Манифест русской экзистенции: от Измарагда до Победы

Система координат экзистенциальной ориентации России

Традиционные духовно-нравственные ценности России  Освободительный поход Русской армии на Украину 
0
159
Время на чтение 8 минут
Фото: Из личного архива автора

Сегодня, когда мир сошёл с ума – то под вывеской «глобализации», то под грохотом очередного цифрового обновления, – Россия стоит перед вопросом: кто мы, и зачем мы? На этот вопрос нельзя ответить реформами, указами или очередной «нацидеей». Ответ лежит глубже – в самой структуре русской души, в её переживании бытия, в том, что можно назвать русской духовной экзистенцией. И если мы хотим понять, куда идти, надо сначала вспомнить, откуда пришли. Не по учебнику истории, а по внутренней памяти – по образу Измарагда, по летописям, по старым книгам, в которых Россия не объясняется, а раскрывается. Именно туда и отправимся – вглубь, в суть, в сердцевину бытия.

В России «всё не как у людей» Европы, не как у китайцев с их мягкой силой тигриной вкрадчивости, не как у америкосов с их жевательной резинкой и качанием «прав человека». Россия – инакова. Здесь для выживания выстаивают. Веруя, находят своё главное русской духовной экзистенции – внутреннее бытие, которое нигде, кроме как в глубине русской души, не разыгрывается с такой неистовой мощью. Если смотреть в суть, Измагард – не миф, а архетип. Архетип той реальности, которая больше реальна, чем наш обшарпанный подъезд или телек с ток-шоу. Это образ идеального духовного центра, Града внутренней России. Того, к чему стремится русская душа не по принуждению, а по внутренней тяге – как к свету тянется росток в промёрзлой почве.

Измарагд – не утопия. Это отражение внутреннего опыта народа, сквозь века передаваемого летописцами, старцами, юродивыми, «неучёными мудрецами» и деревенскими мыслителями, которых так презирали столичные марксисты с дипломами. Это образ не просто России, а России в её сакральной полноте – соединённой с Небом и опирающейся на землю не как на платформу для рывка к западной мечте, а как на родную твердь, освящённую слезами, потом и кровью предков.

И Летописи о том же. Это хроника духовного бытия, сквозь текст пульс истории. Там нет сухой хроники – там борьба добра со злом. Там Ярослав Мудрый и митрополит Иларион – это не только политики, но экзистенциальные фигуры: символы пути – от хаоса к смыслу, от смерти к воскресению.

Посмотрите, как наши предки писали: не о «глобальных трендах» и «показателях роста», а о грехе, покаянии, милости Божией и судьбе народа. Это не было «религиозной наивностью». Это – ясное понимание: истории как духовного процесса. Победы и поражения, смена князей, набеги и междоусобицы – всё это внешняя мишура, если за ней не стоит нечто гораздо более важное: борьба за душу народа.

Вот почему в русской летописи всегда звучит зов к внутреннему трезвению. Сквозит сквозь революцию покаяние. Не прогресс сам по себе – а обретение обновленного смысла. Потому летопись – не просто исторический источник, а метафизическая грамота, где прописано: «Не в силе Бог, а в правде».

И книжные источники в этом контексте: не академия, а духовный нерв. Русская книжность – от «Слова о законе и благодати» до Аввакума, от «Домостроя» до «Откровенных рассказов странника» – это не библиография, а система координат экзистенциальной ориентации. Наши книги не учат жить «успешно» – они учат жить по совести, в страхе Божием, в предчувствии Вечности.

Аввакум, скажем, это не просто раскольник – это экзистенциальный ядерный реактор, человек, который сжигал сам себя, чтобы светило другим. Горьковский Данко – впереди, с пылающим для людей сердцем. Огненная русско-ментальная искренность бескомпромиссна. Вот это и есть суть русской духовности: либо – либо. Либо в огонь за истину, либо в болото комфорта.

Или возьмите того же Феофана Затворника. Кто это? «Отшельник»? Нет. Это духовный инженер, который в своей келье проектировал антропологию будущего. Его идеи о «внимании к сердцу», о внутреннем делании – это не анахронизмы, а ответ на метафизическую пустоту потребительского мира, где людей превращают в обслуживающий персонал собственных удовольствий.

Экзистенция – не психология, а бытие перед Богом. Западный мир с его Фуко, Хайдеггерами и Фрейдами может рассуждать об «экзистенции» как о «переживании», «кризисе», «интенции». А в русской традиции всё проще – и глубже. У нас экзистенция – это стояние души перед Богом, без прикрас, без теорий, без «позиций». Это – Крест. Это – боль. Это – подвиг. Это – молитва среди руин. Это – внутренний Измагард, который каждый носит в себе, даже если сам не догадывается.

А потому никакой «русской идеи» не может быть без русской экзистенцииНе будет внутреннего стояния – не будет и внешнего возрождения. Всё, что строится без духа, разваливается. Идеологии, партии, реформы, даже «импортозамещение» – всё это пустое, если внутри человека – пустота.

Духовный фронт XXI века – «в солдатской шинели». Даже Вера, память, язык опалены войной. Идёт ментальная война – за души. Не за потребление человеком, а за его вертикаль. За то, чтобы он снова понял: ты не просто гражданин, не просто налогоплательщик, не просто потребитель сериалов. Ты – Храм, ты – икона, ты – носитель образа Божия, ты – потенция Измарагда.

Вот почему нам нужно не просто «возвращение к традициям», а экзистенциальный разворот к корням. Надо снова летописно мыслить – создавать начертательную карту духовной навигации. Надо снова открывать старые книги – не как памятники, а как живые послания для духоподъёма. Надо снова слушать предков – не как фольклор, а как пророчество.

Потому как вертикаль духа – последняя опора. Когда всё рушится и официоз подозрительно сладкоречив – остаётся главное: вертикаль духа (не путать с «вертикалью власти»). Русская духовная экзистенция – это не теоретический конструкт, а реальность, проверенная веками. Это путь не масс, а личности. Не толпы, а пророка. Не движения, а подвига.

И если мы хотим будущего – не западного, не китайского, не «глобального», а русского, то без этого внутреннего Измарагда – не будет ничего. Потому что только в нём – источник силы. Только из него вырастает подлинная Россия. Не декоративная. Не с телевизора. А настоящая. Богоносная. Горькая. Сильная. Вечная.

Так выглядит феномен русской духовной экзистенции через призму образа Измагарда, летописных нарративов и традиционной книжной культуры. Ключ к пониманию российской цивилизационной самобытности лежит не в геополитике, не в экономике, а в духовной вертикали, восходящей к глубинному архетипу Града внутренней России. Летописи и духовная литература не просто информируют, а формируют – задают координаты внутреннего бытия, без которых невозможна ни подлинная идентичность, ни будущее государства. Не поддаваясь соблазну «примыкания» к чужому (хоть американскому, хоть китайскому), вернуться к исконному русскому переживанию жизни – как стояния перед Богом, как духовного подвига и внутреннего града.

Когда Суворов писал свою «Науку побеждать», он вовсе не изобретал новый военный устав. Он восстанавливал утраченную связь – между телом и духом, между боем и верой, между победой и правдой. Его наука – это не про стратагемы, это про то, что дух – первичен, а плоть – лишь инструмент, и без внутреннего огня никакие штыки не пробьются в бессмертие. Сегодня Россия снова нуждается в этой науке – но не как музейном артефакте, а как живом знании, которое может и должно стать основой новой духовной мобилизации.

Возвращение имени Сталинград – это не просто топонимическая коррекция. Это акт символического вызова. Это восстановление памяти о времени, когда народ, теряя миллионы жизней, не потерял себя. Когда на пределе физического существования он не распался, не отступил, а обратился к глубинной духовной силе, которая и была тем самым Измагардом, проявившимся в истории – не как утопия, а как жгучая реальность.

Сегодня, в условиях СВО, Россия снова стоит в той самой точке – между плотью и духом. И как писал Тютчев, «Не плоть, а дух растлился в наши дни» – и именно это делает врага опаснее, чем его дроны или санкции. Потому что поражение начинается не на поле боя, а в сердце, в момент, когда человек перестаёт верить, что он часть чего-то большего, чем он сам. Если сказочный град Китеж, или Измагард – образ бытийной вертикали, тогда русская экзистенция уже не только тема для философских диспутов, но и сила, способная побеждатьФилософское обоснование науки побеждать.

Русская патриотическая экзистенция – от Измагарда до «Науки побеждать» и Сталинграда – это не абстрактный путь, а доказательство того, что дух в России больше не растляется. Он снова становится источником силы, веры и победы.

Наша экзистенция – это возврат к себе идентично состоятельным – сквозь бурелом навороченного чужебесием и вынужденным странствованием в чужом облике. Крестный путь: молитва – боль – Вера – опора в хаосе. Сталинград – не просто бой. Это момент, когда дух сказал плоти: «Ты можешь умереть. Но я – останусь».

И остался. И победил… «Наука побеждать» – это не о тактике. Это о человеке, который верит, что сила – от правды, победа – от духа, а Бог – с теми, кто не прогнулся, не сдался, не предал. Сегодня снова всё на месте. И снова всё под вопросом. Нам говорят – примите правила. Мы отвечаем – мы напишем свои. Нам говорят – откажитесь от прошлого. Мы отвечаем – на нём стоит наше будущее.

Нам говорят – выбирайте комфорт. Мы выбираем смысл.

Потому что русская экзистенция – это не культурная специфика. Это форма сопротивления. Форма соборности. Форма свободы. Внутренней, вечной, непобедимой.

Евгений Александрович Вертлиб / Dr. Eugene A. Vertlieb, писатель, журналист, академик РАЕН, Париж

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евгений Александрович Вертлиб
Русский стратегический ответ на 50-дневный ультиматум Трампа
В помощь аналитическому отделу Совбеза и Совету Федерации
16.07.2025
Россия между «похабным миром» и «русским освободительным маршем»
Размышления накануне анонсированного заявления Трампа по Украине
14.07.2025
Кто же Прилепин?
Послесловие к панегирику
09.07.2025
Символ писателя-воина!
С полвеком, Захар Прилепин
07.07.2025
Антироссийские стратегии Запада и антидот к ним
Вашингтону предстоит готовиться к затяжным конфликтам
04.07.2025
Все статьи Евгений Александрович Вертлиб
Традиционные духовно-нравственные ценности России
Все статьи темы
Освободительный поход Русской армии на Украину
Каким образом Китай не даст России проиграть,
если он до сих пор поставляет ВСУ комплектующие для дронов?
21.07.2025
«Вот вам и "резкий разворот в отношении Украины"»
Западные аналитики все больше напоминают детей малых с их резкой сменой эмоций и киданием из крайности в крайность
21.07.2025
Вот куда плывет шайка карибского моря
Европейцев толкают воевать с Россией
21.07.2025
В мире растут антиукраинские настроения
Об изменении вектора международной повестки
18.07.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Коммунизм и революция – вовсе не слова-синонимы
Новый комментарий от Апографъ
21.07.2025 14:49
Проект «Мумия» потерпел фиаско
Новый комментарий от Советский недобиток
21.07.2025 14:33
Диверсии против Русской истории
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.07.2025 14:03
Брак под ударом из засады
Новый комментарий от Константин В.
21.07.2025 14:01
Где искать заказчиков фильма «Мумия»?
Новый комментарий от Ленчик
21.07.2025 14:00