itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

И всё-таки Касимов!

Святой князь Александр Невский умер в Касимове, жителей которого крестил князь-страстотерпец Глеб

Александр Невский 
1 Ал-др К. 
33852
Время на чтение 8 минут
Фото: предоставлено автором

В конце минувшего года Касимовский историко-культурный музей-заповедник получил ответ на свой запрос от директора Российского государственного архива древних актов (РГАДА) В.А. Аракчеева. Музейщики просили дать пояснение по поводу двух вопросов, вызывающих споры. Можно ли считать датой основания города Касимова (ранее Городец Мещерский) 1152 год или ориентировочно 1015 год, когда, как предполагается, жители были крещены святым князем-страстотерпцем Глебом Владимировичем? Есть ли основания считать местом кончины святого благоверного князя Александра Невского Городец Мещерский, а не Городец на Волге? И ответ эксперта был положительным. Подробнее об этих проблемах в публикуемом ниже материале.

Недавно в старинном городе Касимове (Рязанская область) пышно отпраздновали очередной юбилей города — 870-летие. Но откуда взята эта дата? Ведь никаких достоверных документов о дате рождения Касимова нет, и город может старше своих 870 лет.

Впервые вопрос о дате рождения города поднял протоиерей Владимир Правдолюбов в свой брошюре вышедшей не единожды «Религиозная история Касимова» (первое издание, 1998). Это именно он обнаружил в вышедшем репринтом издании И. Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии» (Рязань, 1891), в томе 4 на странице 40 упоминание о надписи на несохранившемся камне при Богоявленской церкви. В этой надписи упоминался Муромский князь Глеб Владимирович как креститель Городца: «Городец сей получил крещение через святого великого князя Глеба Владимировича, престол свой имеющего в Муроме». В надписи есть неточность — великим князем Глеб не был, он даже и жил не в самом Муроме, а рядом с городом. Но, возможно, именно это обстоятельство и подвигло его к путешествиям по окрестностям. Он вполне мог приехать в поселение, в будущем ставшее Касимовым, и окрестить жителей городка.

Сын Великого князя Владимира Крестителя князь Муромский Глеб, в крещении Давид (ок. 990-1015) вместе со своим братом Борисом — первый канонизированный Русской православной церковью святой, князь-страстотерпец. Вполне возможно, что князь Глеб, не имевший возможности крестить своих муромчан, не зря прозванных «святогонами», обратил своё внимание на близлежащие земли и, в частности, на Городец Мещерский. Здесь и был основан в те времена древний Богоявленский мужской монастырь, предположительно пришедшими из муромских земель с князем монахами-миссионерами Киево-Печерской Лавры.

Поэтому слова, которые были высечены на камне, поставленном близ Богоявленской церкви, что именно здесь в 1010-1015 годах князь Глеб крестил жителей Городца Мещерского в реке Оке, весьма правдоподобны. И это является самым ранним свидетельством о христианах на Касимовской земле. И первое упоминание о Городце стоит в неразрывной связи с памятью о крещении его жителей.

К сожалению, до настоящего времени камень не сохранился. По-видимому, в годы гонений на церковь камень был утоплен в Оке. В 2015 году тогдашний епископ Касимовский и Сасовский Дионисий, (ныне Управляющий делами Русской Православной Церкви) в рамках празднования тысячелетия крещения Касимова возглавил крестный ход с иконой князя Глеба от Вознесенского собора до храма Богоявления. В честь этого события был установлен камень, содержащий надпись, идентичную той, что была выдолблена на исчезнувшем известняковом камне.

И вот недавно на запрос касимовских музейщиков директор архива РГАДА Владимир Анатольевич Аракчеев подтвердил сведения о камне и дополнил их некоторыми выводами. Как он пишет, сохранилось известие, в частности, в Воскресенской летописи, о том, что великий князь Владимир Святославович передал своему сыну Глебу в княжение город Муром: «Володимер же раздели землю свою сыном своим. Володимер же просвещён сам и сынове его, и земля его. Бе же у него сынов 12. <…> И посади Вышеслава в Новегороде, а Изяслава в Плотще, Святополка в Турове, а Рослава в Ростове, умершу же Вышеславу, старейшему, в Новегороде посади Ярослава, а Бориса в Ростове, а Глеба в Муроме, Святослава в Деревех, Всеволода в Володимере, Станислава Тмутороканием, Стаслава в Смоленце, Судислава в Плоскове» (РГАДА, ф. 201, oп. 1, ед. хр. 40, л. 52; ПСРЛ. Т. 7, с. 294).

В Несторовом временнике, использованном известным российским инженером, государственным деятелем и историком, автором первого капитального труда по русской истории «История Российская» В.Н. Татищевым, это событие описано под 1010 г.: «1010. Преставися в Новеграде Вышеслав сын Владимиров, и дал Владимир Новгород Ярославу, а Борису Ростов Ярославлю отчину, Глебу брату его Муром, отчину Борисову, той бо пребываше при отце неотлучно» (Татищев В.Н. История российская с древнейших времён. Кн. 2, с. 89). Однако, эту летопись, говоря словами А. Кузнецова, «из имеющихся сейчас в распоряжении источников идентифицировать не удается» (Кузнецов А.А. Городец на Волге: от основания до 1238 года // Городецкие чтения: материалы научно-практической конференции. Городец, 2009, с. 9).

Надпись на камне о существовании Городца уже в начале XI века подтверждается археологическими раскопками, проведёнными известным специалистом по археологическим и культурным памятникам Рязанской области, кандидатом исторических наук Виктором Павловичем Челяповым. В ходе их было выявлено, что городище на месте Городца Мещерского существовало уже в XI веке (Челяпов В.П. Древнерусские памятники на северо-востоке Рязанской земли // Великое княжество Рязанское: историко-археологические исследования и материалы. М., 2005, с. 413-421).

Предположение же о том, что первое летописное известие о Городце Мещерском относится к 1152 г., было сделано тем же В.Н. Татищевым. Историк ссылался на такое известие Новгородской летописи 1152 г.: «Юрий, вспоминая городы просто русские, иже быша владения его и отъяты Изяславом, построил Юрьев в поле и другие грады теми же имены» (Татищев В.Н. История российская. Т. З. М.-Л., 1964, с. 241). На основании этого известия Татищев полагал, что «по сему можно мнить, что городы имянами бывших тогда около Киева: <…> Владимир, <…> Вышгород, <…> Галич, Городец, Добрянск» (там же, с. 242). Как видим, В.Н. Татищев полагал, что среди основанных Юрием Долгоруким городов мог быть и Городец, названный в память родного города князя — Городца Остерского, разорённого Изяславом в том же 1152 г. (РГАДА, ф. 201, оп. 1, ед. хр. 40, л. 102 об.; ПСРЛ. Т. 7, с. 56). Однако непосредственные сведения о нём в летописи отсутствуют.

Известия об основании князем Юрием Долгоруким церквей и городов в Суздальской земле имеются в ряде летописей. Так, в Воскресенской летописи сказано: «Тогда же Георгий князь в Суздале бе и отверзл ему Бог разумней очи на церковное здание и многие церкви постави по Суздальской стране: и церковь постави камену на Нерли святых мученик Бориса и Глеба, и святого Спаса в Суздале и святого Георгия в Володимере камену ж, и Переслав град перевед от Клещика, и заложи велик град и церковь камену в нем постави святого Спаса, и исполни ю книгами и мощми святых дивно, и Гюргев град заложи, и в нем церковь постави камену святого мученика Георгия» (РГАДА, ф. 201, oп. 1, ед. хр. 40, л. 103; ПСРЛ. Т. 7, с. 57). Такое же известие находится и в Новгородской летописи по списку П.П. Дубровского (подлинник хранится в Российской национальной библиотеке, опубликован: ПСРЛ. М., 2004. Т. 43, с. 67).

Эти сведения подтверждают, что новые города Юрий Долгорукий называл по аналогии с городами Киевской земли. Сведения же об основании Городца в этих летописных известиях отсутствуют. Как следует из Воскресенской летописи, родной город Юрия Долгорукого Городец Остерский, разорённый Изяславом, имел второе название Юрьев: «В лето 6660 (1151/52) Изяслав Мстиславич и Давидовичи, и Изяслав и Святослав Всеволодич розведоша городок Юрьев и пожгешай» (РГАДА, ф. 201, oп. 1, ед. хр. 40, л. 102 об.; ПСРЛ. Т. 7, с. 56). Как уже отмечалось, из Воскресенской, Новгородской и Никоновской летописей следует, что в Суздальской земле Юрием Долгоруким был заложен «град Юрьев». В Никоновской летописи он назван Юрьев Польской (ПСРЛ. Т. 9, с. 196). В связи с этим 1152 г. считается также датой основания города Юрьева-Польского (Дударев В.А., Евсеева Н.А. СССР. Административно-территориальное деление союзных республик на 1 января 1980 года. М., 1980, с. 106; Пэнэжко О. Город Юрьев-Польской, храмы Юрьев-Польского района. Владимир, 2005). Однако местоположение города Юрьева, основанного Юрием Долгоруким в 1152 г., в летописи не указано. Вместе с тем Городец Мещерский также находился в Суздальской земле.

Как видно, ни одно из приведённых известий нельзя ни принять, ни отвергнуть. И хотя предположение В.Н. Татищева об основании Городца Мещерского в 1152 г. было принято многими исследователями, точка в поиске даты основания г. Касимова не поставлена.

Важным является вопрос о месте смерти святого благоверного князя Александра Невского. С ХIХ века идут споры – в каком Городце это случилось: в Волжском или Мещерском? Вот возьмём «Журнал Министерства внутренних дел» от 1841 года, где читаем статью «О городе Касимове, Рязанской губернии» (раздел «Смесь», с. 7): «Каменная церковь Богоявления Господня, названная так по образу, чудесно сохранившемуся от сгоревшего в 1372 году Городцовского монастыря… По некоторым признакам можно полагать, что здесь был древний Городецкий Богоявленский монастырь, в коем 1263 года 14 ноября Великий Князь Александр Невский, проездом из Монгольской орды и с Дону, в болезни принял Ангельскую схиму; а что здесь в Городце Благоверный Князь скончался, о том значится и в кратком Степеннике государственных фамилий, изданном в 1785 году».

Упоминание в этом тексте пути Александра Невского «с Дону» сразу же возвращает нас к гипотезе о том, что князь всё-таки шёл из Орды через Городец Мещерский, потому как накатанной дорогой того времени был путь с верховьев Дона по реке Сосне к броду через Оку, который находился неподалёку от Касимова напротив села Толстиково. Или другому броду, находившемуся недалеко от Касимова напротив села Гусский Погост у устья реки Гусь.

Самым главным аргументом в пользу этой версии до сих пор являются исследования главного архитектора Касимова, историка, археолога, топографа И.С. Гагина (1771-1844). Иван Сергеевич в 1843 г. опубликовал работу, где была составлена подробная карта передвижения до Владимира от Городца Волжского и Городца Мещерского, с подробными расстояниями и скоростью передвижения похоронной процессии. В работе он доказал, что тело скончавшегося 14 ноября князя никак не могли доставить к 23 ноября во Владимир из Городца Волжского из-за большого расстояния. Дорога от Городца Мещерского до Владимира — на 350 вёрст короче. Директор архива РГАДА Владимир Анатольевич Аракчеев на запрос музейщиков подтвердил и эти сведения.

Сохранилось летописное известие 1263 г. о кончине в Городце великого князя Александра Ярославича Невского на обратном пути из Орды. Так, в Воскресенской летописи записано: «В лето 7771 (1263) князь великий Александр Ярославич ида из Орды и разболеся, и дошед Городца, пострижеся в черньцы. Ноября 14 тоя ж нощи преставися, и вёзшее и, положиша тело его в Володимеру в церкви Рожества святыя Богородица» (РГАДА, ф. 201, oп. 1, ед. хр. 40, л. 129 об.; ПСРЛ. Т. 7, с. 164). В историографии не существует единого мнения о том, какой Городец явился местом кончины Александра Невского: Городец Мещерский или Городец на Волге. Так Г.Ф. Миллер, А.М. Щекатов, Н.И. Шишкин, неизвестный автор «Исторической заметки о городе Касимове», автор статьи в энциклопедии «Города России» В. Агеев считают, что Александр Невский скончался в Городце Мещерском. А вот П.И. Мельников, А.А. Кузнецов считают, что Александр Невский умер в Городце на Волге.

На пути великого князя из Москвы в Нижний Новгород, который был частью его пути в Орду, лежал Городец Мещерский, находившийся на Оке. Городец на Волге был расположен значительно северо-восточнее этого пути. В связи с этим представляется, что в данном летописном известии даны сведения о Городце Мещерском. Таким образом, известие о кончине великого князя, возможно, является первым летописным известием, в котором упоминается Городец Мещерский.

Вероятнее всего, перепутано место ставки хана Золотой Орды, который в это время находился на Кавказе и сражался с персами, куда военным советником и ездил Александр Невский. Он не мог возвращаться окружным путём по Волге. Реки были полноводнее и он выбрал короткий путь домой. Кроме того в Городце Волжском в то время не было никакого монастыря, а в Городце Мещерском был.

Поэтому вполне логично, что 30.05.2021 в г. Касимове по инициативе местных жителей и по благословению епископа Касимовского и Сасовского Василия был открыт памятник благоверному Великому князю Александру Невскому.

В связи с новыми обстоятельствами возникла инициатива провести экспедицию по маршруту Касимов – Владимир: от места кончины святого благоверного Александра Невского до места упокоения Великого князя.

Валерий Васильевич Камшилов, генерал-полковник казачьих войск, депутат Касимовской городской думы; Олег Владимирович Романов, историк-краевед, заместитель главного редактора «Касимовской энциклопедии»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

На пути великого князя из Москвы в Нижний Новгород, который был частью его пути в Орду, лежал Городец Мещерский, находившийся на Оке.
Городец на Волге был расположен значительно северо-восточнее этого пути.

Городец не мог быть северо-восточнее дороги "Москва - Нижний", т.к. он .расположен северо-западнее Нижнего Новгорода.
Сергей / 05.12.2023, 11:38
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Камшилов
Иоанн Грозный и Мещёра
Бывал ли первый русский Царь в Касимовской земле?
28.01.2024
Я люблю Церковь, Россию и казачество
Атаману Валерию Васильевичу Камшилову – 70 лет!
15.12.2023
Николай Браун – один из основоположников современного казачьего движения
К 85-летию известного поэта, переводчика, публициста, общественного деятеля
25.11.2023
Объединиться на благо России, народа и казачества!
Совет атаманов России обратился к Президенту РФ с предложением объединения казаков – реестровых и общественных
18.10.2023
Все статьи Валерий Камшилов
Олег Романов
Иоанн Грозный и Мещёра
Бывал ли первый русский Царь в Касимовской земле?
28.01.2024
«Радуйся, Георгие, великий Победоносче»
В Касимове состоялась служба в память о святом великомученике Георгии Победоносце
06.05.2023
Крестный ход казаков Мещерского войска
К 800-летию со Дня рождения святого благоверного Великого князя Александра Невского
06.08.2021
Мещёрские казаки
Из истории
22.12.2020
Все статьи Олег Романов
Александр Невский
О наших отношениях с Ватиканом
Дай Бог, чтобы мы подражали святителю Марку Эфесскому и благоверному князю Александру Невскому!
20.01.2024
«Сделано много, но предстоит сделать еще больше»
Состоялся очередной итоговый Совет православных общественных организаций Санкт-Петербурга
19.01.2024
Как ты смогла себя отдать на растерзание вандалам
К 32-й годовщине развала СССР
26.12.2023
Перемирие или примирение?
О советчиках и антисоветчиках
23.12.2023
Патриарх Кирилл обозначил курс на победу в СВО
Об этом свидетельствует награждение церковными орденами и патриаршими грамотами Константина Затулина и ряда высокопоставленных офицеров ФСБ
19.12.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Chronicles: Дональду Трампу повезло с врагами
Новый комментарий от Павел Тихомиров
22.02.2024 14:20
Мои архиереи
Новый комментарий от Советский недобиток
22.02.2024 13:53
«По масштабу прорыв сравним с битвами Великой Отечественной»
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
22.02.2024 13:00
Поросёнков подлог
Новый комментарий от САИД
22.02.2024 12:27
Греция пала под натиском педерастов
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
22.02.2024 11:51
«Надо назвать грех – грехом»
Новый комментарий от Дмитриев
22.02.2024 11:50