В среду, 9 апреля, опубликована Директива президента республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко №12 «О реализации основ идеологии белорусского государства». Этой директивой утверждён документ под названием «Основы идеологии Белорусского государства».
Это – знаковое событие, мимо которого невозможно пройти. В Белоруссии, в части нашего единого Союзного государства, принят документ, определяющий основы государственной идеологии и разработан перечень мер со стороны государства по внедрению идеологических постулатов в жизнь общества.
Тут стоит, правда, напомнить, что Минск – не первый, несколько лет тому назад был уже утверждён Идеологический документ в Донецкой народной республике, но он утратил силу в 2022 году в силу присоединения ДНР к России.
А вот Кремль, к сожалению, тормозит в идеологическом вопросе. И это очень печально. Увы, до сих пор нашему высшему истеблишменту свойственно экономикоцентричное мышление – в итоге больше внимания уделяется проблемам экономики и финансов, нежели проблемам идеологии.
Поэтому главный плюс принятия Основ идеологии в Белоруссии заключается в том, что Минск подаёт пример Москве, показывает, что настало время серьёзно озаботиться созданием идеологического документа для Российского государства.
Обратимся к содержанию документа, утверждающего идеологию Белорусского государства. Сразу бросается в глаза, что в нём уделено много внимания экономической модели Белорусского государства. Закономерно делается акцент на темах социальной справедливости и коллективизма, которые Белорусское государство унаследовало от Советского Союза и бережно сохранило, несмотря на перипетии лихих 90-х, когда во все щели лезла вульгарно-рыночная идеология.
Заслуга нынешнего президента Александра Григорьевича Лукашенко в том, что Белоруссия поставила преграду рыночному вульгаризму и сохранила те несомненные достижения советского прошлого, которые намерена продолжать отстаивать, как явствует из Основ идеологии. В этом есть глубинная правда, основанная на том, что для русских людей, частью которых являются и белорусы, во все времена социальная справедливость была одной из главных ценностей. Поэтому вполне закономерно, что тема социальной справедливости акцентируется в идеологическом документе Белорусского государства.
Составными компонентами идеологии белорусского государства, согласно утверждённому документу, являются:
культурно-исторический – комплекс устоявшихся убеждений о происхождении народа, формировании и развитии его самосознания от самобытной этнической общности до нации, осознающей свою принадлежность к восточнославянской цивилизации;
политический – система представлений народа об основных этапах формирования белорусской государственности, условиях становления и особенностях институтов государства, гражданского общества, степени их соответствия традициям, современным потребностям и интересам нации, направлениях и путях дальнейшего развития этих институтов, а также о месте белорусского государства на международной арене, его целях, принципах и приоритетах в выстраивании отношений с другими странами;
экономический – система взглядов относительно модели организации экономической жизни страны, предполагающей разумный баланс различных форм собственности и хозяйствования, понимание роли государства в экономических процессах, представление о справедливом распределении национального богатства;
социальный – совокупность идей о солидарности, социальной справедливости, нравственности, патриотизме, обязанностях, правах и свободах человека, балансе интересов различных социальных групп.
Интересен исторический экскурс. В документе указано, что Белорусское государство, хоть и возникло после Октябрьской революции (которая, кстати, не названа «великой и социалистической»), но истоки государственности глубже: «Ядром формирования белорусской государственности стали Полоцкое и Туровское княжества. Также историческими формами белорусской государственности, которые принадлежат и всем иным сопричастным народам, являлись Древнерусское государство, Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское, Речь Посполитая, Российская империя». Постулат о преемственности истории – серьёзный прорыв. Ведь совсем недавно историю Белоруссии предлагали вести либо от Великого княжества Литовского, и пропагандировались «идеи литвинства», как основы самосознания белорусов. Этому противопоставлялся чистый большевизм, когда история начинается в 1917 году, а предшествующие века – это как бы праистория.
В формулировке содержания социального компонента идеологии обращает на себя внимание не только упоминание обязанностей гражданина (чего, к сожалению, нет в наших основополагающих документах), но и нарочитая постановка обязанностей перед правами и свободами человека. Это вполне логично и заслуживает несомненной поддержки.
В разъяснении содержания политического компонента идеологии говорится, что «ключевыми основами, способствующими устойчивости белорусской политической системы, являются народовластие, президентская республика как наиболее оптимальная форма правления, а также сильная государственная власть». И это вполне приемлемо для российской политической системы и может быть принято нами.
Больше всего вопросов и сомнений вызывает культурно-исторический компонент идеологии Белорусского государства.
Например, ни разу в документе не сказано об определяющей роли Православия в формировании белорусской культуры. Православие даже не упомянуто в Основах идеологии Белорусского государства. Справедливо говорится о веротерпимости и многоконфессиональности, но почему-то не выделена главная конфессия Белорусского государства – православная. Сказано о традиционных ценностях, которым следуют белорусы, но источник этих ценностей (культура, основанная на вековом наследии Православия) не указан. Из-за этого сами традиционные ценности провисают.
Понятно стремление властей Белоруссии подчёркивать уважительное отношение ко всем конфессиям, существующим в республике, но подобный механистический подход к вопросу о многоконфессиональности (а он, к сожалению, бытует и в российской политической элите) глубоко порочен. Понятие многоконфессиональности должно быть иерархическим. Есть одна главная, самая большая конфессия, которая исторически создала национальную культуру, которая веками укрепляла дух белорусов, вдохновляла их на борьбу за самобытность, и есть много других равноправных в правовом отношении конфессий. Вот как должна быть сформулирована идея многоконфессиональности! Но этого мы не видим, получается, что авторы документа рубят сук, на котором находятся традиционные ценности и провозглашающее их само Белорусское государство.
Ведь постулирование «цементирующей основой современного белорусского общества» памяти «о всенародном сопротивлении нацизму и героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны» малоубедительно, поскольку возникает закономерно вопрос о духовных истоках подвига. А на него ответа в документе нет.
Но больше всего возражений вызывает национально-цивилизационная теория, на которой основаны Основы идеологии. Бросается в глаза, что белорусы названы отдельной нацией, наряду с русскими и украинцами, осознающей свою принадлежность к восточнославянской цивилизации.
На мой взгляд, это очень серьёзная теоретическая ошибка Белорусского идеологического документа, которая может иметь весьма печальные и даже трагические последствия для нашего общего будущего.
Концепция триединого русского народа, включающего в себя великороссов, белорусов и малороссов, что составляло идеологическую основу нашего русского единства и в Российской Империи, и в Советском Союзе, очевидно, отброшена в современной Белоруссии концептом самостоятельной белорусской нации, которая является частью единой восточнославянской цивилизации. Перенос народного единства в сферу цивилизационного единства таит в себе серьёзные методологические и терминологические проблемы.
Возникает сразу вопросы. А нерусские народы России принадлежат к восточнославянской цивилизации, если она определена как союз русских, украинцев и белорусов? Татары, башкиры, чеченцы, буряты и другие малые народы России входят в состав восточнославянской цивилизации? Входят ли в восточнославянскую цивилизацию казахи, узбеки, грузины, армяне, молдаване?
Если строго следовать терминологии и логике Белорусского идеологического документа, то нет – не входят. А ведь это создаёт серьёзное препятствие для интеграции вокруг союза Москвы и Минска других народов и государств, исторически входивших в ареал Большой России (Российской Империи и Советского Союза), или в современных реалиях будущего Евразийского союза.
Вопросов много…
Тем не менее, формулирование идеологии Белорусского государства – это серьёзный вызов для Москвы. Надеюсь, что Кремль озаботится этой проблемой и займётся составлением Российского государственного идеологического документа, в котором теоретические ошибки белорусского документа будут учтены, и он станет основой интеграционных процессов на пространстве нашей Евразийской цивилизации.
Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России