Символ народного единства

Открытие памятника Ивану Грозному в Вологде, надеюсь, станет переломным моментом в исторической реабилитации первого русского Царя

Традиционные духовно-нравственные ценности России  Русская Православная Церковь  Иван Грозный  Русская цивилизация 
0
739
Время на чтение 5 минут
Фото: t.me/filimonov_official

Во вторник, 4 ноября, в День народного единства на Кремлёвской площади в Вологде состоялось открытие памятника первому русскому Царю Ивану Грозному, сообщают «Известия».

Губернатор Вологодской области Георгий Филимонов в своем Telegram-канале написал, что «мы восстановили историческую справедливость — открыли памятник царю Иоанну Васильевичу Грозному. Именно при нем в Вологде началось масштабное строительство каменной крепости, которая должна была превзойти Московский Кремль», — написал губернатор.

Монумент установлен около трехэтажного корпуса Вологодского кремля, недалеко от Воскресенского собора. По словам Филимонова, памятник стал «новым смысловым маркером города, связывающим наше великое прошлое и будущее». На церемонии открытия обновленной Кремлевской площади присутствовали 5,5 тыс. человек. Кроме того, в рамках мероприятия прошел праздничный концерт.

Георгий Филимонов показал в Telegram-канале, как торжественно открыли обновлённую Кремлёвскую площадь и памятник Ивану Грозному:

«Вологда не на словах, а на деле показала, что значит единство. Несмотря на пасмурную погоду, тысячи жителей и гостей областной столицы собрались на Кремлёвской площади, чтобы стать свидетелями исторического события — открытия памятника первому русскому царю Ивану IV Грозному.

На кадрах — живые эмоции, энергия, драйв и счастливые лица вологжан. Этот день объединил поколения и показал, как сильна связь времён. Смотрите, как это было».

«У нас в Вологде появился ещё один оберег, символ, знак. Памятник Царю Иоанну Васильевичу - это в том числе мыслеобраз-предостережение для врагов Государства Российского (внешних и внутренних).  Слава Богу за всё!» - написал губернатор.

Мэр Вологды Сергей Жестянников также отметил значимость события для горожан.

«Для вологжан это правда очень значимо. И это место, и Софийский собор, и Вологодский кремль, и эта площадь. Конечно, это одно из основных мест, куда приходим мы со своими детьми, куда приходят туристы», — подчеркнул он в беседе с «Известиями».

Открытие в Вологде памятника первому русскому Царю Ивану Васильевичу Грозному в День народного единства – событие закономерное и имеющее самое прямое отношение к нашему Празднику.

Казалось бы, Иван Грозный умер значительно раньше Смутного времени и преодоления Смуты, что мы и празднуем в День народного единства. Но Царь имеет непосредственное отношение к преодолению Смуты. И тут вологодский губернатор Георгий Филимонов абсолютно точно угадал. Именно реформы самоуправления, который провёл Иван Грозный, позволили России не распасться окончательно.

Ведь к 1612 году наша страна пребывала в страшном состоянии. Глава государства – Царь Василий Шуйский был пленён поляками и вывезен как заложник в Польшу. Предстоятель Русской Церкви священномученик Патриарх Гермоген находился в заточении в Чудовом монастыре. В стране царила полная анархия, бесчинствовали банды поляков и запорожских казаков. В самой Москве власть принадлежала самочинной семибоярщине.

В этих условиях намерения польского короля Сигизмунда посадить на Московский престол своего сына Владислава не были уж такими иллюзорными. За это выступали влиятельные боярские роды. Да и многие из тех, кто стремился к преодолению анархии, считали, что пусть это будет польский королевич, но только он должен принять Православие. Закавыка как раз была в том, что Владислав не соглашался переходить в Православие. Поляки намеревались полностью подчинить Русь своему не только политическому, но и духовному (католическому) влиянию.

В определенном смысле Смута начала 17 века – это один из крестовых походов Ватикана на Русь, которые мы помним со времён Александра Невского.

Именно те институты местного самоуправления, которые создал Иван Васильевич Грозный, помогли русскому народу самоорганизоваться, разгромить интервентов и их пособников и восстановить самодержавие на Руси.

Поэтому открытие памятника Ивану Грозному в День народного единства закономерно и соответствует сути события и историческому контексту – Иван Грозный является одним из символов народного единства и его реформы обеспечили преодоление Смуты.

Нужно отдать должное Вологодскому губернатору Георгию Филимонову, который, несмотря на страшнейшее сопротивление идее установки памятника Ивану Грозному, а это явное и неявное сопротивление, к сожалению, присутствует среди элиты, в том числе и в церковной среде, довёл дело установки памятника до победного завершения. Можно только представить, какие трудности преодолел Вологодский губернатор на своём пути.

Совсем недавно Георгий Филимонов открыл памятник ещё одному выдающему государственному деятелю и тоже вызывающему неприятие у значительной части элиты – советскому вождю Иосифу Сталину, который находился в Вологде в ссылке. До сих пор предпринимаются попытки со стороны либералов демонтировать монумент Сталину, и в связи с этим они демонизируют Вологодского губернатора.

Напомним, что памятник Ивану Грозному в Вологде – не первый на Руси.

В октябре 2016 года, тоже несмотря на ожесточённое сопротивление либералов, был открыт первый памятник Ивану Васильевичу в Орле. Преодолевая не меньшее сопротивление, в декабре 2019 года установили памятник Царю в Александровской слободе, ныне город Александров (памятник устанавливали, потом сносили, шла настоящая борьба с памятником).

Есть небольшой памятник Ивану Грозному и в Чебоксарах (город был создан по Указу первого русского Царя). Также есть памятник Царю на Аллее руководителей Российского государства в Москве.

Но памятник в Вологде особенный, он станет, будем на это надеяться, переломным моментом в исторической реабилитации первого русского Царя, который до сих пор подвергается глумлению и клевете.

Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России

Фотографии из Telegram-канала Губернатора Георгия Филимонова

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

10.

Великолепный памятник! Красивые фотографии. Душа радуется. Спасибо за статью и комментарии.
ЛЕ / 07.11.2025, 12:15

9. Ответ на 8, Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

А вы, чуваки, духовные инвалиды буржуазии, даже не представляете, как могут уже здесь, на земле, радоваться люди.


Радоваться счастью их учат абрамовичи со своими яхтами.
А я вчера в очередной раз по просьбе из телевизора помог несчастному ребёнку, поддержать здоровье которого возможно, но у родителей нет на это миллионов.
Такая ситуация в принципе была невозможна в советское время, зато теперь возможны яхты у абрамовичей.

8.

А вы, чуваки, духовные инвалиды буржуазии, даже не представляете, как могут уже здесь, на земле, радоваться люди.

7. вот это да

См.: https://vk.com/video90321545_456240538
Настоящие профессионалы. И никакой "фанеры".
Наша, советская молодость. Какие же мы, советские люди, счастливые. Мы знаем, что есть счастье. Простое, человеческое счастье. Радость. Уверенность в завтрашнем дне.

6. С Великим Октябрём, дорогие товарищи!

См.: https://www.youtube.com/watch?v=MJFwzn96TFM

5. Ответ на 3, Серега с Малой Бронной:

Нераскаянные грешники и прелюбодеи возводили хулу в веках на первого русского царя.

Но Господь Бог все одно правду взыщет.

Аминь И Богу нашему слава!


От кого взыщет? От вас, антисоветчиков, лжецов, врагов Руси и Русского народа, точно взыщет.

4.

«Пророк говорил об этом «Горе мужу, которым управляет жена, горе городу которым управляют многие!»
Разве ты не видишь, что власть многих подобна женскому неразумию? Если не будет единовластия, то даже если и будут люди крепки, и храбры, и разумны, но все равно уподобляться неразумным женщинам, если не подчиняться единой власти. Ибо так же как женщина не способна остановится на одном желании - то решит одно, то другое так и при правление многих - один захочет одного, другой другого. Вот почему желания и замыслы разных людей подобны женскому неразумию.»
(Иоанн Грозный в переписке с Курбским).
Апографъ / 06.11.2025, 05:18

3. Переломным моментом...перед очередной русской Голгофой

Нераскаянные грешники и прелюбодеи возводили хулу в веках на первого русского царя.

Но Господь Бог все одно правду взыщет.

Аминь И Богу нашему слава!

2.

В стране царила полная анархия, бесчинствовали банды поляков и запорожских казаков. В самой Москве власть принадлежала самочинной семибоярщине.

С поляками в Москву пришли не только запорожцы, а и реестровые (бывшие на службе короля), и донцы, и др. Многие (пожалуй все) из которых поверили в чудесное спасение царевича Димитрия. Потому и смута.
Памятник первому русскому царю - дело богоугодное. Но нужно, как и замечает Анатолий Дмитриевич, больше. В учебниках истории должна быть правда, а не заметки тогдашних европейских СМИ. Истребление рода Рюриковичей - свидетельство величия первого русского царя. Страх перед русским самодержцем врагов православия - награда боголюбивому монарху. Помоги Господи русским безбоязненно правду речь.
Бузина Олесь / 05.11.2025, 13:33

1. ГРОЗНЫЙ: «НАРОДНОЕ» vs «БОЯРСКОЕ»

В оценке Ивана Грозного до сих пор превалирует его «боярское» восприятие, игнорирующее восприятие народное, исторически значимо более прозорливо расставляющее акценты: наряду с реальными чертами характера и поведения Грозного, выражены и черты сладывающихся народных представлений о «хорошем» царе.

С одной стороны, в народном песенном образе Грозного показаны черты его суровости и временами даже жестокости — трагична картина разгрома Новгорода царём, утверждающим свою власть кровью: «Ты-то ехал уличкой, // Иных бил-казнил да иных вешал ли, // Достальниих по тюрьмам садил». А с другой, Грозный — это деятельный защитник национальной чести («Кострюк») и активный политик, способ­ствующий укреплению и расширению русского государства. В от­ношениях с «простыми» людьми, Грозный подчас проявляет пони­мание их нужд и даже великодушие: прощает пушкаря, решившегося сказать правду («Взятие Казани»); велит отпустить «доброго мо­лодца», обвинённого в хищении монастырской казны («Правеж»); «жалует» казакам за их подвиги тихий Дон («Ермак»); по­зволяет устроить вотчину, в которой московский люд мог бы спа­саться от опричнины («Гнев на сына»). И во всей этой противоречивости — народ­ное стремление понять сложную сущность (царской) власти. (Подр. см. «Народные исторические песни».)

И здесь стоит обратить внимание на восприятие Грозного, явленное нам Лермонтовым (весьма вероятно, знакомым с народными песнями о Грозном). И дело не в том, каков «сам по себе» исторический Грозный, а в том, что у Лермонтова — в его «Песне о купце Калашникове» — Грозный, как и в народном сознании, не представляет собой партийную или классовую фигуру, «продвинутую» во власть какой-либо «господской» группой. Он — над всеми и представляет абсолютную власть Бога на земле, не лицеприятствующую кому бы то ни было: «вы [бояре] не захотели жить под властью Бога и данных Богом государей, а захотели самовольства; поэтому ты по своему дьявольскому умыслу и искал себе такого государя, который сам не управляет, но хуже последнего раба — от всех принимает повеления» (из письма Грозного Курбскому).

Ибо лермонтовский Грозный знает, что в высших морально-религиозных вопросах человек подотчётен лишь Господу; и осуждая Калашникова по законам государственным, он учитывает «общественное мнение», которое — на стороне купца. Потому-то Грозный и не репрессирует семью Калашникова, как это он сделал бы в отношении члена боярской «номенклатуры»: «Молодую жену и сирот твоих из казны моей я пожалую, твоим братьям велю от сего же дня по всему царству русскому широкому торговать безданно, беспошлинно». И это проявление статуса «настоящего царя» в православном царстве: здесь он представляет не противопоставленное обществу государство, а стоит над ними обоими в статусе высшей сакральной фигуры, ставящей духовно-религиозные критерии выше любых политико-прагматических соображений. И в этом смысле Грозный — народный царь, ибо православный народ — это носитель высшего мессианского задания на земле.
Владимир В. / 05.11.2025, 11:11
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
Из-за страсти к покеру или по причине поддержки ВСУ?
О подоплёке отстранения экзарха Западной Европы митрополита Нестора (Сиротенко)
14.11.2025
К чему нас обязывает Год единства народов России?
Пора, наконец, разобраться с понятиями!
11.11.2025
«Роль семьи славянофилов Аксаковых в истории России»
Научно-практическая конференция
09.11.2025
Коммунист-постмодернист Кончаловский
Впечатления от просмотра сериала «Хроники русской революции»
07.11.2025
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Традиционные духовно-нравственные ценности России
«15 лет служения обществу и государству во славу Божию, на пользу людям»
В Москве пройдёт VII форум «Союза православных женщин»
14.11.2025
Вежливость: добродетель или грех?
Нужно ли христианину быть вежливым?
13.11.2025
Подрыв семьи, демографии, боевого духа воинов и удар по защитникам Отечества
Об очередном законопроекте «Новых людей» о СБН, семейно-бытовом насилии
13.11.2025
Мы хотим говорить с миром о русском
На территории церкви свт. Николы на Берсеневке стартовал этнокультурный проект «ЯСЕН КРАСЕН»
12.11.2025
Все статьи темы
Русская Православная Церковь
«Сибирь прирастала верою»
Доклад на Сибирском форуме «Дни Сибири и Арктики»
15.11.2025
Державный старец
В Москве состоялся круглый стол, посвященный наследию митрополита Иоанна (Снычёва)
13.11.2025
Проделки униатов
Киев превращён в униатский центр влияния…
11.11.2025
Но Бог всё расставит на свои места!
О судилище над митрополитом Арсением и расправе с Филаретом
11.11.2025
Все статьи темы
Иван Грозный
Вехи становления и миссия русского богоизбранного народа
После Земского собора 1613 года и венчания на царство Михаила Романова Русь возродилась буквально из пепла
07.11.2025
Вехи становления и миссия русского богоизбранного народа
Миссия архимандрита Дионисия и избрание Михаила Романова
06.11.2025
Вехи становления и миссия русского богоизбранного народа
О причинах Смуты и Всенародном соборном покаянии 1607 года
31.10.2025
К 450-летию венчания на царство князя Симеона Бекбулатовича
В городе Касимов пройдёт конференция, посвящённая татарскому царевичу на русском престоле
31.10.2025
Вехи становления и миссия русского богоизбранного народа
Конец богоданной династии Рюриковичей
24.10.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
В трёх соснах-государствах
Новый комментарий от учитель
16.11.2025 09:30
Бодрящий пинок Путина
Новый комментарий от Александр Волков
16.11.2025 07:16
«Сибирь прирастала верою»
Новый комментарий от учитель
16.11.2025 04:33
Фильм «Хроники русской революции». Кому выгодно?
Новый комментарий от учитель
15.11.2025 18:20
Из-за страсти к покеру или по причине поддержки ВСУ?
Новый комментарий от учитель
15.11.2025 11:43
«Провал политики на рынке труда»
Новый комментарий от учитель
15.11.2025 11:32
Обманки как орудие переговорной войны
Новый комментарий от Апографъ
15.11.2025 03:36