В воскресенье, 23 ноября, в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Успения Пресвятой Богородицы в Останкине г. Москвы (Троицкое благочиние Северо-Восточного викариатства Московской (городской) епархии) и Божественную литургию в новоосвященном храме, сообщает Патриархия.ru.
Успенский храм стал 120-м храмом, построенным по Программе строительства православных храмов в российской столице и освященным Патриархом.
За богослужением Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение 20 антиминсов. Всего за 2025 год Первосвтяитель освятил 140 антиминсов, а за все время своего Первосвятительского служения — 2640.
По окончании Литургии митрополит Псковский Матфей приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла и преподнес Его Святейшеству икону Успения Пресвятой Богородицы.
Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В сегодняшнем евангельском чтении (Лк. 10:25-37) повествуется о милосердном самарянине. Хорошо известное повествование о том, как человек путешествовал из Иерусалима в Иерихон, и вот на него напали разбойники, отобрали всё, что он имел, нанесли также и физические травмы. И вот лежит этот несчастный на дороге, и мимо проходит священник иерусалимского храма. Посмотрел и пошёл дальше. Потом левит, по-нашему диакон, тоже прошёл — посмотрел, но ничего не сделал. А потом шёл человек, который не принадлежал даже к народу избранному, — это был самарянин. Но этот как бы инородец, иноверец увидел человека, находящегося в несчастье, и сделал всё, чтобы ему помочь: омыл его раны, помог подняться с места, где бы тот непременно погиб, посадил на своего осла, отвёз в гостиницу и заплатил за его проживание. Другими словами, он спас этого человека, а иначе бы не выжил тот, на кого напали разбойники.
Рассуждая о том, кто же является нашим ближним, Господь через эту притчу и спрашивает: а как вы думаете, кто был ближним для несчастного человека, подвергшегося нападению разбойников? И люди отвечают: тот, кто сотворил ему милость. Но ведь милость сотворил самарянин, а между иудеями и самарянами не было никакого общения — была вражда!
О чём же говорит эта притча? О том, что национальные, этнические факторы не определяют, хорош человек или плох. А что же определяет? Только одно: как человек относится к другим. Если он способен совершать добро не только для папы, мамы, мужа или жены, — и то не всегда, как мы знаем, добро совершается, — а просто так, для неизвестных людей, вот такой человек и обретает спасение.
И как же это перекликается с истиной, также запечатлённой в слове Божием: вера без дел мертва есть (Иак. 2:20)! Поэтому притча из Евангелия, которую мы сегодня слышали, должна каждого из нас взбодрить, чтобы посмотрели на себя критически, как бы со стороны. Слава Богу, верим в Господа и Спасителя — великое и спасительное дело. Ходим в храм, причащаемся Святых Христовых Таин — это имеет решающее значение для нашего спасения, потому что человек спасается силой Божией, то есть благодатью, принимая эту благодать через таинства, через молитву. Но недаром напоминает нам Евангелие также и о том, что есть ещё одно условие спасения — это совершение добрых дел.
Благодарю Бога за то, что сегодня происходит в нашем Первопрестольном граде. Как много разного рода церковных организаций, в том числе молодёжных, приходских, да и просто частных инициатив православных людей, направленных на то, чтобы внести свой вклад в помощь ближним, которые находятся в трудных жизненных обстоятельствах! Сегодня мы это называем "социальной работой", а если перевести всё это на евангельский язык, то это просто доброделание, но не индивидуальное, а сообща. Социум — это общество, а социальная работа, направленная на благо людей, — это работа единомышленников, которые посвящают своё время, силы, вкладывают свои финансовые средства для того, чтобы помочь другим, и делают это сообща.
То, что у нас появились на приходах социальные службы, очень отличает современную Москву от многих других мест, в том числе находящихся за рубежами нашего Отечества. Никого не хочется учить, но пример Москвы и современной Русской Церкви свидетельствует о том, что после долгих лет безбожия, отлучения людей от Церкви мы вновь соединяем веру нашу с добродетелью и таким образом совершаем заповедь Божию о любви к людям.
Ещё и ещё раз хотел бы сказать, что город Москва являет пример в этом отношении. В большинстве наших приходов ведётся социальная работа, направленная на коллективное служение добру; это стало нормой для нашей церковной жизни. Сожалею, что ещё не всегда и не везде в нашей Церкви, особенно за пределами Российской Федерации, мы имеем то, что есть сейчас здесь, в России, и особенно в столице нашей Родины — в Москве. Надеюсь, что и в местах, где ещё живут по старинке, обратятся к опыту нашего Первопрестольного града и, может быть, обратят внимание и на мои слова, в которых я призываю споспешествовать вере делами. Не может быть сегодня православного прихода, не может быть общины, которая, помолившись, причастившись Святых Христовых Таин, остаётся совершенно равнодушной и не обращающей внимания на скорби людей.
Вот почему так называемая социальная работа, а по сути доброделание, которое непременно должно сопровождать жизнь христианина, сегодня по милости Божией активно развивается в Первопрестольном граде. И я бы хотел ещё раз поблагодарить всех тружеников на этом поле доброделания. Особенно хотел бы сказать о нашей молодёжи, которая активно вовлеклась в это служение и сегодня является лицом нового поколения православных христиан в Первопрестольном граде. Хотя, знаю, и старшее поколение активно участвует, прилагая свои силы к тому, чтобы и делами, и молитвой служить Господу.
Служение ближним, о котором и в Евангелии было сегодня сказано на примере милосердного самарянина и которое сегодня является одним из основных для нашей Церкви, действительно помогает коллективно совершать добрые дела. Это во-первых. Но, во-вторых, оно ведь меняет каждого человека, который совершает доброе дело. Наверное, те из вас, кто вовлечён в эту работу, хорошо об этом знают. С лёгким сердцем мы выходим после Святой Евхаристии из храма Божия, но с лёгким сердцем мы выходим и от больного человека, который страждет, и неизвестно, сколько ещё дней проживет на этом свете. А кто-то из нас — я знаю таких людей — делает всё для того, чтобы эти, может быть, последние дни страждущего человека были мирными и его сердце действительно успокоилось.
Ещё и ещё раз призываю всех вас, мои дорогие, и нашу молодёжь, и приходских активистов, помнить, что первая наша обязанность — это воскресная Литургия, причащение Святых Христовых Таин, а затем служение милосердию. Если это сомкнётся в нашем сознании во единое служение Господу, то, конечно, многое изменится к лучшему в жизни нашей Церкви и, несомненно, повлияет благотворно на жизнь нашего народа.
Поздравляю всех вас с сегодняшним днём — тех, кто трудится в области благотворительности, кто делит с нуждающимися своё время и свои средства. Взираю на нашу молодёжь, посвятившую себя добрым делам, и дай Бог, чтобы это служение никак не замутнилось, не изменилось в своей природе, чтобы энтузиазм ни в коем случае не угасал, но чтобы все те, кто сегодня и словом, и делом трудится на ниве Божией, продолжали своё служение, восходя от силы к силе. Вот это я желаю в первую очередь нашим социальным работникам, нашей молодёжи, вступившей на путь социального служения, на путь совершения добрых дел, и конечно, всем нашим православным приходским активистам. А также призываю духовенство наше всячески поддерживать это служение, отмечать прихожан, вовлечённых в такую работу, помогать им, в том числе материально, соучаствуя, таким образом, и лично от себя, что очень важно, и от прихода.
Пусть Господь всем нам помогает совершать наше служение так, чтобы современный человек, нередко находящийся под разными, в том числе опасными влияниями, не терял свою связь с Церковью Православной, сохраняя веру и способность и в молитвах прославлять Господа и совершать добрые дела во имя Его, как Он нам заповедал. Аминь».
В дар приходу Святейший Патриарх Кирилл передал Тихвинскую икону Пресвятой Богородицы.
Затем состоялось вручение церковных наград. Во внимание к помощи в строительстве храма Успения Пресвятой Богородицы в Останкине г. Москвы наград Русской Православной Церкви были удостоены:
митрополит Псковский и Порховский Матфей — ордена преподобного Сергия Радонежского II степени;
соучредитель ГК «Сибпромстрой» Н.К. Сторожук — ордена благоверного князя Даниила Московского II степени;
соучредитель ГК «Сибпромстрой» В.А. Кожаев — ордена преподобного Сергия Радонежского II степени;
клирик храма в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» Патриаршего подворья в станице Приазовской Краснодарского края иерей Роман Хан — ордена преподобного Серафима Саровского III степени;
руководитель Департамента капитального ремонта г. Москвы А.А. Беляев — ордена преподобного Серафима Саровского III степени;
генеральный директор АО «Мосинжпроект» М.Ф. Гаман — ордена благоверного князя Даниила Московского III степени;
руководитель ФГУП «Главный центр специальной связи» И.А. Гайченя — ордена преподобного Серафима Саровского III степени;
председатель совета директоров АО «Бамтоннельстрой-Мост» Ю.Н. Кравцов — ордена благоверного князя Даниила Московского III степени.
Всем участникам богослужения были вручены иконки Успения Пресвятой Богородицы с Патриаршим благословением.
Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сопровождении митрополита Псковского и Порховского Матфея и В.И.Ресина спустился в нижний храм в честь блаженной Ксении Петербургской, где народный художник Российской Федерации В.И.Нестеренко представил проект мозаичного убранства храма и уже исполненные мозаики.

