В Госдуму внесён законопроект, уточняющий порядок, по которому государство применяет специальные меры, чтобы ограничить влияние иностранных структур на российские компании, пишет Российская газета.
«Ранее в перечень могли попасть только те компании, которые напрямую контролируются иностранными холдингами и обладают определённой экономической значимостью. Однако этого оказалось недостаточно. Многие дочерние компании таких организаций продолжали оставаться без правовой защиты, несмотря на то что фактически они страдали от тех же ограничений», - пояснил «Российской газете» председатель Комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов (фракция КПРФ).
О каких ограничениях речь? В рамках действующего законодательства экономически значимые организации могут быть временно выведены из-под влияния иностранных владельцев, если их действия или бездействие угрожают национальным интересам. «Это значит, что корпоративные права таких иностранных компаний - право голоса, принятие решений, участие в управлении – могут быть приостановлены. Мера эта направлена не на экспроприацию, а на временное замораживание управления, чтобы сохранить управляемость и устойчивость значимых для страны компаний в условиях внешнего давления. Если закон примут, в список ЭЗО смогут попасть и дочерние структуры тех организаций, что уже признаны экономически значимыми, но только при выполнении сразу нескольких условий. Во-первых, дочерняя компания должна быть сама по себе значимой по критериям закона - иметь соответствующие показатели по выручке, численности работников или другим признакам. Во-вторых, свыше 50% её уставного капитала должно напрямую принадлежать головной компании, уже включённой в перечень. В-третьих, не менее 25% её капитала должно принадлежать иностранной структуре, контроль над которой ранее уже был ограничен в рамках закона. И, наконец, все 100% этой иностранной структуры должны быть прямо или косвенно подконтрольны резидентам России», - уточнил депутат.
Для чего это нужно? Чтобы в ситуации, когда иностранная компания управляет через промежуточные структуры несколькими российскими активами, ограничения распространялись не только на головную организацию, но и на все её важные дочерние общества. Это закрывает лазейки, при которых иностранный контроль мог сохраняться в обход действующих норм.
Также законопроект разъясняет, что если в отношении одной компании возобновили корпоративные права иностранного холдинга, это не значит, что автоматически восстанавливаются права и по другим компаниям. Каждое решение должно приниматься отдельно. Это защищает от попыток использовать формальные поводы для возвращения контроля сразу над группой предприятий.
Сейчас в таких случаях государство не может включать дочерние компании в список ЭЗО даже при наличии рисков. Это создавало пробел, которым пользовались недружественные юрлица, блокируя работу целых холдингов через давление на дочерние структуры. Принятие закона устраняет эту правовую дыру.
«На практике это значит, что дочерние предприятия не останутся беззащитными: к ним смогут применять те же меры, что и к головным структурам. Это уравнивает правовое положение в группе компаний и лишает иностранные холдинги возможности манипулировать внутренней архитектурой, чтобы сохранить влияние. Законопроект фактически добавляет дополнительные юридические инструменты для защиты интересов российских предприятий, работающих в стратегически значимых секторах», - уверен депутат.
Инициативу парламентария прокомментировал в программе «Железная логика» на радиостанции «Вести.ФМ» известный политолог Сергей Александрович Михеев.
Материал под заголовком «Если компания у нас работает, она должна работать на наши интересы» опубликован в блоге политолога.
«Настоящая независимость должна быть во всех сферах, в том числе в экономике. Одна из проблем зависимости России заключалась в том, что у нас в значительной степени экономика работала не на страну, а на людей, которые отсюда вывозили богатства. Это и наши воры, и иностранные "консультанты" (цитата из "Мастера и Маргариты"), которых в 1990-е и 2000-е годы было предостаточно. Есть и менее заметные случаи, когда иностранный бизнес регулирует деятельность здесь каких-то предприятий, компаний и иногда делает это в ущерб национальным интересам», - отметил политолог.
«Самые криминальные случаи разрушения нашей экономики остались в прошлом. Например, у нас обанкротились и были уничтожены все шарикоподшипниковые заводы. Без подшипников не работает никакой механизм: нельзя построить автомобиль, военную технику и пр. Я читал по этому поводу много текстов, и говорилось, что эти вещи были заказаны в том числе нашими конкурентами. Некая контора вступает здесь с компанией в сговор, приватизирует (под предлогом "сделать более эффективным"), а потом банкротит предприятие – и предприятия нет. Сейчас тоже собираются делать очередную волну приватизации и говорят: "Приватизация = эффективность". Может быть, теперь будет еще какая-то приватизация, но та, которая прошла в 1990-е годы, совсем не была равна эффективности! "Эффективность" приватизации выражалась в исчезновении отечественной продукции», - продолжил он.
«Еще более грандиозный и катастрофический пример – это уничтожение отечественного авиапрома (по заказу Boeing и отчасти Airbus). Это сделала группа наших лоббистов, которые теперь живут за пределами страны. Выявление таких связей – это правильно. Максимальная национализация всего, что здесь работает – это тоже правильно. Если компания у нас работает, она должна работать на наши интересы», - добавил эксперт.
«Мы всё еще живем в эпоху, когда нам кажется, что "там" - в Штатах и Европе – идеальное устройство. Но посмотрите, о чём говорит сегодня Трамп: в том числе благодаря лоббизму из Америки ушло производство! У них всё устроено, всё замечательно работает, но они столкнулись с проблемой реальной зависимости от китайских товаров. А интересы китайских компаний продвигали легальные лоббисты. Лоббистские конторы вокруг Конгресса: китайцы заходили, платили деньги, и те продвигали интересы китайских компаний. Об этом сказал сам президент США!» - восклицает аналитик.
«Говорят: «У них всё хорошо». А всё ли у них хорошо? К тому же, там одна ситуация, а у нас совершенно другая. Они печатают мировые деньги и могут на эти вещи закрывать глаза, но мы на них закрывать глаза не можем», - заключил Сергей Михеев.