Реализм в литературе и искусстве писатель М. Горький однажды разделил на два вида – социалистический и критический. Социалистический – это когда отображают только хорошее и веру в светлое будущее, критический – когда внимание сосредоточивают на пороках жизни и отображают только плохое. Понятно, что критическому реализму в советской действительности, а социалистическому в царской действительности места быть не могло.
Основоположником критического реализма в живописи считается выдающийся русский художник Павел Андреевич Федотов, 210-летие со дня рождения которого отмечается 5 июля с. г. Он также был и основоположником городского бытового жанра. Картины его беззлобно подшучивали над вечными во все времена слабостями и недостатками людей («Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора», «Завтрак аристократа»). Каждая из них могла бы быть темой юмористического рассказа или басни (а «Разборчивая невеста» и была написана на тему басни И.А. Крылова). В небольших по размерам полотнах, он большое внимание уделял прорисовкам деталей – интерьерам и предметам быта, игравших свою важную роль в сюжете и сразу вводивших зрителя в обстановку, в которой жили его герои.
Власти не видели в картинах Федотова сатиры на общественный уклад (иначе его не избрали бы академиком Императорской Академии художеств), желчи в его произведениях было куда меньше, чем в «Ревизоре» его современника Н.В. Гоголя. Однако по проложенному им пути впоследствии пошло большинство художников-передвижников, придерживавшихся либеральных взглядов и сатирически изображавших уже не столько нравы, сколько сам общественный строй. Это был уже тот самый, Горьковский, критический реализм, который внёс свой вклад в расшатывание государства, закончившееся Катастрофой 1917 года.
Павел Андреевич был из тех многогранно талантливых людей, кого называют «русскими самородками». Он играл на гитаре и фортепиано, пел в хоре, сам сочинял стихи и писал на них музыку. Родился он в Москве, в бедной семье отставного поручика, с 11 лет учился в Первом Московском кадетском корпусе, в 15 лет произведен в унтер-офицеры, в 17 лет окончил корпус с отличием (с занесением на мраморную доску почёта) и произведён в фельдфебели. Его любимыми предметами были химия, математика и литература. Через год (1833 г.) произведён в прапорщики и направлен в Лейб-гвардии Финляндский полк, где прослужил более 10 лет и вышел в отставку капитаном.
Вспоминая годы раннего детства, Федотов писал: «Наша многочисленная родня состояла из людей простых, неуглаженных светской жизнью; наша прислуга составляла часть семейства, болтала передо мной и являлась нараспашку… <…> Все, что вы видите на моих картинах (кроме офицеров, гвардейских солдат и нарядных дам), было видно и даже отчасти обсуждено во время моего детства…».
Человек остроумный, весёлый и общительный, имевший множество друзей, он обладал изумительной памятью (раз прочитав книгу, запоминал ее почти дословно, раз увидев человека, мог по памяти нарисовать его портрет) и наблюдательностью – уменьем быстро уловить характер человека и передать его на картине. Еще в кадетские годы он мастерски рисовал шаржи и карикатуры на своих товарищей, на преподавателей, и на себя тоже, а служа в полку – карандашные и акварельные портреты своих сослуживцев. По вечерам он посещал курсы рисования в Академии художеств.
В 1837 г. летний лагерь полка посетил великий князь Михаил Павлович. По поводу этого события 22-летний художник написал картину «Встреча в лагере Финляндского полка…» (хранится в Русском музее), по совету командира полка подарил ее великому князю и получил восторженный отзыв с бриллиантовым перстнем и долгосрочным отпуском в придачу. Затем последовало еще несколько картин из военной тематики, одну из которых («Освящение знамён в Зимнем дворце, обновлённом после пожара») великий князь показал своему брату Императору Николаю I, и тот повелел «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб. ассигнациями в месяц». В 1844 г. 29-летний капитан вышел в отставку «с правом ношения мундира» и целиком посвятил себя живописи.
В 1849 г. три картины Федотова – «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора» были представлены на ежегодной академической выставке и произвели сенсацию. Картины имели колоссальный успех, небывалый со времён «Помпеи» К. Брюллова, заслужив, по словам художника и критика А.Л. Бенуа, «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова». Совет Академии присвоил художнику звание академика и, что немаловажно, – ежегодную, в дополнение к пенсии, дотацию кабинета Его Величества «для поощрения достойных художников». Он стал популярным живописцем, получал заказы от знатных персон и писал замечательные портреты, полные света и лиризма, и уже без всякой иронии.
В 1851 – 1852 гг. в творчестве художника наступил перелом. Он всё чаще стал обращаться к мистике, к мыслям о напрасности человеческого существования. Подавленностью пронизаны его картины «Вдовушка», «Игроки» и «Анкор, ещё анкор!», а две последние и написаны несвойственными ему широкими мазками, без прорисовки деталей, с неясными контурами. Потом друзья стали обращать внимание на странности его поведения, которые, в конце концов, перешли в помешательство. Окончил свои дни Павел Андреевич 14 ноября 1852 года в больнице Всех скорбящих в Петербурге в возрасте 37-ми лет. Похоронили его на Смоленском православном кладбище, в 1936 году прах перенесли в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.
По счастью, почти все лучшие произведения Павла Андреевича Федотова хранятся в России – в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ) и Государственном Русском музее (ГРМ), лишь одно («Игроки») в советское время было подарено Киеву.
«Свежий кавалер», или (авторские названия) «Утро чиновника, получившего первый крестик», или «Последствия пирушки», 1846, ГТГ.
Мелкий чиновник за долгую усердную службу получил орден Св. Станислава 3 степени (самая низкая награда в Российской Империи) и накануне устроил у себя пирушку В тесной комнате на маленьком столе в беспорядке бутылки и посуда, под столом – осколки посуды, на спинке стула – парадный мундир, рядом – гитара с порванными струнами и раскрытая книжка (чиновник читает!). Сам он, уже далеко не юноша, стоит в простеньком халате с босыми ногами, но с папильотками на голове для завивки волос Его распирает гордость и чувство собственной важности. Выпятив нижнюю губу, он показывает свой орден кухарке (которая, судя по округлому животу, не только кухарка), а та насмешкой сбивает с него спесь –показывает его прохудившийся сапог.
«Разборчивая невеста», 1847, ГТГ.
Тема картины была подсказана одноименной басней И.А. Крылова: «…Чтоб в одиночестве не кончить веку, // Красавица, пока совсем не отцвела, // За первого, кто к ней присватался, пошла:// И рада, рада уж была, // Что вышла за калеку». Невеста (судя по интерьеру комнаты – из богатой семьи) ещё далеко не отцвела, а для привлекательности и подрумянилась, и благосклонно принимает коленопреклонение немолодого, горбатого, но солидного, безукоризненно одетого и, видимо, искренне влюблённого соискателя руки. За дверью – переживающие за результат родители (отец даже крестится). Видимо, жениху они согласие дали, а чем ответит дочь, ещё не знают. При создании картины автор тщательно изучал и зарисовывал предметы интерьера, женские украшения и даже ткани, из которых сшита одежда героев.
«Сватовство майора», 1848, ГТГ.
Типичная ситуация той эпохи. С одной стороны – офицер-дворянин для поправки своего материального благосостояния, сильно пошатнувшегося в играх и кутежах, готов взять богатую невесту из более низкого купеческого сословия, с другой – купец и купчиха готовы отдать дочь за сомнительного жениха, чтобы породниться с дворянством и поднять свой социальный статус. Картина – как фотография момента спектакля, где всё пронизано единым действием.
«Завтрак аристократа», или (авторское название) «Не в пору гость», 1850, ГТГ.
Казаться больше, чем есть, – вечная человеческая болезнь. Гость ещё не вошёл, но молодой человек с набитым ртом напуган его визитом и старается спрятать свой скудный завтрак. На нём дорогая восточная (модная в то время) одежда, на полу богатый ковёр, на нём пудель, стриженный по моде, в комнате благородная мебель. Мятая колода карт под столом, афиша спектакля с ироническим названием «Устрицы» на стуле выдают в нём игрока и завсегдатая театра. Ясно, что молодой человек спускает богатое наследство своего батюшки, испытывает нужду и боится, чтобы об этом не узнали друзья, перед которыми он продолжает выдавать себя за богатого аристократа.
«Вдовушка», 1851 – 1852, ГТГ.
Глубоко драматический сюжет. Показано безысходное горе молодой женщины, ждущей ребенка. За долги мужа имущество распродается: опечатаны дверь в соседнюю комнату и корзина с посудой. Собственностью вдовы остались только потрет мужа, икона, библия да пяльцы для вышивания (на полу): Толчком к написанию картины послужила гибель мужа сестры художника, оставившего ее без средств к существованию.
Валерий Васильевич Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук