Городу Касимову (Городцу Мещёрскому) более 1015 лет. О дате основания говорит надпись на камне у самого древнего храма города Богоявленской (Георгиевской) церкви. Однако первое достоверное письменное известие о Георгиевской церкви в Касимове относится к 1627 году. В писцовой книге, составленной Петром Воейковым и Постником Раковым, перечисляются все тогдашние касимовские церкви, в том числе и Георгиевская. Первая кирпичная церковь в Касимове сменила два обветшалых деревянных храма — Георгиевский и Богоявленский, которым, в свою очередь, некогда предшествовал древний Богоявленский мужской монастырь, овеянный легендами, героями которых выступают три князя: страстотерпец Глеб Владимирович Муромский, Великий князь Юрий Долгорукий и святой благоверный Великий князь Александр Невский, умерший в Городце Мещёрском. Мы уже писали, что архив подтвердил и новую дату рождения Касимова и кончину Александра Невского.
Городок Мещёрский был переименован в честь казанского царевича Касима, перешедшего добровольно под руку Великого князя Василия II около 1452 года. Это была уже традиционная практика. Ещё со времён Великого князя святого Дмитрия Донского и даже его деда Великого князя Ивана Калиты золотоордынцы весьма охотно переходили на русскую службу. По самым разным причинам: от корыстных до религиозных и династических. «Перебежчиков» щедро наделяли землями.
229 лет просуществовало Касимовское царство, сыгравшее важную роль по укреплению восточных рубежей Руси. За это время царством правили 17 владетелей (см.: Черёмин А.А. Касимовское ханство IV–XVII века. Минск, 2014, с. 132). За этот период произошло тесное переплетение двух культур — русской и татарской. Изменился облик города и его окрестностей, здесь были выстроены: башня-минарет (1467 г.), верхушку которой по преданию снёс из пушки лично царь Пётр I, ибо на рисунках иностранных путешественников, гостивших ранее в Касимове она выглядит по-другому; мечеть; мавзолеи Шах-Али-хана (1555 г.) и Авган-Мухаммед-султана (1649 г.).
Из правителей Касимова первым получил титул царя именно Саин-Булат, до него правители носили титул царевичей. Сведений о нём совсем мало.
Симеон Бекбулатович (до крещения Саин-Булат хан, в монашестве Стефан) родился в Хаджи-Тархане (Астрахань). Матерью его была Алтынчак Темрюковна, старшая дочь кабардинского мурзы Темира-Гука Айдарова Черкасского. Родная тётя астраханского султана Саин-Булата Кученей (в крещении Мария) Темрюковна Черкасская в 1561-1569 годы была замужем за русским царём Иваном IV Васильевичем Грозным. Ещё одна тётя Саин-Булата Малхуруз Темрюковна была женой ногайского мурзы (бия) Исмаила ибн Муса. Дядя Саин-Булата князь Салтанкул (в крещении Михаил) Темрюкович Черкасский (умер 1572 г.), находясь в Москве с 1558 года, стал видным опричником и воеводой в Ливонской войне.
Астраханский султан Саин-Булат, как сообщает А.А. Черёмин в своей книге, был вывезен из Хаджи-Тархана своими родителями в Москву в январе 1558 года. Его отец царевич Бек-Булат поступил на службу к русскому царю Ивану Грозному. Царевич Бек-Булат приходился родным дядей последнему казанскому хану Ядыгар-Мухаммеду. Вместе с царской невестой Кученей (Марией) Темрюковной Черкасской в 1560 году во дворец русского царя, потеснив другие кланы, пришли её ближние родственники, в том числе царевич Бек-Булат с женой султаншей Алтынчак Темрюковной (скончалась в Хан-Кермане) и сыном Саин-Булатом. Таким образом через Марию Темрюковну русский царь Иван Васильевич породнился с астраханскими, казанскими, касимовскими ханами и ногайскими биями.
В конце 1560-х Иван Грозный сделал Саин-Булата ханом в Касимове, в актах и разрядных книгах его начали именовать «царём касимовским». Он первым удостоился столь высокого титула, до него ханством управляли «царевичи». Однако с октября 1570 Касимовское ханство стало управляться из Москвы, из Приказа Казанского дворца. А Саин-Булат редко бывал в столице Касимовского ханства, больше жил в Москве. Он принимает участие в Ливонской войне, в походах 1571-1573 под Орешек, Пайде, Колывань. 23 января 1573 года русское войско, которое возглавляли Саин-Булат и князь Иван Фёдорович Мстиславский, было наголову разбито шведами под Коловерью (Лоде).
В июле 1573 года Саин-Булат крестился с именем Симеон в селе Кушалино, после чего должен был оставить г. Касимов, решением дивана и сеида Касимовского ханства он был лишён трона. Летом 1573 года, как пишет А.А. Черёмин, он взял в жёны княгиню Анастасию Ивановну Черкасскую (урожденную княгиню Мстиславскую), дочь князя Ивана Фёдоровича Мстиславского, бывшего главы земщины. Симеон осуществил традицию Орды, взяв в жёны бывшую супругу своего родного дяди, князя, московского боярина Михаила Темрюковича Черкасского. Она была внучкой Петра Ибрагимовича и Евдокии Ивановны, младшей сестры великого князя Василия III. Словом, жена Симеона была потомком Софии Палеолог, отец которой Фома Палеолог был сыном византийского императора Мануила II и Елены Деянович-Драгаш, дочери сербского вельможи Константина Драгаша. Таким образом, Фома приходился братом последним двум ромейским Басилевсам Иоанну и Константину.
В браке с Симеоном Анастасия родила 6 детей: 3 сына — Фёдор, Дмитрий, Иван и 3 дочери: Евдокия, Мария, Анастасия. Это были последние потомки Ивана III и Софии Палеолог, известные по письменным источникам. Точная их судьба неизвестна, последний сын Симеона Иван не отличался крепким здоровьем и, по-видимому, скончался до 1600. Симеон Бекбулатович пережил свою супругу, постригшуюся в конце жизни в инокини под именем Александры и умершую 7 июня 1607 года. Она была похоронена в Симоновом монастыре, семейной усыпальнице князей Мстиславских. Вероятно он пережил и всех своих детей.
В 1575 году царь Иван Васильевич отрёкся от престола и возвёл на него Симеона Бекбулатовича, который осенью этого года был коронован в Успенском соборе Кремля. Неожиданно для всех Симеон становится царём «Третьего Рима»! Однако он именовался главой Русского государства, «великим князем всея Руси», а не царём, как Иван Грозный.
Симеон председательствовал в думе земских бояр и издавал от своего имени правительственные указы. Жил он в Москве, окружённый пышным двором, в то время как Грозный поселился в скромной обстановке на Петровке. В своих посланиях Симеону Иван Грозный соблюдал принятые уничижительные формулы обращения подданного к царю: «Государю великому князю Семиону Бекбулатовичю всеа Русии Иванец Васильев с своими детишками, с Ыванцом да с Федорцом, челом бьют». Но Симеону не дали распоряжаться государственной казной. Формально страна была разделена на владения великого князя Симеона и на «удел» Ивана, но фактически правителем государства оставался Иван Васильевич.
Как относиться к этой исторической «рокировке», что это было такое? Ситуация в стране складывалась непростая, Русское государство вело тяжёлую Ливонскую войну, несколькими годами ранее были с трудом отбиты атаки крымского хана, который в один из походов сжёг Москву (за исключением Кремля). Экономика страны была основательно подорвана.
Существуют разные версии, для чего понадобился этот «политический маскарад» (по определению В.О. Ключевского и С. Ф. Платонова), при котором Иван Грозный продолжал сохранять власть. Самая убедительную, на наш взгляд, версию предложил современник событий, английский посол, поэт Джильс Флетчер (1546-1611), который утверждал, что таким образом Иван Васильевич сумел конфисковать церковное имущество от имени нового царя, сам как бы с этим не соглашаясь. К концу года он заставил нового государя отобрать все грамоты, жалованные епископиям и монастырям, коими последние пользовались уже несколько столетий. Все они были уничтожены. После того, как бы недовольный таким поступком и дурным правлением нового государя, он взял опять скипетр и будто бы в угодность церкви и духовенству дозволил возобновить грамоты, которые роздал уже от себя, удерживая и присоединяя к казне столько земель, сколько ему самому было угодно.
Другие предположения (внешнеполитическая необходимость, испуг Ивана Грозного некими предсказаниями лютых волхвов, якобы напророчившими на этот год «московскому царю смерть», необходимость усиления террора, а также «забавы, мол, Грозного» и др.), не были доказаны, но и не опровергнуты.
Существует версия, что отречение Грозного связано было с серьёзным внутренним кризисом: видимо, царь и его окружение долго ломали голову над тем, как без согласия думы возродить опричный режим и в то же время сохранить видимость законности в Русском государстве, пока склонность к мистификациям не подсказала царю нужное решение.
По мнению Д. Островски, выбор Ивана пал на Симеона по той причине, что последний являлся представителем рода Чингизидов, имел династические права на почти любой Улус бывшей Монгольской Империи, следовательно, имел необходимый авторитет в системе 227 политических представлений того времени — особенно в том случае, если соответствует действительности известие Д. Принтца о готовившемся в это время заговоре бояр против Ивана Грозного с целью посадить на московский престол крымского хана Девлет-Герая (1512-1577) — другого представителя рода Чингизидов. Теория Островски, однако, не нашла поддержки других специалистов.
Судя по дошедшим до нас источникам, Симеон был небывало честным и верным Ивану Грозному человеком. Может быть, поэтому выбор пал на него.
Симеон пробыл великим князем всея Руси 11 месяцев. Известны жалованные грамоты, писанные от его имени. В августе 1576 года Иван Васильевич вернулся на трон, а царя Симеона пожаловал великим княжеством Тверским с титулом Великого князя Тверского. В 1580 году по писцовой книге основных владений Симеона было 13 500 десятин пахотной земли. Он имел свой великокняжеский двор — свои приказы, своих бояр и стольников, дворец в Твери и постоянную резиденцию в богатом селе Кушалино. Дарованными ему землями распоряжался почти самовластно, обладал особым правом судить и жаловать «людишек своих».
После смерти Иоанна Васильевича с 1585 года источники перестают называть его «великим князем Тверским», что, по мнению историков, указывает на лишение титула. Все русские цари не Рюриковичи видели в Симеоне Бекбулатовиче своего соперника на трон, поэтому всячески притесняли его. После смерти царя Фёдора Иоанновича в 1598 претендовавшие на власть знатные роды хотели консолидироваться вокруг Симеона против Бориса Годунова. Годунов вынужден был принимать меры. Целуя крест новому царю Борису Годунову, каждый боярин должен был обещать «царя Симеона Бекбулатовича и его детей и иного никого на Московское царство не хотети видети». Именно при царе Борисе Годунове Симеон потерял свои земельные владения, был лишён удела и сослан жить в свою тверскую вотчину село Кушалино. В 1605 году бояре, присягавшие сыну Годунова Федору II, давали то же самое обязательство.
Симеон не только обеднел, но и ослеп. Есть ряд версий в пользу того, что он был ослеплён (отравленным вином) по указанию Бориса Годунова. Никоновская летопись пишет: «Враг вложи Борису в сердце и от него (Симеона) быти ужасу… И повеле его ослепити». Жил он в скудости, свои накопления истратил на строительство храмов и на вклады в монастыри, особо богатые вклады он отправил на Соловки.
По повелению Лжедмитрия Симеон Бекбулатович в 1606 году был пострижен в иноки с именем Стефан в Кирилло-Белозерском монастыре, где 20-тью годами ранее окончил свои дни его тесть, старец Иона. Боявшийся за свою власть не меньше самозванца Василий Шуйский в том же году приказал сослать инока Стефана еще дальше — на Соловки. Всё это время он посылал в столицу письма с просьбой вернуть его в Кирилло-Белозерский монастырь. Вернули его в Кириллов только в 1612 году, а после воцарения Михаила Фёдоровича Романова — в Москву.
Умер старец Стефан 5 января 1616 года и был погребён рядом с супругой инокиней Александрой в Симоновом монастыре. На надгробии была надпись: «Лета 7124 г. Генваря в 5 день преставился раб Божий царь Симеон Бекбулатович во иноцех схимник Стефан». Ныне на месте монастыря находится Дворец культуры ЗИЛа, а могила утрачена.
Валерий Васильевич Камшилов, генерал-полковник казачьих войск, бывший депутат Касимовской городской думы
Олег Владимирович Романов, историк-краевед, заместитель главного редактора «Касимовской энциклопедии»