Основатель критического реализма

Из цикла «Бриллианты русской культуры»

0
124
Время на чтение 8 минут
Фото: «Автопортрет», 1848

Реализм в литературе и искусстве писатель М. Горький однажды разделил на два вида – социалистический и критический. Социалистический – это когда отображают только хорошее и веру в светлое будущее, критический – когда внимание сосредоточивают на пороках жизни и отображают только плохое. Понятно, что критическому реализму в советской действительности, а социалистическому в царской действительности места быть не могло.

Основоположником критического реализма в живописи считается выдающийся русский художник Павел Андреевич Федотов, 210-летие со дня рождения которого отмечается 5 июля с. г. Он также был и основоположником городского бытового жанра. Картины его беззлобно подшучивали над вечными во все времена слабостями и недостатками людей («Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора», «Завтрак аристократа»). Каждая из них могла бы быть темой юмористического рассказа или басни (а «Разборчивая невеста» и была написана на тему басни И.А. Крылова). В небольших по размерам полотнах, он большое внимание уделял прорисовкам деталей – интерьерам и предметам быта, игравших свою важную роль в сюжете и сразу вводивших зрителя в обстановку, в которой жили его герои.

Власти не видели в картинах Федотова сатиры на общественный уклад (иначе его не избрали бы академиком Императорской Академии художеств), желчи в его произведениях было куда меньше, чем в «Ревизоре» его современника Н.В. Гоголя. Однако по проложенному им пути впоследствии пошло большинство художников-передвижников, придерживавшихся либеральных взглядов и сатирически изображавших уже не столько нравы, сколько сам общественный строй. Это был уже тот самый, Горьковский, критический реализм, который внёс свой вклад в расшатывание государства, закончившееся Катастрофой 1917 года.

Павел Андреевич был из тех многогранно талантливых людей, кого называют «русскими самородками». Он играл на гитаре и фортепиано, пел в хоре, сам сочинял стихи и писал на них музыку. Родился он в Москве, в бедной семье отставного поручика, с 11 лет учился в Первом Московском кадетском корпусе, в 15 лет произведен в унтер-офицеры, в 17 лет окончил корпус с отличием (с занесением на мраморную доску почёта) и произведён в фельдфебели. Его любимыми предметами были химия, математика и литература. Через год (1833 г.) произведён в прапорщики и направлен в Лейб-гвардии Финляндский полк, где прослужил более 10 лет и вышел в отставку капитаном.

Вспоминая годы раннего детства, Федотов писал: «Наша многочисленная родня состояла из людей простых, неуглаженных светской жизнью; наша прислуга составляла часть семейства, болтала передо мной и являлась нараспашку… <…> Все, что вы видите на моих картинах (кроме офицеров, гвардейских солдат и нарядных дам), было видно и даже отчасти обсуждено во время моего детства…».

Человек остроумный, весёлый и общительный, имевший множество друзей, он обладал изумительной памятью (раз прочитав книгу, запоминал ее почти дословно, раз увидев человека, мог по памяти нарисовать его портрет) и наблюдательностью – уменьем быстро уловить характер человека и передать его на картине. Еще в кадетские годы он мастерски рисовал шаржи и карикатуры на своих товарищей, на преподавателей, и на себя тоже, а служа в полку – карандашные и акварельные портреты своих сослуживцев. По вечерам он посещал курсы рисования в Академии художеств.

В 1837 г. летний лагерь полка посетил великий князь Михаил Павлович. По поводу этого события 22-летний художник написал картину «Встреча в лагере Финляндского полка…» (хранится в Русском музее), по совету командира полка подарил ее великому князю и получил восторженный отзыв с бриллиантовым перстнем и долгосрочным отпуском в придачу. Затем последовало еще несколько картин из военной тематики, одну из которых («Освящение знамён в Зимнем дворце, обновлённом после пожара») великий князь показал своему брату Императору Николаю I, и тот повелел «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб. ассигнациями в месяц». В 1844 г. 29-летний капитан вышел в отставку «с правом ношения мундира» и целиком посвятил себя живописи.

В 1849 г. три картины Федотова – «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора» были представлены на ежегодной академической выставке и произвели сенсацию. Картины имели колоссальный успех, небывалый со времён «Помпеи» К. Брюллова, заслужив, по словам художника и критика А.Л. Бенуа, «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова». Совет Академии присвоил художнику звание академика и, что немаловажно, – ежегодную, в дополнение к пенсии, дотацию кабинета Его Величества «для поощрения достойных художников». Он стал популярным живописцем, получал заказы от знатных персон и писал замечательные портреты, полные света и лиризма, и уже без всякой иронии.

В 1851 – 1852 гг. в творчестве художника наступил перелом. Он всё чаще стал обращаться к мистике, к мыслям о напрасности человеческого существования. Подавленностью пронизаны его картины «Вдовушка», «Игроки» и «Анкор, ещё анкор!», а две последние и написаны несвойственными ему широкими мазками, без прорисовки деталей, с неясными контурами. Потом друзья стали обращать внимание на странности его поведения, которые, в конце концов, перешли в помешательство. Окончил свои дни Павел Андреевич 14 ноября 1852 года в больнице Всех скорбящих в Петербурге в возрасте 37-ми лет. Похоронили его на Смоленском православном кладбище, в 1936 году прах перенесли в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.

По счастью, почти все лучшие произведения Павла Андреевича Федотова хранятся в России – в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ) и Государственном Русском музее (ГРМ), лишь одно («Игроки») в советское время было подарено Киеву.

«Свежий кавалер», или (авторские названия) «Утро чиновника, получившего первый крестик», или «Последствия пирушки», 1846, ГТГ.

Мелкий чиновник за долгую усердную службу получил орден Св. Станислава 3 степени (самая низкая награда в Российской Империи) и накануне устроил у себя пирушку В тесной комнате на маленьком столе в беспорядке бутылки и посуда, под столом – осколки посуды, на спинке стула – парадный мундир, рядом – гитара с порванными струнами и раскрытая книжка (чиновник читает!). Сам он, уже далеко не юноша, стоит в простеньком халате с босыми ногами, но с папильотками на голове для завивки волос Его распирает гордость и чувство собственной важности. Выпятив нижнюю губу, он показывает свой орден кухарке (которая, судя по округлому животу, не только кухарка), а та насмешкой сбивает с него спесь –показывает его прохудившийся сапог.

«Разборчивая невеста», 1847, ГТГ.

Тема картины была подсказана одноименной басней И.А. Крылова: «…Чтоб в одиночестве не кончить веку, // Красавица, пока совсем не отцвела, // За первого, кто к ней присватался, пошла:// И рада, рада уж была, // Что вышла за калеку». Невеста (судя по интерьеру комнаты – из богатой семьи) ещё далеко не отцвела, а для привлекательности и подрумянилась, и благосклонно принимает коленопреклонение немолодого, горбатого, но солидного, безукоризненно одетого и, видимо, искренне влюблённого соискателя руки. За дверью – переживающие за результат родители (отец даже крестится). Видимо, жениху они согласие дали, а чем ответит дочь, ещё не знают. При создании картины автор тщательно изучал и зарисовывал предметы интерьера, женские украшения и даже ткани, из которых сшита одежда героев.

«Сватовство майора», 1848, ГТГ.

Типичная ситуация той эпохи. С одной стороны – офицер-дворянин для поправки своего материального благосостояния, сильно пошатнувшегося в играх и кутежах, готов взять богатую невесту из более низкого купеческого сословия, с другой – купец и купчиха готовы отдать дочь за сомнительного жениха, чтобы породниться с дворянством и поднять свой социальный статус. Картина – как фотография момента спектакля, где всё пронизано единым действием.

«Завтрак аристократа», или (авторское название) «Не в пору гость», 1850, ГТГ.

Казаться больше, чем есть, – вечная человеческая болезнь. Гость ещё не вошёл, но молодой человек с набитым ртом напуган его визитом и старается спрятать свой скудный завтрак. На нём дорогая восточная (модная в то время) одежда, на полу богатый ковёр, на нём пудель, стриженный по моде, в комнате благородная мебель. Мятая колода карт под столом, афиша спектакля с ироническим названием «Устрицы» на стуле выдают в нём игрока и завсегдатая театра. Ясно, что молодой человек спускает богатое наследство своего батюшки, испытывает нужду и боится, чтобы об этом не узнали друзья, перед которыми он продолжает выдавать себя за богатого аристократа.

«Вдовушка», 1851 – 1852, ГТГ.

Глубоко драматический сюжет. Показано безысходное горе молодой женщины, ждущей ребенка. За долги мужа имущество распродается: опечатаны дверь в соседнюю комнату и корзина с посудой. Собственностью вдовы остались только потрет мужа, икона, библия да пяльцы для вышивания (на полу): Толчком к написанию картины послужила гибель мужа сестры художника, оставившего ее без средств к существованию.

Валерий Васильевич Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Васильевич Габрусенко
«Квинтэссенция нашей авиации»
Из цикла «Русские гении»
23.07.2025
Покоритель Закавказья
Из цикла «Забытые полководцы»
26.06.2025
«Будь в Америке такой Мичурин…»
Из цикла «Русские гении»
07.06.2025
«Он брался за безнадёжные дела…»
Из цикла «Великие мужи России»
23.05.2025
Покоритель Кавказа
Из цикла «Забытые полководцы»
15.05.2025
Все статьи Валерий Васильевич Габрусенко
Последние комментарии
Пришло время
Новый комментарий от Туляк
09.08.2025 07:43
Раскручивание ленинской темы в оккультистском ключе – удар по Церкви
Новый комментарий от Александр Волков
09.08.2025 06:45
Монархию России – только конституционную!
Новый комментарий от Игорь Бондарев
09.08.2025 06:34
Сталин и антисистемы. Репрессии 1936-38 гг.
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
09.08.2025 03:28
Когда заарботает Русский Магнит?
Новый комментарий от prot
08.08.2025 23:34
«Родина-Мать в огне… Защита Родины – превыше всего»
Новый комментарий от С. Югов
08.08.2025 22:22
«О! Сколько нам событий чудных готовит Просвещенья дух...»
Новый комментарий от C. Гальперин
08.08.2025 20:51