Россия унаследовала три крупных исторических матрицы — имперскую, советскую и республиканско-федеративную. Показательное поднятие трех флагов — имперского, советского и российского — это признание реального многоярусного прошлого, но оно остаётся декоративным: государство не решается определить, какая из матриц является центральной. В результате символическая политика фиксирует факты истории, но не формирует идеологический порядок. Отсутствие центра — это не следствие злой воли, а результат отказа от стратегической самоидентификации в 1990-е годы. Государство, лишённое миссии, не способно удерживать периферию и производить будущее, поэтому все модели, предлагаемые в последние десятилетия, — «многонациональный народ», «гражданская нация», «традиционные ценности» — оказываются временными пластырями.
Ключевой проблемой остается статус русских. В цивилизационной логике русские — это суперэтнос, ствол, обеспечивающий многообразие народов в составе единой державы. Под ним понимается исторически сложившаяся многоуровневая общность, где наиболее плотным ядром остаётся триединый русский народ — великороссы, малороссы и белорусы. Их общая историческая плоть образует опорный стержень российской государственности. Русская цивилизационная общность формировалась не как механическое соединение племён, а как работающий исторический механизм, перерабатывающий разноэтничный материал и создающий субстанцию нового качества. В имперской системе русские выполняли функцию объединяющей матрицы по способности связывать народности общей государственностью.
В этой точке возникает острый вопрос о примате русской национальной идеи, вызвавший полемику с общественными деятелями. Звучат возражения о том, что понимание русского народа как Катехона — Удерживающего — является искажением смысла, поскольку эту функцию исторически выполняло царство или империя, а также ставится под сомнение, что символы возрождения остаются декоративными. Действительно, роль Удерживающего структурно воплощается в государстве, но русский народ выступает катехонной цитаделью, живым стержнем, вокруг которого выстраивается государственная структура, обеспечивая ей духовное содержание и историческую плоть. Истинная мощь державы измеряется не количеством бюрократических механизмов, а живой связью народа с органами власти и центром принятия решений. Именно это ядро удерживает стратегическую целостность страны и задаёт вектор национальной жизнеспособности. Утверждение, что имперские символы возвращаются, справедливо; однако символическая политика фиксирует факты истории, но не формирует идеологический порядок и иерархию этих символов.
Государство пытается использовать энергию империи, сохраняя при этом позднесоветскую структуру. Что касается Катехона, то СССР выполнял лишь его структурную функцию, сдерживая глобальную систему, но не транслировал метафизический порядок. Поэтому его падение привело к утрате функции сдерживания и возникновению глобального вакуума. Ключевая проблема, которую нужно решать, — это статус русских: этнос они или суперэтнос? Утрата этнонима «великороссы» и, как следствие, исчезновение триединой формулы народа лишает смысл имперское наследие. Возвращение к исторической аутентичности государства-цивилизации невозможно без признания русского народа как центра, способного консолидировать многообразие других народов. Мысль Достоевского о том, что Россия может погибнуть «от собственного верования во всеобщую братскую химерию, от подмены живого народного начала отвлечённым гуманизмом», ясно указывает на необходимость национального пути развития, где государство обеспечивает системно-разумное управление, синхронизирует все звенья общества и гарантирует поступательное движение.
Национальный путь России строится на способности выстраивать системно-разумное управление, когда решения рождаются из внутренней логики развития, а не извне. Русская цивилизационная традиция выступает генератором упорядоченных процессов: она задаёт рамки и ритм, позволяя многообразию проявляться без разрушения структуры. Отсутствие этой внутренней направляющей ведёт к хаосу, когда регионы и группы действуют автономно, формируя конфликтные узлы. Современная Россия сталкивается с задачей восстановления синергии, которую можно переосмыслить в ключе новой Рублевской Троицы, где три ветви русскости — духовная, культурная и стратегическая — формируют гармоничное целое, или через призму Уваровской Триады (консервация, просвещение, национальная миссия). Такая структура позволяет сохранять внутреннюю целостность и одновременно включать малые народы в общегосударственный контур, не разрушая их самобытность. Подход к миграционным и социальным потокам также должен быть системно-разумным: при правильной организации они превращаются в ресурс, а не в угрозу.
Только соединение исторического опыта, духовных принципов и прагматических практик позволяет трансформировать многонациональное пространство в динамическую, жизнеспособную структуру. В исторической перспективе Россия сохраняла многообразие форм: она не ломала периферию, а придавала ей смысл. Там, где смысл утрачен, усиливаются чужие влияния, и стратегическая линия дробится на разрозненные импровизации. Для страны принципиально важно восстановить способность формировать долгие линии планирования — выстраивать их под собственную логику. Возвращение РФ к своей исторической модели развития — это переход к режиму, где страна сама задаёт правила, а не подстраивается под вынужденные обстоятельства. В этой конфигурации многонациональность перестаёт быть проблемой и превращается в ресурс: каждая культурная группа привносит устойчивые традиции и социальный опыт, но этот потенциал раскрывается только при наличии единой стратегии.
Россия может двигаться вперёд только при согласованной работе внутренних механизмов, когда управленческая вертикаль учитывает социальные запросы, а внешняя политика отражает долгосрочную стратегию. Возрождение стратегической субъектности России требует восстановления способности создавать вокруг себя поле устойчивости. Во внешней политике Россия сохраняет влияние ровно настолько, насколько способна предлагать соседям ясный и предсказуемый порядок. Это достигается демонстрацией организованности внутри страны: слаженной работой управленческого аппарата, экономической автономии и культурной уверенности. Внешняя политика, по сути, начинается внутри страны, а не на переговорах. Наличие стратегической линии позволяет формировать долговечные союзы, основанные на понимании, что участие в российской орбите обеспечивает партнёрам стабильность и защищённость.
Стратегические вызовы XXI века требуют от России удерживать внутреннюю устойчивость, что возможно лишь при функционировании всей системы как единого целого. Экономика должна быть преобразована в экономику стратегического производства, основанную на собственных интересах и управленческой воле. Ключевым принципом становится технологический суверенитет — способность создавать критические мощности внутри страны, невозможный без организационного суверенитета управляющих структур. Внутренняя культурная и образовательная политика — ключевой элемент стратегической обороны страны, поскольку стратегическая автономия требует управленческого корпуса, мыслящего собственной цивилизационной логикой. Внутренняя мобилизация невозможна без радикального пересмотра принципов функционирования правящего слоя. Мобилизационная система требует приоритета компетентности, дисциплины и лояльности национальному курсу. Военное измерение — опорный элемент национального развития. Современная война — это борьба производственных систем, и оборонный комплекс должен стать формообразующей силой для всей экономики. Россия должна перейти от логики «реагирования на угрозы» к логике «навязывания правил» — через демонстрацию того, что безопасность и развитие в евразийском пространстве возможны только при условии, что российская ось задаёт темп и структуру.
Россия не может действовать стратегически без собственного языка будущего. История показывает: государства распадаются не из-за слабой армии или экономики, а из-за исчезновения смыслового поля, удерживающего народ в состоянии внутренней собранности. Сегодня России необходима идеология, основанная на непрерывности русской цивилизации как исторического субъекта, исключающая иллюзии универсализма. Страна нуждается в чёткой конструкции из трёх взаимосвязанных элементов: исторической памяти (понимание качеств, обеспечивающих выживание), технологического развития (способность опережать) и нравственной дисциплины (стратегическая самоорганизация общества).
Цивилизационный суверенитет — это способность страны опираться на собственный исторический ритм и замыкать полный цикл — от идеи до реализации — внутри себя. Долговременная национальная конструкция XXI века требует отказа от фрагментарных решений и перехода к цельной модели, основанной на трёх операционных принципах: преемственность (синтез имперского, советского и современного опыта), непрерывность (независимость ключевых процессов от краткосрочных колебаний) и управляемость (синхронизация всех звеньев). Возрождение русского имперского стержня — это технологическая и стратегическая необходимость выживания большого государства, способного удерживать пространство, повышать плотность управления и генерировать стратегический смысл. Национальный путь России — это возвращение к собственной логике: соединение исторической памяти, духовного основания и современного производственного цикла в единую систему.
Послесловие. Только в этом оптимальном сочетании возможна синхронизация всех звеньев производственно-управленческой цепочки, превращающая многонациональное пространство в гармоничную, динамичную и жизнеспособную структуру, способную справляться с вызовами века. Россия войдёт в новую эпоху не благодаря чужим схемам, а собственной собранности. Когда она будет достигнута, страна снова станет силой, вокруг которой строится порядок. Страна, вернувшая стратегическую глубину, вновь становится силой, вокруг которой строится порядок, а её национальная перспектива превращается в цивилизационный проект будущего.
Евгений Александрович Вертлиб / Dr.Eugene A. Vertlieb, Член Союза писателей и Союза журналистов России, академик РАЕН, бывший Советник Аналитического центра Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по международным делам (по Европейскому региону) Сената РФ, президент Международного Института стратегических оценок и управления конфликтами (МИСОУК, Франция)

