С 1 сентября 2023 года все первокурсники страны приступили к изучению совершенно нового предмета — «Основы российской государственности». По какой-то неведомой причине это важное событие осталось незамеченным нашими консервативными, националистическими и просто патриотическими СМИ. А вот иноагентские либеральные издания, напротив, от такой новости сильно возбудились. Какими только словами они не клеймили новый курс! И «возвращением научного коммунизма», и «гранью нацизма», и даже «новой Библией»…
Я же решил выяснить, что представляют собой «Основы российской государственности» на самом деле. Для этого я нашёл типовые учебники (всего их три), подготовленные в рамках проекта «ДНК России». От увиденного я просто обомлел.
Открыл первый учебник (для гуманитариев, под редакцией С.В. Перевезенцева), а в нём рассказывается про Александра Сергеевича Панарина (!), цитируется Олег Анатольевич Платонов (!!) и рекомендуется читать… «Самодержавие духа» митрополита Иоанна (Снычёва)!!! Понятно, почему все молчат об этом учебном пособии. От такой чудесной подборки, как говорится, «просто нет слов!»
Открыл второй (для технарей, под редакцией иеромонаха Романа) и обнаружил там вещи не менее удивительные: преподобный Сергий Радонежский и святитель Филарет Московский — «герои России»! (Непонятно, почему выбрали именно это слово, когда в УМК «герои» — «выдающиеся люди/персоналии». Но выбор не совсем удачный).
Даже как-то радостно, что такие учебники появились. Ведь 30 лет ничего в этой области не делалось, и вдруг такое. Но в этом же и проблема. Ведь школьникам на уроках истории до сих пор рассказывают, что «герои России» — революционеры и террористы, бросавшие бомбы в царей и расстреливавшие государственных деятелей тех лет. Но вот первокурсник теперь должен усвоить нечто иное, что настоящие «герои России» — это Царь Николай II (которого до сих пор многие по привычке именуют «кровавым») и философ Лев Александрович Тихомиров, который «преодолел в себе столь разрушительный для всякого человека политико-психологический комплекс и от народнических взглядов перешел к монархизму»!!! То есть прямо противоположное школьной программе!
Также отрадно видеть в модуле целый раздел (один из пяти), целиком посвящённый «цивилизационному подходу» (!) и «Российскому государству-цивилизации». Но ведь у нас даже про само существование «цивилизационного подхода» многие не знают! Хорошо, если какому студенту-гуманитарию о нём расскажут. О школьниках же и говорить нечего. В школьной истории до сих пор все народы одинаковы и так же одинаково шагают в одинаковое для всех светлое будущее. Только капитализм с коммунизмом заменили на индустриальное и постиндустриальное общество. И никаких тебе цивилизаций!
Да первокурсник просто не сможет понять, о чём же, собственно, курс «Основы российской государственности»! В российской школе нет истории философии, и человек с мыслью-то может познакомиться только на втором курсе ВУЗа! (И это в лучшем случае). А в школе у него уроки «обществознания» — жуткого монстра, слепленного из обрывков разных дисциплин, либеральной чепухи и марксизма. Да всё это «обществознание» точно так же противоречит новому модулю.
Затем вынуждены констатировать, что обычный российский школьник почти ничего не знает о Православии, Христианстве в целом, Церкви и Боге. Есть пугающие аббревиатуры ОРКСЭ и ОДНКНР, за которыми скрываются полезные рассказы о религии, но этого явно мало. (И судя по всему, будет ещё меньше, ведь ОДНКНР собираются убрать). История, обществознание и литература (и поныне!) почти полностью игнорируют эти темы. Но теперь получается, что, как только школьник становится студентом, на него тут же сходит лавина информации о святых подвижниках, об Эсхатологии и Апокалипсисе, о русской религиозной философии, об униатах на Украине и прочем таком, о чём он не имеет ни малейшего представления! А если добавить к этому подростковую моду на атеизм…
Глядя на такие расхождения между школьной программой и курсом «Основы российской государственности», можно подумать, что его делали люди, которые не знают ни школы, ни вообще молодых людей. Но думается, что дело обстоит с точностью до наоборот. В правительстве худо-бедно осведомлены о происходящем, и это вдруг вызвало беспокойство. Поэтому решили срочно ввести предмет, призванный исправить ВСЁ и СРАЗУ. Но так в жизни не бывает. И как бы эффект от такого чудо-предмета не получился обратным.
Фёдор Александрович Шиманский, публицист, исследователь современной истории