В известном американском журнале Сhronicles Мagazine вышла любопытная статья Марка Джаджа (Mark Judge) «Искусство, религия и культура в 80-е годы» (Art, Religion, and Culture in the ’80s).
Марк Джадж — журналист и режиссёр. Среди его книг — «Треугольник дьявола: Марк Джадж против новой американской Штази», «Дрожь блаженства: секс, католицизм и рок-н-ролл» и «Проклятые сенаторы: мой дедушка и история единственного чемпионата мира в Вашингтоне». Его работы публиковались в «Вашингтон Пост», «Нью-Йорк Таймс», «Уолл Стрит Джорнал» и «Дейли Калер».
В указанной статье Джадж разбирает книгу католического учёного Пола Эли «Тайная вечеря: искусство, вера, секс и противоречия 1980-х». (The Last Supper: Art, Faith, Sex, and Controversy in the 1980s). В этом сочинении исследуется искусство, политика и культура 1980-х в контексте Христианства. «Тайная вечеря» исследует то, какие формы в 1980-х годах принимала всё ещё сохранявшиеся у деятелей шоу-бизнеса глубокая привязанность к христианству.
В аннотации мы можем узнать о книге следующее:
«Познакомьтесь с фигурами, которых Пол Эли называет «крипторелигиозными». Вот Леонард Коэн, пишущий «Аллилуйя» на коленях в гостиничном номере на Таймс-сквер; Энди Уорхол, адаптирующий «Тайную вечерю» Леонардо в ответ на пандемию СПИДа; Принс, превращающий крест и алтарь в «знаки времени». В произведениях Тони Моррисон духи говорят из могилы; Патти Смит и Брюс Спрингстин усиливают напряжённость своих работ; Вим Вендерс предлагает взглянуть на Берлин глазами ангела; U2, The Neville Brothers и Шинейд О’Коннор обращаются к своим христианским корням в музыке, полной мистического томления. А Мартин Скорсезе преодолевает гнев фундаменталистов, чтобы снять «Последнее искушение Христа» — борьбу, которая предвосхищает борьбу Салмана Рушди с исламом в «Сатанинских стихотворениях».
Статья Даджа в «Хрониках» представляет собою краткий пересказ книги политкорректного католика Пола Эли, поэтому пересказывать пересказ не имеет никакого смысла.
Суть проблемы в следующем.
Люди Западной цивилизации конца ХХ века ещё не были тотально агностиками, «евробуддистами» и банальными атеистами, но воспринимали мир как христиане. Речь в данном случае не о морально-нравственных вещахи, а о собственно духовном. Эти люди ещё воспринимали мир – как место проявления Божественного Присутствия.
Однако, вместе с этим, уже были глубоко убеждены в том, что «Церковь – это для бабушек и для ограниченных людей, фанатиков». Такое убеждение – «привет из буйных 1960-х».
И получилось буквально то же самое, что переживало и Русское общество накануне 1917-го.
Религиозность сохраняется в человеке, но культуры церковной уже нет, она просто демонстративно игнорируется. В результате люди впадают в элементарное состояние духовного прельщения.
Пренебрежение аскетической, а вслед за этим и интеллектуальной дисциплиной делает людей склонными к пантеистическому миропониманию и мироощущению.
Энди Уорхол, например, любил повторять, что он видит «Божественное присутствие» в самых обычных вещах, таких как, например, кожура банана или бутылка кока-колы.
Сегодня всё это уже кажется пошлостью в чеховском смысле слова, но тогда преподносилось (да и воспринималось) как некое откровение.
К пантеизму вообще люди духовно неравнодушные очень предрасположены. Для покаянной работы, да и просто для элементарной духовной дисциплины времени и сил, естественно, нет, как нет и желания трудиться. А вот потрепаться о «духовном» - это совсем другое дело. Это же не какой-то кондовый атеизм аптекарей и часовщиков, что вы!
Пантеизм закономерно приводит к магическому мироощущению, что совершенно логично. Ибо что такое пантеизм – убеждение в том, что Творец полностью растворён в Своём творении и присутствует в каждом элементе этого творения. Его уже как бы и нет, но Его энергии остались. Так получается магический материализм. То, во что веруют т.н. «русские космисты» и прочие проповедники темы с ноосферой.
В Америке всё это проповедовали не академические учёные, уставшие от пуританства американского евангелизма, но ещё не деградировавшие до пошлого атеизма а-ля МЛФ, а известные личности в мире шоу-бизнеса.
Но магическое мышление в конце концов должно привести к магическим действиям, ведь рано или поздно все мы переходим от слов – к делу.
А где магические практики, там и возрождение самых разнообразных культов. Но «вси бози язык» – как учит Церковь по обе стороны Океана – «суть бесове». «Аll the gods of the peoples are idols». (Пс. 95:5)
Интересно, что о сататнизме и сексуальных извращенцах, преподносивших свою порочность в качестве специфической формы «богоискательства» автор говорит как-то скороговоркой. Видимо, чтобы не попасть под статью о «разжигании». («Если у "Тайной вечери" и есть недостаток, так это то, что Эли воздерживается от суждений там, где это необходимо. If there is a drawback to The Last Supper, it’s that Elie withholds judgment where it is called for»).
Но у нас пока что можно ещё говорить о серьёзных вещах всерьёз.
Для чего я поведал уважаемым читателям о статье в журнале американской культуры.
Всё, что переживала Америка в конце ХХ века, было и в России в начале этого же века.
У нас это привело либо к откровенному оккультизму и болезненному эротизму декаданса, либо к рерихианству и разного рода «космизмам». Кстати, я уверен, что любители темы с ноосферой ещё впарят в качестве «русской духовности» некие очередные изводы «космизма», можете не сомневаться.
И народу это, что называется «зайдёт».
Павел Вячеславович Тихомиров, помощник главного редактора «Руской Народной Линии»
6.
Михаил Лермонтов
Когда волнуется желтеющая нива…
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда, росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, —
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога…
1837 г.
5. Ответ на 3, Потомок подданных Императора Николая II:
Если быть последовательным, то нужно упомянуть и авторов, продвигающих Гумилёва.
Вы правы, но тут просто следует различать разговоры о Гумилёве - как евразийце, т.е. переосмыслившем отношение Руси и Орды, Гумилёв - как поборник определённых идей этногенеза.
И совсем иное дело, Гумилёве - как пропагандисте этих всех "фаз", "пассионарных толчков" и прочего из арсенала пантеистического мышления.
4. Ответ на 2, Павел Тихомиров:
Да, именно так. И уже "заходит". В качестве идеологии уже пытаются, да от имени, как бы, русской патриотики, впарить "космизм". Впрочем, об этом также писал Павел Тихомиров.
Причём речь-то идёт не о зловещих "иноагентах" мирового империализма, а , например, о главе АП, Антоне Вайно.
Уж молчу про некоторых уважаемых авторах РНЛ или газеты "Завтра".Да, всё это прискорбно.
3. Ответ на 2, Павел Тихомиров:
Да, именно так. И уже "заходит". В качестве идеологии уже пытаются, да от имени, как бы, русской патриотики, впарить "космизм". Впрочем, об этом также писал Павел Тихомиров.
Причём речь-то идёт не о зловещих "иноагентах" мирового империализма, а , например, о главе АП, Антоне Вайно.
Уж молчу про некоторых уважаемых авторах РНЛ или газеты "Завтра".
Если быть последовательным, то нужно упомянуть и авторов, продвигающих Гумилёва.
2. Ответ на 1, Калужанин:
Да, именно так. И уже "заходит". В качестве идеологии уже пытаются, да от имени, как бы, русской патриотики, впарить "космизм". Впрочем, об этом также писал Павел Тихомиров.
Причём речь-то идёт не о зловещих "иноагентах" мирового империализма, а , например, о главе АП, Антоне Вайно.
Уж молчу про некоторых уважаемых авторах РНЛ или газеты "Завтра".
1.
Да, именно так. И уже "заходит". В качестве идеологии уже пытаются, да от имени, как бы, русской патриотики, впарить "космизм". Впрочем, об этом также писал Павел Тихомиров.