Сытый желудок немногого стоит, когда голодают сердце и ум (Марк Твен)
Не так давно прочитала в новостной ленте, что в медицинском сообществе всё настойчивее звучит призыв признать излишнюю массу тела заболеванием. Уж больно много опасностей для организма таят эти самые избыточные жировые отложения. И на долголетие они влияют и даже на демографию. В общем, с какой стороны не посмотри — везде вред.
Задумалась я по этому поводу, а на память стали приходить нескончаемые каналы с кулинарными рецептами в сетях. Потом — передачи на ТВ. Тоже нескончаемые. Это и жестокие «битвы поваров», и «секреты на кухне», и «повара на колёсах», и нечто инфернальное вроде «адского шефа», и... Впрочем, перечислять себе дороже, каналы очень популярные, все их знают. В итоге получается, что огромное количество золотых эфирных часов федерального значения тратится …на кухню. Чтобы загнать народ поближе к плите и холодильнику, поближе к калориям и, как результат, к этой самой «излишней массе тела». А то и ожирению, ведущему … к гибели человечества? (Стоит напомнить, ожирение очень распространено на Западе. Особенно в Америке).
Коль существует благодарная аудитория, обслуживание которой гарантирует популярность, не удивляйтесь, что массированная атака кухонной темой нашла отражение и в современной псевдолитературе. В как бы «современном творческом осмыслении происходящих событий». Типа:
Сосиски ночью наварив,
К окошку сел я в мыслях мрачных.
К трапезе скромной приступив,
Я понял, выбор был удачным.
И даже перефраз Пушкина, в ёрнической подаче, опять же, на тему еды:
Сильнейшей жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
Но вдруг увидел магазин,
Где квас по кружкам с бочки лился.
Новоявленным поэтам-стряпунам не уступают поэтессы-кухарки. Вот в строчках-обращениях «к подруге» хорошо слышен властный голос коуча (интересно, хоть кого-то он сделал счастливой?):
Дорогая, сними фартук уже!
Пойди прими ванну,
завари свежий кофе!
Съешь целую шоколадку,
Тебе все можно!
Скажите, что подобное читать без улыбки невозможно? И не стоит это воспринимать всерьёз, мол, отпетая графомания. Согласна. Но поверьте, тема колбасы, сыра, сала, проч проникает и в стихи состоявшихся современных поэтов. Как говорится жить в обществе и быть свободным от общества дано далеко не всем.
И я их понимаю. А как устоишь, если, даже гуляя по улице, можно наглядно убедиться, что литература вычеркивается из нашей жизни. Судите сами. В Краснодаре, в центре города, на улице Гоголя открылся новый ресторан, названный в честь самого мистического писателя золотого века. Мало того, что вывеска гласит «Классика русской литературы кухни», так ещё и Николая Васильевича изобразили с бокалом красного… Хотя общеизвестно, что Гоголь предпочитал водку, попивал настойки на нехворощи, особенно полезные по его мнению. Собственноручно каким-то необыкновенным образом изготовлял русскую жжёнку. Но, лишь для создания тёплой атмосферы, располагавшей его друзей беседовать на литературные темы, горячо обсуждать шедевры мировой литературы, которые они же сами и создавали.
А знал бы Николай Васильевич, что в нашем 21-м веке некие чичиковы отсекли-отчикали его имя от литературы и приспособили на кухне. Мол, проку больше и дохода тоже. Мол, книг всё одно не читаем, так хоть пообедайте с классиком-с.
…Честно признаюсь, на этом мой запас «игривого стёба» закончился. И стало тоскливо. Как после сериала «Хор» на Первом канале. Кино демонстрировали в прошлом году, а я, честно признаюсь, до сих пор никак не могу успокоиться – так грубо, пошло, в угоду «либеральной повестке» покусились на святое, на любимые песни детства. Политически заказанная заплывшим жиром ложь, рассчитанная на тех, кто не переживал ожидания «прекрасного далёко», кого не возносили в небо «крылатые качели». От этой заказной лжи в финале не подпевать хотелось, а выть на луну. Невмоготу молчать потому что.
О самом авторитетном, родившимся в СССР, всеми любимом детском хоре Всесоюзного радио и телевидения имени Попова сняли сериал, нагло извративший историю хора, биографию его руководителя Виктора Сергеевича Попова, а самое главное — историю нашей страны. Одну из главных ролей, страшную партократку, бездарно играет, вращая глазами, чтоб пострашней выглядеть, иноагент Юлия Ауг. Ох уж эти иноагенты. Как же так ловко, получается у них и деньги в России зарабатывать, и лить грязь на прошлое и настоящее нашей родины?
Очень хочется посмотреть в глаза режиссёра Алёны Райнер, когда в ответ на возмущённые комментарии зрителей, она в тысячный раз твердила о том, что, мол, фильм данный — художественный вымысел, об абстрактном хоре и об абстрактном хормейстере, создавшем большой уникальный хор в нашей стране. Но мы то знаем, что в нашей стране был только один знаменитый Большой детский хор телевидения и радио, а именно хор под управлением Виктора Сергеевича Попова. И все песни, которые исполняются в фильме, песня, с которой стал популярен Сережа Парамонов, это песни БДХ. И прототипы героев фильма легко читаются. Гениальная находка: одни факты биографии Попова, истории хора можно смело брать, а другие, гнилые и пакостные, которых не было в жизни и быть не могло, взять и насочинять. Переврав все смыслы жизни В.С.Попова, выставив его опустившимся алкоголиком, отчаявшимся бороться с «клятой советской властью». И назвать «гениальную находку» художественным вымыслом!
Впрочем, не находка это — эстафета из сериала в сериал. И «достойно» подхватил эстафету режиссёр фильма «Пушкин» Анатолий Рябов. Который так же хладнокровно перекромсал биографию поэта, смешав её с чернушным «художественным вымыслом». Об этом хорошо написала краснодарская студентка Маша Пьянкова «Про рэп», а не «Пророк»: кино не про Великого поэта».
Вот такой комментарий я поставила к её статье: «Режиссёр снова претендовал на «оригинальность»? А разве не такими же нитками прошит фильм о Есенине? В котором наш русский гений тоже лишь пьянь и повеса. Снова и снова, с каждым новым фильмом о великих людях России – пошлость и уничижение. Когда я узнала, что снимают фильм о Пушкине, стало страшно: «Ну, вот, и до этого добрались...».
Добрались не только до Пушкина и Гоголя. Добрались до русской литературы, явившей миру душу и сердце русского народа. И вопрос: кто заказал и кто поддержал заказ с целью растоптать национальные ценности, которые включают имена наших гениев? Вопрос, как всегда, риторический…
Кроме изложенного в начале статьи о ресторане «Гоголь», не могу не добавить, что по соседству, на пересечении той же самой улицы Гоголя и Красной расположен «один из крупнейших в России и самый старый и известный книжный магазин города, основанный в 1959 году». Дом книги – гордость краснодарцев. Над оформлением здания и интерьеров трудились лучшие: Народный художник России Валентин Папко и член-корреспондент Российской академии художеств, скульптор Александр Аполлонов. В Дом книги водили гостей города, его снимали в кино. Он являлся оплотом интеллигенции. Но это в прошлом. «Сегодня «Дом книги» больше похож на филиал Вишняковского рынка, книги продают лишь в небольшом отделе, а остальное занято разными лавочками с товаром – всякими безделушками и сувенирами. Второй этаж стоит практически пустой, не считая выставки пальто. Этот литературный центр уже потерял свой первоначальный смысл и предназначение, пав жертвой свободного рынка», — написала журналистка Анна Полякова ещё в 2021 году. С тех пор перемены только в худшую сторону и с Домом книги, и с книжными магазинами, которых в городе всё меньше и меньше. Читателей соответственно тоже.
Зато, судя по новому ресторану «Гоголь», в городе прибавилось кухонь. Но давайте не будем забывать, к чему ведёт излишняя масса тела…
На прошедшем 25 марта сего года заседании Совета по культуре и искусству Президент РФ В.В.Путин причислил литературу, кино и музыку к союзникам России. С этим не поспоришь. Но с оговоркой: если литературу перестанут вычёркивать. Ну, а коли будут продолжаться и множиться подобные упомянутым мной сериалы, то с такими союзниками и врагов не надо…
Светлана Николаевна Макарова-Гриценко, член правления Союза писателей России, председатель Краснодарского регионального отделения Союза писателей России, главный редактор журнала «Краснодар литературный», заслуженный деятель искусств Краснодарского края