Первое, что видят на набережной Оки туристы, прибывающие в Касимов на речных кораблях, да и многие автомобилисты, – это Водяные ворота, или Петровская застава – две колонны в стиле ампир (с двуглавыми орлами). Исстари все прибывающие по Оке входили в Касимов через эти колонны-ворота. Здесь стояла специальная сторожевая будка, где проверяли документы, отмечали прибывший по реке груз, выявляли беглых крепостных, лихих людей. Реконструкция Петровской заставы была проведена в 2002 году к юбилею Касимова.
Дважды посещал Касимов Пётр Первый. Его посещения были связаны с военными походами. Оба раза царь прибывал в Касимов водным путём – по Оке, оба раза – в мае. И сегодня, прогуливаясь по Набережной улице Касимова, можно представить, как Пётр Первый со свитой проходил по этому месту.
К 300-летию кончины Пётра I Алексеевича (1672-1725) – царя всея Руси с 1682 года, первого императора Всероссийского с 1721 года, представителя славной династии Романовых – в Касимове появятся памятные доски в честь его пребывания в г. Касимове. Как примёр патриотизма для молодого поколения! Доски созданы по инициативе и на средства атамана Мещёрского Войска, Председателя Совета Атаманов России, генерал-полковника казачьих войск, советника главы Касимовского муниципального округа И.А. Бахилова по казачеству и патриотической работе Валерия Васильевича Камшилова. Доски будут установлены в трёх местах, где Государь по преданию побывал – у Водяных ворот, на одном из Каменных корпусов города и у Георгиевского храма (здесь в будущем, возможно, появится даже стела).
Хочется напомнить, как посещал Касимов Пётр Первый. В первый раз это случилось в 1695 году, когда царь направлялся по Оке в 1-й Азовский поход. 9 мая утром эскадра военных судов-парусников подошла к Касимову. По распоряжению Петра в пути следования принимались меры к пополнению личного состава кораблей (требовались гребцы на галеры) и запасов провианта. На передовом струге, где находился царь, вёлся в окружавшей его бомбардирской роте походный журнал (он сохранился). Записи делались ежедневно. Пётр пробыл в городе всего 2 часа, но постарался вникнуть в городские дела. По легенде Пётр со свитой поднялся в город по Набережной улице через Заставные или, как их ещё называли, Водяные ворота (ныне на этом месте стоят две увенчанные чугунными полушарами колонны).
Вот как описывает этот поход по Оке русский историк, крупнейший знаток архивных материалов эпохи Петра Первого академик М.М. Богословский (1867-1929). «На царёвой эскадре, – пишет академик в своей книге "Пётр Первый, первый Азовский поход", – вёлся судовой бомбардирский юрнал (журнал), и в том журнале была такая запись: "...6 мая 1695 года проехали Переяславль, к городу приставили суда небольшие. На следующий день миновали Старую Рязань. 8 мая плыли мимо Терехова монастыря (Переяславль – старинное название Рязани, Терехов монастырь – место близ Шилова. – Авт.), 9-го пришли к городу Касимову. Стоит на левой стороне, на горе, и караван стоял у города до полуночи, а многие суда шли мимо". В тот день, 9 мая, Пётр Первый и посетил Касимов.
Вокруг посещения царём нашего города образовалось много преданий. Так, одно предание гласит, что городская знать показала высокому гостю свои достопримечательности, в частности, строившуюся в Пушкарской Слободе Богоявленскую церковь с приделом Георгия Победоносца. Это была первая каменная церковь в Касимове. Она строилась на месте сожжённого татаро-монголами в 1376 году мужского Богоявленского монастыря. Когда-то в монастыре, согласно легенде, жили монахи, присланные Муромским князем святым страстотерпцем Глебом Владимировичем с целью христианизации Мещёрского края. Об этом свидетельствовал большой известняковый камень, долгое время хранившийся в церковном асторе. На камне были высечены знаки, утверждавшие, что Городец был ознаменован святым крещением при князе Муромском Глебе Владимировиче. Если принять во внимание, что князь Глеб был убит в 1015 году, то можно уверенно предположить, что город существовал задолго до его утверждения Юрием Долгоруким.
Строительство Богоявленской (ныне Георгиевской) церкви велось с 1691 года на средства купцов Гагиных, и ко времени первого посещения Петром Первым Касимова (1695 год) уже просматривались её стройные формы. Царь остался доволен и церковью, и местом, на котором она возводилась.
"...А перед светом, – сообщает «бомбардирский юрнал», – пошёл весь караван. День был тихий, а ночью была погода небольшая. 10 мая два раза делали остановку на якоре из-за непогоды; непогодой прибило одно судно к берегу. В ночь на 11 мая прошли мимо города Елатьмы, а следующей ночью, с 11 на 12 мая, в четвёртом часу пополудни достигли Мурома"».
Второе посещение Касимова было во время Персидского похода в 1722 году. Пётр с эскадрой пошёл в 7-м часу утра от села Рубецкого, была гроза, пришли в 7-м часу после полудня к г. Касимову (60 вёрст от с. Рубецкого) и тут стояли часа два, а в 9-м часу пошли и, отойдя от Касимова вёрст с 10-ть, ночевали у берега. Об этом посещении Петром Первым нашего города можно прочитать в исследованиях краеведа Мансурова Александра Порфирьевича (1839-1903). Вот что он писал в марте 1895 года: «…Петр был в Касимове во время Персидского похода. Известно, что царь плыл водой на судах по Москве реке, Оке и далее Волгою до Каспийского моря. ...Из Коломны отправились они на судах Окою в Нижний Новгород, куда прибыли 26-го Мая, т.е. были в плавании около полутора недель, а считая, что Касимов приблизительно на половине пути между Коломною и Нижним, Пётр мог быть в Касимове около 20-го Мая. Посетив Егорьевскую церковь, император спустился опять на берег. Флотилия тотчас и отчалила, царь остался на палубе, и в нескольких верстах ниже города, на левом высоком берегу, увидал старинный сосновый лес, вероятно, принадлежавший также Касимовским царевичам. Последовало распоряжение зачислить его в казну в ведение адмиралтейства для судостроения. Лес этот и сейчас казенный и поныне называется Государев лес, хотя и обратился в редкую поросль, а в то время, говорят, был мачтовый. Затем флотилия вышла из пределов Касимовскаго уезда».
Б.В.Горбунов описывает такой эпизод из посещения Касимова. Направляясь по Оке в Персидский подход, Пётр ещё раз побывал в Касимове и в целом остался доволен состоянием города. В свите Петра I в этом походе находился его придворный, шут и острослов Иван Балакирев (1699-1763), выходец из старинного дворянского рода, в начале XVI в. осевшего в Рязанском княжестве. Когда они проходили мимо Касимова Балакирев узнал, что титул владетеля и правителя города в данный момент никому не принадлежит. Он стал просить у царя позволения именоваться ханом касимовским. Разумеется, царь в шутку дал согласие и повелел именовать Балакирева «Ханом Касимовским». Так в Касимове опять появился «хан». Первоначально этот титул был чисто формальным. Но позднее Балакирев действительно получил право владения бывшими имениями касимовских царей – их домом, Татарской слободой, Старым Посадом, Улановой Горой, сёлами Барамыково, Селище и др. Эти владения он получил позже от императрицы Екатерины I. Она издала указ, по которому Балакиреву был пожалован чин поручика лейб-гвардии Преображенского полка и повелела ему именоваться «царем касимовским».
О пребывании Петра I в Касимове существует ещё и такое предание. Будто он, проходя по реке мимо города, перекрестился на мечеть, приняв её за православный храм. Когда ему сообщили, что это татарская мечеть, он разгневался и приказал разрушить её выстрелами из пушек. Приказ тотчас стали выполнять, запалили пушки, и верх минарета в результате попадания пушечного ядра был снесён (по одной из версий стрелял сам по минарету).
В это время берег реки стал зелёным – это татары в своих зеленых шелковых халатах, на головах тюрбаны, высыпали на берег и стали просить Петра, чтобы он оставил им единственный в городе молитвенный дом. Они сумели убедить царя в этом. Татары, вся местная знать, сбились с ног, чтобы угодить великому Государю. Ему было предложено поохотиться в касимовских лесах. Тогда здесь водились медведи. Охота царю понравилась, понравились и здешние места. Близ села Царицыно. От этого события остался пруд, который был вырыт по велению государя, и получил название – «Царёв пруд». Согласно другому источнику, Пётр Первый распорядился также прекратить строительство мечети, и она оставалась долгие годы недостроенной. Только Екатерина Вторая, к которой обратились с просьбой касимовские татары, дала разрешение на её достройку…
Вероятно в это же время к императору Петру обратились с просьбою посадские люди гор. Касимова освободить их от городоваго дела, т.е. от постройки кругом города стены с башнями и острога. Строительство городской крепостной деревянной стены с башнями, которую касимовцы ставили на месте сгоревшей в пожаре 1679 года, похвалы у Петра Первого не вызвала. Он запретил эту бессмысленную работу, так как, по его мнению, городские деревянные (из дуба и сосны) стены уже не могли иметь прежнего значения, которое имели в давние времена при отражении нападения врага. К тому же сам Касимов давно уже стал «тыловым» городом.
Согласно еще одной легенде, на подходе к Касимову Пётр Первый подарил князю М.М.Голицыну видное с реки красивое место Дубровка (хотя князя М.М.Голицына не было в экспедиции).
Сохранились и указы воеводам Елатьмы, Касимова и Мурома о подготовке гребцов для эскадры. Пётр с эскадрой пошли поутру в 7-м часу, в 6-м часу пополудни пришли к Елатьме (60 вёрст от Касимова) и тут стояли час для перемены гребцов, потом пошли дальше и шли всю ночь и день. Остались записи расходов: 90 мужикам, которые от Касимова до Елатьмы 60 вёрст гребли на галере Его величества, по 4 алтыну на человека. Екатерина дала денег в Елатьме соборному священнику, а также игумену с братией монастыря Рождества Богородицы. Дана резолюция на челобитную крестьянина Антона Иванова (обвинение мирского старосты Родиона Никитина в излишних сборах) с предписанием шацкому воеводе Адриану Раевскому расследовать это дело и виновных послать «в каторжную работу в Питербурх вечно»…
На 1996 год в мире было сооружено 38 памятников Петру Великому, из них 32 – до 1917 года. В России сохранилось 19 памятников, 2 – на Украине (есть ли теперь?), 1 – в Эстонии, по одному в Карловых Варах и Заандаме.
Поэтому очень важна для Касимова памятная доска Петру Великому Валерия Васильевича Камшилова. И она символична. Ведь именно Пётр Первый в 1701 году основал Навигационную школу, переименованную в последствии в Морской кадетский корпус, а В.В. Камшилов – инициатор возрождения кадетских корпусов! Государь – создатель Академии наук, а В.В. Камшилов профинансировал создание первой в мире «Касимовской энциклопедии», откуда можно теперь почерпнуть множество сведений ранее никому неизвестных...
Олег Владимирович Романов, член Российского союза профессиональных литераторов (РСПЛ), Касимов, Рязанская обл.