иметь место до конца мировой истории в её посюстороннем, земном формате.
Марксистский коммунистический идеал так и остался неразработанным теоретически. Реальное современное развитие личностных производительных сил в экономически передовых странах не только с ним не имеет ничего общего, но и остро ставит практическую проблему «повальной праздности». Христианский социализм снимает эту проблему своей концепцией перемещения трудовых ресурсов, которые освободжаются в сфере производства жизненных благ, в природоохранную, природно-восстановительную и природно-преобразовательную сферы трудовой деятельности.
Эти сферы, помимо прочего, потребуют от своих кадров высокого уровня экологических знаний. Вместе с тем, экология сама по себе наука комплексная. Она опирается на современный научно-мировоззренческий фундамент. Поэтому полномасштабная трудовая сфера в данной области требует работников с современным широким научно-мировоззренческим кругозором. Тем самым может получить свою реализацию (хотя и заведомо ограниченную) коммунистический идеал разносторонне и гармонично развитых трудящихся, которых с необходимостью требует сам род их профессиональной деятельности. И тем самым становится оправданной необходимость в поднятии народного образования и высшего специального образования по максимуму возможного при существующем уровне научных знаний и высших достижений педагогических наук. Вместо нынешней «генеральной линии» под глобализацию в её нынешних реальных качествах. С её чёткой кастовостью: образование высокого качества - платное и для «элитных слоёв» общества, а для подавляющего большинства - «натаскивания» на узкие группы «профкомпетенций».
При всём этом христианский социализм полностью поддерживает генеральную линию всё более наукоёмкого общественного производства материальных благ на великовозможное вытеснение личностных производительных сил общества из него. Его ограничения на этот непреложный прогресс науки и техники относятся только к тем аспектам, которые представляются богомерзкими. Таковы, в частности: индустрия удовлетворения всевозможных излишних материальных человеческих потребностей типа ежедневных чревоугождений вместо регулярного полноценного и здорового питания; коммерчески выгодная, но во всём остальном варварская вакханалия искусственной частой смены моделей долговечной бытовой техники на всё более «престижные» и т. п.
III. Стратегия партии в области государственного строительства и дальнейшего развития демократии
1. Советы и развитие демократических принципов государственного управления
Тема подлежит особой проработке в результате обсуждений данного первичного проекта.
2. Повышение роли общественных организаций. Государство и гражданское общество
Тема подлежит особой проработке в результате обсуждений данного первичного проекта.
IV. Укрепление Вооруженных Сил и обороноспособности России
1. Военно-промышленный бизнес сатанински аморальный и экономически пагубный, но его невозможно демонтировать быстро волевым порядком
Марксистские классики вскрыли экономические основы зарождавшегося в их эпоху военно-промышленного бизнеса. В 1899 году молодой тогда последний Российский Император Николай II в Гааге предложил от лица России взять под эффективный международный контроль его злокачественный рост, пока он в начальной стадии. Эта инициатива была отклонена государствами Западной Европы как «несвоевременная» - и события устремились к Первой мировой войне. В сентябре 1959 года на XIV сессии Генеральной ассамблеи ООН Н. С. Хрущёв предложил миру программу всеобщего и полного разоружения от лица СССР, «вступившего в фазу развёрнутого строительства коммунизма». Но это уже было действительно «несвоевременным» популизмом. Военно-промышленные комплексы экономически передовых стран разрослись в полную силу. Гонка ракетно-ядерных вооружений была навязана СССР как компонент «холодной войны», нацеленный на его экономическое обескровливание. И эта «приманка» послесталинским советским руководством была сполна «заглотана». Понятие «разумная достаточность» впервые зазвучало только в эпоху «перестройки», когда созданных США и СССР запасов ракетно-ядерного оружия хватало на многократное уничтожения всего живого на Земле.
К настоящему времени человечество имеет мощнейшие военно-промышленные комплексы в экономически передовых странах. В них материально заинтересованы десятки миллионов людей, имеющих соответствующие рабочие места непосредственно в них. Ещё неопределённо больше материально заинтересованных косвенно - в областях науки и производства, работающих на военно-промышленные комплексы. Более того, военно-промышленный бизнес диавольски извращённым образом стимулирует научно-технологический прогресс в целом. Теоретическая апология такого объективного положения дел классическим образом подпадает под изречение св. апостола Павла: мудрость мира сего - безумие перед Богом.
Тем не менее, это - мощнейшим образом объективированная реальность современного общественного бытия. РПХС не питает по этому поводу никаких иллюзий. Она не склонна к популистскому прожектёрству на темы лечения этой поистине злокачественной опухоли в экономиках «прогрессивной части» человечества. Но перед лицом современного глобального кризиса человеческой цивилизации христианский социализм заявляет: либо будет её «лечение», либо она погубит человечество.
2. Россия не должна по новому историческому кругу принять навязывание ей извне нового тура экономически разорительной гонки наукоёмких вооружений
В концепции содержания и развитии вооружённых сил Российской Федерации РПХС исходит из исторического урока экономически разорительного вовлечения СССР в гонку вооружений. В области стратегических ядерных вооружений она исходит из принципа разумной достаточности. А также из экономически менее разорительных «асимметричных» ответов на соответствующие вызовы со стороны геополитического противника.
3. Россия не должна по новому историческому кругу разоружаться в одностороннем порядке
РПХС намерена всячески пропагандировать на международной арене жизненную необходимость для отдельных стран, их военно-политических союзов и для человечества в целом планомерного сворачивания гонки вооружений. При реальном начале этого процесса она будет учитывать опыт «перестроечного» СССР и России 90-х годов, когда США и страны НАТО вопреки достигнутым договорённостям вероломно свели дело к одностороннему разоружению нашей страны с последующим внешним управлением процессом уничтожения Россией 90-х годов своего военно-промышленного комплекса и соответствующей прикладной науки. Впредь Россия будет выполнять такие договоры только при непосредственных демонстрациях другими договаривающимися сторонами выполнения свой части договорных обязательств.
4. Конверсия военно-промышленных комплексов - одна из главных и особо приоритетных глобальных проблем человечества
РПХС считает одной из основных причин современного глобального кризиса человеческой цивилизации безумную растрату «прогрессивной частью» человечества колоссальных средств, сил и, главное, безвозвратных десятилетий на гонку ракетно-ядерных вооружений. Попытки её возобновить в новом качестве наукоёмких и дорогостоящих вооружений уже на краю пропасти скорых глобальных катастроф вопиюще соответствуют апостольскому «приговору» из Нового Завета: мудрость мира сего - безумие перед Богом.
Партия считает уже экстренно необходимым включение в пропагандистскую деятельность Российских СМИ на другие страны систематическое внушение их правящим элитам и населению более чем актуальной концепции, представленной в 50-х годах Дж. Берналом в книге «Мир без войны». Тогда этот научно-аналитический призыв учёного-мыслителя оказался «гласом вопиющего в пустыне», как и вообще большинство алармистских предупреждений со стороны аналитиков и экспертов из учёных. Но теперь конкретно-исторические условия уже качественно иные. Они диктуют: либо будет у правящих элит радикальная ценностная переориентация политических воль и властных ресурсов с военно-промышленных приоритетов на разрешение глобальных проблем, либо в мировой истории рода человеческого уже и XXII век от Р. Х. не состоится.
V. Стратегия партии в области межнациональных отношений
Христианский социализм считает первоначальную марксистско-ленинскую позицию в национальном вопросе экономически-односторонней в теории и контрпродуктивной на практике. Историческим фактом является то, что, наперекор замыслам большевиков о превращении Советского Союза в кузницу нового суперэтноса «советский народ», он стал кузницей ряда новых наций, которые вышли из него со своей государственностью, признанной Мировым сообществом. Внутренняя национальная политика СССР была отчасти подражательной по отношению к Российской Империи, но жизнеспособной континентальной империи из СССР на её основе не получилось. В первую очередь, из-за экономической узости понимания феномена наций, которая спекулятивно возводилась в общечеловеческий абсолют для всех времён и народов.
Христианский социализм в национальном вопросе исходит из «полнокровного» научно-обществоведческого понимания опытно данного многообразия этносов - родо-племенных, народных, национальных, многонационально-федеративных, имперских. В полном объёме их мировой истории. Он исходит также из положения христианской историософии, согласно которому этно-национальное многообразие человечества сохранится до эсхатологического конца его Мировой истории в её посюстороннем, земном формате. При этом историко-корневой основой он считает духовно-религиозную. В классическом марксистско-ленинском обществоведении она не считалась достойной теоретических исследований, а на практике государственного и культурного строительства по-советски и вовсе считалась подлежащей искоренению всеми методами, включая репрессивные. В этой связи РПХС квалифицирует большевистские гонения на религию как единственную в отечественной истории полномасштабную религиозную войну.
Такая теоретическая основа христианского социализма гарантирует на практике государственного и культурного строительства на его началах в качестве государственной идеологии систематически адекватную внутреннюю и внешнюю политику в национальном вопросе.
Классическое марксистско-ленинское обществоведение с его экономической односторонностью сильно недооценивало роль региональной природной среды («географического фактора») в формировании ментальности народов и наций. Христианский социализм с его теорией экологии общества в земной биосфере придаёт этому фактору особенно важное значение. По мере перемещения основного центра общественного производства в природоохранную и природопреобразующую деятельность особенно важными становятся те компоненты этнических менталитетов, которые сформированы именно природными факторами их истории.
VI. Стратегия партии в области идеологии, воспитания, образования, науки и культуры
1. Возрождение духа коллективизма
В среднем и высшем образования РПХС подчёркивает необходимость повышение эффективности преподавания основ обществоведческих знаний. Она представляется особенно эффективной через изначальное освоение их марксистско-ленинских общесоциологических оснований.
Но последние должны представляться в полной общности, избавленными от первородного «экономического детерминизма» К. Маркса, от марксистско-ленинской «идеи фикс» классового подхода как «универсальной теоретической отмычки» ко всем вопросам и проблемам обществоведения и исторических наук. Тогда с са́мого начала обучаемые на всю жизнь поймут, что человек - принципиально общественное существо. Что он - «пожизненный должник» общества уже за одно своё индивидуальное сознание. Что реализовать себя как личность он может в обществе и только в обществе. Что объективные общественные факторы его жизни первичны, а его сознательно-волевая деятельность от них производна. Это так уже в силу одного того очевидного обстоятельства, что век человеческой личности в земной жизни краток, и поэтому человек буквально на каждом шагу пользуется объективированными результатами деятельности других людей - современников и предков. Такое приобщение к основам обществоведения с детства и на всю жизнь формирует человека как убеждённого противника индивидуалисткого мировоззрения и психологии.
В сфере общественного сознания страны РПХС настаивает на устранении фактической монопольности пропаганды мировоззрения и ценностей либерально-апостасийного толка. Для миссионерской деятельности традиционных религиозных конфессий в России государственные СМИ должны быть равнодоступными. Истолкование такого положения как «клерикализации» общественного развития в корне ошибочно по существу. И противозаконно, так как пародийно-научный атеизм давно не является государственной религией страны и ядром её государственной идеологии.
В своей миссионерской деятельности основные религиозные конфессии России - христианство, ислам, иудаизм и буддизм - должны иметь равные права и возможности доступа к государственным СМИ. При этом - сообразно представленности их исповедников по регионам страны. Эта миссионерская деятельность, естественно, «конфессионально пристарстна». Но таковой она всегда и была в многоконфессиональной и поликультурной России, которая при этом на основе веротерпимости православия титульной русской нации веками избегала острых межконфессиональных конфликтов и религиозных войн. В этом ключе, традиционном для России как континентальной империи, она и должна продолжаться в случае равноправия всех религиозных конфессий в плане доступа к государственным СМИ. Но все эти религиозные конфессии по-своему церковные. А поэтому дух коллективизма (в христианстве - соборности) будет ими всячески пропагандироваться в своей миссионерской и катехизаторской деятельности.
Классический марксизм с его «экономической одномерностью» представлял рабочий класс эталонным носителем духа коллективизма и интернационализма. Якобы, «причинно обусловленного» само́й объективной спецификой труда на капиталистических фабриках и заводах, а также наднациональной природой капиталистической эксплуатации человека человеком. Но на деле в светской сфере человеческой деятельности эталонном в плане духа коллективизма и интернационализма является деятельность научно-исследовательская. Со своей высокой этикой коллегиального творчества, достойной всяческих подражаний за пределами науки.
И эту специфика науки требуется всячески подчёркивать и пропагандировать в контексте среднего и высшего образования, в СМИ, средствами литературы и искусства. И вообще, необходимо вернуть тему коллегиального производительного труда в отечественную литературу и искусство, из которых она после 1991 года оказалась практически изгнанной. Как, впрочем, и вообще тема современных ярких положительные героев-тружеников.
2. В области народного образования
РПХС считает необходимым поднять заработную плату педагогических кадров, которые в 90-х годах по материальному достатку оказались под стать неквалифицированным разнорабочим. Да и в советские времена материальное неблагополучие педагогов определило послевоенную «феминизацию» преподавательского состава средней школы. Тем более необходимо материально поднять престижность педагогов высшей школы. Еле сводящая концы с концами «профессорня» - национальный позор постсоветской России не то что перед Европой-Америкой, но и перед Алжиром или Мозамбиком.
Один из бывших министров образования и науки РФ известен своим сомнительным заявлением о том, что система народного образования должна готовить не творческих людей, а квалифицированных потребителей. Это заявление было бы корректным при добавлении одного слова: потребителей информации. В условиях её нынешнего поистине «Всемирного потопа».
Перманентное «реформирование» народного образования после 1991 года дало прискорбные результаты. Первоначальную версию «ЕГЭ по-российски» партия расценивает как фактическое властное покушение на воспроизводство высококвалифицированных, творческих кадров для науки и производства методом их интеллектуальной стерилизации в средней школе. Партия считает делом жизненной важности творческий возврат среднего образования к советским образцам, которые считались одними из лучших в мире.
РПХС считает принципиально ошибочным постсоветское прогрессирующее сведе́ние народного образования к качеству предоставления «образовательных услуг». Воспитательная функция вообще и патриотически-воспитательная функция, в частности, должны быть возвращены в область народного образования. Наряду с его безусловной бесплатностью, как в советскую эпоху.
Вместе с тем, партия не идеализирует как советскую систему среднего и высшего образования, так и дореволюционную систему высшего образования в воспитательном плане. Историческим фактом остаётся то, что вторая в течение XIX века взрастила специфически российскую интеллигенцию как главную идеологическую «пятую колонну» подспудной подготовки обрушения Российской Империи. А советская система послевоенной эпохи взрастила свою идеологическую «пятую колонну» подготовки катастрофы 1991 года. Поскольку все лимиты России на революции и гражданские войны исчерпаны в ХХ веке, воспитательная функция системы народного образования должна строиться с учётом этого своего негативного исторического опыта.
В ключе своей генеральной нацеленности на разрешение экологических проблем РПХС в воспитательной роли народного образования призывает к дальнейшему усилению экологической просветительной и воспитательной компоненты.
Партия особо настаивает на прекращении в системе среднего образования «экспериментов» с преподаванием русского языка как языка титульной нации России и языка межнациональных общений в многонациональной Российской Федерации. Результаты этих «экспериментов» более чем негативные. Здесь представляется необходимым прямой возврат к советским методикам и учебникам. Наряду с возвратом к советской практике преподавания русского языка, представляется необходимым возврат к советской практике преподавания литературы, особенно - отечественной. Устоявшиеся тогда критерии отбора литературной классики должны корректироваться, но не должны пересматриваться по существу. В результате чего, в частности, недавно был «выведен из классиков» И. А. Крылов.
Партии представляется необходимым также возврат к советской бесплатности и высшего образования. Поскольку платное изначально закрывает путь в науку и инженерию талантам из социальных низов. Не на словах, а на деле необходимо реализовать положение о том, что самые выгодные финансовые вложения (хотя и без скорой отдачи) - в человеческий капитал как будущий высококвалифицированный и креативный кадровый состав науки и производства.
В области высшего образования представляется необходимым решение проблемы его по-настоящему эффективной базисной фундаментализации и гуманитаризации. В качестве конструктивно-критической замены общеобязательного курса диалектического и исторического материализма, на который в советской высшей школе совершенно необоснованно возлагались обе эти миссии.
Партия придаёт особое значение творческому восстановлению в своих базисно-образовательных правах учебного курса логики. Оно было начато по личной инициативе И. В. Сталина в 1946 году, но оборвано в начале 60-х годов. Из-за этого массовая общеметодологическая культура мышления остаётся на уровне обыденного здравомыслия. В важных вопросах гражданского самоопределения она поистине варварская. В «чёрно-белом», дихотомически двузначном ключе закона исключения третьего. Отсюда шараханья граждан из крайности в крайность в осмыслении внутренних проблем страны с «разогревом» экстремистских революционных настроений. Граждан в массовом порядке оглупляют злонамеренным софистическим использованием с древности известной логической ошибки «после этого - значит по причине этого». (Классический образчик: так как Вторая мировая война началась тут же вслед за подписанием пресловутого «пакта Молотова - Риббентропа», то СССР и гитлеровская Германия на равных ответственны за Вторую мировую войну и т. л. Вплоть до соответствующей резолюции Парламента ПАСЕ от 2009 года!)
3. В области науки
В профессиональном марксистско-ленинском обществоведении 60-70-х годов усилиями ведущих специалистов из СССР, тогдашних ГДР и ЧССР развивались идеи основоположника науковедения Дж. Бернала. Они были нацелены на эффективное управление развитием национальных наук и мировой науки на основе объективно-истинного понимания внутренней логики научно-технического прогресса. В качестве результата такого изучения решалась проблема «лидеров естествознания». То есть, областей объективного вызревания таких открытий, которые имеют общенаучные последствия в плане интеграции наук и становятся естественнонаучной основой радикальных технологических переворотов в материальном производстве.
В свете тех исследований было осознано, что после создания к 1927 году квантовой теории простейших атомов последовала «взрывообразная» интеграция физики, химии и, отчасти, биологии как трёх основных отраслей естествознания. С грандиозным по последствиям изобретением транзистора в 1948 году. В свете этих результатов советской философии науки понятна особая роль комплекса физических наук, изучающих атомный и субатомный фундамент материи. Ныне это - субъядерная микрофизика. За созданием зрелой Единой теории элементарных частиц с такой же гносеологической закономерностью последует новый и качественно более эффективный процесс органичной межотраслевой интеграции фундаментальных естественных наук. Поэтому РПХС считает эту область особо приоритетной областью государственного стимулирования Российской и мировой науки.
Наряду с этим, РПХС разделяет опасения части специалистов в этой области по поводу искусственного пробуждения в экспериментах ядерной и субъядерной физики высоких энергий исторически первородной материи Вселенной. Опасения учёных за то, что физическая лаборатория может стать эпицентром непроизвольно спровоцированной катастрофы космического масштаба, впервые были высказаны Ф. Астоном в своей Нобелевской лекции в 1922 году. В связи с наметившейся перспективой высвобождения энергии ядерного синтеза водорода в гелий, якобы, способной глобализоваться в водороде земной гидросферы. В эпоху создания и испытания ядерного и термоядерного оружия его творцы доказательно знали о невозможности подобного. Но теперь ситуация качественно иная в худшую сторону. В поисках Единой теории элементарных частиц остаются открытыми проблемы наиболее принципиального характера, а экспериментаторы уже стали зондировать процессы со скрытой энергетикой первородных космологических процессов и взрывных катастроф галактического масштаба. При этом их нынешние теоретические гипотезы в принципе не могут дать по-научному достоверных гарантий безопасности.
Очевидно, что не может считаться нормальным такое положение, когда потенциально в жертву узко-корпоративному исследовательскому интересу учёных в этой области может быть принесено всё живое на Земле вместе со всей Солнечной системой. На примере этого реального прецедента РПХС настаивает на том, что вопросы о потенциальных общечеловеческих рисках экспериментов в фундаментальном естествознании не могут решаться «келейно» в рамках соответствующих научных корпораций. Они требует максимальной общественной огласки таких рисков, их международно-правовых экспертиз с принятием решений отнюдь не пристрастно заинтересованными учёными-естествоиспытателями.
Но в целом концепцию по-научному выверенного высокоизбирательного государственного стимулирования фундаментального естествознания РПХС считает в высшем степени актуальной. И для мировой науки в целом, не говоря о национальных науках. Даже самые богатые страны уже не в состоянии финансировать весь спектр из нынешних тысяч частных дисциплин физики, химии и биологии, экспериментальная база которых становится всё более наукоёмкой и дорогостоящей. В мировой науке, как нигде более, национальная автаркия контрпродуктивна. В ней крайне неуместен критерий национальной престижности открытий. Как ни в какой другой области, в мировой науке все её открытия являются общечеловеческим достижением и достоянием.
В силу этого РПХС считает первостепенно важным после либерал-экстремистского погрома 90-х годов в отечественной науке определиться с оптимальным положением России в международном разделении научно-исследовательского труда. Возрождение отечественной науки в былом советском количестве её кадрового состава не представляется возможным. Оно должно осуществляться в новом качестве Суворовского «не числом, а умением».
4. В области культурного строительства, литературы и искусства
РПХС своё культурное строительство в современной России исходно понимает как конструктивное и наступательное противодействие таковому со стороны внешних культурных агрессоров с их социально деструктивной идеологией глобализма и внутренних властных лоббистов этой идеологии.
В этом контексте партия будет сопротивляться, прежде всего, заполонению культурного пространства России масс-культурой, которое нацелено на его унификацию по низшим образцам пошлости и безвкусицы. Она будет добиваться установления нравственной цензуры над творческой продукцией такого рода. И буквальной цензуры по отношению к подрывной антигосударственной пропаганде «в художественных формах». Она будет добиваться жёстких цензурных запретов на нынешний разгул порнографии, пропаганды «нетрадиционного секса» и подрыва социального института традиционной семьи.
В сфере государственного радиовещания и телевидения партия считает необходимым возврат к советским методам пропаганды высокого литературного искусства и музыкальной классики, воспитания детей на образцах советской детской литературы, детского художественного и мультипликационного кинематографа. Она будет способствовать полноценному возрождению в России детской литературы и детского кинематографа в ключе лучших отечественных традиций. Партия будет конструктивно противодействовать усилиям лоббистов глобализма по отрыву новых поколений россиян от классики отечественной литературы и искусства.
Первоочередным делом жизненной важности партии представляется возвращение в отечественную литературу и искусства темы производительного труда на благо общества и положительных героев из этой области.
VII. Христианский социализм как идеологическая основа реинтеграции стран бывшего Советского Союза и стратегического союзничества с Китайской Народной Республикой
В этом комплексе вопросов РПХС исходит из того, что её идеология исключает возрождение партократии, своё навязывание народам зарубежных стран. Из того, что она имеет для всех привлекательный моральный кодекс. А также из того, что по-новому решает национальный вопрос, увязывая его с перспективой перемещения основной части общественной практики человечества в область экологии земной биосферы с её региональными спецификами, с которыми лучшим образом будут управляться народы, в существенной мере сформированные также и соответствующей региональной природной средой.
РПХС видит необходимость покаяния России перед странами СНГ за инспирированный ей, Украиной и Белоруссией катастрофический распад Советского Союза с самыми тяжкими социально-экономическими и военно-политическими последствиями 90-х годов для бывших Союзных Республик Закавказья и Средней Азии.
Основной целью относительно стран СНГ партия считает сугубо добровольную экономическую реинтеграцию, исходя из объективных экономических целесообразностей, из целесообразностей международного разделения труда, а также из капитально объективированных после 1991 года постсоветских отношений собственности на средства производства. С проектом воссоздания Советского Союза это не имеет ничего общего.
Всё отмеченное относится также к перспективе более тесного социально-экономического взаимодействия России с Китайской Народной Республикой. РПХС оценивает такую перспективу особо продуктивной, поскольку её идеология в своём марксистско-ленинском обществоведческом ядре с государственной идеологией Китая более чем совпадает. В её творческом активе качественно новое, современное в научном смысле развитие профессионального марксистско-ленинского обществоведения в 60-80-х годах ХХ века, когда в СССР и в КНР в силу прискорбных политических обстоятельств тех десятилетий эти разработки осуществлялись изолированно друг от друга.
Но при этом РПХС считает делом первостепенной важности внутри России покончить со всеми проявлениями «чёрного» ценностного нигилизма в отношении к советской эпохе отечественной истории с её Первыми лицами государства. Партия понимает, что такое отношение к личности и роли И. В. Сталина идеологически не только оттолкнуло КНР от Советского Союза в начале 60-х годов, но и по сей день является едва ли не главным ценностным «яблоком раздора». В идеологии РПХС с её научно-обществоведческим ядром воинствующий антимарксизм и антикоммунизм исключены «по определению».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социалистические учения свою историю начинали с художественного жанра утопии. «Манифест коммунистической партии» (1848 год) молодые К. Маркс и Ф. Энгельс выпустили в свет до того, как приступили к капитальному экономическому обоснованию идеалов социально справедливого общества. В нём они провозгласили объективно единственно возможным способом достижения коммунистических идеалов пролетарскую политическую революцию. И под этот оснопополагающий «революционный пафос» в дальнейшем подстраивали своё творческое погружение в экономическую теорию с авторскими результатами непреходящего научного значения. Эта концепция у них стала пожизненной предвзятой концепцией, под которую в дальнейшем «подстраивались» их научные достижения в области экономической теории, общесоциологической проблематики, а также в области эволюционной теории познания. И эта «революционная предвзятость» была воспринята В. И. Лениным как одним из основоположников отечественного марксистского обществоведения. При этом все нереволюционные версии ценностно отторгались как «ревизионистские» с главной «ересью» классового мира в эксплуататорском обществе.
Всё это было принято к практического исполнению в грандиозном социальном эксперименте с коммунистическим строительством в нашей стране. С послевоенными попытками Советского Союза распространить эту версию на страны социалистического лагеря. С дальним прицелом на мировой масштаб. И всё это имело свои трагические последствия с больши́ми кровопролитиями. Начиная с инспирированного из Москвы раскола в 30-х годах между немецкими коммунистами и социал-демократами, которые «объединились» уже в качестве узников гитлеровских концлагерей. И всё это увенчалось окончательным крахом «Красного проекта» с распадом и самого́ Советского Союза в конце 1991 года.
РПХС оценивает все современные теоретизирования коммунистов об исторической судьбе и возрождении «Красного проекта» лапидарным выражением крупного русского религиозного философа Г. П. Федотова: хилые человеческие пересуды по поводу свершившегося Божиего суда истории.
С непримиримым расколом отечественного марксизма на меньшевистское и большевистское направления атеистически настроенная социал-демократическая традиция, восходящая к Г. В. Плеханову, в России не сложилась. После утверждения партии большевиков у власти она и вовсе была загнана в подполье. И после 90-х годов, когда эмоциональный антимарксистский нигилизм господствовал в качестве «необъявленной» государственной идеологии «новой России», нет оснований считать эту версию нереволюционного научного социализма имеющей в России какое-либо концептуальное основание. Ибо оно всё равно от родоначальников марксизма и от Г. В. Плеханова как его отечественного классика. В нынешней России социал-демократические идеи «бестолково разбросанные». В худших традициях «либерализма по-русски» - пародийно подражательного по отношению к капитально обоснованному евро-американскому.
Немарксистская русская философия XIX-XX веков была хотя и весьма неоднозначно, но по-христиански религиозной. Одной из альтернатив нарастающему среди отечественной интеллигенции «революционному пафосу» стал трактат Н. Ф. Фёдорова «Философия общего дела». С его концептуально стержневой идеей воскрешения предков во всеоружии человеческих научно-технологических возможностей «ближайшего будущего». В высшей степени, по-христиански морально благородный. Но и в высшей степени, вульгарно натуралистски еретический. И несоизмеримо более утопический в сравнении с коммунистической утопией, которая имела хотя и «экономически однобокое», но всё же научно-обществоведческое обоснование.
РПХС считает себя конструктивно-критической восприемницей христианского социализма в православной версии С. Н. Булгакова. По двум основным мотивам. Во-первых, поскольку православная версия христианского вероучения в наименьшей степени подверглась последующим искажениям в сравнении с католической и, тем более, протестантской. Во-вторых, поскольку С. Н. Булгаков был выходцем из классического марксизма и ни в какой степени не был настроен по отношению к нему нигилистически.
Наряду с этим, РПХС адекватно оценивает историю марксистско-ленинского обществоведения в свете исторической практики второй половины ХХ - начала XXI столетий, которая была неведомой ни ему, ни марксистским классикам. «Манифест коммунистической партии» молодых родоначальников марксизма был их незрелым творческим детищем. Он не опирался на соответствующий исторический опыт человечества. Равно как и на само марксистско-ленинское обществоведение в его по-научному зрелом, современном качестве. Которое в первую очередь предполагает его адекватное методологическое самосознание, понимание своих объективных возможностей и ограниченностей. С. Н. Булгаков, со своей стороны, имел дело только с его «экономически однобокой» версией, которая в современном ему марксизме возводилась в общесоциологический абсолют вплоть до историософских притязаний. Но теперь созрели условия для того, чтобы именно в обновлённой, современной идеологии христианского социализма бесконфликтно соединить православную историософию с научно-обществоведческой мощью современного марксистско-ленинского обществоведения.
Стратегически «провальная» Программа КПСС от 1961 года в своём заключении торжественно обещала, что уже поколение её читателей будет жить при коммунизме. Будучи христианской в своей духовной и концептуальной основе, эта программа РПХС стопроцентно лишена утопических иллюзий и упований. Она не обещает никаких грядущих «золотых веков» для России и человечества. (Не говоря уж о ближайших двух десятилетиях!) Но в условиях современного глобального кризиса человеческой цивилизации она представляет ему исторические шансы избежать глобальных катастроф обозримого будущего и продлить его мировую историю на много десятилетий, а возможно - и веков.
Тем не менее, эсхатологическая развязка Мировой истории всё равно представляется неизбежной. И, возможно, действительно не такой глобально катастрофической в земном формате Мировой истории, как это представлено в символически иносказательных пророчествах Апокалипсиса. Но и отнюдь не в ключе социальной идиллии «Философии общего дела» Н. Ф. Фёдорова.
62. Ответ на 58., Даневский Саша:
61. Re: Первичный проект программы Российской Партии христианского социализма
60. Ответ на 57., РЛА:
59. Ответ на 57., РЛА:
58. Ответ на 49., СТРОИТЕЛЬ:
57. Ответ на 52., СТРОИТЕЛЬ:
56. Ответ на 25., Лев Хоружник:
55. Ответ на 52., СТРОИТЕЛЬ:
54. Re: Первичный проект программы Российской Партии христианского социализма
53. Александр Васькин