На днях из печати вышла новая книга известного учёного архиерея Русской Православной Церкви, академика РАЕН, профессора богословия, кандидата медицинских наук, митрополита Петрозаводского и Карельского Константина (Горянова) «Библейские архетипы войн» (Санкт-Петербург: Родная Ладога, 2025. — 472 с.: ил.).
В аннотации книги говорится: «Каждая книга митрополита Константина (Горянова) является событием в литературном и научном российских сообществах. Новая его книга, посвященная 80-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, раскрывает связь ее причин с библейскими архетипами. В книге показаны непрерывность мировой истории, непреходящее значение ветхозаветных и евангельских смыслов и сюжетов, позволяющих понять трагические события бытия.
Это шестая книга в библиографии профессора богословия, историка, кандидата медицинских наук, действительного члена Российской академии естественных наук, члена Союза писателей России. Словом правды митрополит Константин борется за душу человека в постонтологический век, когда избывается само понятие духа, когда христианство вновь возводится на крест. Книга является компетентным ответом на важные, безотлагательные вопросы нашего времени. Она состоит из глав, содержащих рассмотрение современных духовных, политических, социальных проблем посредством архетипов, уходящих корнями в библейские времена. Пафос убеждения, своеобразная спиралеподобная композиция книги свидетельствуют о желании автора приблизить читателя к правдивой библейской истории, к реальности божественного мира Книги Книг. Богослов не обходит стороной трудные и малоизвестные сюжеты Библии, поныне актуальные, особенно в связи с осмыслением причин, сути и последствий Великой Отечественной войны.
Книга будет интересна и познавательна для читателей разных возрастов, профессий, но потребует интеллектуальной сосредоточенности и непредвзятого отношения к Библии.
По благословению Владыки редакция «Русской народной линии» предлагает вниманию читателя «Предисловие» к книге, написанное доктором исторических наук, кандидатом богословия, профессором Санкт-Петербургского государственного университета Игорем Вадимовичем Базиленко.
Понятие духовности в мире на протяжении предыдущего века подверглось глубокой эрозии. Процесс, кажется, достиг необратимого состояния, особенно в пространстве культуры, философии, психологии. Спасительным ответом на запрос современности о возможной реставрации духовного мировоззрения человека остается богословие, и сегодня в России оно становится онтологическим базисом, на котором формируется «начало дальнейшего». Это понятие принадлежит христианскому богослову святителю Григорию Нисскому (335 – ок. 395). Выдающийся мыслитель говорил: «Актуальная бесконечность Божественного бытия определяет динамическую бесконечность человеческого пути и подвига, в котором всегда есть начало дальнейшего — даже за пределами земной жизни и самого времени» (цит. по: Флоровский Г., протоиерей. Восточные Отцы IV века. 2-е изд. Париж: YMCA-PRESS, 1990. С. 129–130).
В книге «Библейские архетипы войн» известного богослова, писателя, ученого — митрополита Константина (Горянова), пронизанной оптимизмом веры в христианскую победу и посвященной современным проблемам человечества, целесообразность ведущего к Богу пути доказывается на основе богословско-философской теории архетипов. Она разработана выдающимися мыслителями: священником Павлом Флоренским (1882–1937), швейцарским философом и психотерапевтом Карлом Юнгом (1875–1961) и православным русским философом Алексеем Лосевым (1893–1988). С учетом фактов библейской истории в современном контексте в книге рассматриваются событий новейшей истории. Используя некоторые общие положения теории архетипов Юнга, автор в целом критично подходит к его философии.
В качестве современного контекста митрополит Константин (Горянов) выбрал войны минувшего и нынешнего веков, за основу взял духовные смыслы Великой Отечественной войны и Великой Русской Победы.
Размышления о жизни и смерти в условиях новейших мировоззренческих и технологических вызовов и военного противостояния, актуальность исторического понимания жертвоприношения и самопожертвования, антагонизм власти Помазанника Божия и претендующих на нее приверженцев Золотого тельца, современное преступное возделывание сорняков «Вавилонского дела» и психологическая трансформация отпрысков Сильного зверолова, безнаказанное покушение зла на детские души, взаимосвязь религиозного сознания и культурологической ответственности человека — лишь малая часть вопросов, затронутых в книге. Она необходима именно сегодня, когда одержимые ненавистью ко Христу выступают против Бога и Его творения — человека (теория «золотого миллиарда», трансгуманизм и пр.).
Убежденная надежда на всемирную христианскую победу пронизывает все, даже самые зловещие сюжеты повествования. Эта убежденность возникает не только в результате искренней веры автора книги в силу Господа, в законы Божественного бытия, но и вследствие доказанной тысячелетиями правдивости Книги Книг — Библии. Настоящая книга важна тем, что в ней на реальных примерах раскрывается взаимосвязь греховности, нравственного разложения народа и, как следствие, гибели государства.
В России мы научены горьким опытом «апокалипсисов революций» и переворотов, когда духовная инфантильность интеллигенции, легкомысленность ее «богоискательства» были результатом более серьезных, вековых процессов и ошибок предшествующих поколений, приведших к смертоносному идеологическому разделению русского общества. Это максимально проявилось в то время, когда Россия вступила в Первую мировую войну. Помимо смуты, которую сеяли внутри Российской империи германские и австро-венгерские спецслужбы, используя для этих целей антигосударственные подрывные элементы любого толка — от уголовников-налетчиков до революционеров-радикалов и террористов, генеральные штабы Германии и Австро-Венгрии рассчитывали нанести поражение русской армии на поле боя и вывести Россию из войны.
Тогда, когда был виден явный враг, надо было бы русской «лучшей и умнейшей» интеллигенции поддержать свой народ. Но вместо этого «умнейшие», какими они себя считали, в разгар войны ставят вопрос о реформе Церкви, о ненужности монархии, понимая, что этим ослабляются все государственные институты, приветствуют террор и в конечном итоге провоцируют революцию. Опасное разложение проникло и в среду духовенства, появились «прогрессивные» священники, роптавшие на монашествующих и на иерархию (впоследствии именно такие «прогрессисты» составили ядро «обновленчества»). Таким образом «черви осуждения» подтачивали и столп государственности, и столп духовности — и вскоре великая держава обрушилась в безумный и кровавый хаос жесточайшей Гражданской войны. Впоследствии, во время эмиграции, многие представители интеллигенции поплатились за это, но еще бо́льше прозрело. Горький опыт способствовал тому, что именно в эмиграции расцвели русская православная художественная литература и религиозная философия. В самой России была принесена огромная искупительная народная жертва на фронтах Великой Отечественной войны.
Современная интеллигенция еще более легкомысленна, как явствует из размышлений автора, развращена до гибельного предела, за которым следует предательство государственных интересов. Безбожность, граничащая с сатанизмом, части современного западного и российского общества, потрясает и озадачивает. Для того, чтобы разобраться в причинах происходящего, следует, не пугаясь ни духовных вершин, ни адских бездн, поразмышлять о корнях проблемы и психологии носителей богоборческих настроений. Здесь, по мнению владыки Константина, наш верный путеводитель — Библия, содержащая многочисленные и поныне актуальные архетипы поведения.
Обращение к сюжетам библейской истории, обильное использование цитат Священного Писания способствует пониманию их исторической достоверности и реальности метафизической концепции, что помогает лучше проникнуть в вечный мир Библии. Это условие понимания святости веры — на основании исторического знания и богословского обоснования истины. Как говорил А.Ф. Лосев, вера и знание «не только не разъединимы, но даже и не различимы» (Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М., 2001. С. 134.). Богословие — это сфера словесного воплощения глубокого религиозного опыта, присущего автору — иерарху Русской Православной Церкви, митрополиту Константину (Горянову). Сама жизнь живописна и красноречива, и ее перипетии являются ступенями, ведущими во храм Божий. Без этого пути, на котором нужны не только вера, но и знания, невозможно спастись ни человечеству, ни нашей планете. Еще одна важная цель данной книги — заинтересовать читателя само́й Библией. Вследствие этого автор не только подробно освещает заявленные темы, но и обильно цитирует библейский текст. Читатели, впервые прочитавшие эти отрывки, должным образом смогут оценить могучую выразительность библейского слова, его своеобразную поэтику, актуальность древних сюжетов и захотят самостоятельно познакомится с Ветхим и Новым Заветами.
Заметная особенность книги — ее спиралевидная архитектоника, выражающаяся в повторениях, в возвращении к ранее изложенным фактам и сюжетам на более высоком уровне их осмысления или под другим ракурсом и в ином непривычном контексте. Этот известный в литературе прием способствует запоминаемости и определяется желанием автора приблизить читателя к правдивой библейской истории, убедить в реальности Божественного мира Библии. Сознательно использовано расширенное цитирование библейских текстов, для того чтобы убедительно показать истинность постулируемого положения. Автор является явным противником того, чтобы краткие библейские цитаты произвольно вырывались из контекста, что способно привести к вариативности или искажению смысла, недопустимых в данном объективном повествовании.
Новая книга митрополита Константина (Горянова) является источником уникальных и необходимых для современного человека знаний, особенно в наше конфронтационное время. Знаменательный юбилей — 80-летие Победы в Великой Отечественной войне — мы отмечаем, находясь в новой войне, отражая новые атаки руководства современной Европы, которое поставило своей приоритетной целью нанесение стратегического поражения России. Книга «Библейские архетипы войн» митрополита Константина (Горянова) со свойственными автору широтой мышления, видением стратегических замыслов противоборствующих сторон, доказательностью оригинальных суждений и сопоставлений направлена на выявление духовно-нравственных основ воинского служения и защиты православного Отечества и создана во имя торжества христианской Победы.