Великий архитектор «подземелья Алексей Душкин

Из цикла «Бриллианты русской культуры»

Бывший СССР  Новости Москвы  Иосиф Сталин 
0
170
Время на чтение 6 минут
Фото: Из интернет-источников

Период середины 1930-х – начала 1950-х годов, или Сталинская эпоха, стал эпохой расцвета русской архитектуры всего ХХ века (с добавлением сюда и первой четверти XXI века). Видимо, этому способствовали благоприятные условия для творчества, и главным «условием», как это ни горько признать либералам, было «тоталитарное» Постановлением ЦК ВКП(б) в 1932 году «О перестройке художественных организаций»).

Москва тогда стала одной из архитектурных столиц мира. Увы, с тех пор она скатилась в архитектурном отношении до уровня, о котором говорить не стоит, ибо уровень верхнего этажа – это вовсе не уровень искусства.

В те годы творила целая плеяда выдающихся и, скажем без ложной скромности, гениальных зодчих. Одним из них был Алексей Николаевич Душкин (1904–1977), 120 лет со дня рождения которого исполнилось в этом году. На его счету не так уж много построенных объектов, но это – уникальные, неповторимые сооружения и здания, которые ежедневно радуют глаз тысячам и тысячам людей.

К ним, прежде всего, нужно отнести пять станций Московского метрополитена – «Кропоткинскую», «Маяковскую», «Площадь Революции», «Автозаводскую» и «Новослободскую», каждая из которых являет собой архитектурный шедевр. В 2009 г. среди москвичей был проведён опрос, и из 163 станций, существовавших в том году, самой первой по красоте они назвали «Маяковскую» (25%), второй «Новослободскую» (10%), а третьей «Площадь Революции» (9%).

А.Н. Душкин был не просто архитектором, а архитектором-идеологом метростроения. Ещё в 1930-е годы он сформулировал основные принципы проектирования подземных станций: 1) чёткое выявление несущих конструкций (т.е. не драпировка колонн, арок, сводов, а их подчёркивание), 2) обилие света и использование его как самостоятельного архитектурного средства (потом это средство стали использовать и для наземных зданий, подсвечивая их ночью), 3) тематическое единство архитектуры и изобразительных средств (скульптур, горельефов, мозаик, витражей, панно и т.п.). Этими принципами руководствовались и все последующие архитекторы метрополитена (когда им не мешала власть, боровшаяся с «архитектурными излишествами»).

Его судьба сложилась так, что он много лет был связан с транспортным строительством: главный архитектор «Метропроекта» и «Метростроя» в 1941 – 1943 гг., главный архитектор Центральной архитектурной мастерской НКПС-МПС в 1943 – 1947 гг., главный архитектор «Мосгипротранса» с 1947 г. Здесь он прославился, кроме станций метро, проектами вокзалов в Брянске, Евпатории, Днепропетровске, Симферополе и Сочи. Два последних стали воистину жемчужинами русского зодчества ХХ века.

Родился Алексей Николаевич в семье учёного-почвоведа, почётного гражданина Вологды, управлявшего имениями в Харьковской губернии. В 1930 г. окончил инженерно-архитектурный отдел Харьковского технологического института, но вместо диплома получил справку об окончании, поскольку не стал изучать украинский язык и не сдал соответствующего экзамена (русский город Харьков, основанный при царе Михаиле Фёдоровиче ещё до воссоединения Украины с Россией, тогда был столицей УССР, и насильственная украинизация великороссов была делом государственной важности). Диплом ему всё же выдали, когда он уже стал известным архитектором.

Первые три года по распределению работал в Харькове, участвовал в проектировании «соцгородов» в Донбассе, Харьковского автодорожного института и разрабатывал конкурсный проект гигантского Дворца Советов в Москве (на месте уже снесённого Храма Христа Спасителя). За этот проект получил 1-ю премию, а переехав в Москву, продолжал работать на всех стадиях проектирования Дворца.

Самое заметное, и заметное издалека, сооружение А.Н. Душкина – одно из 7-ми высотных «сталинских» зданий в Москве: 24-этажный корпус Министерства транспортного строительства у Красных ворот. А последним его творением стало здание гигантского «Детского мира» на пл. Дзержинского (Лубянской) в Москве.

После приснопамятного Постановления 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» Алексей Николаевич, будучи в расцвете творческих сил (52 года), с должности главного архитектора «Мосгипротранса» был снят и проектированием больше не занимался, а всю оставшуюся часть жизни преподавал в Московском архитектурном институте.

Станция метро «Кропоткинская» (колонная трехпролетная мелкого заложения, Сокольническая линия), 1935 г. «Гран-при» на выставках в Париже и Брюсселе, первая из Сталинских премий в области архитектуры. Использованы мотивы древнеегипетской архитектуры  подземных безоконных дворцов и храмов, освещаемых лишь масляными светильниками вверху колонн, т.е. светом, отражённым от потолка. Кто-то это заметил и донес главному куратору Метростроя Л.М. Кагановичу. Но Душкин остроумно отреагировал: «У них дворцы для фараонов, а у нас – для народа». В 1935 г. станцию посетил министр иностранных дел Англии А. Иден и захотел познакомиться с автором. Сопровождавший его Каганович велел вызвать Душкина, но выяснилось, что тот сидит в Бутырках по недоразумению, после чего архитектора выпустили. Алексей Николаевич потом с благодарностью вспоминал английского министра, ибо «недоразумение» могло бы затянуться на много лет.

Станция метро «Маяковская», (трёхсводчатая, Горьковская линия), 1938 г. Первая в Европе станция глубокого заложения не с массивными пилонами, а со стальными колоннами, создающими открытое пространство. Колонны и арки облицованы полосами из нержавеющей стали. Самая красивая станция, по мнению москвичей. Проект её получил «Гран-при» на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 г. Мозаичные плафоны в центральном зале выполнены по эскизам выдающегося художника А.А. Дейнеки. Станция знаменита также тем, что 6 ноября 1941 г. на ней состоялось торжественное заседание Моссовета, партийных и общественных организаций, посвящённое годовщине Октябрьской революции, на котором выступил И.В. Сталин.

Станция метро «Новослободская» (пилонная трёхсводчатая глубокого заложения, Кольцевая линия), 1952 г. Проект выполнен совместно с А.Ф. Стрелковым, учеником Душкина, и стал победителем конкурса. Идея А.Н. Душкина «сделать что-то сказочное» воплощена 32-мя витражами из цветного стекла, подсвечиваемыми изнутри, которые действительно производят сказочное впечатление. Витражи играют и вспомогательную роль – они как бы уменьшают массивность и тяжесть пилонов. Выполнены витражи по эскизам выдающегося художника П.Д. Корина.

Вокзал в Симферополе, 1946–1951 гг. Изумительное по красоте и планировке здание, образец «южной» архитектуры, сразу создающее у приезжего ощущение тёплого, солнечного юга. Построено из белого инкерманского камня в послевоенном советском стиле «триумф» с использованием итальянских мотивов. Основное здание – симметричное в плане, а по двум сторонам от него устроены две аркады, создающие пространство для внутреннего «итальянского» дворика. Над ним должны были соорудить прозрачную кровлю и создать там зимний сад, но замысел архитектора не был реализован. Похожий вокзал (но не копия) был построен в Сочи (1952 г.).

Вокзал в Днепропетровске, 1945 –1951 гг. В здании всего два этажа с мансардой, но оно производит впечатление величественного сооружения. Построено на фундаменте старого вокзала, разрушенного в годы войны, что ограничило возможности архитектора и усложнило его работу.

Здание Минтрансстроя у Красных ворот, 1947–1953 гг. (в соавторстве с молодым архитектором Б.С. Мезенцевым), Сталинская премия. От 6-ти остальных «сталинских» высоток отличается большей лёгкостью и изяществом. В центральной части 24 этажа, высота со шпилем 138 м, в боковых крыльях расположены квартиры. Здание построено на месте, где существовали триумфальные Красные ворота в честь победы над Наполеоном (разрушены в 1927 г.), храм Трёх Святителей, в котором крестили М.Ю. Лермонтова (разрушен в 1928 г.), и дом, где родился поэт (разрушен в 1930-е гг. в связи с расширением Садового кольца). В 1941 г. площадь у Красных ворот власти назвали Лермонтовской.

«Детский мир», 1953–1957 гг. (современное фото). Крупнейший в своё время торговый центр не только в СССР, но и в Европе. Имеет 7 наземных и 2 подземных этажа. Первое в СССР здание с эскалаторами. Проект разработан в стиле сталинского классицизма, в процессе строительства проект заставили упростить (декор и мозаичное панно, выполненное П.Д. Кориным, исключили), но довести до полного хрущёвского «аскетизма» не успели. Создавалось как часть ансамбля пл. Дзержинского (ныне Лубянской). Для придания огромному зданию лёгкости применены высокие аркады с витражами. Собственником здания ныне является компания «Галс-Девелопмент» со штаб-квартирой в Москве. Вызывает недоумение составленная из букв «Д» и «М» огромная 6-конечная звезда («Звезда Давида») на крыше – один из символов государства Израиль.

Валерий Васильевич Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Васильевич Габрусенко
«Он брался за безнадёжные дела…»
Из цикла «Великие мужи России»
23.05.2025
Покоритель Кавказа
Из цикла «Забытые полководцы»
15.05.2025
Царь Павел – первый и единственный
Из цикла «Русские гении»
19.04.2025
Отец вирусологии
Из цикла «Русские гении»
17.04.2025
«Его можно сравнить только с иконописцами Древней Руси»
Из цикла «Бриллианты русской культуры»
04.04.2025
Все статьи Валерий Васильевич Габрусенко
Бывший СССР
Праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
Сегодня мы также вспоминаем дьяка Тимофея Осипова, инока Иакинфа (Бичурина), художника Н.К.Зацепина, А.А.Васильчикова, академика А.И.Соболевского, архитектора А.В.Щусева, философа А.Ф.Лосева, актера О.Н.Ефремова, поэта Н.А.Мельникова, публициста Г.М. Шиманова
24.05.2025
День памяти воина-мученика Евгения Родионова
Сегодня мы также вспоминаем актера В.Н.Андреева-Бурлака, протоиерея Феодора Андреева, летчиков В.Ф.Абрамова и А.В.Ворожейкина и режиссера Г.А.Товстоногова
23.05.2025
«Святитель Тихон и духовный подвиг народа»
В Чебоксарах прошли IX Межрегиональные Свято-Гурьевские образовательные чтения
22.05.2025
Все статьи темы
Новости Москвы
«Вы вносите неоценимый вклад в укрепление духовных ценностей»
Известные государственные и церковные деятели поздравляют Святейшего Патриарха Кирилла с днем тезоименитства
24.05.2025
«Вы являетесь редким священником, в котором сочетается церковное и общественное служение»
К 40-летию монашеского пострига игумена Кирилла (Сахарова)
24.05.2025
От креста до Креста. Поэма
23 мая 1996 годы был умучен воин Евгений Родионов
22.05.2025
Все статьи темы
Иосиф Сталин
О врагах, дураках и «друзьях» русского народа
Что касается Украины – «заложницы сшибки двух мировых проектов», она не субъект, а объект мировой игры, она давно приговорена к разделу
22.05.2025
Как создавалась и расширялась Украина
Открытым остаётся вопрос о будущей западной границе России
22.05.2025
Церковь всегда поддерживала свой народ
По словам Владимира Путина, Русская Православная Церковь всегда первой вставала на защиту Отечества
22.05.2025
Как «устраняли» Сталина и «излишнее русофильство»...
Пересмотр культурной политики периода «культа личности» охватил практически все сферы советского искусства
21.05.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Европа скоро поднимет дикий визг о необходимости перемирия на Украине
Новый комментарий от Владимир Николаев
24.05.2025 09:30
ПТУ поднимут Россию
Новый комментарий от Советский недобиток
24.05.2025 06:14
Как Царская песня стала гимном Великой Отечественной войны
Новый комментарий от Советский недобиток
24.05.2025 06:05
Мединский и журавли
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.05.2025 01:29
Крест и щит русской экзистенции: дух победы и архетипы русской души
Новый комментарий от Игорь Бондарев
23.05.2025 19:14