Либо ты христианин, либо эволюционист — и никак иначе!

«Православие» дарвиниста Добржанского и уловка Гулда

Традиционные духовно-нравственные ценности России 
1 Человек 
321
Время на чтение 6 минут
Фото: ridero.ru

В сентябре 1986 года, во время очередного обострения конфликта между креационистами и эволюционистами, в газете New York Times было опубликовано эссе «Место для Дарвина и Библии» [Kristol I. Room for Darwin and the Bible // The New York Times. 1986. V. 30]. Название его было не очень удачным. Можно было подумать, что текст призывал рассказывать школьникам про Библию в дополнение к теории эволюции. Однако, всё было ровно наоборот: автор эссе — неоконсерватный журналист Ирвинг Кристол — выступал против преподавания религии в школе. Вместе с тем Кристол посмел назвать дарвинистов догматиками, а преподавание эволюции в американских школах прямо назвал «антирелигиозным воспитанием».

Заявление Кристола вызвало закономерное возмущение в лагере эволюционистов. Проигнорировать эти крамольные мысли, да ещё высказанные не каким-то «фундаменталистом», а «интеллектуалом» — было просто невозможно.

Поставить Кристола на место решился биолог Стивен Джей Гулд, статья которого вышла в январском номере журнала Discover [Gould S. J. Darwinism Defined: The Difference Between Fact and Theory // Discover. 1987. V. 8. №. 1. P. 64-70]. «Апологет эволюционизма» поступил хитро. Гулд не стал прямо опровергать утверждение о противоречии эволюционизма и религии. Вместо этого он задался вопросом: какое «свидетельство» может предъявить Кристол или кто-либо другой, чтобы подкрепить свой тезис? И тут же привёл «свидетельство» обратного — популярный учебник по биологии, автором которого был Феодосий Добржанский, «величайший эволюционист нашего столетия» и вместе с тем «православный русский». «Ничего антирелигиозного не могло проскользнуть мимо его бдительного ока», — добавил Гулд. В конце статьи биолог заверил Кристола, что знает сотни учёных-эволюционистов, среди которых есть и молитвенники, и атеисты; и поэтому «или корреляции между религиозными взглядами и уверенностью в эволюции нет, или же половина этих людей — глупцы». На этом и успокоился.

Но покой Гулда длился недолго. Четыре года спустя вышла книга юриста Филиппа Джонсона «Суд над Дарвиным» [Johnson P.E. Darwin on Trial. 1991], целая глава которой была посвящена опровержению статьи Гулда и доказательству несовместимости дарвинизма с религией.

Целый год размышлял Стивен Гулд, что же ему ответить, и наконец разродился рецензией [Gould S. J. Impeaching a self-appointed judge //Scientific American. – 1992. V. 267. №. 1. P. 118-121]. Правда, он не нашёл ничего лучше, чем снова вспомнить про Добржанского: «Забудьте на мгновение о философии, простой эмпирики последних ста лет будет достаточно. […] два величайших эволюциониста нашего поколения: Дж. Г. Симпсон был гуманистическим агностиком, Феодосий Добржанский — верующим православным русским. Или половина моих коллег чрезвычайно глупа, или же наука Дарвинизма полностью совместима с общепринятыми религиозными верованиями…».

Так появился «аргумент Гулда»: «общепринятые религиозные верования совместимы с эволюционизмом, потому что существовал православный эволюционист Добржанский». Но этот «аргумент» так бы и канул в лету, если бы его не приметил генетик Френсис Селлерс Коллинз. Он так понравился Коллинзу, что тот целиком перепечатал его в свою книгу «Язык Бога», которую в 2008 году перевели на русский язык [Коллинз Ф. Доказательство Бога: Аргументы ученого. М.: «Альпина нон-фикшн», 2008]. Так пример с Добржанским попал в наше информационное пространство, где стал активно использоваться.

И вот спустя 38 лет после эссе Ирвинга Кристола, в России прозвучали заявления, что дарвинизм «идёт вразрез религии» и «превратился в безбожную секту». В роли Кристола при этом выступили двое — экс-премьер Чечни Муслим Хучиев и бизнесмен Константин Валерьевич Малофеев. А вот доморощенных Гулдов у нас оказалось сильно больше. Про «существование выдающегося русского православного эволюциониста Добржанского» тут же вспомнили и бывший сионист, а ныне православный эксперт Владимир Валерьевич Букарский, и евразиец Рустем Ринатович Вахитов, и богослов Сергей Львович Худиев (дважды: здесь и здесь), и Комиссия «по борьбе с лженаукой» ЭСРАН, и прочие, и прочие…

И всё было бы хорошо, но соответствовало ли мировоззрение Добржанского Православному христианству и «общепринятым религиозным верованиям» на самом деле? Как говорил Гулд, «рассмотрим свидетельства!».

Во-первых, ученики Добржанского оставили откровенные свидетельства о его религиозных взглядах. Ричард Чарльз Левонтин вспоминал про своего научного руководителя так: «Феодосий Добржанский, ведущий эмпирический эволюционный генетик двадцатого века, который провёл большую часть своей жизни, пялясь в микроскоп на хромосомы, колебался между деизмом, гностицизмом и членством в Русской Православной Церкви» [Lewontin R. C. The wars over evolution //The New York Review of Books. 2005. V. 52. №. 16. P. 51-54]. А Франсиско Хосе Айала описывал его веру так: «Добржанский был религиозным человеком, хотя он, судя по всему, отверг фундаментальные взгляды традиционной религии, такие как существование личностного Бога и жизни после физической смерти. Его религиозность была основана на убеждении, что во Вселенной есть смысл. Он видел этот смысл в факте, что эволюция произвела колоссальное разнообразие живого мира и прошла путь от примитивных форм жизни до человечества» [Ayala F. J. Theodosius Dobzhansky: A Man For All Seasons// Resonance. 2000. V. 5. №. 10. P. 48-60].

Во-вторых, есть свидетельство иеромонаха Серафима Роуза. «Феодосий Добржанский — русский православный ученый, которого часто цитируют другие “христианские эволюционисты”… Он родился в России в год канонизации преп. Феодосия Черниговского в ответ на молитву своих родителей; и поэтому он и был назван Феодосием. Увы, он стал вероотступником», — говорил о. Серафим в своих лекциях. — Хотя он и был крещен в Православии, но когда его жена скончалась, он кремировал её, взял пепел и развеял в горах Сьерры… Он совсем вне религии». А знаменитую статью Добржанского 1973 года о. Серафим прокомментировал так: «почитайте между строк и ответьте на вопрос: верит ли этот человек в Бога так, как верит в Него православный христианин? Нет, не верит. Он верит в Него, как верит “современный” человек, в духе деизма» ([Fr. Seraphim Rose. Genesis, Creation, and Early Man: The Orthodox Christian Vision. 2000]; русский перевод — здесь. См. также Orthodox Survival Course).

Думается, этого достаточно, чтобы продемонстрировать, что взгляды Добржанского были далеки от Православия и обычных религий. Таким образом «аргумент Гулда» обращается в ничто. Вот и выходит: либо ты христианин, либо эволюционист — и никак иначе!

Фёдор Александрович Шиманский, публицист, исследователь современной истории

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. 2

В своем стремлении к персональному религиозному просвещению Добржанский придерживался принципа реальной свободы совести. В письме к дочери Софии и ее мужу Майклу Коэ от 16 мая 1957 года он заверяет, что был бы рад видеть их христианской семьей, но и не протестовал, если бы они не были такой семьей. Он не собирался как-либо влиять на них. В том же письме Добржанский впервые затронул тему своей веры, заявив, что не принадлежит к русской православной церкви в полном смысле или к любой другой, но пытается быть христианином и молится почти каждое утро. В самом деле, в его записях о религии почти не затрагиваются вопросы совершенных грехов, их искупления, спасения, постижения божественного предначертания и тому подобного». Вопрос в другом , а кем был бы Феодосий Добржанский , если был просто православным ? Никем ! Даже имени этого человека никто бы не запомнил .
учитель / 01.11.2024, 03:55

1.

Соглашусь. Однако дело не в одной только теории эволюции. Тут разница между мировоззрнием исключающим возможность признания какого-либо недоказанного и недоказуемого утверждения абсолютной истиной и мировоззоением, в котором подобное признание является его необходимой основой. Первое - это разум, второе - религиозная вера. Сосуществование этих двух мировоззрений в одном человеке возможно либо в случае шизофрении, либо на разных, непересекающихся уровнях сознания, что, впрочем, в каком-то смысле то же самое.
E.O. / 31.10.2024, 15:27
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Фёдор Шиманский
Государство-цивилизация и академическая деградация
О некой новой сенсации, который на самом деле уже более полувека
11.06.2024
Как быстро поднять рождаемость
Несмотря на всё, люди хотят иметь детей, и есть два верных способа им помочь
17.05.2024
«Основы российской государственности»: что это?
Тревожные размышления о перспективах воспитательного курса в вузах
07.05.2024
Чем 30 лет занимался Институт философии?
Вся работа ИФРАН, хоть и заявленная как «изучение феномена плюрализма» и «исследование противоречий и противостояний западной философии XX века», получается на удивление однобокой и какой-то ущербной
15.02.2024
Кому и зачем нужна шумиха вокруг ИИ?
Кто-то очень хочет оправдать всеобщую слежку и создание «электронного концлагеря»
28.08.2023
Все статьи Фёдор Шиманский
Традиционные духовно-нравственные ценности России
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
В Симферопольской и Крымской епархии завершен региональный этап Рождественских чтений
20.12.2024
Незнакомая знакомая русская литература 14.
А.С. Пушкин: в поисках Истины. «Повести Белкина»
20.12.2024
Стоит ли знакомиться с произведениями, где
диавол один из персонажей?
20.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Россия стояла близко к той грани, когда пошло
Новый комментарий от Бузина Олесь
20.12.2024 13:31
Что не так с критикой шовинистов
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
20.12.2024 13:07
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от kuzanez
20.12.2024 11:34
«Мы можем и должны остановить своё вымирание»
Новый комментарий от Русский танкист
20.12.2024 11:26
«Это современное, очень новое оружие»
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
20.12.2024 11:10
Снегурочка и Баба Яга как традиционные ценности
Новый комментарий от Сергей из НН
20.12.2024 11:07