2 ноября 2025 года минует тридцать лет с тех пор, как приснопамятный митрополит Иоанн (Снычев) покинул земную обитель. Все, кто знал его, кто хотя бы видел на его службе или на встречах с петербуржцами в Концертном зале у Финляндского вокзала, кто читал его огненные статьи-проповеди в «Советской России» и проникновенные книги о России и ее предназначении, тот навсегда сохранил в своем сердце облик этого замечательного архипастыря-молитвенника, чьи прошения слышал Сам Господь.
Начало его служения выпало на трудные послевоенные годы, когда власти, пошедшие было на уступки Церкви во время войны, вновь возобновили гонения на верующих. На глазах юного — 21 год! — иеромонаха Иоанна в сентябре 1948 года арестовали его духовного отца митрополита Мануила (Лемешевского), и он ждал его возвращения из Потемских лагерей семь лет.
После Сталинской эпохи будущий Владыка пережил еще три периода богоборчества: так называемой «оттепели», когда власть стремилась навсегда уничтожить Русскую Православную Церковь и, как выражался глава государства Никита Хрущев, «показать по телевизору последнего попа»; период брежневского «развитого социализма», когда наследники воинствующих безбожников-большевиков придумали более изощренные средства в борьбе с верующими: их увольняли с работы, лишали премий, душили налогами, наиболее активных залечивали в психиатрических лечебницах… И, наконец, период становления так называемой демократии — ограбления народа, разгула бандитизма, скопления бездомных в подвалах и чердаках… В те годы лишившимся привычных установок и целей россиянам новые власти разрешили принимать любую веру (лучше, конечно, не православную). В стране буйным цветом расцвели многообразные секты, вплоть до сатанинских, в Россию хлынули потоки проповедников самых разных мастей и конфессий, заманивающих наших растерявшихся сограждан обещаниями сладкой жизни; с экранов телевизора кашпировские и чумаки «лечили» «заряженной» водой голодных, ограбленных россиян от всех болезней сразу…
И все это время владыка Иоанн твердо стоял в вере и крепко держал в лоне Русской Православной Церкви свою паству. Его епархии (сначала Куйбышевская–Самарская, затем Ленинградская–Санкт-Петербургская) множились и укреплялись в противостоянии богоборцам. Власти его ненавидели… И все эти годы владыка Иоанн вел дневник, кратенько записывая события дня и примечательные беседы, которые ему удавалось вести.
Его сердце болело за Святую Русь. Его душа терзалась за обманутых, оболваненных людей, забывших, «откуда есть пошла русская земля», на чем (на Ком) она держится и что с ней случится, если в российских храмах перестанут приносить Бескровную Жертву…
С тревогой он наблюдал за событиями на его малой родине, где еще в 70-е годы ходили слухи о том, что «Украинская церковь хлопочет себе автокефалию» (из дневниковой записи митрополита Иоанна). Тогда он еще не был уверен в правильности слухов: «Насколько это верно, сказать трудно…» Но в начале 90-х он уже всерьез опасался за судьбу Киевской Руси. Будучи уверен, что Запад всеми силами стремится развязать войну России с Украиной, он писал: «Понятно, что при этом пострадает и Европа, но разве это важно, если русские и украинцы уничтожат друг друга?»
И что же мы видим ныне? Западу все же удалось натравить Украину на русских людей. Их убивают, изгоняют из храмов, глумятся над русскими пастырями, попирают древние святыни… Да не вернулись ли мы на 70-100 лет назад?
Епископ Сызранский Иоанн (Снычев). 1965 г.
Перелистаем дневниковые записи Владыки. Вот текст полувековой давности, от 20 августа 1970 года, где митрополит Иоанн цитирует распоряжение Патриаршего Местоблюстителя митрополита Пимена (Извекова) епархиальным архиереям в связи с эпидемией холеры в южных областях России:
«1. Богослужения совершать только в воскресные и праздничные дни; не допускать соборных служений, привлечения духовенства, прибывшего из других мест; не совершать крестных ходов вокруг храма. Богослужение должно совершаться просто, скромно.
2. За Божественной литургией временно не причащать. Допускать причащение только тяжело больных и умирающих в домашних условиях по просьбе верующих.
3. Не производить прикладывания ко кресту после литургии и молебнов, к Евангелию и праздничным иконам за всенощными, а также не совершать елеопомазание.
4. Просить верующих временно не прикладываться к св. иконам, соблюдая требование, установленное санитарной службой в целях профилактики. Под ответственность исполнительного органа обязать обслуживающий персонал храмов следить за чистотой в храме и протирать полы дезинфицирующими растворами.
5. Совершив освящение воды, не раздавать ее богомольцам, а использовать только для окропления.
6. На период профилактических мер не совершать крещение младенцев.
7. Преосвященным рекомендуется воздерживаться от совершения богослужений в храмах епархии, дабы не сосредотачивать большие скопления верующих.
8. В праздник Успения Пресвятой Богородицы совершить вынос и погребение плащаницы, но не совершать прикладывания к ней и елеопомазаний.
9. Умерших от заразных болезней не вносить в храм, а отпевать заочно».
Редактор нашего издательства Елена Ивановна Душенова, читая этот циркуляр, вспомнила, как в Великий Четверг короновирусного 2019 года она стояла перед закрытыми дверьми маленького храма, в который ходила 15 лет. Стучала, звонила по мобильному телефону…Ее так и не впустили. А сколько еще людей в этот значимый для каждого православного человека день остались без спасительного причастия!
А как же поступил тогда Владыка? Читаем дальше:
«21 августа 1970 года (пятница). В 9 часов утра были у уполномоченного. Оказывается, ему было сообщено Куроедовым [председателем Совета по делам РПЦ] решение Патриаршего Местоблюстителя о принятии мер предосторожности, и нам оставалось только согласиться с постановлением и скрепя сердце привести во исполнение. Впрочем, вопрос о причастии я поставил по-иному: не совсем прекратить, а употребить древний способ причащения, то есть влагать в уста причастника святыню не из лжицы, а пальцами. Как это получится на практике, не могу сказать. Временно придется потрудиться…
22 августа 1970 года (суббота). Весь день звонки. Все связаны с мероприятиями по предупреждению холеры. В Петропавловской сегодня ограничили причастников, а в Покровской, слава Богу, успели всех причастить из Чаши. За всенощной объявил людям об ограничениях в нашей церковной жизни в связи с предписаниями чрезвычайной комиссии. Грустно все это. В былые страшные времена, когда свирепствовала холера, люди к святыне прибегали, а теперь их отгоняют от нее...
27 августа 1970 года (четверг). Вечером служил всенощную. В связи с запретом благословлять двоились мысли: что делать? Решил все-таки елеопомазывать, не дозволяя людям прикладываться к иконе и к моей руке. Люди были и этим довольны. Хотя бы такое благословение да получить на праздник. Служба прошла чудесно...».
Все эти и другие записи о противостоянии Церкви богоборчеству собраны в новой книге дневниковых записей митрополита Иоанна, которая так и называется — «Противостояние». Это третья книга дневников приснопамятного архипастыря-подвижника. До нее в издательстве «Царское Дело» были изданы «Последние страницы» (дневник 1993-1994 гг.), описывающие годы служения митрополита Иоанна в Санкт-Петербурге, и «Плач сердца» (дневник 1961-1987 гг.), где собраны только те записи архипастыря, которые отражают его духовные и душевные переживания.
На страницах новой книги упоминается о встречах владыки Иоанна с будущими Патриархами Алексием (Ридигером) и Кириллом (Гундяевым), с митрополитами Никодимом (Ротовым), Антонием (Мельниковым), Сергием (Фоминым), с архиепископами Михаилом (Чубом), Ермогеном (Голубевым), Гедеоном (Докукиным), Феодосием (Погорским), Мелхиседеком (Лебедевым), с епископом (будущим митрополитом) Николаем (Кутеповым), с владыками (будущими архиепископами) Гермогеном (Ореховым) и Павлом (Голышевым).
Книга «Противостояние» уже полностью подготовлена к печати, и издательство «Царское дело» очень надеется выпустить ее к 30-летней годовщине со дня кончины митрополита Иоанна, однако финансовые трудности, возникшие в связи со значительным повышением платы за аренду помещения, удорожание бумаги и типографских услуг, поставили издателей в затруднительное положение. Поэтому мы обращаемся с огромной просьбой ко всем, кому дорога память приснопамятного митрополита Иоанна (Снычева): пожалуйста, ради Христа помогите собрать средства на издание завершающего тома дневниковых записей Владыки. Будем благодарны любой сумме Вашего пожертвования. Желающих оказать помощь прошу связаться со мной по телефону 8-911-9325493 и сообщить имена жертвователей для молитвенного поминания. Деньги можно отправить на карту СБЕРа : 2202 2083 8614 4985. В графе «сообщение получателю» можно указать: «пожертвование на книгу».
Пожертвования также можно присылать на расчетный счет издательства по следующим реквизитам:
АНО «Издательство «Царское дело»
ИНН 7806122335
р/с 40703810632490000022 в Филиале «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ» АО «АЛЬФА-БАНК»
БИК 044030786
к/с 30101810600000000786
В графе «назначение платежа» обязательно указать:
«пожертвование на книгу».
Спаси вас милосердный Господь!
Сергей Игоревич Астахов, главный редактор и директор издательства «Царское дело»