Вчера мне довелось посмотреть первые четыре серии активно рекламируемого телефильма из 16-ти серий одного из мэтров российского кинематографа Андрея Кончаловского «Хроники русской революции». Регалии и профессионализм автора, а также претенциозное название сериала свидетельствуют о том, что фильм будет представлен обществу как важное информационное и идеологическое событие не только российского кинематографа, но и всй современной общественной жизни.
Действительно, фильм выполнен мастерски, профессионально, его приятно смотреть, на роли подобраны хорошие актёры. И если бы фильм не был посвящён началу ХХ века и в нём не были бы представлены реальные исторические лица, то и проблем бы не было – добротный исторический сериал, выгодно отличающийся от заполонивших экран поделок на исторические темы. По крайней мере, первые три серии телефильма у меня совсем не вызвали отторжения.
Светская львица, дочь генерала Ариадна Славина (персонаж вымышленный) ради реализации своих глубинных фобий и страстей бросила мужа и ушла в революцию. Она стала любовницей одновременно террориста и молодого аристократа-музыканта Алексея Тихомирова (вымышленный персонаж), которого втянула в революцию. Аристократ-музыкант Тихомиров – восторженный типаж русского интеллигента, характерный для начала ХХ века, готовый ради своей возлюбленной идти в революцию и даже убивать. И вместе с тем – талантливый, изысканный музыкант. Это всё характерные типажи для нравственно разболтанного и психологически взвинченного русского общества начала ХХ века. Кстати, все эти персонажи помогают понять, в каком состоянии находилось русское образованное общество того времени и какие трудности испытывал Император Николай II в управлении этим непростым обществом.
В сериале очень точно показана, между прочим, роль выдающегося русского писателя Максима Горького, который не только финансировал революцию (за его счёт жили многие революционеры), но и открыто помогал террору, пользуясь своей неформальной неподсудностью: жандармы боялись сунуться к Горькому, поскольку это грозило грандиозным скандалом и проблемами для власти. И Горький был не один такой. Например, секретарем Ленина была племянница известного критика, академика В.В. Стасова, через которого в Россию поступала нелегальная ленинская «Искра». Спецслужбы опасались досматривать почту Стасова, опять же опасаясь скандала.
Очень неплохо показаны отношения в среде революционеров-эмигрантов, особенно отношения Ленина и Троцкого, Ленина и Парвуса.
Однако уже с четвёртой серии, когда начинает проясняться интрига, становится понятным, что Андрей Кончаловский предлагает нам ещё одну версию похабного романа Валентина Пикуля «Нечистая сила», который даже советская цензура (совсем даже не симпатизировавшая монархии) постеснялась в таком виде опубликовать. И роман вышел не только в сокращённом виде, но и с изменённым более корректным названием «У последней черты».
По этому роману известный советский режиссер Элим Климов снял фильм «Агония», в котором прекрасно сыграл покойный Алексей Петренко роль Григория Ефимовича Распутина, в чём потом сильно каялся и рассказывал, что он чуть не умер на съёмках этой мерзкой картины.
И опять же даже советская цензура не допустила фильм Элима Климова к публичной демонстрации. Картина пролежала на полке по личному указанию Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева, к которому как к последней инстанции обратились сторонники и противники фильма. Как рассказывают, после просмотра фильма генсек сказал: «Ну, царь не был таким дурачком». И фильм положили на полку на долгие годы. И только во времена Перестройки его показали широкому зрителю.
Все перепевы сплетен, слухов, неубедительных исторических конструкций и стали основой фильма Андрея Кончаловского. По крайней мере, четвёртая серия оставляет именно такое впечатление.
Главными врагами Российской Империи оказываются не террористы-бомбисты, а манипулирующая ими охранка. Главным злодеем оказывается плохо запрятанный под псевдонимном «генерал Курловский» – начальник департамента полиции министерства внутренних дел генерал Курлов, которого в своё время обвинили в том, что из-за его ошибок в организации охраны был убит Столыпин. Но не более.
А в фильме Кончаловского он предстаёт как тайный манипулятор, который стремится поддержать напряжение в стране искусственным образом. Главный террорист в фильме Лютер оказывается агентом охранки. И по приказу именно начальника полиции он убивает священника Георгия Гапона, а дальше по приказу генерала организует убийство Столыпина. Который, якобы, собрал сведения разоблачающие в коррупции высокопоставленных чиновников, Г.Е. Распутина и даже Императрицу Александру Федоровну (чистая клевета!).
Всё это не просто домыслы, а полнейший вздор, который зачем-то понадобился именитому режиссёру для изображения событий в России начала ХХ века. И именно в духе Валентина Пикуля, который, как известно, опирался в своём романе на пасквильную книгу иеромонаха-расстриги Илиодора (Труфанова) «Святой чёрт» (весьма говорящее название).
В фильме Кончаловского представлен Григорий Ефимович Распутин, который манипулирует Императрицей, которая в свою очередь давит на мужа-Императора, а тот оказывается безвольным и выполняет все её прихоти. Словом, вопиющие чушь и вздор!
Но Кончаловский рискует переплюнуть Пикуля и Климова, поскольку они сочиняли свои истории в то время, когда Царская Семья не была прославлена Русской Церковью. Поэтому Кончаловский рискует стать клеветником на Святую Царскую Семью – Николая Александровича и Александру Фёдоровну. По крайней мере, сюжеты четвертой серии к этому располагают. Возможно, в следующих сериях режиссёру удастся пройти по острию ножа, не скатившись в откровенную хулу и клевету в адрес святой Царской Семьи. Пока же непохоже, что он сумеет это сделать.
Причём сегодня есть много исследований и свидетельств, что демонический образ Распутина и реальный старец Григорий Ефимович Распутин – это совершенно противоположные вещи, что был искусно создан демонический образ Распутина для оправдания реальных творцов катаклизма в России в начале ХХ века.
Словом, под видом сериала с громким и обязывающим названием «Хроники русской революции» Андрей Кончаловский предлагает зрителям перепевы старых, уже разоблачённых сплетен и слухов, сочинённых расстригой Илидором (Труфановым), романистом Пикулем и режиссёром Климовым. Печально.
Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России