19 июня 2002 года на IV съезде Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Владимир Путин сказал: «Дело может дойти до того, что российские капиталы просто невозможно будет перевести в отечественные банки». «Дружба дружбой, а табачок — врозь», - образно подытожил Президент.
А чтобы те, кому было адресовано это послание, поняли, что Кремль на самом деле не шутит, Владимир Путин перешёл на непротокольный язык: «Не скажу, что уже завтра заморозят ваши капиталы». А дальше прибёг к игре букв: «Захлебнетесь пыль глотать, бегая по судам, чтобы их разблокировать!»
За двадцать лет, даже преданные Президенту соратники, могли забыть, сказанное им, но 29 марта 2020 года «официальный представитель МИД РФ Мария Захарова рассказала об оболванивании Западом успешных и зажиточных россиян. По её словам, некоторые граждане России не стали поддерживать и развивать свою страну, а уехали вести бизнес за рубеж. Однако в период кризиса и пандемии эти люди оказались не нужны на чужбине, и стремятся теперь вернуться на Родину.
Она рассказала, что российским дипломатам позвонили некие состоятельные соотечественники, дети которых живут в Лондоне. Они заявили, что хотят вернуть детей в Россию, поскольку в Англии начали ужесточать законы против иностранцев. Так, детям "обнулили медицинские страховки" и у Британии нет перед ними "никаких обязательств"».
Владимир Соловьёв не прислушался ни к словам Президента, ни к словам Марии Захаровой, поэтому 5 марта 2022 года в Италии заявили об аресте виллы Соловьева на озере Комо.
26 февраля 2023 года на канале «Россия 1» он высказал своё крайнее недовольство из-за ареста его недвижимости в Италии, заявив, в частности, следующее: «У меня нет вопросов к этим нацистским сволочам. Они нацисты. Сначала они лишают евреев таких, как я, собственности в Италии. Нам, евреям, не привыкать, как европейские нацисты нас лишают собственности».
«Телеведущий решил, что таким образом в ЕС пытаются заткнуть ему рот. Попутно Владимир Соловьёв также высказал своё недовольство санкциями, которые были введены Западом против близких родственников чиновников и бизнесменов: «Они [европейцы] ведут себя в худших традициях того, что они называют сталинскими репрессиями, когда они вводят санкции против жен и детей».
Человеку не хватило двадцати лет, чтобы понять Президента и двух лет, чтобы, прислушавшись к совету официального представителя МИД, чтобы избавиться от своего имущества за рубежом, а виноваты в этом нацисты.
Я бы не вспомнил этой истории, если бы 15 октября 2025 года не услышал по радио тирады в стиле ведущего Соловьёва о потерянном в Италии имуществе.
Мне не жалко имущества Соловьёва, но я заинтересован в том, чтобы он, потеряв своё зарубежное имущество, стал инициатором создания родовых усадеб, чтобы возродить «одноэтажную Россию».
Своя деревенька — хороший показатель реального богатства. Не каждый в состоянии создать свой мир с красивыми домами, хорошими дорогами, парками, скверами и пляжами. Также владельцы деревень могут организовать производство эксклюзивную продукции для себя и своих близких. Масло от коров, пасущихся на полях, не знающих химических удобрений, на бутерброде с купеческой икрой из рыбы, выловленной в собственном пруду, — настоящий показатель богатства, которым можно похвастаться среди себе равных, устраивая осенние балы.
По данным глобального рейтинга миллиардеров Forbes на 2025 год, в список вошли 146 россиян. На вопрос, кто из них возродил родовые усадьбы, ИИ назвал всего три фамилии.
Сергей Леонтьев, владелец московской строительной компании «Мармореал», потомок полководца Александра Суворова. В 2007 году купил у государства фамильные руины в селе Воронино Ярославской области и занялся их восстановлением. Вернул усадьбе исторический облик, открыл музей дворян Леонтьевых, построил гостевые дома, вложив в проект 600 млн рублей.
Сергей Васильев. В 2010-х вложился в восстановление разрушенной усадьбы Степаново-Волосово под Тверью, которую взял в долгосрочную аренду. Усадьбу он превратил в жилой дом, открыв его для посещений.
Сергей Шкрапкин. В 2015 году получил премию «Меценат года» на Международном культурном форуме за то, что приобрёл и поднял из руин усадьбу Скорняково-Архангельское под Липецком.
Возможно, остальные российские миллиардеры потомки крепостных крестьян, и у них нет ностальгии по родовым именьям, но были в России времена, когда даже крепостные получали дворянские титулы. Среди них:
Никита Демидов — крепостной крестьянин, который начал заниматься кузнечным и оружейным делом, стал владельцем завода в Туле и получил заводы на Урале от Петра I. Император заметил талантливого Никиту и с подачи Императора уехал на Урал, где основал металлургический завод.
Семён Бадаев — крепостной, который был выкуплен из крепости государством за его технические таланты. Изобрёл вид инструментальной стали, которую назвали Бадаевской. В 1810 году получил вольную, а через 3 года у изобретателя был чин, который дал ему дворянство.
Андрей Воронихин — крепостной, который стал автором Казанского собора. Был награждён орденом Святых Владимира и Анны, что автоматически даровало дворянство.
В России нужно создать новый класс богатых людей, которые будут хвалиться не майбахами и бриллиантами на заднице, а родовыми усадьбами с парками, озёрами и конюшнями породистых лошадей.
Возможно, тогда и Владимир Соловьёв найдёт место на карте России, чтобы создать себе райский уголок.
Александр Николаевич Уфаев, инженер-геодезист, публицист

