Либо ты христианин, либо эволюционист — и никак иначе!

«Православие» дарвиниста Добржанского и уловка Гулда

Традиционные духовно-нравственные ценности России 
0
85
Время на чтение 6 минут
Фото: ridero.ru

В сентябре 1986 года, во время очередного обострения конфликта между креационистами и эволюционистами, в газете New York Times было опубликовано эссе «Место для Дарвина и Библии» [Kristol I. Room for Darwin and the Bible // The New York Times. 1986. V. 30]. Название его было не очень удачным. Можно было подумать, что текст призывал рассказывать школьникам про Библию в дополнение к теории эволюции. Однако, всё было ровно наоборот: автор эссе — неоконсерватный журналист Ирвинг Кристол — выступал против преподавания религии в школе. Вместе с тем Кристол посмел назвать дарвинистов догматиками, а преподавание эволюции в американских школах прямо назвал «антирелигиозным воспитанием».

Заявление Кристола вызвало закономерное возмущение в лагере эволюционистов. Проигнорировать эти крамольные мысли, да ещё высказанные не каким-то «фундаменталистом», а «интеллектуалом» — было просто невозможно.

Поставить Кристола на место решился биолог Стивен Джей Гулд, статья которого вышла в январском номере журнала Discover [Gould S. J. Darwinism Defined: The Difference Between Fact and Theory // Discover. 1987. V. 8. №. 1. P. 64-70]. «Апологет эволюционизма» поступил хитро. Гулд не стал прямо опровергать утверждение о противоречии эволюционизма и религии. Вместо этого он задался вопросом: какое «свидетельство» может предъявить Кристол или кто-либо другой, чтобы подкрепить свой тезис? И тут же привёл «свидетельство» обратного — популярный учебник по биологии, автором которого был Феодосий Добржанский, «величайший эволюционист нашего столетия» и вместе с тем «православный русский». «Ничего антирелигиозного не могло проскользнуть мимо его бдительного ока», — добавил Гулд. В конце статьи биолог заверил Кристола, что знает сотни учёных-эволюционистов, среди которых есть и молитвенники, и атеисты; и поэтому «или корреляции между религиозными взглядами и уверенностью в эволюции нет, или же половина этих людей — глупцы». На этом и успокоился.

Но покой Гулда длился недолго. Четыре года спустя вышла книга юриста Филиппа Джонсона «Суд над Дарвиным» [Johnson P.E. Darwin on Trial. 1991], целая глава которой была посвящена опровержению статьи Гулда и доказательству несовместимости дарвинизма с религией.

Целый год размышлял Стивен Гулд, что же ему ответить, и наконец разродился рецензией [Gould S. J. Impeaching a self-appointed judge //Scientific American. – 1992. V. 267. №. 1. P. 118-121]. Правда, он не нашёл ничего лучше, чем снова вспомнить про Добржанского: «Забудьте на мгновение о философии, простой эмпирики последних ста лет будет достаточно. […] два величайших эволюциониста нашего поколения: Дж. Г. Симпсон был гуманистическим агностиком, Феодосий Добржанский — верующим православным русским. Или половина моих коллег чрезвычайно глупа, или же наука Дарвинизма полностью совместима с общепринятыми религиозными верованиями…».

Так появился «аргумент Гулда»: «общепринятые религиозные верования совместимы с эволюционизмом, потому что существовал православный эволюционист Добржанский». Но этот «аргумент» так бы и канул в лету, если бы его не приметил генетик Френсис Селлерс Коллинз. Он так понравился Коллинзу, что тот целиком перепечатал его в свою книгу «Язык Бога», которую в 2008 году перевели на русский язык [Коллинз Ф. Доказательство Бога: Аргументы ученого. М.: «Альпина нон-фикшн», 2008]. Так пример с Добржанским попал в наше информационное пространство, где стал активно использоваться.

И вот спустя 38 лет после эссе Ирвинга Кристола, в России прозвучали заявления, что дарвинизм «идёт вразрез религии» и «превратился в безбожную секту». В роли Кристола при этом выступили двое — экс-премьер Чечни Муслим Хучиев и бизнесмен Константин Валерьевич Малофеев. А вот доморощенных Гулдов у нас оказалось сильно больше. Про «существование выдающегося русского православного эволюциониста Добржанского» тут же вспомнили и бывший сионист, а ныне православный эксперт Владимир Валерьевич Букарский, и евразиец Рустем Ринатович Вахитов, и богослов Сергей Львович Худиев (дважды: здесь и здесь), и Комиссия «по борьбе с лженаукой» ЭСРАН, и прочие, и прочие…

И всё было бы хорошо, но соответствовало ли мировоззрение Добржанского Православному христианству и «общепринятым религиозным верованиям» на самом деле? Как говорил Гулд, «рассмотрим свидетельства!».

Во-первых, ученики Добржанского оставили откровенные свидетельства о его религиозных взглядах. Ричард Чарльз Левонтин вспоминал про своего научного руководителя так: «Феодосий Добржанский, ведущий эмпирический эволюционный генетик двадцатого века, который провёл большую часть своей жизни, пялясь в микроскоп на хромосомы, колебался между деизмом, гностицизмом и членством в Русской Православной Церкви» [Lewontin R. C. The wars over evolution //The New York Review of Books. 2005. V. 52. №. 16. P. 51-54]. А Франсиско Хосе Айала описывал его веру так: «Добржанский был религиозным человеком, хотя он, судя по всему, отверг фундаментальные взгляды традиционной религии, такие как существование личностного Бога и жизни после физической смерти. Его религиозность была основана на убеждении, что во Вселенной есть смысл. Он видел этот смысл в факте, что эволюция произвела колоссальное разнообразие живого мира и прошла путь от примитивных форм жизни до человечества» [Ayala F. J. Theodosius Dobzhansky: A Man For All Seasons// Resonance. 2000. V. 5. №. 10. P. 48-60].

Во-вторых, есть свидетельство иеромонаха Серафима Роуза. «Феодосий Добржанский — русский православный ученый, которого часто цитируют другие “христианские эволюционисты”… Он родился в России в год канонизации преп. Феодосия Черниговского в ответ на молитву своих родителей; и поэтому он и был назван Феодосием. Увы, он стал вероотступником», — говорил о. Серафим в своих лекциях. — Хотя он и был крещен в Православии, но когда его жена скончалась, он кремировал её, взял пепел и развеял в горах Сьерры… Он совсем вне религии». А знаменитую статью Добржанского 1973 года о. Серафим прокомментировал так: «почитайте между строк и ответьте на вопрос: верит ли этот человек в Бога так, как верит в Него православный христианин? Нет, не верит. Он верит в Него, как верит “современный” человек, в духе деизма» ([Fr. Seraphim Rose. Genesis, Creation, and Early Man: The Orthodox Christian Vision. 2000]; русский перевод — здесь. См. также Orthodox Survival Course).

Думается, этого достаточно, чтобы продемонстрировать, что взгляды Добржанского были далеки от Православия и обычных религий. Таким образом «аргумент Гулда» обращается в ничто. Вот и выходит: либо ты христианин, либо эволюционист — и никак иначе!

Фёдор Александрович Шиманский, публицист, исследователь современной истории

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Фёдор Шиманский
Государство-цивилизация и академическая деградация
О некой новой сенсации, который на самом деле уже более полувека
11.06.2024
Как быстро поднять рождаемость
Несмотря на всё, люди хотят иметь детей, и есть два верных способа им помочь
17.05.2024
«Основы российской государственности»: что это?
Тревожные размышления о перспективах воспитательного курса в вузах
07.05.2024
Чем 30 лет занимался Институт философии?
Вся работа ИФРАН, хоть и заявленная как «изучение феномена плюрализма» и «исследование противоречий и противостояний западной философии XX века», получается на удивление однобокой и какой-то ущербной
15.02.2024
Кому и зачем нужна шумиха вокруг ИИ?
Кто-то очень хочет оправдать всеобщую слежку и создание «электронного концлагеря»
28.08.2023
Все статьи Фёдор Шиманский
Традиционные духовно-нравственные ценности России
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Депутаты от Чечни учат целый регион России – Владимирскую область
31.10.2024
«У детей появляются энурез, агрессия и психические расстройства»
О духовных и телесных последствиях «празднования» сатанинского «Хэллоуина»
31.10.2024
«Храни огонь родного очага!»
В Вологде прошёл вечер памяти выдающейся русской поэтессы Ольги Фокиной
31.10.2024
Православный христианин призван любить своё Отечество
Экспедиция в историю Отечественных войн: от Клястицкого сражения до операции «Багратион»
31.10.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
31.10.2024 11:44
Либеральная провокация!
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
31.10.2024 11:35
Австро-Венгрия: «не сегодня и не завтра, но послезавтра»
Новый комментарий от Бузина Олесь
31.10.2024 11:12
Загадочные кадровые решения Синода
Новый комментарий от Владимир Николаев
31.10.2024 10:25
Не все дотянут до финиша: нужно обсуждать
Новый комментарий от Владимир Николаев
31.10.2024 09:52
Всю эту погань нужно запретить!
Новый комментарий от С. Югов
31.10.2024 09:18