Период середины 1930-х – начала 1950-х годов, или Сталинская эпоха, стал эпохой расцвета русской архитектуры всего ХХ века (с добавлением сюда и первой четверти XXI века). Видимо, этому способствовали благоприятные условия для творчества, и главным «условием», как это ни горько признать либералам, было «тоталитарное» Постановлением ЦК ВКП(б) в 1932 году «О перестройке художественных организаций»).
Москва тогда стала одной из архитектурных столиц мира. Увы, с тех пор она скатилась в архитектурном отношении до уровня, о котором говорить не стоит, ибо уровень верхнего этажа – это вовсе не уровень искусства.
В те годы творила целая плеяда выдающихся и, скажем без ложной скромности, гениальных зодчих. Одним из них был Алексей Николаевич Душкин (1904–1977), 120 лет со дня рождения которого исполнилось в этом году. На его счету не так уж много построенных объектов, но это – уникальные, неповторимые сооружения и здания, которые ежедневно радуют глаз тысячам и тысячам людей.
К ним, прежде всего, нужно отнести пять станций Московского метрополитена – «Кропоткинскую», «Маяковскую», «Площадь Революции», «Автозаводскую» и «Новослободскую», каждая из которых являет собой архитектурный шедевр. В 2009 г. среди москвичей был проведён опрос, и из 163 станций, существовавших в том году, самой первой по красоте они назвали «Маяковскую» (25%), второй «Новослободскую» (10%), а третьей «Площадь Революции» (9%).
А.Н. Душкин был не просто архитектором, а архитектором-идеологом метростроения. Ещё в 1930-е годы он сформулировал основные принципы проектирования подземных станций: 1) чёткое выявление несущих конструкций (т.е. не драпировка колонн, арок, сводов, а их подчёркивание), 2) обилие света и использование его как самостоятельного архитектурного средства (потом это средство стали использовать и для наземных зданий, подсвечивая их ночью), 3) тематическое единство архитектуры и изобразительных средств (скульптур, горельефов, мозаик, витражей, панно и т.п.). Этими принципами руководствовались и все последующие архитекторы метрополитена (когда им не мешала власть, боровшаяся с «архитектурными излишествами»).
Его судьба сложилась так, что он много лет был связан с транспортным строительством: главный архитектор «Метропроекта» и «Метростроя» в 1941 – 1943 гг., главный архитектор Центральной архитектурной мастерской НКПС-МПС в 1943 – 1947 гг., главный архитектор «Мосгипротранса» с 1947 г. Здесь он прославился, кроме станций метро, проектами вокзалов в Брянске, Евпатории, Днепропетровске, Симферополе и Сочи. Два последних стали воистину жемчужинами русского зодчества ХХ века.
Родился Алексей Николаевич в семье учёного-почвоведа, почётного гражданина Вологды, управлявшего имениями в Харьковской губернии. В 1930 г. окончил инженерно-архитектурный отдел Харьковского технологического института, но вместо диплома получил справку об окончании, поскольку не стал изучать украинский язык и не сдал соответствующего экзамена (русский город Харьков, основанный при царе Михаиле Фёдоровиче ещё до воссоединения Украины с Россией, тогда был столицей УССР, и насильственная украинизация великороссов была делом государственной важности). Диплом ему всё же выдали, когда он уже стал известным архитектором.
Первые три года по распределению работал в Харькове, участвовал в проектировании «соцгородов» в Донбассе, Харьковского автодорожного института и разрабатывал конкурсный проект гигантского Дворца Советов в Москве (на месте уже снесённого Храма Христа Спасителя). За этот проект получил 1-ю премию, а переехав в Москву, продолжал работать на всех стадиях проектирования Дворца.
Самое заметное, и заметное издалека, сооружение А.Н. Душкина – одно из 7-ми высотных «сталинских» зданий в Москве: 24-этажный корпус Министерства транспортного строительства у Красных ворот. А последним его творением стало здание гигантского «Детского мира» на пл. Дзержинского (Лубянской) в Москве.
После приснопамятного Постановления 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» Алексей Николаевич, будучи в расцвете творческих сил (52 года), с должности главного архитектора «Мосгипротранса» был снят и проектированием больше не занимался, а всю оставшуюся часть жизни преподавал в Московском архитектурном институте.
Станция метро «Кропоткинская» (колонная трехпролетная мелкого заложения, Сокольническая линия), 1935 г. «Гран-при» на выставках в Париже и Брюсселе, первая из Сталинских премий в области архитектуры. Использованы мотивы древнеегипетской архитектуры – подземных безоконных дворцов и храмов, освещаемых лишь масляными светильниками вверху колонн, т.е. светом, отражённым от потолка. Кто-то это заметил и донес главному куратору Метростроя Л.М. Кагановичу. Но Душкин остроумно отреагировал: «У них дворцы для фараонов, а у нас – для народа». В 1935 г. станцию посетил министр иностранных дел Англии А. Иден и захотел познакомиться с автором. Сопровождавший его Каганович велел вызвать Душкина, но выяснилось, что тот сидит в Бутырках по недоразумению, после чего архитектора выпустили. Алексей Николаевич потом с благодарностью вспоминал английского министра, ибо «недоразумение» могло бы затянуться на много лет.
Станция метро «Маяковская», (трёхсводчатая, Горьковская линия), 1938 г. Первая в Европе станция глубокого заложения не с массивными пилонами, а со стальными колоннами, создающими открытое пространство. Колонны и арки облицованы полосами из нержавеющей стали. Самая красивая станция, по мнению москвичей. Проект её получил «Гран-при» на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 г. Мозаичные плафоны в центральном зале выполнены по эскизам выдающегося художника А.А. Дейнеки. Станция знаменита также тем, что 6 ноября 1941 г. на ней состоялось торжественное заседание Моссовета, партийных и общественных организаций, посвящённое годовщине Октябрьской революции, на котором выступил И.В. Сталин.
Станция метро «Новослободская» (пилонная трёхсводчатая глубокого заложения, Кольцевая линия), 1952 г. Проект выполнен совместно с А.Ф. Стрелковым, учеником Душкина, и стал победителем конкурса. Идея А.Н. Душкина «сделать что-то сказочное» воплощена 32-мя витражами из цветного стекла, подсвечиваемыми изнутри, которые действительно производят сказочное впечатление. Витражи играют и вспомогательную роль – они как бы уменьшают массивность и тяжесть пилонов. Выполнены витражи по эскизам выдающегося художника П.Д. Корина.
Вокзал в Симферополе, 1946–1951 гг. Изумительное по красоте и планировке здание, образец «южной» архитектуры, сразу создающее у приезжего ощущение тёплого, солнечного юга. Построено из белого инкерманского камня в послевоенном советском стиле «триумф» с использованием итальянских мотивов. Основное здание – симметричное в плане, а по двум сторонам от него устроены две аркады, создающие пространство для внутреннего «итальянского» дворика. Над ним должны были соорудить прозрачную кровлю и создать там зимний сад, но замысел архитектора не был реализован. Похожий вокзал (но не копия) был построен в Сочи (1952 г.).
Вокзал в Днепропетровске, 1945 –1951 гг. В здании всего два этажа с мансардой, но оно производит впечатление величественного сооружения. Построено на фундаменте старого вокзала, разрушенного в годы войны, что ограничило возможности архитектора и усложнило его работу.
Здание Минтрансстроя у Красных ворот, 1947–1953 гг. (в соавторстве с молодым архитектором Б.С. Мезенцевым), Сталинская премия. От 6-ти остальных «сталинских» высоток отличается большей лёгкостью и изяществом. В центральной части 24 этажа, высота со шпилем 138 м, в боковых крыльях расположены квартиры. Здание построено на месте, где существовали триумфальные Красные ворота в честь победы над Наполеоном (разрушены в 1927 г.), храм Трёх Святителей, в котором крестили М.Ю. Лермонтова (разрушен в 1928 г.), и дом, где родился поэт (разрушен в 1930-е гг. в связи с расширением Садового кольца). В 1941 г. площадь у Красных ворот власти назвали Лермонтовской.
«Детский мир», 1953–1957 гг. (современное фото). Крупнейший в своё время торговый центр не только в СССР, но и в Европе. Имеет 7 наземных и 2 подземных этажа. Первое в СССР здание с эскалаторами. Проект разработан в стиле сталинского классицизма, в процессе строительства проект заставили упростить (декор и мозаичное панно, выполненное П.Д. Кориным, исключили), но довести до полного хрущёвского «аскетизма» не успели. Создавалось как часть ансамбля пл. Дзержинского (ныне Лубянской). Для придания огромному зданию лёгкости применены высокие аркады с витражами. Собственником здания ныне является компания «Галс-Девелопмент» со штаб-квартирой в Москве. Вызывает недоумение составленная из букв «Д» и «М» огромная 6-конечная звезда («Звезда Давида») на крыше – один из символов государства Израиль.
Валерий Васильевич Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств