Часть первая
В подзаголовок статьи я вынес высказывание (надеюсь, теперь уже достаточно известное) уважаемого мной игумена Евстафия Жакова (кстати, публичный донос на него со стороны зятя Л. Решетникова, по моему, только добавляет отцу Евстафию комплиментарности). Думаю, что для него, как человека, умудрённого опытом, понятия «священник» и «поп» весьма смыслоразличимы. Ну, например, в плане экзистенции: священник служит, а поп монетизирует. То есть последнее даже работой назвать нельзя (помните, как у Блока: «Почему дырявят древний собор? – Потому, что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой».
Процитирую отца Евстафия еще: «Конечно, руки у попов готовы ко всему: и не только брать деньги, но еще и греться на политической сфере». Вот, про некоторых таких персонажей речь сегодня и пойдёт. Это — два священнослужителя (один протоиерей и один архиепископ), которые любезно согласились участвовать в «фильме» и наполнить её своими бесподобными комментариями.
Первый наш герой — протоиерей Александр Тимофеев, заведующий библейским кабинетом Московской духовной академии. Вот, что он говорит о В.И. Ленине и мавзолее: «Болезненная фиксация на культе смерти, как бы попытка бороться с Божественным словом фактически. ''Нет, мы, вот, не умрём вопреки Божественной воле, ухватимся, если не за жизнь в собственном смысле, то за жизнь, вот, в такой сохранности тела, в таком извращенном болезненном виде''». Но дело в том, что мы имеем забальзамированное тело великого русского врача Н.И. Пирогова, и типологически его захоронение абсолютно идентично с захоронением В.И. Ленина: покойный лежит в стеклянном саркофаге ниже уровня земли, над его захоронением выстроено здание – церковь св. Николая. Мало того, захоронение Пирогова такого типа было одобрено церковными властями. На этот факт уже обратил внимание П. Расинский. Тогда, по логике протоиерея Тимофеева, в случае Пирогова мы имеем всё то же самое: «Болезненная фиксация на культе смерти, как бы попытка бороться с Божественным словом фактически...» (и далее по тексту).
А что же мы тогда имеем в лице собственно протоиерея Тимофеева? Либо это невежество (протоиерей просто не знает про захоронение Пирогова?!), либо же мы можем уподобить мысль протоиерея фасеточному зрению стрекозы: здесь вижу/здесь не вижу, здесь скажу/здесь умолчу, здесь играем/а здесь рыбу заворачиваем... Еще два «перла» протоиерея Тимофеева уже подробно разобрал протодиакон Владимир Василик: оказывается, Иуда и фарисеи были социалистами... Страшусь спросить: если человек, торгующий информацией за деньги, и группа лиц, дающих деньги в рост — это социалисты, то кто же тогда капиталисты?!
Интересно, все современные преподаватели МДА таковы, как протоиерей Тимофеев, или всё же он являет собой досадное недоразумение? Хотелось бы думать, что он — исключение.
Давайте посмотрим на высказывания выпускника МДА, архиепископа Зеленоградского Саввы (Тутунова), коий на сегодняшний день является викарием Патриарха Московского и всея Руси. Архиепископ Тутунов в «фильме» утверждает, что мавзолей должен быть разрушен. Эти слова, аки прометеев огонь, активно и радостно разносят по интернету разного рода его симпатизанты. Возникает вопрос: почему до сих пор в прокуратуру не подано заявление о проверке данного высказывания на экстремизм, поскольку предлагается разрушить историческое здание, входящее в перечень объектов культурного наследия ЮНЕСКО (коммунисты, ау!). Или у нас ныне архиерейская панагия — это что-то вроде депутатской неприкосновенности? Или, слегка перефразируя английского классика, я спрошу так: перед законом все равны, но, видимо, есть те, кто немножко равнее? Думаю, что если бы архиепископа Тутунова вызвали в прокуратуру для дачи разъяснений, это было бы полезно и обществу и государству.
Но я, собственно, про другое. В «фильме» архиепископ Тутунов называет В.И. Ленина демоном (буквально: «Он был демоном»). Слово «демон» в любой христианской традиции (не только в Православии) имеет четкое семантическое поле. Демон — это бес, падший ангел. В.И. Ленин был человеком (со всеми своими достоинствами и недостатками). Человек, согласно любой христианской традиции, — творение Божие, наделенное разумом и свободой воли, т.е. говоря по-иному, имеющее все признаки самостоятельного бытия. Поэтому допустимо сказать, что в человека вселился бес, человек стал одержим бесом и т.д., но однозначно отождествить человека с бесом — это какая-то чудовищная ересь, основанная на элементарной безграмотности.
В качестве сравнения приведу абзац из статьи львовской журналистки, размещенной на РНЛ. Не соглашаясь с ней по многим пунктам, я все же отмечу, что она оказалась богословски более подкованной, чем целый патриарший викарий: «Ильич утренние молитвы, в отличие от, к примеру, семинариста Сталина, не читал… Не произносил Ленин прошение к Ангелу Хранителю: «Не даждь места лукавому демону обладати мною, насильством смертного сего телеси». Вот и случилось с «вождём» то, о чем он не молил Боженьку: лукавый демон сыграл с ним злейшую шутку».
При этом архиепископ Тутунов — не писатель и не пиит (в рамках художественного дискурса возможны разного рода гиперболы да метафоры). Нет! В «фильме» он сидит не в пиджаке с бабочкой и не в джинсах, а в церковном облачении, надевши себе на перси панагию. В этом случае всякие там гиперболы исключены. Удивительно, но в своём высказывании архиепископ Тутунов переплюнул даже лютеранского пастора Ричарда Вурмбрандта, автора книги «Маркс и Сатана», из которой, по мнению Егора Яковлева, были заимствованы основные сюжетные линии «фильмы». Книга Вурмбрандта густо замешана на разного рода оккультной мути, мавзолей назван там «капищем Сатаны», а тело В.И. Ленина — мумией. Но, насколько мне известно, прямого отождествления В.И. Ленина с демоном там нет.
И чтобы закончить тему, приведу (на всякий случай) слова святителя Тихона (Беллавина), чётко и ясно расставляющие акценты в этом вопросе: «По канонам Православной церкви возбраняется служить панихиду и поминать в церковном служении умершего, который был при жизни отлучён от церкви. Так было со Львом Толстым. Но Владимир Ильич Ленин не отлучён от православной церкви высшей церковной властью, и потому всякий верующий имеет право и возможность поминать его. Идейно мы с Владимиром Ильичом Лениным, конечно, расходились, но я имею сведения о нём как о человеке добрейшей и поистине христианской души».
Что мы имеем в сухом остатке? А имеем мы странный коктейль из скудоумия (или откровенных манипуляций) и ереси. И всё это звучит из уст православных священнослужителей. Стоит ли обращаться за разъяснениями к Синодальному отделу по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ? Думаю, что нет, поскольку там дают ответы очень многозначные и обтекаемые, что-то навроде того, что высказывания носят «пограничный характер». Такими «пограничными» выражениями можно, в принципе, оправдать всё, что угодно: от площадной брани до любой дремучей ереси.
Просто давайте еще раз вспомним совет отца Евстафия и откроем Евангелие. «Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15: 13-14). Не знаю, как вы, а лично я не хотел бы оказаться в одной яме с этими двумя персонажами.
Алексей Поздняков, православный публицист, Санкт-Петербург
74. Ответ на 47, Дмитрий_белорус:
Тогда, месяц назад, потерял эту ветку.
Дмитрий, в очередной раз удивляюсь Вашему незнанию. И неумению при этом незнании самостоятельно отыскать факты.
Это не было единичным случаем. Нет, это не была борьба со святынями. Это было небрежение к святыням со стороны самих же церковных деятелей.
Синод, даже если что и узнавал, мало что мог в условиях тотального невежества. Епархиальные власти весьма часто видели в старине лишь хлам и уничтожали её под видом ремонта.
73. Ответ на 68, Бузина Олесь:
Прочтите хотя бы книгу Л. А. Беляева "Христианские древности: введение в сравнительное изучение". Узнаете много нового.
72.
Трепло.Даже не понимает,куда его занесло. Как все фарисеи.
71. Ответ на 57, учитель:
70. Ответ на 56, учитель:
Ты, раввин безбожный, лжёшь как дышишь.
Не буду разбирать твою типичную хазарскую клевету на православную Русь.
Только несколько фактов по грамотности:
к концу правления Александра II грамотных было менее 9%. За царствование Александра III таковых было уже 20%, а среди мужчин - 30%.
К концу правления святого Николая II таковых было уже по разным данным 35-50%, а среди молодых юношей - под 90%.
Из этой динамики ясно видно, что уже в эпоху правления государя Алексея Николаевича грамотность была бы всеобщая.
А вот в период революции, Гражданской войны и 1920-е ликбез значительно замедлился.
Но самое главное - это не само умение читать (можно с умом и слушать), а содержание читаемого. При "царизме" это преимущественное душеполезное, при ваших красных хазарах - душепагубное.Лев Николаевич Толстой в рассказе " О голоде" пишет, что крестьяне покупали и ели картофельную ботву. Так царизм относился к простым людям, хуже чем к собакам. А древние иконы и фрески поновляли все кому не лень. Даже " Троицу " Андрея Рублева богомазы - артельщики правили. Одну из икон Рублева после революции нашли в дровяном сарае. Культура - это не про царскую Россию , то мрак невежества . Как известно , даже Историю Российской империю немцы писали, мол, заезжие варяги - конунги приплыли и основали государство среди туземцев............................................................................... ....................................................................................................................................................................... Среди варягов был и пролетариат. И буржуазию пролетариат варяжский ненавидел свирепо..... (вам буржуинам было нелегко)
69. Ответ на 51, учитель:
Все подобные аргументы нетрудно релятивировать. Вот, например, в XIX веке, при Николае I Незабвенном, сбили все фрески с переяславского Спасо-Преображенского собора времен Юрия Долгорукого. И за ненадобностью утопили в озере. Как всегда, "это другое"?...................... .......................................................................................................................................................................
Нужно для начала привести фактуру дела. Почему сбивали? Была ли это борьба с церковными святынями? Что говорил по этому поводу Святейший Синод? Был ли это единичным случаем или какой-то системной политикой?
То, что ваша компания будет обелять сатану, если вдруг окажется, что он верный почитатель Маркса и Ленина, сомнений нет никаких........................................................................................ Если 80% при царе было неграмотно, какая разница мужикам, какие там фрески - древние или артельные богомазы написали. Сколько потом Советские реставраторы очищали древнерусской живописи от артельных поновлений. Кто вообще учил Истории страны крепостных мужиков , их меняли на кошек и собак. Темные века царщины.................................... .......................................................................................................................................................................Учитель, Вы талантливый человек. Вы в совершенстве владеете советским языком..... Это ваш крест.
68. Ответ на 45, Константин В.:
Все подобные аргументы нетрудно релятивировать. Вот, например, в XIX веке, при Николае I Незабвенном, сбили все фрески с переяславского Спасо-Преображенского собора времен Юрия Долгорукого. И за ненадобностью утопили в озере. Как всегда, "это другое"?///////////////////////////////////// ///////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////Сбить фреску невозможно. Её можно закрасить или соскоблить... Вы сейчас "уподобляетесь" бандеровцам (и жидо-бандеровцам... из песни... как говориться). Правда типа: Йихний цар Мыкола пукав у церкви ... специяльно.... ни слова не сказав, о возрасте в 1,5 года.... Правда? Ну, да. наверное кто то даже слышал.... так и с Евангелием (к огромному сожалению) часто. Иногда к месту, а иногда ... ох, в суе.... (если фреска старая... ничего не видно... ремонт нужно делать.... штукатурку содрать, положить новую и новую фреску .....ать.
67. Ответ на 42, Константин В.:
Нехристианская не значит антихристианская. За много веков Церковь не вынесла по этому поводу никакого осуждения.
Иакова, между прочим, забальзамировали в Египте.
Обычай скорейшего захоронения возник у иудеев из-за представления о нечистоте мертвого тела. У христиан такого представления нет. Поэтому, хотя и принято хоронить на третий день, лучше не умствовать зря................................................................................................................................ ...........................................................................................................................................................................Вы определитесь. Иудей Вы или православный... А то тут на форуме.... (да уж).... В антисемитизме обвиняют тех, кто вего лишь намекает крещённым и некрещённым евреям, что перед написанием (наступлением) хоть великого, хоть малого постов нужно отречься от заблуждений иудаизма.... ну, и ленинизма тоже....(читай: от мумифиувций, кремаций и других форм надругательства над человеческими останками)
66. Ответ на 36, Дмитрий_белорус:
65. Ответ на 20, Константин В.:
P.S. Кстати: Вы, видимо, не в курсе (или выразились неверно), но сейчас почти всех бальзамируют перед погребением........................................................................................................................................ ...........................................................................................................................................................................Юноша, Вы в своём уме? Кто кого бальзамирует? Мы не в Египте живём.... И, вообще, не дайте себя забальзамировать (в крематорий отправить себя тоже не дайте). Я на полном серьёзе. Не смотря на наши расхождения. Так - неправильно, не по православному (как минимум).