Иоанн Грозный и Мещёра

Бывал ли первый русский Царь в Касимовской земле?

Иван Грозный  Бывший СССР 
0
33162
Время на чтение 7 минут
Фото: wikipedia.org

Давно идут споры — бывал ли в граде Касимове в пору своих трёх походов на Казань Государь Иван Васильевич Грозный (25 Августа 1530 — †18 Марта 1584), с 1533 года Великий Князь Московский и всея Руси, а позднее Царь Иоанн I Грозный.

Русские войска под предводительством Государя Ивана Грозного совершили три Казанских похода, и во всех трёх походах Царь Иван принимал личное участие. Одной из важнейших военных кампаний молодого Государя были походы с целью завоевать Казанское ханство — источник постоянной угрозы с Востока. Первый поход был с Декабря 1547 — по Март 1548 года, Царю тогда было 17 лет. Второй поход совершался с Ноября 1549 по Март 1550 года, Царю уже исполнилось 19 лет. Маршруты туда и обратно первых двух Казанских походов Царя шли, минуя Мещёру.

Нас особенно интересует третий поход Царя Иоанна на Казань, так как он имеет отношение к Мещёре. Поход начался 16 Июня 1552 года, Казань была взята штурмом 1-2 Октября, и в обратный путь Государь отправился 12 Октября. Тогда Царю было 22 года.

Поход был ознаменован победой и покорением Казанского ханства. В третьем походе проявились организаторские способности, воинская смекалка и умелые действия лично Царя. Сразу после Покрова Пресвятой Богородицы — 2 Октября 1552 года Казань была взята, освобождены многие десятки тысяч русских рабов. Разом была прекращена многовековая работорговля, посредством которой и богатели казанские, ногайские, крымские ханы, османские султаны, генуэзские и венецианские купцы. Без сомнения, Царь тогда с войсками проходил через сёла, которые теперь входят в Гусь-Хрустальный район Владимирской области.

Предшественник района Гусь-Хрустальный уезд был образован декретом ВЦИК от 23 Августа 1926 года в составе Владимирской губернии РСФСР. В уезд вошли части территорий упразднённых Судогодского и Меленковского уездов, а также часть территории Касимовского уезда Рязанской губернии. В 1926 году в состав уезда входило 7 городских и 302 сельских населённых пунктов.

В дозорных книгах 1647 года в будущем Касимовском уезде по левую сторону Егорьевского тракта числилось село Великодворье с церковью при колодцах, с той же стороны тракта упоминалось в 1640 году село Парахино с церковью при речке Гусе. Сёла Великодворье и Парахино указаны в книжных схемах похода Государя, который во Владимире был лишь на обратном пути. В направлении же Казани Государь шествовал минуя Владимир — по старому тракту через Мещёру, о которой местные краеведы правильно пишут, что она не была глухой и непроходимой, как считали историки Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, С.Ф. Платонов и другие, которые в своих трудах «направили» русское войско в сторону Казани через г. Владимир. В Парахино и Великодворье — в Малой Мещёре, и у современной пристани-причале г. Касимова на реке Оке и находят много монет времён Царя Ивана Грозного — серебряных «чешуек». Многие опричники Царя Ивана IV были из касимовских татар и здешних великороссов. В людской молве, веками передававшейся из уст в уста, свидетельствуется о посещении Царем Иваном Грозном здешних храмов, где Государь останавливался помолиться. Его пути навечно запечатлены в очень красивых иконах. В Мещёре и Касимове Государь наверняка был!

Тогда сам собой напрашивается другой вопрос, а был ли Царь Иван Грозный в Елатьме? В период между концом 1360-х и началом 1370-х годов Великий Князь Владимирский и Московский Дмитрий Донской (1350 — †1389) приобрел Елатьму, которая тогда называлась Мордовским городком вместе с Городцом Мещерским, переименованным позже в Касимов, у мещерского князя Александра Уковича (Оковича). Сохранилось договорная грамота между Москвой и Рязанским Князем Олегом Ивановичем (в крещении Иаков, в схиме Иоаким; умер в 1402) Великим Князем Рязанский с 1351 года. Он наследовал княжение по смерти князей Ивана или Василия Александровича, датированных 1381 годом. В грамоте сказано, что Мещёра, купленная Великим Князем Дмитрием Донским у Мещерского князя Александра Уковича (Оковича), остаётся за Москвой. После покупки Мордовский городок поменял название и стал называться Елатьмой. В.Н.Татищев пишет: «Город в Месчере провинции Шатской, на реке. Имя татарское Еглатм — не застав кликать, в калмыцком Елатма — хвастун, самохваст».

Елатьма — бывший город Тамбовской области, а сейчас городское поселение Касимовского района Рязанской области. Советский журналист Михаил Кольцов в 1936 году писал: «За трое суток из Москвы можно доехать до Мадрида, в Сухум, в Новосибирск, в Константинополь. И трое суток надо, чтобы добраться в город Елатьму своей же Московской области. Она запряталась, сия Елатьма, в лесной глуши, на Оке, летом утопает в садах, а весной и осенью утопает в грязи».

В русских летописях о Елатьме есть сведения за 1537 и за 1550 годы. В Пискаревском летописце указано: «В лето 7045 (1537 г.) царь казанский, зиме, генваря, на всеядной неделе, под Муром приходили и сёл и деревень пожёг, от Мурома и до Новгорода воевал. И ходил за царем из Елатьмы князь Михайло Кубенский, а из Володимеря князь Роман Одоевский да Василей Шереметьев, а из Мурома князь Михайло Курбский — тот передовый полк». (Полное собрание русских летописей. Т.34. М., 1978, с. 25). В 1539 году в Елатьме по приказу Царя Ивана Грозного был произведён обмен пленных ногайцев на пленённого татарами князя Семёна Бельского.

В 1550 году елатомский воевода князь Константин Иванович Курлятев вместе с рязанскими воеводами разбил ногайских мурз, явившихся грабить Мещёрский край, и преследовал их «аж до ворот Шацких».

Никоновская летопись, древнейший список которой хранится в архиве РГАДА (ф. 201 Рукописное собрание М.А. Оболенского, №163), упоминает г. Елатьму при описании борьбы с ногайскими мурзами в 1551 году: «А из Елатьмы князь Константин Иванович Курлятев да Семен Шереметев да Степан Сидоров такоже во многых местах Нагай побили».

Елатьма тогда приняла самое активное участие в Казанском походе. Войска Ивана Грозного останавливались по пути в Казань в Елатьме, в которую подходили подкрепления и подвозили продовольствие и боеприпасы. На книжных схемах походов Грозного Государя заход в Елатьму историками почему-то не отмечен. Известно, что когда Русский Царь отправился брать Казань, в передовой полк его войска вошли елатомские ратники под командованием князя Курлятева-Оболенского. В центре Елатьмы (теперь посёлок Елатьма, улица Победы, 4а), на территории бывшей крепости-городища – находилась самая древняя церковь Елатьмы – Рождества Пресвятой Богородицы. Время постройки храма неизвестно. Ранее церковь принадлежала Елатомскому мужскому Рождественскому монастырю XVII-XVIII веков, упраздненного ещё до 1764 года. За участие в Казанском походе Царь разрешил елатомцам, вместо имеющейся у них деревянной церкви Рождества Богородицы, построить каменную. Елатьма выполняла видную миссию при формировании и оснащении русских войск, участвовавших в походе Ивана Грозного на Казань.

При праздновании юбилея победы русских войск в Казани, учитывая заслуги Елатьмы в том сражении, и была воздвигнута башня-звонница своеобразной архитектуры времён Царя Иоанна Васильевича.

Церковное предание сообщает, что для новой звонницы Государь подарил «серебряный» колокол, звон которого разносился на округу, причём с дарственной надписью «Дар Царя Иоанна Васильевича». Колокол оставался на старинных фото храма, но букв не разглядеть. Возможно, надпись и не была буквально такой, в краеведческих книжках и статьях о Елатьме просто передан смысл дарственной надписи. Там же и рассказывается, что в колоколе было большое содержание серебра, и потому звенел он не только на всю Елатьму, но и на окрестные поля и луга. Проверить ничего уже нельзя, поскольку тот древний колокол до нас не дожил всего несколько десятилетий, – в 1935 году богоборцы переплавили его «для нужд народного хозяйства». Также поступили со всем церковным имуществом, а кто был против, тех репрессировали.

Когда-то в Елатьме было 13 церквей и соборов, но при советской власти большинство их было разрушено. До наших дней сохранилось только два храма, только один из них действующий. Кладбищенская церковь Всех Святых была построена в XIX веке в период с 1825 по 1834 год. Ей «всего» около 180 лет. Хотя и существует легенда, что колокол — дар Царя — будто бы спрятан под землёй именно возле этой церкви... Но современные металлоискатели ничего не находят.

В звоннице церкви Рождества Богородицы, помимо Царёва колокола, на верхней шатровой части башни были установлены старинные гиревые часы с боем и циферблатами на 3 стороны. Их тоже разобрали богоборцы. Но на старинном фото они запечатлены во всей красе!

Существует акварель художника Ф.Ф. Платова (1895-1967) «Колокольня Рождество-Богородицкой церкви», на ней вместо купола и креста наверху алый флаг. В 1958 году разобрали и саму звонницу. Когда её сносили и храм, всё вокруг было засыпано горами битого кирпича, который не вывезли, а разровняли, в результате чего оба здания как бы погрузились в землю на целый метр. В церкви двухъярусный куб сломали до уровня первого этажа, оставшаяся часть стен перекрыта сверху новой кровлей, где и разместили цеха пищекомбината, выпускавшего варенье, сироп для газировки и консервы из овощей и фруктов.

В девяностых годах вместо пищекомбината в здании бывшей церкви открылся хозяйственный магазин.

Местный краевед рассказал: «Верха у храма и звонницы снесли — получился пищекомбинат… А сейчас в нём магазин хозтовары Еламеда… будь он проклят… и про храм молчок везде… Да там в 90-е строили кочегарку… и наткнулись на гробы. А по соседству с территорией детдома, что позади храма, в то время вывезли массивный гранитный надгробный памятник. Он там всё СССР пролежал за беседкой. Но буквы на нём были сбиты».

Вход в древний храм теперь в складе хозяйственного магазина. Это был единственный в Елатьме полностью отапливаемый храм в отличие от прочих, имевших только отапливаемые трапезные с приделами.

В церкви было два престола: главный – в честь Рождества Богородицы и придельный в честь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. В храме имелась и местночтимая, чудотворная икона Владимирской Божьей Матери. Приход у храма был более 260 человек. В 1876 году настоятелем этого храма был священник Я.Е.Лекторский.

До революции 1917 года в храме хранилось напрестольное Евангелие в малиновом бархате с серебряными в позолоте чеканами по центру Спасителя и по углам Евангелистов с надписью: «1689 года в Елатомский монастырь Рождества Пресвятыя Богородицы приложил Евангелие и Евангелистов елатомский посадский человек Савва Степанов Самгин с своими детьми». И было там Толковое Евангелие с надписью по листам: «1699 года июня 13 дня Москвитин, столовый источник Иван Степанов Бронницкий с детьми... к Рождеству Пресвятыя Богородицы на вечное поминовение родителей».

Царь Иван Грозный также оставил в жизни Рождественского храма след, который, увы, не сохранился. К сожалению, до сего дня не предпринимается попыток и возродить сам древнейший храм, сохранившийся в Елатьме.

Валерий Васильевич Камшилов, генерал-полковник казачьих войск, бывший депутат Касимовской городской думы; Олег Владимирович Романов, историк-краевед, заместитель главного редактора «Касимовской энциклопедии»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Васильевич Камшилов
«Укротившему варварство на Востоке, низложившему зависть на Западе»
В Касимове особо чтут память святого князя Александра Невского
06.12.2024
Клыков был бы сегодня на фронте, в первых рядах
В Союзе писателей России прошёл вечер памяти великого русского скульптора
02.11.2024
«Такие люди рождаются раз в сто лет»
Светлой памяти В.М.Клыкова (19.10.1939 — 2.06.2006)
12.10.2024
Духовник всея Руси
К 105-летию со дня рождения архимандрита Кирилла (Павлова)
08.10.2024
Касимов – город великого прошлого
Об истории и достопримечательностях города на Оке
22.08.2024
Все статьи Валерий Васильевич Камшилов
Олег Владимирович Романов
Касимов – город великого прошлого
Об истории и достопримечательностях города на Оке
22.08.2024
И всё-таки Касимов!
Святой князь Александр Невский умер в Касимове, жителей которого крестил князь-страстотерпец Глеб
15.08.2024
Русский царь — татарин из Касимова
О жизни и судьбе государя Симеона Бекбулатовича (Саин-Булата)
25.03.2024
«Радуйся, Георгие, великий Победоносче»
В Касимове состоялась служба в память о святом великомученике Георгии Победоносце
06.05.2023
Все статьи Олег Владимирович Романов
Иван Грозный
Очередной «удар по Самодержавию»?
Возле вновь выставленной картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван» установили пост охраны
18.12.2024
Россия – Дом Пресвятой Богородицы
В Нижнем Новгороде прошла Всероссийская научно-просветительская конференция «Пути возрождения Самодержавной Монархии в России»
05.12.2024
«Новая нормальность» рубежа XVI-XVII веков
Реформация Бориса Годунова в отношении царской власти, когда личный «Катехон – Удерживающий» стал избираться народом, сдвинула континентальные плиты Русской цивилизации
19.11.2024
В Новодевичьем монастыре в год его 500-летия
Об одной из древнейших обителей в Москве
15.11.2024
Все статьи темы
Бывший СССР
День памяти Святителя Николая Чудотворца
Также сегодня мы чтим память павших при обороне Киева от монголо-татарских полчищ
19.12.2024
День памяти русского первопечатника диакона Ивана Фёдорова
Сегодня мы также вспоминаем Великого князя Михаила Николаевича и героя-танкиста Дмитрия Лавриненко
18.12.2024
Со святыми упокой
3. Записки о поминовении старших братьев
17.12.2024
День памяти святителя Геннадия Новгородского
Сегодня мы также вспоминаем графа А.Р.Воронцова и графа С.Д.Шереметева
17.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Бузина Олесь
18.12.2024 21:53
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Ил76
18.12.2024 20:40
«Мы можем и должны остановить своё вымирание»
Новый комментарий от prot
18.12.2024 20:23
Очередной «удар по Самодержавию»?
Новый комментарий от ipopov
18.12.2024 20:21
Суд да дела Василия Бойко-Великого и Божий Суд
Новый комментарий от Леонид Болотин
18.12.2024 20:10
О либерализме
Новый комментарий от Игорь Бондарев
18.12.2024 19:48
Если России не будет – на Земле будет ад
Новый комментарий от Игорь Бондарев
18.12.2024 19:36