Есть в политических науках одно модное словечко — «государство-цивилизация». Активно его начали использовать лет десять назад, а после своего неожиданного появления в прошлогодней Концепции внешней политики России оно обрело просто невероятную популярность. Но, несмотря на это, до сих пор не существует сколько-нибудь приличной истории этого понятия! Будто никто и не знает, когда оно впервые появилось, кто его ввёл и зачем.
Обычно пишут, что первым про «государство-цивилизацию» написал американский политолог и китаевед Лусиан Пай в своей статье для Foreign Affairs осенью 1990 года. Однако, с этой версией есть одна проблема: в статье Пая это слово не встречается ни разу!
И пусть на статью Пая как на источник своего вдохновения ссылаются такие провозвестники китайского «государства-цивилизации», как британский публицист Мартин Жак и китайский новый левый мыслитель Гань Ян, в ней он писал только, что «Китай — цивилизация, прикидывающаяся государством». (В 1992 году Пай повторил этот пассаж в другой своей статье.) А, всё-таки, «цивилизация, прикидывающаяся государством» — это ещё не «государство-цивилизация», а несколько иная мысль.
Да и вообще мысль эта в чём-то отнюдь не новая. Подобные идеи были довольно распространены ещё сто лет назад. Тогда, после случившейся в Китае «национальной революции» с последующей за ней гражданской войной, многие наблюдатели говорили, что Китай ещё не был нацией или государством в современном европейском смысле, но только становится ими. Тот же Герберт Адамс Гиббонс — известный американский журналист писал в 1919 году: «Китай был цивилизаций, а не нацией». И, по сути, Пай только повторил эти мысли. Однако, если по мнению Гиббонса цивилизация всё-таки превратилась в нацию за десять лет, то Пай считал, что Китай не стал государством-нацией даже спустя семьдесят лет.
Но есть и другая проблема. Пусть даже Пай и использовал бы слово «государство-цивилизация», он всё равно не был бы первым. Ведь ещё в 1967 году в Америке была опубликована книга французского дипломата Франсуа Жоффруа-Дешома «Китай смотрит на мир» («China looks at the world; Reflections for a dialogue: eight letters to T'ang-lin»). Тогда КНР даже не была членом ООН, и её вхождение в систему международных отношений Жоффруа-Дешом считал «философской проблемой». В заключение своей книги он написал: «Китай — это не нация в обычном смысле, а… государство-цивилизация (Civilization-State)». Получается, что всё уже было за десятки лет и до Пая, и до Жака.
А ведь когда-то книгу Жоффруа-Дешома читали, цитировали, писали на неё рецензии. За неё он даже получил премию Французской академии! А сейчас о нём будто никто и не помнит.
И это уже большая проблема академии (в широком смысле). Политологи, международники и шире — гуманитарии, то есть люди, которые должны читать книги и тратить на это добрую долю своего времени, сегодня почти не читают. Увы. А старые книги (такой вот парадокс нынешнего времени) люди сейчас вообще не открывают! Ведь всем ещё в ВУЗах объясняют, что нельзя читать книги старше пяти лет, потому что в них, якобы, всё устарело и не актуально. Так вот теперь и получается, что «государство-цивилизация» для нас — некая новая сенсация, хотя на самом деле ей уже больше полувека…
Фёдор Александрович Шиманский, публицист, исследователь современной истории