Давно идут споры — бывал ли в граде Касимове в пору своих трёх походов на Казань Государь Иван Васильевич Грозный (25 Августа 1530 — †18 Марта 1584), с 1533 года Великий Князь Московский и всея Руси, а позднее Царь Иоанн I Грозный.
Русские войска под предводительством Государя Ивана Грозного совершили три Казанских похода, и во всех трёх походах Царь Иван принимал личное участие. Одной из важнейших военных кампаний молодого Государя были походы с целью завоевать Казанское ханство — источник постоянной угрозы с Востока. Первый поход был с Декабря 1547 — по Март 1548 года, Царю тогда было 17 лет. Второй поход совершался с Ноября 1549 по Март 1550 года, Царю уже исполнилось 19 лет. Маршруты туда и обратно первых двух Казанских походов Царя шли, минуя Мещёру.
Нас особенно интересует третий поход Царя Иоанна на Казань, так как он имеет отношение к Мещёре. Поход начался 16 Июня 1552 года, Казань была взята штурмом 1-2 Октября, и в обратный путь Государь отправился 12 Октября. Тогда Царю было 22 года.
Поход был ознаменован победой и покорением Казанского ханства. В третьем походе проявились организаторские способности, воинская смекалка и умелые действия лично Царя. Сразу после Покрова Пресвятой Богородицы — 2 Октября 1552 года Казань была взята, освобождены многие десятки тысяч русских рабов. Разом была прекращена многовековая работорговля, посредством которой и богатели казанские, ногайские, крымские ханы, османские султаны, генуэзские и венецианские купцы. Без сомнения, Царь тогда с войсками проходил через сёла, которые теперь входят в Гусь-Хрустальный район Владимирской области.
Предшественник района Гусь-Хрустальный уезд был образован декретом ВЦИК от 23 Августа 1926 года в составе Владимирской губернии РСФСР. В уезд вошли части территорий упразднённых Судогодского и Меленковского уездов, а также часть территории Касимовского уезда Рязанской губернии. В 1926 году в состав уезда входило 7 городских и 302 сельских населённых пунктов.
В дозорных книгах 1647 года в будущем Касимовском уезде по левую сторону Егорьевского тракта числилось село Великодворье с церковью при колодцах, с той же стороны тракта упоминалось в 1640 году село Парахино с церковью при речке Гусе. Сёла Великодворье и Парахино указаны в книжных схемах похода Государя, который во Владимире был лишь на обратном пути. В направлении же Казани Государь шествовал минуя Владимир — по старому тракту через Мещёру, о которой местные краеведы правильно пишут, что она не была глухой и непроходимой, как считали историки Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, С.Ф. Платонов и другие, которые в своих трудах «направили» русское войско в сторону Казани через г. Владимир. В Парахино и Великодворье — в Малой Мещёре, и у современной пристани-причале г. Касимова на реке Оке и находят много монет времён Царя Ивана Грозного — серебряных «чешуек». Многие опричники Царя Ивана IV были из касимовских татар и здешних великороссов. В людской молве, веками передававшейся из уст в уста, свидетельствуется о посещении Царем Иваном Грозном здешних храмов, где Государь останавливался помолиться. Его пути навечно запечатлены в очень красивых иконах. В Мещёре и Касимове Государь наверняка был!
Тогда сам собой напрашивается другой вопрос, а был ли Царь Иван Грозный в Елатьме? В период между концом 1360-х и началом 1370-х годов Великий Князь Владимирский и Московский Дмитрий Донской (1350 — †1389) приобрел Елатьму, которая тогда называлась Мордовским городком вместе с Городцом Мещерским, переименованным позже в Касимов, у мещерского князя Александра Уковича (Оковича). Сохранилось договорная грамота между Москвой и Рязанским Князем Олегом Ивановичем (в крещении Иаков, в схиме Иоаким; умер в 1402) Великим Князем Рязанский с 1351 года. Он наследовал княжение по смерти князей Ивана или Василия Александровича, датированных 1381 годом. В грамоте сказано, что Мещёра, купленная Великим Князем Дмитрием Донским у Мещерского князя Александра Уковича (Оковича), остаётся за Москвой. После покупки Мордовский городок поменял название и стал называться Елатьмой. В.Н.Татищев пишет: «Город в Месчере провинции Шатской, на реке. Имя татарское Еглатм — не застав кликать, в калмыцком Елатма — хвастун, самохваст».
Елатьма — бывший город Тамбовской области, а сейчас городское поселение Касимовского района Рязанской области. Советский журналист Михаил Кольцов в 1936 году писал: «За трое суток из Москвы можно доехать до Мадрида, в Сухум, в Новосибирск, в Константинополь. И трое суток надо, чтобы добраться в город Елатьму своей же Московской области. Она запряталась, сия Елатьма, в лесной глуши, на Оке, летом утопает в садах, а весной и осенью утопает в грязи».
В русских летописях о Елатьме есть сведения за 1537 и за 1550 годы. В Пискаревском летописце указано: «В лето 7045 (1537 г.) царь казанский, зиме, генваря, на всеядной неделе, под Муром приходили и сёл и деревень пожёг, от Мурома и до Новгорода воевал. И ходил за царем из Елатьмы князь Михайло Кубенский, а из Володимеря князь Роман Одоевский да Василей Шереметьев, а из Мурома князь Михайло Курбский — тот передовый полк». (Полное собрание русских летописей. Т.34. М., 1978, с. 25). В 1539 году в Елатьме по приказу Царя Ивана Грозного был произведён обмен пленных ногайцев на пленённого татарами князя Семёна Бельского.
В 1550 году елатомский воевода князь Константин Иванович Курлятев вместе с рязанскими воеводами разбил ногайских мурз, явившихся грабить Мещёрский край, и преследовал их «аж до ворот Шацких».
Никоновская летопись, древнейший список которой хранится в архиве РГАДА (ф. 201 Рукописное собрание М.А. Оболенского, №163), упоминает г. Елатьму при описании борьбы с ногайскими мурзами в 1551 году: «А из Елатьмы князь Константин Иванович Курлятев да Семен Шереметев да Степан Сидоров такоже во многых местах Нагай побили».
Елатьма тогда приняла самое активное участие в Казанском походе. Войска Ивана Грозного останавливались по пути в Казань в Елатьме, в которую подходили подкрепления и подвозили продовольствие и боеприпасы. На книжных схемах походов Грозного Государя заход в Елатьму историками почему-то не отмечен. Известно, что когда Русский Царь отправился брать Казань, в передовой полк его войска вошли елатомские ратники под командованием князя Курлятева-Оболенского. В центре Елатьмы (теперь посёлок Елатьма, улица Победы, 4а), на территории бывшей крепости-городища – находилась самая древняя церковь Елатьмы – Рождества Пресвятой Богородицы. Время постройки храма неизвестно. Ранее церковь принадлежала Елатомскому мужскому Рождественскому монастырю XVII-XVIII веков, упраздненного ещё до 1764 года. За участие в Казанском походе Царь разрешил елатомцам, вместо имеющейся у них деревянной церкви Рождества Богородицы, построить каменную. Елатьма выполняла видную миссию при формировании и оснащении русских войск, участвовавших в походе Ивана Грозного на Казань.
При праздновании юбилея победы русских войск в Казани, учитывая заслуги Елатьмы в том сражении, и была воздвигнута башня-звонница своеобразной архитектуры времён Царя Иоанна Васильевича.
Церковное предание сообщает, что для новой звонницы Государь подарил «серебряный» колокол, звон которого разносился на округу, причём с дарственной надписью «Дар Царя Иоанна Васильевича». Колокол оставался на старинных фото храма, но букв не разглядеть. Возможно, надпись и не была буквально такой, в краеведческих книжках и статьях о Елатьме просто передан смысл дарственной надписи. Там же и рассказывается, что в колоколе было большое содержание серебра, и потому звенел он не только на всю Елатьму, но и на окрестные поля и луга. Проверить ничего уже нельзя, поскольку тот древний колокол до нас не дожил всего несколько десятилетий, – в 1935 году богоборцы переплавили его «для нужд народного хозяйства». Также поступили со всем церковным имуществом, а кто был против, тех репрессировали.
Когда-то в Елатьме было 13 церквей и соборов, но при советской власти большинство их было разрушено. До наших дней сохранилось только два храма, только один из них действующий. Кладбищенская церковь Всех Святых была построена в XIX веке в период с 1825 по 1834 год. Ей «всего» около 180 лет. Хотя и существует легенда, что колокол — дар Царя — будто бы спрятан под землёй именно возле этой церкви... Но современные металлоискатели ничего не находят.
В звоннице церкви Рождества Богородицы, помимо Царёва колокола, на верхней шатровой части башни были установлены старинные гиревые часы с боем и циферблатами на 3 стороны. Их тоже разобрали богоборцы. Но на старинном фото они запечатлены во всей красе!
Существует акварель художника Ф.Ф. Платова (1895-1967) «Колокольня Рождество-Богородицкой церкви», на ней вместо купола и креста наверху алый флаг. В 1958 году разобрали и саму звонницу. Когда её сносили и храм, всё вокруг было засыпано горами битого кирпича, который не вывезли, а разровняли, в результате чего оба здания как бы погрузились в землю на целый метр. В церкви двухъярусный куб сломали до уровня первого этажа, оставшаяся часть стен перекрыта сверху новой кровлей, где и разместили цеха пищекомбината, выпускавшего варенье, сироп для газировки и консервы из овощей и фруктов.
В девяностых годах вместо пищекомбината в здании бывшей церкви открылся хозяйственный магазин.
Местный краевед рассказал: «Верха у храма и звонницы снесли — получился пищекомбинат… А сейчас в нём магазин хозтовары Еламеда… будь он проклят… и про храм молчок везде… Да там в 90-е строили кочегарку… и наткнулись на гробы. А по соседству с территорией детдома, что позади храма, в то время вывезли массивный гранитный надгробный памятник. Он там всё СССР пролежал за беседкой. Но буквы на нём были сбиты».
Вход в древний храм теперь в складе хозяйственного магазина. Это был единственный в Елатьме полностью отапливаемый храм в отличие от прочих, имевших только отапливаемые трапезные с приделами.
В церкви было два престола: главный – в честь Рождества Богородицы и придельный в честь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. В храме имелась и местночтимая, чудотворная икона Владимирской Божьей Матери. Приход у храма был более 260 человек. В 1876 году настоятелем этого храма был священник Я.Е.Лекторский.
До революции 1917 года в храме хранилось напрестольное Евангелие в малиновом бархате с серебряными в позолоте чеканами по центру Спасителя и по углам Евангелистов с надписью: «1689 года в Елатомский монастырь Рождества Пресвятыя Богородицы приложил Евангелие и Евангелистов елатомский посадский человек Савва Степанов Самгин с своими детьми». И было там Толковое Евангелие с надписью по листам: «1699 года июня 13 дня Москвитин, столовый источник Иван Степанов Бронницкий с детьми... к Рождеству Пресвятыя Богородицы на вечное поминовение родителей».
Царь Иван Грозный также оставил в жизни Рождественского храма след, который, увы, не сохранился. К сожалению, до сего дня не предпринимается попыток и возродить сам древнейший храм, сохранившийся в Елатьме.
Валерий Васильевич Камшилов, генерал-полковник казачьих войск, бывший депутат Касимовской городской думы; Олег Владимирович Романов, историк-краевед, заместитель главного редактора «Касимовской энциклопедии»