«Необходимо разработать идеологию в России! Это необходимо сделать. Идеологию нужно сформулировать! Надо собраться всем и обсудить идеологию России! России нужна идеология!..».
Большие тома с этими фразами-призывами складываются от земли до неба уже почти тридцать три года. Наконец, в Москве собирается Первый русский идеологический форум. А мы ведь и не догадывались, что все те первые идеологические форумы и собрания, заседания Думы, Палаты, Двора (Гостиного), которые были раньше… Все они, как теперь ясно, были далеко не первые. И, видимо, далеко не русские. Теперь вот, наконец, Первый, Русский. Ура! Впервые за тридцать три года. При том, что все предыдущие «нерусские» и «непервые» форумы по идеологии в своё время тоже были первыми. Но, те, кто их проводил, нерусскими себя не считали. Они считали себя русскими и первыми. Как Гагарин.
И, по всей видимости, «Первый русский форум» для «первых русских» и никак не для «вторых», а тем более не для «третьих».
Главная тема Русского Форума, как заявлено организаторами, – «формирование национальной Идеологии и Образ триединого Русского Мира будущего». Но покажут ли Первый Русский идеологический форум и первый образ Русского мира по Первому Русскому телеканалу? Зависит, вероятно, от того, где русских меньше, а где больше, а где их вообще не наблюдается.
Если говорить без иронии, то всё равно ирония не исчезнет. Это даже не ирония, а смех сквозь слезы. Россия в тяжелейшей ситуации, а среди патриотов нет никакого единства. На Первом русском идеологическом форуме будут выступать известные люди, часто появляющиеся в российском информационном пространстве. Эти люди, очевидно, относят себя к русским патриотам. При этом на форуме не будет других, тоже известных людей, которые тоже считают себя русскими патриотами. Одни русские патриоты просто отсекают других русских патриотов и ведут с ними непримиримую борьбу в телеграмм-каналах и всевозможных блогах. И те, и другие зовут народ к покаянию в грехе цареубийства. На деле, своими противостояниями, своей ненавистью друг к другу мы лишь продолжаем убивать нашего Святого Государя.
Война, которую одни патриоты в России объявили другим, явно не несёт пользы России. Так какой же здесь патриотизм? Здесь, похоже, желание того, чтобы какая-то своя группа, партия взяли верх и безраздельно правили, хотя бы в информационном патриотическом пространстве.
Вообще-то, сегодня всевозможные патриотические беседы, совещания, форумы и соборы нередко напоминают какое-то пустопорожнее занятие. Поговорили, произнесли высокие фразы о величии России, выпустили резолюцию и разошлись до следующей встречи. А Россия идёт каким-то своим путём, который видится всё более и более трагическим, несмотря на лихие и бравые сообщения на центральных каналах.
Форумы, соборы, круглые столы… Хорошо, наверное. Хорошо тем, кто участвует там и пьёт из дымящегося самовара чай, закусывая баранками или занюхивая корочкой «Бородинского». Но, всё это часто лишь закрепляет существующий порядок вещей. Поверх всевозможных патриотических, монархических, консервативно-традиционных идей и заявлений, выступлений и докладов, нередко поддерживается общемировой политический курс, поддерживается то, что нередко идёт совершенно вразрез с Православием, русской культурой и русской национальной идеологией. А чтобы этот разрез не был так сильно заметен, привычные понятия наполняются иным содержанием.
Например, сегодня выясняется, что слово «русский» – это всего лишь прилагательное. Приехал человек в Россию, нравится ему жить на этой территории, делать здесь бизнес, комфортно отдыхать, а если он еще и язык выучил, да гражданство получил, значит, он – русский на все сто. Русский эфиоп, русский гваделупец, русский марсианин… Еще в советское время как-то не возникал вопрос, кто такой русский. Само собой, что грузин или азербайджанец называли себя грузином или азербайджанцем. А русский – он и в Африке, и на Марсе оставался русским. Не требовалось какие-то критерии разрабатывать, как сейчас. Сейчас нередко все, кому выгодно, – русские. Если невыгодно – нерусские. «Русские миры», «русские соборы», «русские форумы», «русское телевидение», «русское радио»… Как много русского вокруг! По названию. А по сути? Где наши песни русские по радио и телевидению? На форумах, да в этнодеревеньках или на этнофестивалях нарядятся в кокошники и папахи, споют, спляшут, шашками помашут… Как индейцы в Канаде или США.
«Я – русский, белая березонька, снег-снежок – белый пушок, хэй-хоп-ла-ла-лэй, пейсы отращу подлинней, Берл Лазару будет веселей…» – что-то подобное вместо русских песен?
Что ж там будут петь на Первом русском идеологическом форуме? Всё те же старые песни о главном. Старые песни – это теперь уже «дискотека 80-х». А еще старее – «Мой адрес – не дом и не улица…» – гимн странствующего по всей Евразии и по всему миру народа. Этот странствующий народ в лице его лучших сынов вполне успешно воплощает в России и мире новую идеологию. Эта идеология предполагает, что идеологий может быть много, но все они должны существовать виртуально, в каких-нибудь кружках и клубах по идеологическим интересам, в каких-нибудь гетто… Главенствовать должна идеология избранных сверхчеловеков. Эти сверхчеловеки знают выше нашего, видят дальше нашего и рот открывают шире нашего. Им нужнее все богатства мира. Их надо слушаться, их идеологии подчиняться. Это идеология геноцида, истребления тех, кто не подчиняется или плохо подчиняется.
И всё, что предложат на форуме русском, скорее всего, вольно или невольно будет подчинено той же идеологии...
Рано или поздно, Господь Сам Своею Рукою отодвинет одних и придвинет других. Отделит овец от козлищ. Последние станут первыми, а первые последними.
Нужны ли сегодня России все эти говорильные широко рекламируемые форумы и собрания? России нужна наша молитва. России нужны люди, которые просто любят всем сердцем свое Русское Отечество, свою Русскую землю, свою Православную Родину, родившуюся в Святой Купели Днепра. В этой любви совершаются все самые великие патриотические подвиги, в этой христианской любви воскреснет Русь и расточатся врази ея.
Игорь Анатольевич Романов, директор Центра церковно-государственных отношений «Берег Рус», доктор социологических наук

