Чиновники и общественность бьют тревогу: уровень рождаемости в России падает. Все срочно бросились искать способы решения этой проблемы.
Одни говорят, что у нас люди просто не хотят рожать, потому что «нету у них хороших примеров перед глазами!» Соответственно, нужно организовать пропаганду «правильных ценностей». Для этого все герои фильмов и книг должны стать людьми семейными и многодетными. И школьную программу, выходит, следует переписать: Печорину приписать семью и 8 детей, Обломову — 10 детей, и так далее. Вот кто только будет читать всю эту скукотищу и воспринимать серьёзно — непонятно.
Другие солидарны в посыле: «Да, рожать не хотят». Но называют другую причину этого нежелания: «Это всё потому, что кругом злодеи — феминистки, чайлдфри и шопенгауэрианцы организуют пропаганду бездетности». И в этом, несомненно, есть доля истины.
Но дело ещё в том, что сама исходная посылка в этих рассуждениях ложная. Несмотря на всё чайлдфри и засилие прочих нетрадиционных «ценностей», люди у нас всё же хотят рожать. И женщины хотят иметь детей, и мужчины. Причём вторые хотят даже больше. К тому же возросло количество тех, кто хочет иметь 3 и более детей!
Итак, люди хотят иметь детей, и есть два верных способа им помочь. При этом надо учитывать вот что. Во-первых, на рождаемость плохо влияет стоимость жилья: чем она выше, тем меньше рожают детей. Поэтому нужно снижать стоимость жилья. Как это сделать — пусть думают экономисты. Во-вторых, известно, что на рождаемость плохо влияет женское образование: чем выше уровень образования женщин, тем рождаемость ниже. Вывод здесь очевиден: необходимо запретить женщинам получать высшее образование. (Ну или сделать его недоступным для всех поголовно.) Но от таких радикальных решений вместе с леваками и либералами взвоют и консерваторы!
Наверное, все помнят, какую бурю негодования вызвало прошлогоднее выступление сенатора Маргариты Павловой. А ведь она даже не предлагала как-то законодательно ограничить высшее образование для женщин. Просто сказала, что нужно их переориентировать с получения образования на создание семьи. Однако всякие «просвещённые консерваторы» до сих пор ноют, что отвращать женщин от высшего образования (и чтения книжек всяких содомитов, что почти одно и то же) — это жутко неправильно и якобы не по-христиански. (Святитель Филарет Московский с ними не согласен.)
Поэтому, скорее всего, запретить высшее образование для женщин не получится. Значит, нужно действовать иначе.
Существует обратная корреляция потраченного на образование времени и рождаемости. И это понятно: чем больше времени люди тратят на получение заветной «корочки», тем дольше они откладывают начало взрослой — в том числе семейной — жизни. Так что для повышения рождаемости нужно хотя бы сократить время, которое люди тратят на образование. И здесь открывается широкий простор для действий.
В первую очередь нужно обратить внимание на общеобразовательную школу, ведь она обязательна для всех. Ещё совсем недавно она была «десятилеткой», но прямо на наших глазах стала «одиннадцатилеткой». При этом 11 класс по большей части — бессмыслица. Он, по сути, просто стал временем подготовки к введённому в то же самое время ЕГЭ. Думаю, ничего не мешает вернуть «десятилетку». Это тут же сократит время обучения на 1 год. И мальчикам это будет особенно полезно, ведь их не будут сразу после школы забирать в армию, поэтому они смогут делать более осознанный выбор, чем они хотят заниматься в будущем.
Высшее образование в России пострадало от реформаторов не меньше, чем школьное. Так к концу нулевых одноуровневую систему образования со специалитетом почти полностью заменили двухуровневой — бакалавриатом и магистратурой. По плану это должно было укоротить обучение, ведь бакалавр обучался на год меньше специалиста. Но бакалавриат так и остался «проходным» уровнем — народ не признал его в качестве полноценного высшего образования, а студенты предпочитают продолжать обучение в магистратуре. В результате общий срок получения высшего образования, наоборот — увеличился. Хотели, как лучше…
И если мы всё-таки оставляем двухуровневую систему образования, то нужно сразу сократить бакалавриат или магистратуру на год (что, как ни странно, соответствует моделям Болонского процесса). Однако лучшим решением будет отмена двух уровней с возвращением специалитета. Например, так студенту не придётся два раза писать дипломную работу.
В результате этих простых преобразований уже можно получить целых 2 года «экономии». И это не только окажет положительное влияние на рождаемость, но и оживит нашу систему образования.
Однако, кроме этого, есть ещё начальное и среднее профессиональное образование — практически ориентированное и нацеленное на получение профессии, а не абстрактных компетенций. Уже сейчас человек, выбравший профессиональное образование, учится от года до 4 лет. По сравнению с получением диплома в вузе такая образовательная траектория может быть на 2-5 лет короче! И её можно ещё немного сократить. Запущенная недавно программа «профессионалитета» призвана сделать именно это.
Так что для повышения рождаемости нужно совершенствовать и пропагандировать начальное и среднее профессиональное образование в качестве реальной альтернативы «вышке», а не некие абстрактные «правильные ценности».
Конечно, я «не открываю Америку», но, уверен, что эти простые предложения смогут помочь в решении перезревшей проблемы или, хотя бы, сдвинуть её с мёртвой точки.
Фёдор Александрович Шиманский, публицист, исследователь современной истории
7. Ответ на 4, Владимир Николаев:
6. 6
5. Ответ на 2, Андрей Карпов:
4. Поднять рождаемость в России ?
3.
2.
1.