Как сообщают СМИ, компания Microsoft начала увольнять сотрудников в связи с внедрением искусственного интеллекта.
Известный политолог и общественный деятель Сергей Александрович Михеев прокомментировал новость в эфире программы «Железная логика» на радиостанции ВестиФМ:
«По поводу 40% уволенных программистов из Microsoft– за что боролись, на то и напоролись. Это люди, которые возвещали всем, что "наконец-то пришла цифровая эпоха, и все будут счастливы". Да, очень сейчас "счастливы" уволенные!»
«Духовность бывает разная, она варьируется от абсолютно светлой до абсолютно тёмной, - пояснил Сергей Михеев. - Поэтому слово "духовность" не носит в себе однозначно положительного контекста. Что касается ИИ: это сказал Владимир Потанин, если правильно процитировали СМИ. Мне интересно то, что даже такие крупные предприниматели, как Потанин (хотя многие из них должны быть большими борцами за ИИ), чувствуют, понимают, что с этим могут быть проблемы. Это проблема расчеловечивания: 1. замена человека машиной; 2. исходя из этого, обоснование тезиса о ненужности, бесполезности и вредности человека; 3. полное исключение человека из творческой деятельности, из жизни как таковой и его абсолютная зависимость. "40% программистов были уволены из-за ИИ": считалось, что в первую очередь компьютерные технологии освободят человека от рутинного труда, все будут заниматься творчеством, в крайнем случае - программированием. Мания последних лет – все должны стать IT-специалистами, программистами. На самом деле идеальными программистами могут стать немногие, а негениальных скоро заменят продвинутые компьютерные программы, которые сами будут писать коды. В этом есть проблема».
«Для чего земная жизнь? Человек во главе угла или что-то ещё? Говорят: "ИИ вытеснит таких-то людей из профессии". Вопрос: зачем? Фанатичные сторонники технического прогресса, как религии, говорят: "Всё это для людей, чтобы им лучше жилось". Первое: где свидетельства того, что от этого лучше живётся? Второе: что такое лучше? Эти вопросы философские и глубинные. Экономика должна развиваться, а кто человек в этом процессе? Расходный материал? Или экономика – это способ организации жизни человека, его судьбы? Это и есть главные вопросы. Попытка уйти от них в коммерцию, обожествление коммерческих смыслов, смыслов технического прогресса, социального устройства – это античеловеческие вещи в своём полном выражении», - подчеркнул политолог.
«Если все идеи довести до их логического завершения, то странным образом они все приводят к тому, что человек не нужен - он вреден. Если бы люди задумывались с этой точки зрения, тогда многие вещи встали бы на свои места, - считает он. - Какая конечная цель? Какими смыслами наполнена эйфория по поводу ИИ? Что должно стать конечным результатом? Если конечный результат - счастье людей (это сильно сказано - хотя бы их гармоничное существование), то я пока не вижу никаких оснований, чтобы испытывать эйфорические мечтания. Можно ли это изменить? Конечно, можно, расставив акценты и всё поставив на свои места: что находится внизу и что наверху; что должно быть целью, а что инструментом. Это самая главная проблема современного движения, но и вообще движения человеческой цивилизации, когда смысл жизни человека подменяется смыслами существования технических, социальных систем или надуманных вещей».
«Это важно понять в контексте разговора о ИИ, который является следующим этапом развития компьютерных программ и математических алгоритмов. Надо понять, что человек – это не математический алгоритм. Если говорить о духовном, здесь опасность в том, что это попытка представить человека как механистическое существо, вся деятельность которого полностью подчиняется математическим алгоритмам и может быть просчитана. Экономика и всё, что с ней связано, всегда создает соблазн поверить в это. Почему человек делает так? Потому что ему это выгодно, удобно для чего-то или кого-то. Потому что заработает деньги или не заработает. Механистический взгляд на человека, который живое приравнивает к неживому, а неживое пытается показать живым. Человека всё больше пытаются приравнять к неживому, а неживое (ИИ) пытаются сделать всё более похожим на живое. В этом и есть духовная опасность, а чисто прикладных выражений может быть большое количество.
Надеюсь, что уволенные программисты сейчас счастливы и у них есть время задуматься о смысле своей жизни», - заключил Сергей Михеев.
1. Это не новость уже лет 150
Уже в диамате разум стали считать продуктом материи, но доказать это не получилось, потому что арифмометры были слишком не похожи на мозг.
Тема ИИ - это дальнейшее развитие этих идей, попытка сымитировать мышление действительно можно интерпретировать, как попытку доказать тождество разумного и неразумного. Так что процесс продолжается.