itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Мамоне или Христу поклоняемся?

Православный социализм 
0
1134
Время на чтение 10 минут

Источник: Православный Санкт-Петербург

«Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2Сол.3,10)

Сегодня мы беседуем с московским учёным, к.физ.­мат.н., бакалавром богословия Николаем Владимировичем Соминым. Николай Владимирович известен как горячий приверженец идеи православного социализма, считающий, что справедливое устройство общества ни в чём не противоречит христианским идеалам, но, напротив, позволяет этим идеалам шире и полнее воплотиться в нашей земной жизни. Сегодня Н.В.Сомин в гостях у редакции «Православного Санкт­Петербурга».

— Николай Владимирович, как по-вашему: почему в сознании подавляющего большинства народа коммунизм и христианство несовместимы?

— Я думаю так: с одной стороны, советская идеология была атеистичной, вера была объявлена обманом. Более того: в довоенный период имели место притеснения Церкви, даже гонения. Народ наш воспитывался на марксизме, хоть и проповедующем социализм (я социализм всегда рассматриваю как шаг к коммунизму), но совершенно превратно объясняющем феномен веры. В результате широкие массы наших людей православия не знали, только слышали, что оно толкует о Боге, т.е. о чём-то совершенно ином, чем жизнь.

— Мне кажется, что в 60-е годы ХХ века диссиденты, антисоветчики, так сказать, оккупировали Церковь и, играя на недовольстве православных политикой Хрущёва, постарались вбить клин между Церковью и государством. Это им удалось в полной мере, так что и сегодня трудно сбить большинство верующих с антикоммунистических позиций. Что вы по этому поводу думаете?

— Я не могу с этим вполне согласиться. Думаю, что основную роль в антикоммунизме верующих сыграли наши церковные традиции. Увы, социалисты у нас в Церкви всегда рассматривались как разбойники и бандиты, как разрушители веры. И к тому же они за общую собственность!.. И поэтому наши богословы, в пику им, не придумали ничего лучше, как превозносить и пропагандировать частную собственность и капитализм. И вот с таким сомнительным идейным багажом они подошли к 1917 году. Так что неудивительно, что девятый вал революции, разрушивший русский капитализм, ударил и по защищавшей его Церкви. Что же касается диссидентов, то мне повезло: я встретился и подружился с Геннадием Михайловичем Шимановым — известным церковным диссидентом, прославившимся своими статьями в 60—70-х годах. Это человек-легенда. Он самостоятельно пришёл к православию и был воцерковлённым человеком. И в то же время это был человек, понявший правду советской власти и её благотворное влияние на судьбы России. Человек огромной смелости, Шиманов издавал нелегальные журналы (печатая их на машинке) и поддерживал контакты с большим числом диссидентов (как политических, так и религиозных), но в первую очередь с группой, лидером которой был Феликс Владимирович Карелин — замечательный церковный писатель и богослов. Карелин в 1981 г. написал удивительную работу «Теологический манифест», где впервые в современной истории указал на православный социализм как путь, по которому должна дальше идти Россия, и богословски обосновал его. Иначе говоря, именно Феликс Карелин является подлинным идеологом нынешнего православного социализма. К сожалению, я познакомился с Шимановым лишь во второй половине 90­х годов, когда Карелин уже умер (в 1992 г., не перенеся развала советского строя). Сам Шиманов в последний период своей деятельности тоже пришёл к идеям христианского социализма и даже написал книгу «Нужен ли нам социализм?». Но далеко не все церковные диссиденты думали, как Шиманов и Карелин, — большинство было настроено антисоветски и держалось западного капитализма. Так, в 60—80-х годах большую известность приобрёл о.Александр Мень. Он стал духовником большого количества православной интеллигенции. Карелин тоже сначала окормлялся у Меня, но разочаровался и резко с ним порвал. И в дальнейшем группа Карелина сурово критиковала Меня за его фактическую русофобию, за иудоправославие и католицизм. Шиманов был знаком не только с Менем, но ещё и с Солженицыным. Но, будучи человеком очень проницательным, он быстро вычислил обоих и никогда с ними больше не общался. И сейчас диссидентов и раскольников в Церкви, увы, полно. Взять хотя бы «кочетковцев», оккупировавших целый богословский институт. Я с ними имел дело по поводу Н.Н.Неплюева, выдающегося православного деятеля, основавшего в конце XIX в. Трудовое Крестовоздвиженское братство. Но в конце концов сам о.Георгий Кочетков, большой любитель капитализма, обозлился на меня, и с тех пор я с его компанией не общаюсь. Так что в целом церковное диссидентство приносит Церкви вред, всячески обливая социализм грязью и толкая её на путь капиталистической апологии.

— Нет ли у вас впечатления, что сейчас всё делается для того, чтобы не дать соединиться христианству с коммунизмом?

— Впечатление есть, и очень определённое. Во-первых, капитализм, навязанный нам Западом, ненавидит социализм и советский строй. В СМИ, работающих на капитализм, постоянные издёвки над советским образом жизни, крики о жутком тоталитаризме, ложь. Наш народ упорно воспитывают в антисоветском духе.

А насчет христианства тактика иная: православие не запрещают, но уничтожают его в душах людей путем насаждения чудовищной, мерзопакостной «культуры», которая льётся из всех ящиков и мобильников, которой заполнен Интернет, которую распространяют современные книги и кино. Кто-то очень хочет заменить этой мерзостью Бога. Недаром кто-то сказал, что современным людям нет возможности спасаться аскетическими подвигами, но они спасутся, если сумеют противиться девятому валу растления. Вот и получается, что в наш век увидеть то светлое, что заложено в христианском коммунизме, исключительно сложно.

— С одной стороны, христианство, православие — это отнюдь не политическое учение. С другой стороны, коммунизм — это способ устроения не вечной, но земной жизни. Какая же между ними связь?

— Тут нет противоречия. Ещё А.С.Хомяков писал о том, что «каждый христианин есть в одно и то же время гражданин обоих обществ: совершенного, небесного — Церкви и несовершенного, земного — государства». В Церкви христианин спасается в вечности, и это главное его дело. Но Господь устроил так, что в человеке есть и другая сторона — материально-общественная, и без её должного устроения жизнь в этом мире приобретает жуткий, мучительный характер. Поэтому ясно, что строй земной жизни должен максимально соответствовать первой задаче. Тут мы, русские, можем воочию сравнить два социально-экономических строя — социализм и капитализм. И не надо быть очень внимательным, чтобы увидеть потрясающую антихристианскую мерзость капитализма — несправедливость, пошлейшую «культуру», разврат, просто откровенную бесятину. И это всё обрушивается на наших людей, не только уродуя их морально, но буквально убивая, — ведь всем известно, что население России сокращается, причём быстрыми темпами. В этом смысле советский социализм являл совершенно противоположную картину. Правда, советский социализм имел один очень тяжёлый недостаток — он проповедовал атеизм и реально притеснял православную веру. Но в условиях православного социализма такой ситуации в принципе не может быть. Таким образом, православие и социализм поддерживают друг друга.

— Можно ли обосновать христианский социализм, основываясь на словах Писания?

— Ещё бы! Прежде всего, это эпизод с созданием апостолами Иерусалимской христианской общины, где был реализован строгий коммунизм. Особо отметим, что в «Деяниях Апостолов» об этой общине не только упоминается, но и подробным образом рассказывается о жизни в ней, причём для непонятливых — в нескольких главах: 2-й, 4-й, 5-й (эпизод с Ананией и Сапфирой), 6-й (поставление диаконов). Очень важно указать, что со­здание такой общины — отнюдь не самодеятельность апостолов, а исполнение воли Христа. Ведь апостолы были верными учениками Спасителя и, разумеется, выполняли Его святую волю — иначе и думать невозможно. Да и сам Христос, как это следует из эпизода с богатым юношей, организовал вокруг Себя такую общину. И слова Христа богатому юноше: «и следуй за Мною» (Мф.19,21) — говорят о том, что и молодой богач приглашался в эту общину. Но любовь к богатству в душе юноши победила, и он «отошёл с печалью». Кроме того, всё Евангелие заполнено словами Христа против мамоны — этого главного противника христианского социализма; если их перечислять, то мы выскочим за пределы этого краткого интервью.

— Для меня первым провозвестником, предтечей идей православного социализма является среди святых отцов свт.Иоанн Златоуст. А кто для вас?

— Для меня тоже. Более того, у меня особое отношение к Златоусту. Меня необычайно привлекает его принципиальность, его умение не прогибаться перед сильными мира сего. Но главное — Златоуст, как никто, ясно видел, что поклонение мамоне есть главный грех человечества, и он, опять-таки как никто, умел выпукло изобразить страшные последствия этого поклонения. Он ясно видел, что Бог предназначил людей для жизни в совместном труде и в общей собственности. Златоуст создал необычайно глубокое имущественное учение и для новоначальных, и для совершенных христиан. Но, к сожалению, оно не описано и даже толком не осмыслено. Причина в том, что учение это существует в многочисленных, разрозненных высказываниях Златоуста, разбросанных в огромном корпусе его проповедей. Златоуст сказал о богатстве, бедности, собственности и милостыне, наверное, в пять раз больше, чем все остальные святые отцы вместе взятые. И наиболее впечатляющие, благодатные страницы его проповедей посвящены жизни первохристиан в Иерусалимской общине. И более того, Златоуст прямо с амвона призывал своих прихожан последовать их примеру, принеся средства к ногам священников и устроив тем самым общину наподобие Иерусалимской. Но куда там — корыстолюбивые византийцы не вняли его призыву. Мне довелось ещё на заре «перестройки» ознакомиться с сочинениями Златоуста и даже написать книгу «Обижать заставляет любостяжание», где изложено имущественное учение Златоуста. В магазинах вы её не найдете, но она выложена на моем сайте chri-soc.narod.ru. Так что именно великого святителя следует считать подлинным основателем христианского социализма.

— Есть ли сейчас, по-вашему, реальные перспективы для создания в стране широкого христианско-социалистического движения? Много ли у вас единомышленников, во-первых, среди православных и, во-вторых, среди коммунистов?

— Нет. Никакой партии православного социализма или реального общественного движения у нас нет. И не предвидится. Видимо, не пришло ещё время. Против православного социализма и КПРФ, поскольку её идеология позволяет лишь терпимо относиться к Православию, но не рассматривать веру как важнейшую составляющую русской жизни. Хотя я всегда голосую за КПРФ — больше не за кого. Что же касается РПЦ, то, по моим понятиям, довольно многие простые верующие очень хорошо относятся к идеям православного социализма, считая их единственным путём, ведущим к возрождению России. К сожалению, этого нельзя сказать о нашем клире. Есть ряд священников, поддерживающих христианский социализм, но публично свои воззрения они не высказывают, ибо лезть на рожон никто не спешит. Сам я поддерживаю постоянные связи с десятком (может, больше) твёрдых единомышленников, которые публично в печати высказывают своё мнение. Конечно, этого мало, но ясно, что на православном социализме, как сейчас выражаются, карьеры не сделаешь. Это я понял на собственной шкуре. После окончания ПСТБИ (сейчас ПСТГУ) у меня появилось желание (может быть, суетное) написать диссертацию на тему имущественного богословия святых отцов и приплюсовать туда некоторые идеи христианского социализма. Но на первый же вариант текста мне было сказано: «Это никуда не годится. Переделать». Я переделал, многое выкинув, но идею оставив. Это также не устроило руководителя. Тогда я решил сосредоточиться только на Иоанне Златоусте. Но после выяснилось, что текст диссертации потеряли. Конечно, можно было напечатать текст снова, но я уже понял, что такую диссертацию я никогда не защищу, и оставил попытки.

— Когда вы впервые пришли к тем мыслям, что провозглашаете сегодня? Что послужило к тому толчком?

— Поводом к тому, чтобы заняться идеями православного социализма, послужил тот страшный разгром, и экономический, и идейный, который был учинён с Россией после 1991 г. А что касается конкретного толчка, то я его помню достаточно отчётливо. Будучи уже студентом ПСТБИ, я однажды стал смотреть телевизор и увидел интервью с известным всей стране церковным деятелем — в ту пору он был ещё иеромонахом… Он так расхваливал капитализм и частную собственность, так издевался над коммунизмом, что я подумал: «Ведь он же монах, давший обет нестяжания. Как же он может ратовать за частное предпринимательство, которое ведёт к поклонению мамоне? Да и я сам вижу, что всё на самом деле наоборот. Нет, тут что-то не так. Надо в этом как следует разобраться». Вот я до сих пор и разбираюсь в этом.

Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

Алексей Бакулин
Все статьи Алексей Бакулин
Николай Сомин
«Удобнее верблюду…»
О евангельском эпизоде с богатым юношей
08.11.2022
Православный социализм как идеология социально-экономического развития России
Сообщение на секции Всемирного Русского Народного Собора 24 октября 2022 г.
28.10.2022
Об антихристианской мерзости капитализма
Печально, что многие православные, осведомлённые об отвратительной сущности капиталистических отношений, спокойно принимают их
03.09.2022
На пути к идеологии России
Ею может стать только православный социализм
23.08.2022
Справедливость в сопоставлении с любовью
Великая русская цивилизация скоро освободится от западного ига
15.08.2022
Все статьи Николай Сомин
Православный социализм
Православный народный социализм – наше спасение
При возрастании народной инициативы снизу, объединении всех единомышленников, насущно необходимы ежедневные молитвы к Богу о даровании прозрения нашему народу
06.02.2023
Русский социализм – дело правое!
Именно социализм объединяет в России даже самые противоположные направления, такие как славянофилы и западники
06.02.2023
Философам нравится поархаичнее
2. Из «Заметок тугодума» по теме Русская общинность и «православный» социализм
30.01.2023
Философам нравится поархаичнее
1.Из «Заметок тугодума» по теме Русская общинность и «православный» социализм
25.01.2023
Мобилизация как образ жизни в битве за Победу
За становление новой России, справедливой и социалистической
23.11.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
«Нет поводов для оптимизма»
Новый комментарий от Адриан Послушник
07.02.2023 10:36
Что же делать с мавзолеем среди икон?
Новый комментарий от С. Югов
07.02.2023 10:32
О новой кадровой политике
Новый комментарий от Адриан Послушник
07.02.2023 10:22
Что там делать с этим океаном человеческого горя
Новый комментарий от Виктор
07.02.2023 10:17
Нерусские русские
Новый комментарий от С. Югов
07.02.2023 10:13
«Предложение, от которого невозможно отказаться»
Новый комментарий от Алекс
07.02.2023 10:07
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Русский Сталинист
07.02.2023 09:58