Крест и щит русской экзистенции: дух победы и архетипы русской души

Онароднивание Конституции притормозил Клишас

Традиционные духовно-нравственные ценности России  Русская цивилизация и Запад  Русская цивилизация 
0
260
Время на чтение 16 минут
Фото: из личного архива автора

Глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас прокомментировал заявление зампреда Госдумы Петра Толстого, который допустил «существенные изменения» Конституции РФ. В своем Telegram-канале сенатор предложил пока не вносить правки в основной закон страны – «всем пожить по действующей редакции Конституции».

Запланированные перезревшие поправки в Основной закон РФ вызваны тем, что большинство мировых практик «не прижилось» в российском законодательстве, хотя, по словам депутата Толстого, на протяжении 30 лет РФ пыталась соответствовать неким общемировым стандартам. Законодатели не спешат реагировать адекватно на неотложные запросы изменившегося в связи с СВО российского общества.

Откуда возник такой запрос народа «жить не по лжи» не по «написанным на коленке» западными кураторами «правилам»? Вот пища для размышления СовФеда.

Как Бог един в трёх лицах (Троица единосущная и нераздельная: Отец, Сын и Святый Дух), так спаяна воедино четверица ключевых элементов русской духовности, идентичности и исторического бытия. Эти онтологически опорные «скрижали русской экзистенции» воплощены в Иконе, Кресте, Мече и Щите.

Русская экзистенция начинается с иконы – этого «богословия в красках» и выражения онтологического принципа: присутствия Неба в земной материи. Именно в иконе преодолевается западный дуализм материи и духа. Икона – окно в Царство, не отвлечённая метафора, а визуальный догмат. Икона – это вертикаль образа Господа нашего. Отсутствие иконы – не пустота, а вторжение пустоты. Православный образ Божий в иконной культуре противопоставлен западному иудейскому рационализму и восточному безликому пантеизму.

Крест – символизирует собой генетическую готовность к подвигу страдания во спасение: мессианское сознание русского народа, идущего путём Голгофы – ради истины, ради будущего, ассоциируется с Крестным тернистым путём мученика Христа. Это залог славянской пассионарности и готовности «жить не по лжи» ценой жертвы. И нынешние антироссийские тернии: геополитическая изоляция, санкции, развязанная война – продолжение крестостояния за Правду. Боль, жертвы и тяготы СВО – форма очищения от скверны сепаратизма и ключ к восстановлению триединства русского народа. Россия не раз спасала других в ущерб себе. Но каждый раз возрождалась вновь из руин и пепла. Потому как крест – путь к воскресению. Крестострадание – атрибут чести. «Крест – это мера любви и свободы» (свт. Николай Сербский). Русская история как вехи крестных мук «крестоношения»: крест Андрея Первозванного, крест Царя-страстотерпца, крест миллионов в ГУЛАГе и на фронтах. Русский смысл страдания подвижнический. В этом – экзистенциальная противоположность Западу: там страдание гедонистическое, как лишение удовольствия, здесь – путь очищения, радостного воскресения. Достоевский писал: «Страдание есть великая вещь. Великий разум и великая истина доходятся чрез страдание». Крест – это зрелость нации. Там, где страдание отрицается, начинается инфантилизация, зависимость от чужой воли и мнимая «свобода от боли».

Инструмент отстаивания справедливости – русский «огненный меч архангела». «Не мир принес я вам, но меч» (Мф. 10:34). Уже в «Иду на вы» – объявлении войны князем Святославом – есть нравственная миссия военного похода – вразумить «неразумных хазар». Меч – составная часть имперского духовного кода. «Империя без меча – это идея без воплощения. Но меч без креста – это насилие без смысла» (формула, приписываемая Ивану Ильину). Русский меч – не агрессия, а ответ на вызов. Это проявление экзистенциальной решимости не просто выживать, но утверждать – Истину, Церковь, Родину. Карающий меч – символ державной энергии Победы. Меч – акт справедливости, отстаивание правды силой. Когда иные средства исчерпаны, тогда «огнём и мечом» вершится святое дело установления порядка. Историческая справедливость как высший закон. Меч XXI века – это армия, ядерный щит, идеологическая твёрдость.

Верховный Главнокомандующий РФ реализует принцип меча, но меч должен быть не просто державным, а священным. Священность миссии – гражданский долг защиты Отечества гражданином страны и священной МОНАРХИЧЕСКОЙ властью от Бога. Но за неимением «гербовой» бумаги (наличествующего ныне подлинного монархического престолонаследия в государстве) пишут на простой («царствующий» суррогат правящего «цезаризма» приспосабливают к служению Родине, адаптированной под бизнес-лавочку госкорпоративной РФии) – отстаивают частично монархическое кредо державы – идею «атомного православия» как нового единения духа и силы. Меч – это мужество противостоять злу в любом облике (как Путин потребовал от НАТО убраться восвояси от российских границ) и применить всю мощь или «хирургию» тонкого воздействия для Победы или хотя бы отсечения гнили. Меч – сподвижник совести на пепелище законов. Это орудие удержания и восстановления гармонии. Россия, как минимум, считает нужным для себя результатом спецоперации на Украине долгосрочный мир, обеспечение своей безопасности и защиту интересов русскоязычных украинцев. 

Меч и щит объединены во фразеологизме «со щитом или на щите» – призыв победить, добиться цели или погибнуть со славой (быть принесённым с поля битвы на щите павшего в сражении воина). Щит в русском понимании – это символ защиты и удерживания. В иносказательном контексте – проявление духовной обороны, готовности стоять до конца в отстаивании Света. Вместе эта «спарка» образует не просто код русской истории, но метафизическую матрицу её бытия. Русская экзистенция начинается с иконных образов, укрепляется страданиями, утверждает мудрую силу и сохраняет целостность архетипичного конструкта как в прошлом, так и в начертании будущего. Щит – укрытие целостности. Исторически Русь – щит Европы и Востока, и в то же время – щит самой себя. Это метафора самоидентификации через сопротивление внешнему злу, скрепа народа, защищающего веру и землю.

Моя книга мемуаров так и названа: «Гармонизация мира духовно-цивилизационной обороной России». Щит – это горизонтальное основание устойчивости оборонительной готовности воспрепятствовать нашествию супостатов типа нынешнего «50+» и потоку лжи. Геополитически щитом разграничивается Восток и Запад. В культурном аспекте – это сопротивление духовному чужебесию – постмодерну, трансгуманизму, либерализму. Щит – это не страх трусости, а граница священного, предел, за который не пускают тьму и кривду. России потребно создать идеологический, моральный, информационный щит «красной линии» своего священного приграничья с антимиром русофобии. С пограничным столбом, на котором черным по белому сказано: «Ни шагу дальше». Это русская стена – из железной воли. Когда Запад идёт с разложением, когда Восток несёт подчинение, щит обретает право на отстаивание любой ценой жизни не по лжи, а по своему коду, своим заповеданном славными предками мироукладом. Щит: граница святого. «Щит веры… которым возможно угасить все раскалённые стрелы лукавого» (Еф. 6:16). Щит в русской традиции – это символ ограждения святыни. Об этом говорит уже «Повесть временных лет»: «И постави Олег щит свой на вратах Царьграда» – не как трофей, а как знак ограждённой победы. Разве не так же и воины СВО водружают флаги на очищенных от укро-нацизма землях?

Ныне щит – это не только армия, но и информационная, культурная, ментальная оборона. Не пустить тлю разложения в сердца – задача духовно-идеологического противостояния. А идеологии Победы всё нет! Сверхзадача – не впустить в школы, кино, Конституцию ложь, цинизм, культ потребления, расчеловечивание. Ведь и святой князь Александр Невский не только сражался – защищал веру от латинской экспансии, от замены восточного образа мира западной юридической системой.

Единение Креста и щита формирует код русской цивилизации: стояние в истине хоть в одиночку, да до конца. Эманации (истечения) Креста – духовный подвиг, жертвенность, страдания во имя обретения смысла, а щит эмблемирует собой волю к защите своей веры, земли и памяти. Религиозный знак Крест – метафизика России, вертикаль русского сознания. Мы несем крест как народ, как государство, как цивилизация. Мы проходим сквозь войны, репрессии, распады – и выносим из них не цинизм, а очищение. Крест – это наш исторический ритм. Мы падаем – и встаём. Нас казнят – и мы воскресаем. Потому что мы не воспринимаем страдание как тупик, а как путь. Через страдание – к очищению. Через жертву – к победе. Через Голгофу – к Пасхе.

Щит духа и сакральная государственность. Щит – это не просто защита, это форма силы духа. В русской традиции государство – не менеджерская структура, а сакральное тело народа. Царь – не гарант закона, а носитель благодати. Государственность – это продолжение соборности, это щит нации перед хаосом. Даже в советскую эпоху, когда символика была иной, сохранялся архетип щита: от сталинградской обороны до космического рывка. Воля к величию, к защите себя – это глубоко православная, глубоко русская черта.

Архетипы русской души: вечное возвращение к духовному истоку. Мы возвращаемся к себе через беду, через катастрофу, через память. Наши герои – не победители в голливудском смысле, а стоящие до конца. Кто пал за Родину, не спрашивая о компенсации за труды праведные. Кто хранил икону под шинелью. Кто умирал, но не предавал. Это архетипы, которые сильнее любого внешнего давления, потому что они – метафизические. Дух победы: не над врагом – над смертью. Русская победа – это всегда преодоление невозможного. Победа вопреки. Победа как доказательство, что душа жива. Победа 1812 года. Победа 1945-го. Победы Донбасса. Это не просто военные триумфы, это утверждение: мы живы. Мы встаём. Мы не исчезли. Наш дух не погас. Мы побеждаем, когда другие сдаются. Мы стоим, когда другие отступают. Победа – это не только военное, а экзистенциальное состояние. Это когда мы знаем: правда – с нами, и за неё стоит умереть.

Крест и щит – как идеология будущего. Россия не может быть ни копией Запада, ни потребительским проектом. Её предназначение – быть цивилизацией смысла. Крест – как призыв к духовной высоте. Щит – как готовность защищать эту высоту от зла. Это и есть формула будущей России: страна духа, страна соборности, страна, где государство – это продолжение народа, а народ – это отражение небесного образца. Пока мы храним крест и держим щит – нас не победить. Потому что мы не за прошлое, мы – за вечное.

Крест и щит – это фундаментальные элементы экзистенциального выбора русской цивилизации. Крест – как знак духовного подвига, страдания, метафизической осмысленности страха и жертвы. Щит – как проявление воли к обороне, стойкости и национальной самоидентификации. Вместе они образуют неразрывную связку духа и силы, молитвы и действия, традиции и власти. В этих символах отражается архетип русской души – той самой, которую Достоевский называл «всечеловеческой», но при этом укоренённой в собственной, глубоко православной земле.

На таком архетипическом квадрате – четырехкомпанентных скрижалях русской экзистенции стоит и будет стоять русская цивилизация. На этих четырёх скрижалям, как Земля на «четырех китах», зиждется и будущее русской державы. Сии ингредиенты русской экзистенции необходимо перебрать жёстким и строгим аудитом и собрать в новый политико-культурный синтез. Не парламент «прозаседавшихся» (сперва сдавший Государя, затем разогнанный большевиками, а ныне вдохновенно «нардепствующий» прищучиванием котов за ночной топот последних да НЕПУЩАЮЩИЕ НАРОДОВЛАСТИЕ!), не партии (победители народа), не рынок («решающий всё») – а Икона, Крест, Меч, Щит как неизменные основы и национально-православной государственности (а не западнообразное клише-Клишас!). Россия или станет метафизической альтернативой миру державой-цивилизацией, или исчезнет, «сотрётся» как бледная копия чужого подобия. Непреложны российские законы бытия и их основополагающие национально-цивилизационные принципы. Скрижали – не отменяемы директивно режимом власти, не переписываемы под масть реющего триколора над Кремлем, не «перезагружаемы» в унисон росту полномочий рулевого, не откладываемы на заморозку в долгий ящик (кабы чего не вышло!), – ибо они вросли в духовный и культурный код народа и имперско-государственную матрицу Святой Великой Руси.

Таким образом, Скрижали русской экзистенции – это концептуальный образ, обозначающий совокупность онтологических опор, на которых основан уникальный тип исторического, духовного и культурного бытия русского народа. Икона, Крест, Меч, Щит, как архетипические символы, отражают глубинные экзистенциальные интуиции России: тяготение к трансцендентному, принятие страдания как формы подвига, сакрализация силы как инструмента справедливости и приоритет защиты как формы бытийной стойкости. Эта четверица представляет собой не столько идеологическую систему, сколько кристаллизацию исторического опыта, культурной памяти и религиозного самосознания русского человека в их наивысшей метафизической форме. И эквивалентом тому Уваровская триединая формула – спайка Православия, Самодержавия, Народности. Скрижали русской экзистенции – это незыблемые устои русской судьбы, вырезанные на камне навеки не резцом, а болью, кровью, верой. Икона, Крест, Меч и Щит – четыре великих знака смысловой сущности тела, духа и воли России. В них – наше всё: прошлое, путь, её единственный шанс выстоять в смертном бою с объединенной дьяволиадой. И перед ней вневыборный приговор истории: либо Русь сполна утвердится в жизни на своих заповедных скрижалях, либо сгинет со Света «недосуверенной» и «догоняющей» – ВТОРИЧНОЙ.

И без того недовоскресшие всё ещё скрижали русской экзистенции подлежат полному воскрешению и незамедлительному упрочению их высшим органом в РФ – Советом Федерации, для исполнения и реализации народом и всеми ветвями власти. Не ради «нардеповского» обсуждения их и кастрации в ходе пустоговорильни – а клятве на них. Не рефлексирования на них, а несения их, как святыни. Пока они живы – жива Россия нутряная-вечная-Великая. А когда их отбрасывают, дискредитируют, мутируют до неузнаваемости (взять стамбульское утверждение вопросов повестки трепологии для лишь 30-дневго ПЕРЕМИРИЯ с украми, но не для ВЕЧНОГО МИРА) начинается конец России – ущерб Русскому миру. Становление русской самоидентификации – это возвращение онтологически народу-Богоносцу четырёх скрижально-каменных кодов русского бессмертия.

Суммируем сказанное: крестоподвижничество русского духа – подвиг Голгофонесения. Меч – справедливость сильной рукой. Империя без меча, что меч без иконы – катастрофа. Меч – воля на службе истины. На практику злоупотребления понятиями «не осуждай», «не противься», «будь толерантным» – есть ответ: меч должен лежать в ножнах, но быть острым. Меч должен быть готов к применению («наш бронепоезд стоит на запасном пути»). Россия не «добренькая», но обязана быть справедливой. Щит – что ладан, ставший стеной крепости. Русский щит держал Восток. Удерживал Запад. Противостоял глобальной лжи и духовной размытости. Щит – это любовь в доспехах. Таковы четыре заповеди русского настоящего-будущего. Новая Россия родится не в конституционном совещании. Она родится там, где эти четыре знака станут кодексом власти, школы, армии, семьи, человека. Либо русичи будут народом иконы, креста, меча и щита – либо станут пылью на ветру чужой истории. «Образ Божий в человеке – это его высшее достоинство, неуничтожимое даже грехом, но затемнённое им» (прот. Сергий Булгаков).

«И если Россия перестанет быть Третим Римом, она перестанет быть Россией», – наставлял монах Филофей великого князя Василия III. Жива сия идеологическая концепция утверждения, что после падения Рима и Византии Москва стала хранительницей подлинного православия, единственной легитимной христианской империей, продолжателем священной миссии спасения мира. Вопреки западному восприятию России не как преемницы Византии, а как «отсталой» или «деспотичной» державы, неспособной или нежелательной в роли универсального морального или духовного лидера. Вопреки Герценовского резонирования: «Россия хочет быть Третьим Римом, но пока остаётся Второй Золотой Ордой».

Западный рационализм (особенно в своем нынешнем непотребном виде) не тянет против русского мессианства. Запад тяготеет к секуляризму, правовому порядку и универсализму прав человека, тогда как «Третий Рим» опирается на эсхатологию, сакральность и этно-религиозную избранность. В западной мысли личность имеет первостепенную ценность Россия в парадигме «Третьего Рима» часто подчиняет личность «целому» – империи, нации, вере. На Западе преемственность видят в Римском праве, католицизме и Просвещении. Россия же предлагает свою альтернативу. Идея «Третьего Рима» – самозамкнутая парадигма русской исключительности. Западная точка зрения, опирающаяся на идеалы универсализма, прав личности, исторического рационализма, отвергает это как проявление архаики, имперского комплекса и клерикального авторитаризма. В этом противостоянии – две разные антропологии: сакрально-симфоническая (Россия) и правовая индивидуалистическая (Запад).

Итак, Икона, Крест, Меч, Щит – это духовная архитектура Русского мира. Они должны быть вписаны не только в устав армии и школы, но и в Конституцию, в дух власти, в миссию элиты, в воспитание народа. Эти скрижали – оружие будущего. Ибо XXI век – не век логоса, а век символа. И кто даст сильнее символ – тот победит. Государственность – сакральная оборона.

Православие для русского человека – это кровная связь с Истиной. Крест – это форма национального мышления. Мы живём в форме креста: вертикаль духа, горизонталь судьбы. И если Россия существует, то только потому, что не отреклась от своего креста – даже когда его пытались заменить серпом и молотом. Но русский крест всегда требовал щита. Ибо дух без силы становится мишенью. И потому русская государственность изначально понималась не как структура, а как щит народа, как овеществлённая воля к соборному бытию. Царь в русской традиции – это не бюрократ и не гарант Конституции. Это мистический носитель щита. Это поставленный Богом защитник православного народа, хранитель не только границ, но и смысла. Не случайно первые романовские царевичи с детства обучались не парламентским процедурам, а молитве, истории и военному делу.

Даже СССР, разрушив храм, невольно стал носителем архетипа щита. Победа в 1945-м была не победой режима, а победой народного духа, который отказался умереть. Даже атеистическая империя не смогла отменить сакральную суть – она лишь пересобрала её в других символах. Грядущему торжеству «атомного православия» соответствует синтез традиционных истоков державы: черносотенной религиозности, советского прагматизма и устряловского государственного реализма. Эта архитектура Третьего Царства должна вырасти на фундаменте, где спаяны Православие, Царь, Народ и историческая мощь России, включая её советское наследие. «У России нет будущего без возвращения к своему Предназначению – быть народом-Богоносцем» – Россия перед Вторым пришествием.

Евгений Александрович Вертлиб / Dr. Eugene A. Vertlieb, писатель, журналист, академик РАЕН, Париж

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4.

Писаную Историю мы перепишем по-русски, но так, что - защитим ее. Здесь щит и меч. Защитим ее смысл, противопоставив меч - мечу. Потому, что писаная История создана мечом. А этот факт не есть истинный опыт. Истинный опыт в писаной Истории есть, но он в ней не прописан. В ней прописан меч познания добра и зла. А нам нужна та же писаная История, но в ее тексте не должно быть меча познания добра и зла. Поэтому мы противопоставим этому мечу меч русской сути. Меч Победы по сущности. Но это не совсем то, что сейчас говорят - "русский мир". Русский меч несколько другой. У него нет преграды в Истории ни в чем. Он распространяется на всю Историю, от начала. Где начало Истории и Мира и есть Щит, или то, что мы защищаем по-русски - Первый Завет Бога с Адамом. Сад Едема. Рай.
Игорь Бондарев / 23.05.2025, 19:14

3.

Пять узлов Истории по модальности - это пять ОЭФ; первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический (коммунистический) строй. Почему и до каких пор - это будет оставаться узлом Истории? Потому, что сущность каждого из них противоречива. Не по факту их присутствия в Истории, а по осмыслению этого их присутствия как сказано выше.
Парадокс в том, что в опыте России в двадцатом веке (и до сегодня) - есть решение их присутствия в Истории по сущности тождества двух Заветов. То есть, Россия чувствует - как надо понять Историю правильно в истине. Весь двадцатый век об этом, и до сегодня. Россия чувствует, что с Западом надо бороться и , с другой стороны, мы и есть Запад. Запад знает Историю, но то, как Историю излагает Россия в двадцатом веке, в качестве модальности СССР - Запад не принимает. Потому, что не принимает этой модальности как правильной и исторически объективной.
В модальности Истории России, в двадцатом веке, Россия борется со Вторым Заветом так, что - принимает его и подчиняет. Принимает как себя, и , пользуясь этим правом - присваивает себе право на оборачивание наоборот Завета, который, хотя и Второй, но - от Бога и по тождеству - Его. Россия вступает в историческую войну с Западом, оборачивает наоборот его знание Истории и - подчиняет себе и в себе - Первому Завету. Завету с Адамом, то есть - социализм и коммунизм в оценке Истории.
Видим, что это правильно, но - на половину, а на вторую половину - не правильно. Но именно в силу логического присутствия Первого Завета - первым, Россия побеждает Запад в двадцатом веке и до сегодня. И будет побеждать. Но цена этого - пол России. На половину это - святая Победа, а на вторую половину - подлость войны. Смешано так, что - не разобрать и не навести порядка, если Россия будет полагаться только на свои силы.
Игорь Бондарев / 23.05.2025, 06:31

2.

Единственный путь России сегодня - Абсолютная История Мира. В Мире и Истории есть два Завета для Мира и человека - Адаму и Ною. И это абсолютно разные, по модальности, но тождественные по сути, сущности. Драма Запада - отстаивание Второго Завета, а Драма России - отстаивание Первого Завета. А наша с Западом общая Драма единого христианства - мы отстаиваем эти Заветы порознь.
Впрочем, Россия в двадцатом веке, до сегодня, имеет опыт этого единства по тождеству - опыт Власти в России, от Ленина, до Путина, включая всех между ними как противоречие по модальности и единство по тождеству. Нам надо так и только так рассуждать об этом периоде. От Ленина, до Путина, включая Сталина, Хрущева, Брежнева, Андропова, Черненко, Горбачева, Ельцина, Путина, Медведева (Путина).
Но если мы будем на это смотреть только через опыт России, мы ничего не поймем. Для понимания нужно ЗНАНИЕ Всемирной истории, знание писаной Истории. Западной.
У на в опыте двадцатого века как минимум пять узлов по модальности, и у всех них - два узла по сущности. Это напоминает пять хлебов и две рыбы, которыми Господь накормил народ.
Это же - пять узлов по модальности и два узла по сущности - код к расшифровке ЗНАНИЯ писаной Истории. Но без опыта России - не расшифровать - некуда приложить эти ЗНАНИЯ.
Мы с Западом связаны по сущности и по модальности. Но если по модальности - минимально (хотя особенное Истории таковым не назовешь) как периоды писаной Истории, то по сущности мы и только мы, в мире, - Запад и Россия - способны к сущностному развязыванию духа Всемирной истории, от начала Творения.
Как пытался Запад оправдать Мир и Историю только и только Вторым Заветом - сколько усилий - все тщетно. То же самое и про нас: сколько сил положено на утверждение Первого Завета - воз и ныне там. Потому, что - порознь по сущности Заветов, которые таковы есть Тождество, а по модальности - противоречие (пять узлов писаной Истории.
Игорь Бондарев / 22.05.2025, 18:14

1. "Блаженны алчущие и жаждущие правды"/Мф.5.6/

Как много умных слов и благих пожеланий о возрождении России.Но все это ни о чем - пока не будет осознан весь ужас апокалиптической Катастрофы 1917г.для русского народа.
prot / 21.05.2025, 23:50
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евгений Александрович Вертлиб
Православные мыслители как пророки геополитической конфликтологии
Россия не просто выстоит – она должна задать новый смысловой порядок
12.06.2025
Геостратегия США и русские перспективы
​​​​​​​Россия скорее надо осуществлять переход от постсоветской оборонной стратегии к континентальной наступательной доктрине
11.06.2025
Будущее России в триединстве миссии, народа и духа
Стратегический фундаментал русского национального возрождения
29.05.2025
Манифест русской экзистенции: от Измарагда до Победы
Система координат экзистенциальной ориентации России
13.05.2025
Конструкт национально-патриотической идеологии России
Уваровская идеология как базис новой системы ценностей и инструмент стратегического мышления
08.05.2025
Все статьи Евгений Александрович Вертлиб
Традиционные духовно-нравственные ценности России
Мировой сионизм показывает свой звериный оскал
Необходимо официально и громогласно осудить человеконенавистническую идеологию
19.06.2025
«Россия там, где русские живут»: навязанный
кризис идентичности затянулся – время вернуть своё
19.06.2025
Русский миллиард, или Почему в Россию
можно только верить
19.06.2025
Все статьи темы
Русская цивилизация и Запад
Европейский опыт борьбы с «мыслепреступлениями»
После 1991 г. получившие независимость республики стали использовать в качестве основной националистическую идеологию, практикуя преследование и дискриминацию этнических меньшинств
19.06.2025
Встреча с представителями мировых
информационных агентств
19.06.2025
Мобилизация или крах? О «пенной»
экономике, провале нацпроектов и цене победы....
19.06.2025
Русский путь против западного
Впечатления о семинаре Аркадия Малера
19.06.2025
«Народ, который стесняется своей религии, пуст»
Никита Михалков выступил в Государственной Думе
18.06.2025
Все статьи темы
Русская цивилизация
Годеновский миротворный круг
Мистика русской истории укоренена в вечности
18.06.2025
Схиигумен Гавриил и генерал Алаудинов
Задачу быть «ловцами человеков» никто не отменял
18.06.2025
«Язык – это достояние народа, его гордость, его сила»
Госдума приняла законопроект о защите русского языка
17.06.2025
Пасссионарии Европы на Западе и Востоке. XVI век
Как бы ни относиться к ним, эти люди сыграли свою огромную роль в мировой истории, оставшись навсегда в ее анналах
17.06.2025
Похоже, «крестопаду» положен конец
Ещё бы найти и разобраться с организаторами этого механизма по разрушению страны
16.06.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Споры о Революции – это споры о будущем России
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.06.2025 12:59
Мировой сионизм показывает свой звериный оскал
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.06.2025 12:06
Провокация разыграна словно по нотам
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.06.2025 11:17
Годеновский миротворный круг
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.06.2025 11:14
«Хорошие новости» для «овощебазы с триколором»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.06.2025 11:08
Фестиваль в контакте с демонами и молчание патриотов
Новый комментарий от РОНОЛ
19.06.2025 11:02