Возрождение русского имперского стержня

Россия ныне на судьбоносном этапе незавершённого самоопределения

Российская Империя  Традиционные духовно-нравственные ценности России  Русская Православная Церковь  Освободительный поход Русской армии на Украину  Бывший СССР  Русская цивилизация и Запад  Русская цивилизация 
0
191
Время на чтение 7 минут

Россия унаследовала три крупных исторических матрицы — имперскую, советскую и республиканско-федеративную. Показательное поднятие трех флагов — имперского, советского и российского — это признание реального многоярусного прошлого, но оно остаётся декоративным: государство не решается определить, какая из матриц является центральной. В результате символическая политика фиксирует факты истории, но не формирует идеологический порядок. Отсутствие центра — это не следствие злой воли, а результат отказа от стратегической самоидентификации в 1990-е годы. Государство, лишённое миссии, не способно удерживать периферию и производить будущее, поэтому все модели, предлагаемые в последние десятилетия, — «многонациональный народ», «гражданская нация», «традиционные ценности» — оказываются временными пластырями.

Ключевой проблемой остается статус русских. В цивилизационной логике русские — это суперэтнос, ствол, обеспечивающий многообразие народов в составе единой державы. Под ним понимается исторически сложившаяся многоуровневая общность, где наиболее плотным ядром остаётся триединый русский народ — великороссы, малороссы и белорусы. Их общая историческая плоть образует опорный стержень российской государственности. Русская цивилизационная общность формировалась не как механическое соединение племён, а как работающий исторический механизм, перерабатывающий разноэтничный материал и создающий субстанцию нового качества. В имперской системе русские выполняли функцию объединяющей матрицы по способности связывать народности общей государственностью.

В этой точке возникает острый вопрос о примате русской национальной идеи, вызвавший полемику с общественными деятелями. Звучат возражения о том, что понимание русского народа как Катехона — Удерживающего — является искажением смысла, поскольку эту функцию исторически выполняло царство или империя, а также ставится под сомнение, что символы возрождения остаются декоративными. Действительно, роль Удерживающего структурно воплощается в государстве, но русский народ выступает катехонной цитаделью, живым стержнем, вокруг которого выстраивается государственная структура, обеспечивая ей духовное содержание и историческую плоть. Истинная мощь державы измеряется не количеством бюрократических механизмов, а живой связью народа с органами власти и центром принятия решений. Именно это ядро удерживает стратегическую целостность страны и задаёт вектор национальной жизнеспособности. Утверждение, что имперские символы возвращаются, справедливо; однако символическая политика фиксирует факты истории, но не формирует идеологический порядок и иерархию этих символов.

Государство пытается использовать энергию империи, сохраняя при этом позднесоветскую структуру. Что касается Катехона, то СССР выполнял лишь его структурную функцию, сдерживая глобальную систему, но не транслировал метафизический порядок. Поэтому его падение привело к утрате функции сдерживания и возникновению глобального вакуума. Ключевая проблема, которую нужно решать, — это статус русских: этнос они или суперэтнос? Утрата этнонима «великороссы» и, как следствие, исчезновение триединой формулы народа лишает смысл имперское наследие. Возвращение к исторической аутентичности государства-цивилизации невозможно без признания русского народа как центра, способного консолидировать многообразие других народов. Мысль Достоевского о том, что Россия может погибнуть «от собственного верования во всеобщую братскую химерию, от подмены живого народного начала отвлечённым гуманизмом», ясно указывает на необходимость национального пути развития, где государство обеспечивает системно-разумное управление, синхронизирует все звенья общества и гарантирует поступательное движение.

Национальный путь России строится на способности выстраивать системно-разумное управление, когда решения рождаются из внутренней логики развития, а не извне. Русская цивилизационная традиция выступает генератором упорядоченных процессов: она задаёт рамки и ритм, позволяя многообразию проявляться без разрушения структуры. Отсутствие этой внутренней направляющей ведёт к хаосу, когда регионы и группы действуют автономно, формируя конфликтные узлы. Современная Россия сталкивается с задачей восстановления синергии, которую можно переосмыслить в ключе новой Рублевской Троицы, где три ветви русскости — духовная, культурная и стратегическая — формируют гармоничное целое, или через призму Уваровской Триады (консервация, просвещение, национальная миссия). Такая структура позволяет сохранять внутреннюю целостность и одновременно включать малые народы в общегосударственный контур, не разрушая их самобытность. Подход к миграционным и социальным потокам также должен быть системно-разумным: при правильной организации они превращаются в ресурс, а не в угрозу.

Только соединение исторического опыта, духовных принципов и прагматических практик позволяет трансформировать многонациональное пространство в динамическую, жизнеспособную структуру. В исторической перспективе Россия сохраняла многообразие форм: она не ломала периферию, а придавала ей смысл. Там, где смысл утрачен, усиливаются чужие влияния, и стратегическая линия дробится на разрозненные импровизации. Для страны принципиально важно восстановить способность формировать долгие линии планирования — выстраивать их под собственную логику. Возвращение РФ к своей исторической модели развития — это переход к режиму, где страна сама задаёт правила, а не подстраивается под вынужденные обстоятельства. В этой конфигурации многонациональность перестаёт быть проблемой и превращается в ресурс: каждая культурная группа привносит устойчивые традиции и социальный опыт, но этот потенциал раскрывается только при наличии единой стратегии.

Россия может двигаться вперёд только при согласованной работе внутренних механизмов, когда управленческая вертикаль учитывает социальные запросы, а внешняя политика отражает долгосрочную стратегию. Возрождение стратегической субъектности России требует восстановления способности создавать вокруг себя поле устойчивости. Во внешней политике Россия сохраняет влияние ровно настолько, насколько способна предлагать соседям ясный и предсказуемый порядок. Это достигается демонстрацией организованности внутри страны: слаженной работой управленческого аппарата, экономической автономии и культурной уверенности. Внешняя политика, по сути, начинается внутри страны, а не на переговорах. Наличие стратегической линии позволяет формировать долговечные союзы, основанные на понимании, что участие в российской орбите обеспечивает партнёрам стабильность и защищённость.

Стратегические вызовы XXI века требуют от России удерживать внутреннюю устойчивость, что возможно лишь при функционировании всей системы как единого целого. Экономика должна быть преобразована в экономику стратегического производства, основанную на собственных интересах и управленческой воле. Ключевым принципом становится технологический суверенитет — способность создавать критические мощности внутри страны, невозможный без организационного суверенитета управляющих структур. Внутренняя культурная и образовательная политика — ключевой элемент стратегической обороны страны, поскольку стратегическая автономия требует управленческого корпуса, мыслящего собственной цивилизационной логикой. Внутренняя мобилизация невозможна без радикального пересмотра принципов функционирования правящего слоя. Мобилизационная система требует приоритета компетентности, дисциплины и лояльности национальному курсу. Военное измерение — опорный элемент национального развития. Современная война — это борьба производственных систем, и оборонный комплекс должен стать формообразующей силой для всей экономики. Россия должна перейти от логики «реагирования на угрозы» к логике «навязывания правил» — через демонстрацию того, что безопасность и развитие в евразийском пространстве возможны только при условии, что российская ось задаёт темп и структуру.

Россия не может действовать стратегически без собственного языка будущего. История показывает: государства распадаются не из-за слабой армии или экономики, а из-за исчезновения смыслового поля, удерживающего народ в состоянии внутренней собранности. Сегодня России необходима идеология, основанная на непрерывности русской цивилизации как исторического субъекта, исключающая иллюзии универсализма. Страна нуждается в чёткой конструкции из трёх взаимосвязанных элементов: исторической памяти (понимание качеств, обеспечивающих выживание), технологического развития (способность опережать) и нравственной дисциплины (стратегическая самоорганизация общества).

Цивилизационный суверенитет — это способность страны опираться на собственный исторический ритм и замыкать полный цикл — от идеи до реализации — внутри себя. Долговременная национальная конструкция XXI века требует отказа от фрагментарных решений и перехода к цельной модели, основанной на трёх операционных принципах: преемственность (синтез имперского, советского и современного опыта), непрерывность (независимость ключевых процессов от краткосрочных колебаний) и управляемость (синхронизация всех звеньев). Возрождение русского имперского стержня — это технологическая и стратегическая необходимость выживания большого государства, способного удерживать пространство, повышать плотность управления и генерировать стратегический смысл. Национальный путь России — это возвращение к собственной логике: соединение исторической памяти, духовного основания и современного производственного цикла в единую систему.

Послесловие. Только в этом оптимальном сочетании возможна синхронизация всех звеньев производственно-управленческой цепочки, превращающая многонациональное пространство в гармоничную, динамичную и жизнеспособную структуру, способную справляться с вызовами века. Россия войдёт в новую эпоху не благодаря чужим схемам, а собственной собранности. Когда она будет достигнута, страна снова станет силой, вокруг которой строится порядок. Страна, вернувшая стратегическую глубину, вновь становится силой, вокруг которой строится порядок, а её национальная перспектива превращается в цивилизационный проект будущего.

Евгений Александрович Вертлиб / Dr.Eugene A. Vertlieb, Член Союза писателей и Союза журналистов России, академик РАЕН, бывший Советник Аналитического центра Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по международным делам (по Европейскому региону) Сената РФ, президент Международного Института стратегических оценок и управления конфликтами (МИСОУК, Франция)
 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евгений Александрович Вертлиб
Философ и стратег
Об идеях и концепциях Александра Дугина
08.12.2025
Переговорный цугцванг в культурно-стратегической проекции
Стратегия Русской Победы требует тотального идейно-культурного очищения
01.12.2025
Рубежи геостратегического паритета
В современной битве Катехона и Левиафана формируются контуры будущего мироустройства
29.11.2025
Онтология и эсхатология мирового порядка
Россия, выступая Удерживающим, принимает на себя функцию мирового стабилизатора
25.11.2025
Психодрама Духа и Власти
России нужна реинтеграция сакрального и государственного начал
21.11.2025
Все статьи Евгений Александрович Вертлиб
Российская Империя
День памяти священномученика Иоанна Владимирского
Также сегодня мы вспоминаем священника Павла Флоренского, академиков В.Н. Челомея, А.П. Ершова
08.12.2025
День памяти священника-героя Василия Васильковского
Сегодня мы также вспоминаем архитектора И.С.Богомолова, академика Н.Н.Аничкова, писателя А.А.Ананьева
07.12.2025
День памяти Святого благоверного Великого Князя Александра Невского
Сегодня мы также вспоминаем ученого Н.И.Пирогова, славянофила Д.А.Валуева и адмирала Н.Г.Кузнецова
06.12.2025
Историософская лирика Фёдора Тютчева
К дню рождения великого поэта-мыслителя
05.12.2025
«Улица Мазепы» и памятник Кочубею
Пришло время церковного прославления духовного подвига защитника Православия Кочубея
05.12.2025
Все статьи темы
Традиционные духовно-нравственные ценности России
Книга о городе – подарок городу!
Представлен уникальный исследовательский труд, посвящённый утраченной храмовой архитектуре Калязина
08.12.2025
Ведьмак Ермак
До чего доводят куклы вуду и «битвы экстрасенсов»?!
08.12.2025
О трудном пути в веках семьи Некрашевичей-Покладов
Рассказывает историк-генеалог
08.12.2025
Мифы агломерации
Пространственное развитие страны должно служить народу, а не бизнесу
08.12.2025
Плюс негрификация всей страны
Зачем России африканская культура?
05.12.2025
Все статьи темы
Русская Православная Церковь
Почему Спас – Ярое Око?
Именно под стягом Спаса Ярое Око сражаются воины на полях спецоперации за Новую Россию Христа Спасителя
08.12.2025
Красное Село и этот храм — особый этап в моей жизни
Предстоятель Русской Церкви освятил храм благоверного князя Александра Невского в Красном Селе
08.12.2025
Александр Ярославич не проиграл ни одной битвы
В России отмечается День памяти святого благоверного князя Александра Невского
05.12.2025
Философия как шлагбаум на пути к Православию
От фундамента «глиняного» к фундаменту «каменному»
05.12.2025
День памяти Патриарха Алексия II
Сегодня мы также вспоминаем святого Великого князя Михаила Ярославича Тверского, сщмч. епископа Иоасафа (Жевахова) и маршала А.М.Василевского
05.12.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Философия как шлагбаум на пути к Православию
Новый комментарий от ОСт
08.12.2025 10:59
«Я агрессивный пацифист»
Новый комментарий от Тюменец
08.12.2025 10:53
Бодрящий пинок Путина
Новый комментарий от Александр Волков
08.12.2025 09:28
Справедливость – лествица Любви
Новый комментарий от С. Югов
08.12.2025 08:26
Философ и стратег
Новый комментарий от Владимир Николаев
08.12.2025 07:57
К 120-летию Союза русского народа
Новый комментарий от Апографъ
08.12.2025 05:17