В моей работе 2017 года «Не допустить новых революционных потрясений в России!» разделом 3.9. в качестве одной из системных проблем было обозначено: «Потенциальные риски "новых технологий" в административном управлении государством». Процитирую то, что утверждал восемь лет назад.
Развитие компьютеризации в целом положительный фактор в деле соответствия современным требованиям технического прогресса. На компьютеризированный метод во многом переведены вопросы управления и связи органов управления страны и общества, всех государственных и хозяйствующих субъектов. Старые методы связи, делопроизводства, передачи властных распоряжений неоправданно объявляются «архаичными», разрушаются. Примером может являться отлаженная многими поколениями управленцев система «бумажного делопроизводства» и морально устаревших, но надежных средств передачи информации и властных установлений посредством проводной телефонизации и фельдъегерской связи. В настоящее время эти системы заменяются электронным документооборотом, т.н. «электронным правительством», «электронными услугами» и т.п. Обновляющимся действующим законодательством постепенно, но верно за «электронным документооборотом», «электронной подписью», «электронной» передачей властных резолюций все сильнее закрепляются и монополизируются юридический и фактический порядок принятия и доведения приказов и указов органов власти, их должностных лиц, отодвигая на второй план и разрушая старую отлаженную систему управления.
Однако в случае нанесения по России масштабных электромагнитных воздействий и/или хакерских атак, управление части или всего государства может быть парализовано, что приведёт в чистом виде или в сочетании с иными дестабилизирующими факторами к непредсказуемым потрясениям для России. Под лозунги «модернизации», привлечения молодых и «квалифицированных» кадров, владеющих «современными информационными технологиями», разрушается прежняя и надежная система управления государством.
Каковы должны быть меры по устранению (снижению риска) угрозы.
В целях обеспечения безопасности и стабильности управления государством и предотвращения последствий электромагнитных диверсий и хакерских атак нельзя отказываться от прежних проверенных способов управления – «бумажного документооборота», «архивного дела», фельдъегерской связи, телефонной проводной связи. В этих целях необходимо принятие федеральных правовых актов, дающих дальнейшее развитие вышеназванных способов, системно закрепляющих юридическую силу доведения властных распоряжений и документов на основе надежных и проверенных временем систем, методов и процедур. При этом «электронные» методы также должны развиваться, но в качестве дублирующих, улучшающих и ускоряющих процесс принятия решений и доведения их до соответствующих субъектов права, но не заменяющих надёжные и привычные методы управления.
Следует с осторожностью относиться к внедряемой системе «электронного правительства» и «электронным услугам», предоставляемым органами власти населению. Одно дело, если вышеназванные понятия снижают время получения услуг и повышают степень «обратной связи» с должностными лицами органов власти. Но те же системы могут быть использованы мировой закулисой и «пятой колонной» для тотального контроля и управления над жителями России.
Вышеприведённое говорилось мной в 2017 году. Также 8 лет назад отмечал безудержный зуд либеральной власти в стране по встраиванию в хвост мировой глобализации путем безумной «цифровизации» – статьи «Песок плохая замена овсу» и «"Цифровая экономика" – понять не представляется возможным».
К этим и сопряжённым темам возвращался постоянно. И по поводу т.н. «электронного паспорта» гражданина, и по поводу принудительной вакцинации и запретительных мер во время пандемии Ковид, и по иным направлениям.
В материале 2020 года «Завтрашнее "восстание машин" нужно предотвращать сегодня» задавался вопросами: Что мешает нашей стране, во-первых, законодательно внутри страны наложить запрет на разработки, потенциально могущие подчинить человеческий интеллект искусственному интеллекту, а во-вторых, официально поднять этот вопрос на международном уровне, чтобы на всемирном уровне выработать такие же ограничения?
По сходной и близкой проблеме т.н. «биометрии» и законе «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении РФ» говорил, например, в материалах 2022 года «Глобализм шагает по России» и «Закон по биометрии: последний шанс…».
Что-то изменилось за время с 2017 года? Да! «Электронный концлагерь» всё глубже внедряется в практику, государственная безопасность страны всё явственнее трещит по швам.
Для меня непостижимо, как люди, которые сейчас доминируют во власти страны, не могут понять этих элементарных вещей и продолжают страну загонять в горнило угроз?! Это же должно быть понятно любому ответственному человеку. Но федеральной власти страны, оказывается, не поддаются осмыслению эти элементарные императивы. О духовной составляющей уж и не говорю! Это, наверное, совсем высоко для «прогрессивных» и «креативных» чиновников. Но почему не поддаются власти осмыслению указанные риски хотя бы через призму государственной безопасности страны?! Почему молчат, например, структуры, в компетенцию которых напрямую входят вопросы государственной безопасности?
Непостижимо! Как так?! Почему?! Впрочем, как и по многим иным проблемам. А перечень основных проблем, которые не решаются, а загоняются с течением времени всё больше в невозвратное состояние, можно просмотреть по структуре рисков, отражённых в вышеназванной моей работе 2017 года о «революционных потрясениях»…
Только профессионал в сфере информационных технологий, президент группы компаний InfoWatch, сооснователь и бывший генеральный директор компании «Лаборатория Касперского», общественный деятель, председатель правления Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» Наталья Касперская на официозном уровне кричит о проблеме! Но, странное дело, и её во власти не слышат.
В Нижнем Новгороде 5 и 6 июня прошёл первый Глобальный цифровой форум. На нём выступила Наталья Касперская. Посмотреть и прослушать её слова можно по этой ссылке. И всё же максимально полно (но в сокращении) процитируем Наталью Ивановну.
Касперская говорит: «У нас цифровизация – очень модная тема, все мы быстрее бежим в цифру… Вся она построена на данных. Надо понимать, что данные, которые мы отдаём в облака, в какие-то госсистемы, они подвержены рискам инфобезопасности. Эти риски просто невозможно купировать, задача до сих пор не решена. Вообще не решена. Если вы поставите задачу гарантированного избавления от утечек, то ее на сегодня человечество нигде не решило. То есть отдаём данные в цифру – получаем гарантированное повышение уязвимости.
Оборудование и устройства у нас в основном иностранного производства. У всех вас в карманах лежат смартфоны. Посмотрите внимательно, чьего производства… Это иностранные платформы, работающие на облачных технологиях. Это значит, что все наши данные принадлежат производителю, устройство которого лежит у вас в кармане. Либо это американцы, либо китайцы, которые не посмущаются напихать туда различных закладок. Это значит, что все наши данные доступны. Мы потом можем ставить туда любые системы госуправления, которые такие славные и хорошие, но вы понимаете: если это платформа, на платформенном уровне они могут быть перехвачены. Как вы их собираетесь защищать? И как мы создадим щит кибербезопасности страны? Ответ – никак. На иностранных системах это невозможно. Надо все системы заменить, это – полное импортозамещение. Импортозамещение у нас… я не знаю, как это делается. У нас пока этого не сделано.
Максут Игоревич Шадаев (министр цифрового развития – А.С.) раньше говорил, что наш идеальный чиновник – это "чиновник-робот", который будет управляться системой. И здесь у нас на панели тоже звучало: "У чиновников будет возможность быть управляемыми электронными системами". То есть мы предлагаем электронный кнут для чиновников. Это не нравится чиновникам, явно снижает мотивацию. И вообще-то мы имеем непредсказуемые социальные риски. Что проще сделать системе? Проще послать человека на фиг. По внедрению электронных помощников это прекрасно видно. Электронных помощников сейчас внедрили везде. Вы сейчас звоните в банк, а поговорить с человеком невозможно. Вам отвечает робот. Десять минут вы пытаетесь что-то электронному болвану сказать. Электронный болван что делает? Он вас посылает. Если у вас чуть-чуть сложная проблема, то пробиться через искусственный интеллект просто невозможно.
Представим себе, что мы оцифровали всё. Там люди, граждане, уже никуда пробиваться не будут. При этом электронные болваны будут давать сами себе прекрасную статистику – будет все выглядеть так, как будто государственное управление у нас будет на "очень высоком уровне".
Вы не задумывались над тем, что цифровизация – это электричество плюс интернет?.. Я сейчас живу на даче за городом, у нас интернет с вечера и до утра отключают, все мобильные операторы это делают… Потому что летящие на Москву БПЛА ориентируются по вышкам… Давайте будем честны – мы идем к глобальной войне. У нас через некоторое время отключение интернета будет нормой. Как в этом случае мы будем стучаться к государственным умникам? Зачем далеко ходить – у нас тут, на встрече с министром Максутом Шадаевым, перестала работать электронная идентификация. А по бейджу и паспорту меня пускать отказались. Собралась толпа. Я говорю: "Смотрите у нас бумажная карточка, вот здесь записана моя фамилия, я готова предъявить паспорт, чтобы вы сверили". Они говорят: "Нет, нам нужно в систему"… Это очень характерный пример.
Если мы будем полагаться на электронные системы, то в момент отключения этих систем мы рискуем оказаться безрукими, глухими и слепыми котятами. Это просто гигантский риск, который нельзя недооценивать.
Еще хочу сказать по поводу ИИ. Здорово, что он у нас есть, это очень модно и молодежно. Но надо понимать, что система, основанная на нейросетях, имеет ложноположительные и ложноотрицательные срабатывания. Это значит, что она по определению будет глючить… Мы имеем дело с глючными системами, поэтому предложение внедрить в государственные системы с принятием решения на уровне принятия ответственных государственных решений, типа юридических документов, – это просто, коллеги, нельзя! Также нельзя внедрять эти системы в медицине… Врачи тоже ошибаются, но врач несёт ответственность. А тут кто будет ответственным? Электронный болван? Кому вы будете предъявлять претензии? Разработчикам системы? А разработчик скажет: "А я чего, я вот систему разработал, это вообще "чёрный ящик""…
Почему из года в год, собираясь на конференции по ИИ, мы не говорим про "черный ящик"?.. Из года в год мы собираемся и говорим про риски искусственного интеллекта, но проблемы из года в год не решаются. Сейчас еще появляются "дипфейки", вообще не отличимые от реальности. Мы что-то придумали, что делать с "дипфейками"? Они сейчас такого уровня и качества, что они вообще неотличимы от реальности…
Когда мы что-то цифровизуем, то должны обязательно иметь дубль в бумаге.
Задача, которая тут была озвучена: "отказ от бумаги к 2030 году" – это диверсия под государственное управление. На мой взгляд, это госизмена.
Давайте прямо называть вещи своими именами. Мы сейчас все переведём в цифру, а когда нас накроет, мы просто окажемся безрукими и слепыми… Кто-то здесь говорил о щите? Нет у нас щита, коллеги! У нас дыры сплошные на небе!..».
Далее также интересные выводы и предложения делает Наталья Ивановна, констатируя, что тезисы о безальтернативности бесконтрольного развития ИИ явно надуманы, что информационная безопасность при усугублении ИИ работает всё хуже и хуже, а меры не предпринимаются. Рекомендую просмотреть заключительную часть её выступления.
Повторю лишь одну частность. Отказ от бумаги к 2030 году – это диверсия под государственное управление!
Андрей Витальевич Сошенко, публицист, идеолог, общественный деятель