Во вторник, 4 ноября, в День народного единства на Кремлёвской площади в Вологде состоялось открытие памятника первому русскому Царю Ивану Грозному, сообщают «Известия».
Губернатор Вологодской области Георгий Филимонов в своем Telegram-канале написал, что «мы восстановили историческую справедливость — открыли памятник царю Иоанну Васильевичу Грозному. Именно при нем в Вологде началось масштабное строительство каменной крепости, которая должна была превзойти Московский Кремль», — написал губернатор.
Монумент установлен около трехэтажного корпуса Вологодского кремля, недалеко от Воскресенского собора. По словам Филимонова, памятник стал «новым смысловым маркером города, связывающим наше великое прошлое и будущее». На церемонии открытия обновленной Кремлевской площади присутствовали 5,5 тыс. человек. Кроме того, в рамках мероприятия прошел праздничный концерт.
Георгий Филимонов показал в Telegram-канале, как торжественно открыли обновлённую Кремлёвскую площадь и памятник Ивану Грозному:
«Вологда не на словах, а на деле показала, что значит единство. Несмотря на пасмурную погоду, тысячи жителей и гостей областной столицы собрались на Кремлёвской площади, чтобы стать свидетелями исторического события — открытия памятника первому русскому царю Ивану IV Грозному.
На кадрах — живые эмоции, энергия, драйв и счастливые лица вологжан. Этот день объединил поколения и показал, как сильна связь времён. Смотрите, как это было».
«У нас в Вологде появился ещё один оберег, символ, знак. Памятник Царю Иоанну Васильевичу - это в том числе мыслеобраз-предостережение для врагов Государства Российского (внешних и внутренних). Слава Богу за всё!» - написал губернатор.
Мэр Вологды Сергей Жестянников также отметил значимость события для горожан.
«Для вологжан это правда очень значимо. И это место, и Софийский собор, и Вологодский кремль, и эта площадь. Конечно, это одно из основных мест, куда приходим мы со своими детьми, куда приходят туристы», — подчеркнул он в беседе с «Известиями».
Открытие в Вологде памятника первому русскому Царю Ивану Васильевичу Грозному в День народного единства – событие закономерное и имеющее самое прямое отношение к нашему Празднику.
Казалось бы, Иван Грозный умер значительно раньше Смутного времени и преодоления Смуты, что мы и празднуем в День народного единства. Но Царь имеет непосредственное отношение к преодолению Смуты. И тут вологодский губернатор Георгий Филимонов абсолютно точно угадал. Именно реформы самоуправления, который провёл Иван Грозный, позволили России не распасться окончательно.
Ведь к 1612 году наша страна пребывала в страшном состоянии. Глава государства – Царь Василий Шуйский был пленён поляками и вывезен как заложник в Польшу. Предстоятель Русской Церкви священномученик Патриарх Гермоген находился в заточении в Чудовом монастыре. В стране царила полная анархия, бесчинствовали банды поляков и запорожских казаков. В самой Москве власть принадлежала самочинной семибоярщине.
В этих условиях намерения польского короля Сигизмунда посадить на Московский престол своего сына Владислава не были уж такими иллюзорными. За это выступали влиятельные боярские роды. Да и многие из тех, кто стремился к преодолению анархии, считали, что пусть это будет польский королевич, но только он должен принять Православие. Закавыка как раз была в том, что Владислав не соглашался переходить в Православие. Поляки намеревались полностью подчинить Русь своему не только политическому, но и духовному (католическому) влиянию.
В определенном смысле Смута начала 17 века – это один из крестовых походов Ватикана на Русь, которые мы помним со времён Александра Невского.
Именно те институты местного самоуправления, которые создал Иван Васильевич Грозный, помогли русскому народу самоорганизоваться, разгромить интервентов и их пособников и восстановить самодержавие на Руси.
Поэтому открытие памятника Ивану Грозному в День народного единства закономерно и соответствует сути события и историческому контексту – Иван Грозный является одним из символов народного единства и его реформы обеспечили преодоление Смуты.
Нужно отдать должное Вологодскому губернатору Георгию Филимонову, который, несмотря на страшнейшее сопротивление идее установки памятника Ивану Грозному, а это явное и неявное сопротивление, к сожалению, присутствует среди элиты, в том числе и в церковной среде, довёл дело установки памятника до победного завершения. Можно только представить, какие трудности преодолел Вологодский губернатор на своём пути.
Совсем недавно Георгий Филимонов открыл памятник ещё одному выдающему государственному деятелю и тоже вызывающему неприятие у значительной части элиты – советскому вождю Иосифу Сталину, который находился в Вологде в ссылке. До сих пор предпринимаются попытки со стороны либералов демонтировать монумент Сталину, и в связи с этим они демонизируют Вологодского губернатора.
Напомним, что памятник Ивану Грозному в Вологде – не первый на Руси.
В октябре 2016 года, тоже несмотря на ожесточённое сопротивление либералов, был открыт первый памятник Ивану Васильевичу в Орле. Преодолевая не меньшее сопротивление, в декабре 2019 года установили памятник Царю в Александровской слободе, ныне город Александров (памятник устанавливали, потом сносили, шла настоящая борьба с памятником).
Есть небольшой памятник Ивану Грозному и в Чебоксарах (город был создан по Указу первого русского Царя). Также есть памятник Царю на Аллее руководителей Российского государства в Москве.
Но памятник в Вологде особенный, он станет, будем на это надеяться, переломным моментом в исторической реабилитации первого русского Царя, который до сих пор подвергается глумлению и клевете.
Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России
Фотографии из Telegram-канала Губернатора Георгия Филимонова






10.
9. Ответ на 8, Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
Радоваться счастью их учат абрамовичи со своими яхтами.
А я вчера в очередной раз по просьбе из телевизора помог несчастному ребёнку, поддержать здоровье которого возможно, но у родителей нет на это миллионов.
Такая ситуация в принципе была невозможна в советское время, зато теперь возможны яхты у абрамовичей.
8.
7. вот это да
Настоящие профессионалы. И никакой "фанеры".
Наша, советская молодость. Какие же мы, советские люди, счастливые. Мы знаем, что есть счастье. Простое, человеческое счастье. Радость. Уверенность в завтрашнем дне.
6. С Великим Октябрём, дорогие товарищи!
5. Ответ на 3, Серега с Малой Бронной:
Но Господь Бог все одно правду взыщет.
Аминь И Богу нашему слава!
От кого взыщет? От вас, антисоветчиков, лжецов, врагов Руси и Русского народа, точно взыщет.
4.
Разве ты не видишь, что власть многих подобна женскому неразумию? Если не будет единовластия, то даже если и будут люди крепки, и храбры, и разумны, но все равно уподобляться неразумным женщинам, если не подчиняться единой власти. Ибо так же как женщина не способна остановится на одном желании - то решит одно, то другое так и при правление многих - один захочет одного, другой другого. Вот почему желания и замыслы разных людей подобны женскому неразумию.»
(Иоанн Грозный в переписке с Курбским).
3. Переломным моментом...перед очередной русской Голгофой
Но Господь Бог все одно правду взыщет.
Аминь И Богу нашему слава!
2.
Памятник первому русскому царю - дело богоугодное. Но нужно, как и замечает Анатолий Дмитриевич, больше. В учебниках истории должна быть правда, а не заметки тогдашних европейских СМИ. Истребление рода Рюриковичей - свидетельство величия первого русского царя. Страх перед русским самодержцем врагов православия - награда боголюбивому монарху. Помоги Господи русским безбоязненно правду речь.
1. ГРОЗНЫЙ: «НАРОДНОЕ» vs «БОЯРСКОЕ»
С одной стороны, в народном песенном образе Грозного показаны черты его суровости и временами даже жестокости — трагична картина разгрома Новгорода царём, утверждающим свою власть кровью: «Ты-то ехал уличкой, // Иных бил-казнил да иных вешал ли, // Достальниих по тюрьмам садил». А с другой, Грозный — это деятельный защитник национальной чести («Кострюк») и активный политик, способствующий укреплению и расширению русского государства. В отношениях с «простыми» людьми, Грозный подчас проявляет понимание их нужд и даже великодушие: прощает пушкаря, решившегося сказать правду («Взятие Казани»); велит отпустить «доброго молодца», обвинённого в хищении монастырской казны («Правеж»); «жалует» казакам за их подвиги тихий Дон («Ермак»); позволяет устроить вотчину, в которой московский люд мог бы спасаться от опричнины («Гнев на сына»). И во всей этой противоречивости — народное стремление понять сложную сущность (царской) власти. (Подр. см. «Народные исторические песни».)
И здесь стоит обратить внимание на восприятие Грозного, явленное нам Лермонтовым (весьма вероятно, знакомым с народными песнями о Грозном). И дело не в том, каков «сам по себе» исторический Грозный, а в том, что у Лермонтова — в его «Песне о купце Калашникове» — Грозный, как и в народном сознании, не представляет собой партийную или классовую фигуру, «продвинутую» во власть какой-либо «господской» группой. Он — над всеми и представляет абсолютную власть Бога на земле, не лицеприятствующую кому бы то ни было: «вы [бояре] не захотели жить под властью Бога и данных Богом государей, а захотели самовольства; поэтому ты по своему дьявольскому умыслу и искал себе такого государя, который сам не управляет, но хуже последнего раба — от всех принимает повеления» (из письма Грозного Курбскому).
Ибо лермонтовский Грозный знает, что в высших морально-религиозных вопросах человек подотчётен лишь Господу; и осуждая Калашникова по законам государственным, он учитывает «общественное мнение», которое — на стороне купца. Потому-то Грозный и не репрессирует семью Калашникова, как это он сделал бы в отношении члена боярской «номенклатуры»: «Молодую жену и сирот твоих из казны моей я пожалую, твоим братьям велю от сего же дня по всему царству русскому широкому торговать безданно, беспошлинно». И это проявление статуса «настоящего царя» в православном царстве: здесь он представляет не противопоставленное обществу государство, а стоит над ними обоими в статусе высшей сакральной фигуры, ставящей духовно-религиозные критерии выше любых политико-прагматических соображений. И в этом смысле Грозный — народный царь, ибо православный народ — это носитель высшего мессианского задания на земле.