Касимов – город великого прошлого

Об истории и достопримечательностях города на Оке

Российская Империя  Царская Россия  Традиционные духовно-нравственные ценности России 
0
3183
Время на чтение 15 минут
Фото: ryazpressa.ru

Городец (как назывался в древние времена город Касимов) был основан в верхнем и среднем течении р. Бабенки как племенной центр финно-угорского народа мещёра. В IX веке он развился как опорный и торговый центр на Волго-Окском торговом пути. К XI-XII вв. Городец попадает под влияние Рязанского княжества, и начинается славянизация.

Сегодня уже можно считать опровергнутой дату основания Городца в 1152 г. Великим князем Юрием Долгоруким. Факт существования Городца (Градца) уже в начале 11-го века подтверждается археологическими раскопками, по данным которых центр домонгольского Городца был расположен на месте городища Земляной Струг в среднем течении речки Бабенки, к востоку от современного центра Касимова.

Известно, что Городец крестил в период между 1010 и 1015 гг. святой князь-страстотерпец Глеб Владимирович Муромский (ок. 987—1015), сын равноапостольного Великого князя Владимира Крестителя, уже это доказывает, что городу уже больше тысячи лет! Факт крещения подтверждается надписью на камне, находившемся рядом с Георгиевским храмом и утопленным в реке Оке. Текст надписи выглядел так: «Городец сей получилъ крещенiе чрез святого великого князя Глеба Владимiровича престоль свой имеющего въ Муроме». Скорее всего, тогда же монахами из Мурома, пришедшими вместе с князем, был основан и Богоявленский монастырь.

Авторы уже писали о том, что в нашем Городце умер святой благоверный Великий князь Александр Невский. Именно в Городце 14 ноября 1263 г., незадолго до кончины, всенародный любимец принял схиму с именем Алексий в нашем монастыре. В Городце на Волге, который традиционно считается местом кончины Великого князя, монастыря в то время не было! Некоторые историки и сегодня обвиняют архитектора, историка, археолога, механика, изобретателя, топографа и несостоявшегося купца Ивана Сергеевича Гагина (1771-1844) в том, что он имел выгоду от указания места смерти Александра Невского (именно он в своей работе, которую опубликовал в 1843 г., доказал, что место смерти русского героя Городец Мещёрский). Но ведь очевидно, что невозможно было доставить к 23 ноября во Владимир из Городца Волжского тело скончавшегося 14 ноября князя, из-за большего расстояния, так как путь от Городца Волжского до Владимира на 350 вёрст длиннее, чем от Городца Мещёрского.

Поэтому закономерно, что бюст святого, созданный на средства одного из авторов В.В. Камшилова, легко вписался в облик Касимова, за ним ухаживают юнармейцы и к нему пролегли уже туристические тропы. В ближайшем будущем, надеемся по соседству, как символ братства двух народов, будет возведён и бюст касимовскому хану Саин-Булату, принявшему православие с именем Симеон и ставшему на короткое время русским царем Симеоном Бекбулатовичем.

Ещё в конце XVIII в. нашем городе видны были валы Городца Мещёрского, как в Переяславле Залесском или в Юрьеве, уничтоженные только при генеральном межевании. В основе город представлял типичное для того времени «мысовое городище», защищённое естественными преградами: речкой Бабенкой, протекавшей вокруг крепости с севера и северо-востока, полноводной Окой — с юго-запада и запада. Правда, сама крепость не на стрелке мыса, которая расположена в низине, а повыше, от Оки. Имелись и древо-земляные укрепления. По сведениям И.С. Гагина, укрепления имели периметр в 672 сажени. Это и крутой земляной вал, по верху которого шёл частокол из брёвен, поставленных вертикально, вплотную друг к другу. По углам крепости и над воротами возвышались деревянные башни.

После монгольского разорения в XIII в. центр города переносится в район Старого Посада. На этом месте располагался Городец в XIII – середине XVI века. Известно, что Городец Мещёрский отправил Дмитрию Донскому целый полк ратников на Куликовскую битву…

В 1391 г. Мещера передана Тохтамышем великому московскому князю Василию I Дмитриевичу (1389-1425). Так наш городок был присоединён к Московскому великому княжеству.

К концу 14-го века возник Новый Низовый Городец. Выстроен он был заново выше по течению р. Оки на 600 саженей (в 1400 метрах). Проживали в нём мещёра и мордва и пришлые русские и татарские поселенцы. В городке они соседствовали, роднились, заимствовали друг у друга бытовые обряды, обычаи. К 15-му в. мещёра уже была сильно славянизирована, но местное население ещё сохраняло свою языковую и культурную самобытность. Новый Низовой Городец с округой по договору 1402 г. между рязанским великим князем Фёдором Олеговичем и Великим московским князем Василием I Дмитриевичем переходит вновь к Рязанскому княжеству.

В сентябре 1445 г. на мещёрских землях, где преобладали татары, мещёра и мордва, казанский хан Улу-Мухаммед для своего второго сына Касима создал юрт вокруг г. Городец, который Касим завоевал ещё в 1444 г. вместе с братом Якубом. С 1452 г. Касим стал жить здесь постоянно, вместе с ним сюда переселись татары из Звенигорода, Казани и Хаджи-Тархана (Астрахани). С 1471 г. Касимовское царство (ханство) уже находилось в прямой зависимости от великого князя московского, и оно просуществовало свыше 200 лет. За этот период произошло тесное переплетение двух культур — русской и татарской! Изменился облик города и его окрестностей. Только в г. Касимове можно увидеть, как мечеть мирно соседствует с православным храмом, русский язык звучит рядком с татарским, а традиции двух народов органично вписываются в быт жителей современного города.

Всего правителей было 17, все они Чингизиды, т.е. по своему статусу они были выше и эмиров Средней Азии, и Рюриковичей. Мещёрские ханы имели подворья и палаты в Москве со времён Василия Тёмного. Здесь исповедовался ислам суннитского толка. Создателем и первым правителем (в 1452-1469 гг.) Касимовского царства был царевич Касим, сын казанского хана Улу-Мухаммед. Во время его правления, как и во время правления его брата Якуба и сына Данияра, была относительная независимость Касимовского ханства от московских князей, что следует из того, что сюда первым приезжал Иоанн III.

В сер. XVI в., вероятно сразу после взятия Казани в 1552 г., административный центр города переносится на новое место, там, где сейчас расположена Ханская мечеть и мавзолей касимовского хана Шах-Али.

Н.И. Шишкин писал в своей «Истории города Касимова с древнейщих времён» так: «Когда Иоанн, приобщившись святых тайн, сел на коня, выехал на поле битвы, то при нем находился и Касимовский царь Шах-Али. Когда город был взят, Шах-Али один из первых явился с поздравлением к Иоанну; подъехавши к нему, он произнёс: “Буди, Государь, здрав победив супостаты и на своей вотчине на Казани во веки». На это Иоанн отвечал Шах-Али: «Царе Господине! Тобе, брату нашему, ведомо много есми к ним посылал, чтобы похотели покою и тебе жестокость их ведома, каким злым ухищрением во многия лета лгали, и Бог милосердный праведный суд показал нам милосердие своё, а им мстил кровь христианскую”! При торжественном въезде Иоанна в побеждённую Казань, рядом с ним находился Шах-Али. По прекращении войны с Казанью, Шах-Али с своими татарами возвратился в свою столицу Касимов».

Отдельная тема – Мещёрские казаки. Они составили первые пограничные части служилых казаков на границах Московского государства. В дореволюционных публикациях бытовало мнение, что само название «казак» состоит из двух монгольских слов: «ко» (броня, латы, защита), и «зах» (межа, рубеж, граница). Отсюда козах, казак — защитник границы. А.Л. Станиславский утверждал, что «в тюркских языках слово «казак» означает свободный человек, искатель приключений». Термин «казаки» постоянно употреблялся в тех случаях, где речь шла о служилых татарах в России. На службу русским князьям вместе с татарскими царевичами приходили не татары, а татары-солдаты, из которых и состоял кадр служилого войска. Этой особенностью — военным характером профессиональной службы — казаки отличались от массы «простых татар». Городовые казаки составляли четвёртый разряд русской конницы. Они наделялись поместными землями, будучи обязанными по первому требованию быть готовыми к походу. Земли давались большей частью в пограничных местах, где нужны люди для защиты от внешних нападений. К такому разряду и относились поместные казаки мещёрских мест.

Городские, служивые татарские казаки составляли регулярное войско Касимовского царства, которое в исламских источниках называлось Мещера-юрт или Иски-юрт. По данным А.М. Орлова, из числа мещёрских казаков создавались отряды сопровождения дипломатических миссий в Крым, Турцию, Ногайские Орды, Сибирь и т.д. В «Касимовской энциклопедии» есть отдельная статья «Касимовские татары — станичники, толмачи, переводчики посольского приказа ХVII в.» (автор А.В. Беляков). Цитируем: «Станичниками являлись мусульмане или, в некоторых случаях, крещёные татары — подданные русского царя. На это указывают их имена. Будучи по рождению связаны с исламским миром, досконально зная его обычаи, они более всего подходили для подобной службы. Если к этому добавить постоянную напряжённость между мусульманским и христианским мирами, то понятно стремление правительства иметь на этих постах людей, с одной стороны, единой ментальности с представителями Востока, и, с другой, — лояльных по отношению к Русскому государству и хорошо знакомых с православным миром (или выросших в нем). Высказывалось мнение, что станицы — постоянные конные отряды для сопровождения посольств — по преимуществу набирались из касимовских татар. В пользу последнего говорит и то, что г. Касимов и касимовские татары находились под непосредственным управлением Посольского приказа. К тому же это место компактного проживания татар находилось в непосредственной близости от Москвы!» «Давление властей на казачью вольницу усилилось во времена походов Ивана Грозного на Казань, в результате чего усилилось бегство мещёрских казаков в Подонье и Поволжье, где возникают все новые вольные казацкие общины...». Поэтому Мещёра сыграла большую роль в формировании донского казачества. Происходило это постепенно в XV—XVII вв. В.Н. Татищев писал, что «начало сих казаков (донских) из двух мест: одни жили в Мещёре по городкам...»

По данным П. Небольсина, в 1557-58 гг. в Сибирь направляются служилые казаки во главе с Девлеткозя и Сабаном Рязановыми. В 1567 г. Иван Грозный посылает экспедицию, во главе которой стояли Иван Петров и Бурнаш Ялычев, которые были убиты по приказу сибирского хана Кучума. Мещерские казаки во главе с атаманом Матвеем Мещеряком были и в составе отряда Ермака.

Весной 1626 г. хан Альп-Арслан скончался, ему наследовал сын Сеид-Бурхан (в крещении Василий) Арсланович (правил в 1626-1679 гг.), которому на момент смерти отца было всего около двух лет. Фактически регентами малолетнего Сеид-Бурхана стали его мать (и старшая из жён Арслана) Фатьма-Султан-Бинем-Сеитовна и дед Ак-Мухаммед Шакулов. В 1638 году в Москве у церкви Петра и Павла отмечался особый двор Касимовского царевича Сеид-Бурхан Арслановича. Находился он в урочище Кулишки, где в Белом городе издревле селилась московская знать. Характерно, что Сеид-Бурхан в московских документах носил уже не титул «царя касимовского», а лишь «царевича».

Писцовая книга 1627 даёт Касимову следующее описание: «Город Касимов деревянный, рублен в одну стену, крыт тёсом. Около города осыпь, в городе двое ворот: одни проезжие, другие водяные. На воротах две башни. Промеж проезжих и водяных ворот шесть башен глухих... В городе два колодца: один у пороховой казны, другой у водяных ворот. В городе соборная церковь... изба съезжая, да анбар, под ним погреб, а в погребе лежат пушки и пушечные запасы и пороховая казна. Слобода татарская, а в ней мизгит, или мечеть, каменная, а против тое мечети двор царевичей, Сеид-Бургана, дом и ворота каменные».

Москва проявляла уважение к ханской семье, сохраняла их владения. Однако при том, что обращение в православие касимовской знати проводилось и ранее, и всегда добровольно, Романовы стали настаивать на крещении молодого хана Сеид-Бурхана. Ещё хан Арслан препятствовал крещению мурз, в Москву неоднократно поступали жалобы, а также грамоты воевод о том, что царь Араслан Алеевич «бусурманит» новокрещённых татар и русских людей. В конце 1653 года царевич Сеид-Бурхан крестился под именем Василия Арслановича, что, однако, не помешало ему остаться касимовским правителем. Это было нарушением старого порядка, согласно которому правителем мог быть только мусульманин, и свидетельствовало об упадке Касимовского ханства и его близком конце. Впрочем, после принятия православия хан проводил много времени в Москве, участвуя в церемониях двора. На иерархической лестнице он стоял выше самых именитых бояр, уступая место лишь представителям грузинских царских семей. На приёмах иностранных послов он сидел «в ферезее золотной» по правую руку царя. Когда Алексей Михайлович венчался (1671) с Натальей Кирилловной Нарышкиной, Василий Арсланович исполнял почётные обязанности «сидячего в Государеву сторону».

Касимовский царевич — православный святой! Василий Арсланович был женат на дочери русского боярина Никифора Юрьевича Плещеева (Чермного) — воеводы, стольника. У них было восемь детей. Василий Арсланович за двухсотлетнюю историю ханства был первым христианским царевичем Касимова, а один из его сыновей — царевич Иаков — прославился своей святой жизнью. В то время духовным центром касимовского края был Касимовский Казанский женский монастырь. Он был основан как ковчег для хранения чудотворного древнего Казанского образа Богородицы в 1627 году старицей Иустинией в благодарность за исцеление. Монастырь был построен на землях касимовских царевичей и пользовался особенным покровительством Василия Арслановича и матери его царицы Фатимы.

При Василии Арслановиче в самом Касимове было уже 9 православных церквей, а татарская мечеть была только одна. Иноверцы — магометане-татары и язычники-мордва — все более и более обращаются к христианской вере, нередко принимая христианство целыми деревнями и селениями. Особенно много в это время потрудился над распространением христианства в Касимовском крае архиепископ Рязанский и Муромский Мисаил. Он лично, переезжая из села в село, из деревни в деревню, проповедовал христианскую веру и крестил обращавшихся. Закоренелые магометане и язычники, видя массовый переход своих единоверцев в христианскую веру, с особенною силою озлоблялись на проповедников христианства и ненавидели обращавшихся. Так архиепископ Мисаил мученической кончиной запечатлел свой апостольский подвиг — он был поражен в самое сердце стрелою озлобленных язычников и скончался в апреле 1656 г.

После смерти сына Фатима была назначена последней правительницей Касимовского царства. Царица Фатима, по преданию, тайная христианка (!). Она заботилась о Казанском монастыре и полностью содержала сестёр на свои средства.

Жизнь же царевича Иакова была тесно связана с Казанским монастырём. О царевиче Иакове дошли до нас скудные сведения. А его портрет, хранившийся в келье игуменьи Казанского монастыря, сгорел во время пожара. На нём царевич был изображён «молодым человеком в возрасте около 25 лет, стоящим во весь рост, с открытой головой, в длинной одежде. Волосы на голове коротко подстрижены и лежат прядями несколько набок, заметны небольшие уста и маленькая борода; цвет волос чёрный. Лицо царевича продолговатое, худое и очень бледное». Потомок язычника Чингисхана, от имени которого трепетали целые народы, стал образцом кротости и христианской любви даже после своей смерти!

В начале XVII в. по данным археологических исследований начинает заселяться территория, где сейчас располагается административный центр города. Он расположен между Успенским (Больше-Ямским) и Николаевском оврагами. На этой территории располагался Касимовский кремль, Вознесенский собор и Успенская церковь. Исследования, проведённые рязанскими и московскими археологами в Соборном парке и других местах этого района, выявили, что культурный слой здесь начал формироваться не раньше конца XVI — начале XVII вв., и Касимовский кремль тоже был построен в этот же период. В кремле располагалась резиденция воеводы, который контролировал действия касимовских ханов.

«Касимовская Невеста». Шёл 1647 год. Московский царь Алексей Михайлович захотел жениться, и было решено объявить смотр невест. Практика откатана ещё отцом царя, а потому считалась верной. Полетели гонцы-бояре по городам русской земли в поисках красавиц. В Касимов прибыл боярин Пушкин и разведал, что в семье несостоятельного боярина Рафа Всеволожского, который жил в нескольких верстах от Касимова в имении, подросла и расцвела дочь-красавица Евфимия, которой велено с семьёй прибыть в Москву. Там из 200 девушек теремными бабами да мамками в итоге отобраны шесть — милые, здоровые. Из шести выбирать уже полагалось самому царю-жениху. Выбор пал на дочь касимовского дворянина Всеволожского Евфимию (Ефимью) Фёдоровну Всеволожскую (1629 или 1630 — 1657) — царская невеста, выбранная Алексеем Михайловичем, но в результате интриг сосланная и уступившая место Марии Милославской. Когда царь пошёл с невестой под венец, вдруг той стало дурно, упала без чувств. Родственники царя обвинили отца невесты в том, что хотел выдать замуж за государя больную дочь. За это Всеволожские — сосланы в Сибирь. Позже выяснилось, что Фима здорова. Заговор завистливых бояр, окружавших царя. Голову стянули так, что от высокого давления случился обморок, вот и весь фокус! Государь разрешает Всеволожским вернуться в Касимов. Однако Евфимия так и не вышла замуж, оставаясь верной царю до конца.

Пётр I дважды был в Касимове, точнее проплывал мимо по р. Оке в рамках военных походов. Первый раз — в 1695 г. (Азовский поход). Известно, что царь останавливался в с. Дединово, Переяславле Рязанском и Касимове, прошёл мимо Елатьмы. Второй — в 1722 г. (Персидский поход). Проезд царя Петра не остался без внимания местных жителей — появились легенды. Одна гласит: Пётр I, проезжая через город, по ошибке принял мечеть за церковь и перекрестился на неё. Когда же узнал об оплошности — велел мечеть разрушить. И даже выстрелил сам по минарету! На древних рисунках навершие минарета другое! Касимовские мусульмане начали умолять царя отменить решение. Татары «накрыли поляну» великому Государю: охота в касимовских лесах на медведя и увеселительные мероприятия в дубовой роще на правом берегу реки Оки… Пётр I пошёл навстречу, но ретивые исполнители к этому времени уже начали демонтаж культового сооружения. Так мечеть и оставалась полуразрушенной вплоть до 1768 г., пока Екатерина II не соизволила издать указ, дающий право татарам построить новую мечеть на месте старой... Царь также участвовал в строительстве каменного храма Богоявления, ранее именуемого Георгиевской церковью.

Там же, близ Георгиевской церкви, похоронен поручик лейб-гвардии Преображенского полка, «Царь Касимовский» — «шут» Пётра I, Иван Алексеевич Балакирев (1699-1763). Екатерина I официально утвердила титул царя касимовского, с которым Балакирев и прожил до смерти. И в 1725 г. пожаловала экс-шуту — дом, оделила: Татарской слободой, Старым посадом, Улановой горой, сельцами Селищи, Баромыково и др. Сделав блестящую карьеру шута при дворе Анны Иоанновны, формально оставался последним владыкой Касимовского ханства.

В конце 18-го века при Екатерине II, которая согласилась на восстановление мечети на том же фундаменте, была построена каменная одноэтажная мечеть с четырёхскатной крышей, а в начале 19 века здание надстроили вторым этажом, выполненным из кирпича, внутренние помещения отделали мрамором. В таком виде Ханская мечеть сохранилась до наших дней. Сама Екатерина II не бывала в Касимове. Однако сюда часто приезжали сподвижники, водившие дружбу с Баташёвыми — заводчиками и землевладельцами. Хозяйство Баташёвых по выплавке чугуна было третьим в России и составляло 11,6%. Г.А. Потемкин поддерживал А. Баташёва. И, конечно, Андрей Баташёв поставлял оружие для армии, и продукцию (персики и ананасы зимой) ко двору, а императрице посылались дорогие подарки: украшения, изделия с заводов, выполненные мастерами и т.д. При Екатерине II в Касимове учреждена городская дума. Потомки Баташёвых известны заводами в Сынтуле и Гусе-Железном, Унженским (в селе Ермолово), Верхне-Унженским и др. Андрей и Иван Родионовичи Баташёвы — крупнейшие сталепромышленники, основатели и владельцы полутора десятков заводов в начале 1783 г. получили дворянство.

Касимовцы были в ополчении 1812 года. В Касимове работал госпиталь, где лечил раненых с Бородино — отец писателя Ф.М. Достоевского.

В 1837 г. Проездом с Нижегородской ярмарки город посетил наследник престола, цесаревич Александр Николаевич — будущий император Александр II. Первыми встречали татары и помогли вытащить из грязи застрявшую карету. Наследник путешествовал по России в сопровождении наставника и воспитателя Василия Андреевича Жуковского, русского поэта. Александр Николаевич познакомился с жизнью города. Сколько успел, рассказывал И.С. Гагин, который вручил гостю рисунок с изображением города. В знак благодарности наследник престола подарил краеведу золотую табакерку, впоследствии пожаловал и золотую медаль. Цесаревич побывал на специально устроенных для него выставках, посетил пикник с участием городской знати в Дубовой роще. Впечатлила гостя панорама Касимова со стороны реки. Шлюпка, на которой сыновья знати перевезли по блату будущего царя, хранилась в павильоне на Набережной, но — сгорел. Местный краевед выброшенный обломыш отнёс в музей. Так и сохранилась часть тесинки бота на котором переплывал Оку будущий Александр II.

Имел касимовские корни и патриарх Алексий II, родственник знаменитых братьев Озеровых: спортивного комментатора и кинорежиссёра. Его предок – Фёдор Фёдорович Ридигер, родившийся в 1813 г., коллежский асессор, Касимовский уездный казначей, сын поручика Федора Ивановича Ридигера и Доротеи-Софии Герцембской.

В начале XVII в Касимове была довольно обширная торговля: «На базаре в городах, в рядах 47 лавок и полулавок; да перед лавками 8 скамей... да за рядами 27 скамей, а торгуют на тех скамьях по четвергам всякими товарами, за рядами же торгуют свежей рыбой рыбники. На площади харчевни посадских людей, хлебные лавки, кабацкий двор большой, кабацкий двор малый, таможенная изба, паром на Оке».

Сегодня в городе 344 магазина и 23 торговых центра с численностью работников 2500 человек. История Касимова неисчерпаема…

Валерий Васильевича Камшилов, атаман Мещерского казачьего войска, кандидат в депутаты Касимовского муниципального округа; Олег Романов, зам. главного редактора Касимовской энциклопедии в 3-х томах

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Васильевич Камшилов
Клыков был бы сегодня на фронте, в первых рядах
В Союзе писателей России прошёл вечер памяти великого русского скульптора
02.11.2024
«Такие люди рождаются раз в сто лет»
Светлой памяти В.М.Клыкова (19.10.1939 — 2.06.2006)
12.10.2024
Духовник всея Руси
К 105-летию со дня рождения архимандрита Кирилла (Павлова)
08.10.2024
И всё-таки Касимов!
Святой князь Александр Невский умер в Касимове, жителей которого крестил князь-страстотерпец Глеб
15.08.2024
«Война закончится, и будет построен главный славянский храм»
Беседа с казачьим генералом, Председателем Совета Атаманов России
06.08.2024
Все статьи Валерий Васильевич Камшилов
Олег Владимирович Романов
И всё-таки Касимов!
Святой князь Александр Невский умер в Касимове, жителей которого крестил князь-страстотерпец Глеб
15.08.2024
Русский царь — татарин из Касимова
О жизни и судьбе государя Симеона Бекбулатовича (Саин-Булата)
25.03.2024
Иоанн Грозный и Мещёра
Бывал ли первый русский Царь в Касимовской земле?
28.01.2024
«Радуйся, Георгие, великий Победоносче»
В Касимове состоялась служба в память о святом великомученике Георгии Победоносце
06.05.2023
Все статьи Олег Владимирович Романов
Российская Империя
Колчак – предатель России или герой?
К 150-летию со дня рождения правителя России
18.11.2024
День памяти святителя Ионы, архиепископа Новгородского
Сегодня мы вспоминаем избрание Всероссийского Патриарха, которым стал митрополит Московский Тихон (Беллавин)
18.11.2024
День памяти митрополита Флавиана (Городецкого)
Сегодня мы также вспоминаем павших в бою под Шёнграбеном
17.11.2024
День рождения Царевны-Мученицы Ольги Николаевны
Сегодня мы вспоминаем генералов В.Д.Иловайского и С.К.Гершельмана, министра А.В.Головнина, дирижера А.А.Архангельского, расстрел Московского Кремля большевиками и подвиг героев-панфиловцев
16.11.2024
Славянофилы и «Дом сумасшедших…» графини Евдокии Растопчиной
В защиту честного имени Алексея Степановича Хомякова
15.11.2024
Все статьи темы
Царская Россия
День празднования Шуйской иконы Божией Матери
Сегодня мы также вспоминаем Д.Н.Мамина-Сибиряка, И.М.Сеченова и М.О.Доливо-Добровольского
15.11.2024
Гессенские принцессы и Россия
К 160-летию со дня рождения преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны
12.11.2024
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Обращение православной общественности к Святейшему Патриарху Кириллу
11.11.2024
День памяти святителя Димитрия Ростовского
Сегодня мы также вспоминаем видного государственного деятеля А.Ф.Трепова и поэта В.В.Капниста
10.11.2024
Все статьи темы
Традиционные духовно-нравственные ценности России
Зачем Дерипаска восстанавливает хазарскую синагогу в Тамани?
Об истории, нашей многоконфессиональности и справедливости
18.11.2024
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 1
18.11.2024
Россия – Дом Богородицы
О книге Святейшего Патриарха Кирилла «Царица Небесная и Её покров над Россией» (2023)
18.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Греция – Македония: спор из-за Александра Македонского не утихает
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:48
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Константин В.
18.11.2024 19:37
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Наталья Сидорина
18.11.2024 19:31
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от seaduck
18.11.2024 17:59
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12