«Оно сердцем-то больной…»

«Россия сильна вдовами и сиротами»

Традиционные духовно-нравственные ценности России  Великая Отечественная война (1941-1945)  Русская цивилизация 
0
84
Время на чтение 5 минут
Фото: предоставлено автором

Вот и отпраздновала наша Великая страна 80-летие Победы над фашисткой Германией. О многом вспомнили, о многом со слезами на глазах говорили. Вспоминали своих дедов и отцов, участников Великой Битвы за Россию. И перебирали домашние фотографии и документы, которыми мы обрастаем и даже не понимаем подчас их ценность Они не о нас. Они о них. Которые уже ушли.

Так мне попался в руки сдвоенный листок из тетради моих студенческих лет. С небольшой записью, которую я сделала еще студенткой второго курса на диалектологической практике в одной из станиц Кубани. Кажется, Старощербиновская. Это были 70-е годы прошлого столетия. Мы изучали диалект в этой старинной казачьей станице. Станицы были разные: где «говорили» и где «балакали». В нашей станице «балакали». По двое-трое человек по темам. Одни занимались обычаями. Другие народной медициной. Им надо было найти названия и описания растений, рецептов народной медицины. А для этого, надо было выискать тех бабулек, которые занимались целительством. Но их народ прятал.

У меня с моей подругой Татьяной была тема, которую мы выбрали сами. Нам же очень хотелось впервые жизни сесть верхом на лошадь, поэтому нас преподаватели отправили заниматься темой «Животноводство и коневодство». С конями было в совхозе плохо. Одна лошадь была на молочной ферме. Жеребая, должна была вот-вот ожеренебиться. Мы ходили к первой дойке коров к пяти утра. Пристраивались к коровам. Записывали все, что можно, и клички коров, и как балакають доярки и с нами, и с коровами. Нас поили молоком. Громко доярки смеялись, когда мы хотели пристроиться к коровам, которые категорически не давали нам ни капли молока, как бы мы их не уговаривали. Только переступали с ноги на ногу, глаза наливались кровью, раздутые вымя были наполнены молоком, но нам с Татьяной они не давали ни капли. Доярки с хохотом нас отгоняли от коров. Они боялись, что их Зорьки, Маньки, Красуни упадут на колени, но молока в чужие руки не дадут. Так они и не дали. Хвосты мы им крутили, вымя вытирали, сахар они наш ели, но ни капли.

Мы с утра до вечерней дойки сидели на ферме, переписывали их клички, балакание доярок, а потом уже в сумерках возвращались в школу станицы. Бедовым дояркам-казачкам нас с Татьяной стало жалко. Ни коровы нас к себе не подпускают, ни жеребца никакого нет. Доярки уговорили конюха – хозяина жеребой кобылы, чтобы он нас к ней допустил, ну чтобы хотя бы сели на нее. Он, дымя своим самосадом, посмотрел на нас. Потом сказал, что кобыле еще не срок, а что мы такие дюже заморышевые курчата, что его кобыла вынесет нас и по кругу вокруг фермы.

Так оно и получилось. Хоть кобыла и косилась на нас красным глазом, фыркала, но дядька под узцы ее взял и под смех доярок обошел с каждой из нас ферму. И наша мечта исполнилась. Господи! Это было такое счастье! Мы схватили банки с молоком и помчались в станичную школу. В ней всех нас студентов поселили, поставив в спортивном зале раскладушки. Мы несли с подругой по трехлитровой банке молока, которыми одаривали нас доярки.

Невдалеке возле школы стояли хлопцы, они покуривали, щелкали семечками, и задавали нам вопросы типа: «Дивчата, а с вами поговорить или побалакать можно? А мы можем и так, и сяк… А чего вы тут все делаете, никак не поразумеем… Чего вы всех выпытываете и расспрашиваете…Может и нас спросите чего, мы скажем…». И мы на полном серьезе начинали говорить, что мы студенты, что у нас диалектологическая практика и что мы изучаем диалекты… Услышав нашу премудрость, хлопцы чесали затылок, вздыхали и со вздохом говорили серьезно и с достоинством: «А понимаем: диалектика». Слово диалектология была как марксизм-ленинизм… И до дверей школы несли наши банки с молоком…

В столовой юные диалектологи и диалектологини выпивали молоко и делились, что и как и у кого проходило. Сложнее всех приходилось тем, кто занимался народной медициной. В станице не было врача. Бабули и тётки с детьми о бабках – целительницах и ворожеях – ничего не говорили, зная, что это преследовалось. Тогда наши студенты начали ловить пацанов и спрашивать, к кому их водят мамки, когда кто-то заболеет… Ну и ребята за одну жвачку рассказывали всё и отводили к бабулечке-знахарке. Пацанов бабки и мамки начали распекать, что они отводили наших хитрых студентов к этим заветным представителям народной медицины. Взывали их к совести, говоря, сколько они людей спасли, эти знахарки.

Так и мы с Татьяной оказались у одной из них. Теперь нам хотелось увидеть настоящую знахарку. Это была невысокая, статная, как нам тогда казалась, древняя бабуля. В белой вышиванке и темной юбке и белой хустке, завязанной на голове как у гоголевской Явдохи. Она знала, что мы студенты и по станичному телефону знала, что мы пришли неспроста. Видя нас, она начала накрывать на стол, кормить-поить. И ничего не рассказывала нам. Только хлопотала, чтобы нас накормить. А потом, глядя, что мы все за столом как с голодного края, съедали начала говорить. Она была маленькая, аккуратненькая. И вот что она нам сказала.

«Оно сердцем-то больной. В хате никого нету. Ночу иной раз спохватышься… А один раз как жарину хто на сердце положил. Рядом с собою ставлю ковшик с водой. Лежишь и рукой повести не можешь, а как угадаешь, то пьешь, аж затрусишься. Я задумалась, какие сыны были. Думала, счастливая буду. Да как вспомню, как последний раз младшего провожала. Стоит он, поезд бежить, а Андрюшенька аж синий стоит, и сльозы в очах у иво… Так больше и не побачила…

Я его с госпиталя привезла домой. Думаю: подлечу маленько. Да и погляжу на своё дитя. Он в Краснодаре лежал обмороженный. А госпиталь разбомбили. Сынок-то на первом этаже был, так живой остался. А кто на другом был… Тижило раненый лежал там. А на мясокомбинате всех в мясо превратили – до земли две бомбы попали. Думала. Може он там. Иду, земля трусится – от госпиталя как после дождя у яму кров бегить. Никого боле не осталося. На перешейке бой ишел, такой бой ишел…

Второй сын-то и Севастополь, все города прошел, а под Берлином погиб. Двое их шло в разведку. Трое их осталось. Патрин, Мирошниченко и еще кто-то. Это от их полка осталось из 200 человек после того дня. И не один раз их полк пополнялся. Надо было им проход найти. Все поля заминированные. У него в полку пожалел всех. У тебя дети, и у тебя. У меня одна только мама. Сам с Володей пошел. Страсти. Вертались они уже. Подстрелили его. Володя его тащить. Мой приказал бросить. Время, говорит, нету. Оставь меня тут под деревом. Може живым остануся. Маме скажешь так и так… Его танками размяли, проход дюже узкий был. Дружок – то его искал коло того дерева. Дерева не осталося, вывернули танки. От. Сама свой век коротаю. Стара стала. Суседы помогуть. Днем забудешься работою. А ночу горить сердце…»

Мы с Татьяной почти уткнулись носами в глиняные миски, наполненные хозяйкой летней свежей снедью и нашими слезами. Встали, пошмыгали носом. Вышли из хаты, не оглядываясь, пошли. Отойдя, оглянулись. Она стояла, опираясь на перекладину забора в белой-белой хустке на голове.

Сколько лет прошло. Все проходит, да не все забывается. Не могу забыть слова и другой вдовы. Простой крестьянки из села Стружня Тверской области, оставшейся с малой дочкой в Москве 1941 года. Ее муж-солдат погиб под Смоленском. Мне оставила его похоронку – рядового Василия Егорова. Она никогда не выходила 9 Мая на улицу. И просила в этот день к ней не приходить. Пережила свою дочку, говоря, что не докормила ее в годы детства во время войны и после. Она говорила: «Россия сильна вдовами и сиротами».

Их обеих: и кубанскую, и стружненскую – звали Нюрами, Аннами. Помяните их, русских вдов. И нынешних. Они крепче дамасской стали.

Виктория Александровна Медунина, член Правления фонда «Духовное наследие Апостола Павла», член Союза журналистов Москвы

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктория Медунина
Символ нашей победы
Епископ Луховицкий Евфимий передал икону «Держава» Военно-учебному центру МЭИ
10.05.2024
Божие чудо
Обретены мощи преподобного Макария Алтайского (Глухарёва)
06.03.2024
Рождественские подарки из России сирийским детям
«Фонд апостола Павла» реализует очередную программу «Православное Рождество в Сирии»
23.12.2023
Герои России
Российские пилоты Фёдор Конюхов и Игорь Потапкин установили мировой рекорд высоты для экипажа паралёта-двойки
20.09.2023
Над нами Пастырь бдит…
Светлой памяти новопреставленного о.Максима Обухова
26.04.2023
Все статьи Виктория Медунина
Традиционные духовно-нравственные ценности России
«Семейные традиции в цифровую эпоху»
Представители Санкт-Петербургской епархии приняли участие в круглом столе по семейным ценностям
21.05.2025
Крест и щит русской экзистенции: дух победы и архетипы русской души
Онароднивание Конституции притормозил Клишас
21.05.2025
«Россия не оставит православных людей Украины в беде»
Предстоятель Русской Церкви принял участие в Пасхальном приёме в МИД РФ
21.05.2025
Богоизбранный народ, Русский народ, Имперский народ
Как соотносятся эти понятия?
21.05.2025
Все статьи темы
Великая Отечественная война (1941-1945)
Все статьи темы
Русская цивилизация
Как «устраняли» Сталина и «излишнее русофильство»...
Пересмотр культурной политики периода «культа личности» охватил практически все сферы советского искусства
21.05.2025
Соборность и «Симфония властей»
Доклад на конференции «Соборность. Державность. Самоуправление» 27 апреля в Суздале
19.05.2025
Библейские архетипы войн
Вышла в свет новая книга митрополита Петрозаводского и Карельского Константина (Горянова)
19.05.2025
У Победы родное лицо
ХIХ Международный фестиваль славянской духовной поэзии и музыки «Колокольный звон пасхальный» – 2025
19.05.2025
Появится ли в России, наконец, топонимическая политика?
В Русской Арктике один архипелаг носит имя чужого императора, врага России, другому никак не вернут имя русского царя
19.05.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
России нужно вернуть настоящего Сталина
Новый комментарий от Александр Волков
21.05.2025 13:13
«Великолепный» тон и дух беседы
Новый комментарий от Игорь Ал
21.05.2025 13:10
Мединский и журавли
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.05.2025 13:01
Прости нас, Государь, за измену, трусость и обман!
Новый комментарий от Владимир С.М.
21.05.2025 12:25
«Это трагическая история»
Новый комментарий от Владимир С.М.
21.05.2025 11:35