Еще раз об Основах белорусской идеологии

Ответ Алексею Дзерманту

Новости Белоруссии  Русская цивилизация 
1 Игорь Ал 
291
Время на чтение 4 минуты
Фото: коллаж РНЛ

Известный белорусский политолог левого направления Алексей Дзермант откликнулся на мой критический разбор «Основ идеологии белорусской государственности». Сразу хочу отметить, что критика со стороны коллеги весьма корректная, что заслуживает уважения, в наше критиканское время такое бывает нечасто.

А вот с содержанием его критики я совсем не согласен.

1. Алексею не нравится мое понятие «иерархической многоконфессиональности», тогда как белорусский идеологический документ использует понятие мноконфессиональность, на мой взгляд, в механистическом виде. И мой критик пишет: «Белорусское общество и государство – эгалитарны, мы не выделяли и не будем выделять ни одну конфессию и национальность. Строить “иерархии” и ставить кого-то во главе. Мы наследуем советскую традицию равенства».

Но ведь такой эгалитаризм как раз и был самым слабым местом советского общества. На деле в позднем СССР существовало не равенство, а уравниловка, чего, кстати, не было еще в сталинское время. В итоге дипломированные инженеры, которые заводили семьи, шли трудиться простыми рабочими, чтобы получать зарплату повыше. Поэтому интеллигенция шла на всякие хитрости, чтобы устроиться на вторую работу, поскольку зарплаты были низкими. Я прекрасно помню, как после университета, став ассистентом кафедры философии и научного коммунизма я, используя вторую («липовую») трудовую (был такой преступный момент в моей биографии), устроился работать уборщиком в бане, где меня знали по работе в студенческие годы, и прятался от возможных встреч со студентами или коллегами по институту.

На мой взгляд, уравниловка под бравурными лозунгами равенства стала одной из причин крушения советского общества. Такая же судьба может постигнуть и белорусское общество, если теоретические ошибки закладываются в его идеологическом документе. Равенство – идея хорошая, но оно должно быть конкретным, а не абстрактным, не уравниванием неравного по природе.

2. Основы белорусской идеологии провозглашают «цементирующей основой современного белорусского общества» память о Великой Отечественной войне, в связи с чем я поставил вопрос о духовных истоках подвига. На это А.Дзермант мне ответил: «Духовные истоки подвига мы видим в идеологии советского коммунизма: основанного на принципах социальной и национальной справедливости, равенства и дружбы народов».

В этой связи возникает законный вопрос. Если советского коммунизма было достаточно, чтобы объединить народ и поднять его на защиту Родины, с чего это вдруг И.В. Сталин заговорил церковными терминами «братья и сестры»? Если хватало коммунистов-героев, с чего это вдруг Сталин вспомнил святых Александра Невского и Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, еще недавно «царских сатрапов» Суворова и Кутузова, Ушакова и Нахимова? Значит, советский вождь понимал вековые духовные корни патриотизма. А вот в белорусском документе почему-то не вспомнили о преподобной Евфросинии Полоцкой, о святителе Георгии (Конисском), митрополите Иосифе (Семашко), разгромившем унию и избавившем Беларусь от судьбы соседней Украины, о легендарном фельдмаршале Паскевиче, о Михаиле Кояловиче, наконец. Поэтому и «провисает» тут белорусская идеология.

3. Я обратил внимание на то, что в идеологическом документе отсутствует понятие триединого русского народа, включающего в себя великороссов, белорусов и малороссов. В нем речь идёт о белорусской нации, которая является частью единой восточнославянской цивилизации. И, на мой взгляд, «перенос народного единства в сферу цивилизационного единства таит в себе серьёзные методологические и терминологические проблемы».

На это Дзермант мне ответил: «Концепция триединого народа – не догма, а всего лишь одна из научных теорий, которая может корректироваться. На мой взгляд, белорусское понимание ближе всего к тому, что формулировал сталинский историк Державин». И привёл длинную цитату из Николая Севастьяновича Державина (видимо, из книги «Происхождение русского народа: великорусского, украинского, белорусского»).

Только эта цитата как раз подтверждает мою правоту! Хотя Державин и считал, что великороссы, малороссы и белорусы стали в советское время отдельными нациями, но вместе с этим утверждал, что они составляют «все вместе в своем единстве – русский народ как мощное племенное целое». А вот этого в белорусском идеологическом документе и не прослеживается.

4. Ну и я рад, конечно, что Алексей Дзермант согласен со мной в том, что понятие «восточнославянская цивилизация», которой оперирует белорусский идеологический документ не пригодно для целей интеграции и предлагает «более корректный термин – русско-евразийская цивилизация». С такой формулировкой я, конечно, согласен, только хочу заметить, что тут проблема не только терминологическая, а смысловая, вытекающая из предыдущего – понимания существа русского народа.

Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. С уважением!

Здравствуйте, Анатолий Дмитриевич! Знаю, что вопросы идеологии это ваш любимый конек - горбунок.

Тем не менее, данный мой комментарий будет совсем не по теме. Но по вопросу, который, уверен, будет весьма интересен широкому кругу ваших читателей. А именно - о пророчествах святых о восстановлении монархической формы правления в России.

Ибо вопрос сей совсем не прост. Главное условие появления нового Государя, о котором говорили все святые старцы и пророки это покаяние нашего многонационального народа России, в том числе за тяжкий и смертный грех убийства августейшей семьи Романовых.

Вместе с тем, существуют предсказания с конкретными сроками изменения политического строя в России и воцарения грядущего монарха. 2028 год. Про данную дату вещали тайнозритель монах Авель и блаженная Паша Саровская.

Это означает одно - в этот трехгодичный промежуток времени должно произойти в нашей стране явное чудо Божие. Которому мы все будем свидетелями. И в чем лично для меня нет ни малейшего сомнения..

В связи с вышеизложенным, убедительно прошу вас, Анатолий Дмитриевич, посвятить одну из своих очередных передовиц данному вопросу. Потому как в ваших трудах, вы весьма грамотно и умело излагаете все существующие точки зрения на предметы .и явления. Даже если они противоречат вашим убеждениям. Что похвально. Особенно для человека, который является членом союза писателей России.

Заранее вам благодарен.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
Борьба за мир на Украине
Сегодня существует как минимум четыре плана урегулирования
05.12.2025
Единство народов России и цивилизационная идентичность
О нерешённых теоретико-идеологических проблемах
03.12.2025
Суворов и календарный вопрос
Выступление на конференции Всенародного суворовского движения за прославление великого полководца
02.12.2025
Доживёт ли папа Римский Лев XIV до 2033 года?
Мерную поступь экуменизма может прервать Господь Бог
01.12.2025
Первый русский идеологический форум. Что это было?
«Новые монархисты» и проблемы русской идеологии
28.11.2025
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Новости Белоруссии
«Мы должны хранить Морское наследие наших народов»
В Витебске установлен памятный знак в честь Западно-Двинской флотилии
24.11.2025
Лукашенко заботится о благосостоянии белорусов…
Вот с кого надо брать пример российской власти
19.11.2025
Клуб русской цивилизации имени Достоевского
Обзор выступлений участников первого заседания Клуба
17.11.2025
Достоевский как символ Союзного государства
В Москве состоялось учредительное собрание Клуба русской цивилизации имени Ф.М.Достоевского
13.11.2025
Все статьи темы
Русская цивилизация
«Святой Александр Невский учит нас стоянию в вере»
Проповедь в день памяти святого благоверного Великого Князя Александра Невского
06.12.2025
Александр Ярославич не проиграл ни одной битвы
В России отмечается День памяти святого благоверного князя Александра Невского
05.12.2025
Историософская лирика Фёдора Тютчева
К дню рождения великого поэта-мыслителя
05.12.2025
Страна ждёт с надеждой нашего возвращения!
Обращение ветерана СВО к братьям по оружию
05.12.2025
Москва выжигает татарский сепаратизм
Тюремное наказание Фаттахову даст положительный импульс для укрепления единства России
05.12.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Философия как шлагбаум на пути к Православию
Новый комментарий от Игорь Бондарев
07.12.2025 19:36
Бодрящий пинок Путина
Новый комментарий от Тимофеев Александр
07.12.2025 19:19
Первый русский идеологический форум. Что это было?
Новый комментарий от Vladislav
07.12.2025 19:02
«Я агрессивный пацифист»
Новый комментарий от учитель
07.12.2025 18:01
Плюс негрификация всей страны
Новый комментарий от Дмитрий В.Ч.
07.12.2025 14:58
Освящение памятника митрополиту Иоанну
Новый комментарий от Владимир Николаев
07.12.2025 13:23
Психическая норма и патология в условиях общеобразовательного класса
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
07.12.2025 13:08