Заблуждение, которого не было

О «деле ЦУМа» и молитве «Отче наш»

Франциск I  Русская цивилизация и Ватикан  Русская цивилизация 
0
554
Время на чтение 11 минут

Так называемое «дело ЦУМа» подняло одну серьёзнейшую проблему, до сих пор не разрешённую ни юридической наукой, ни правоприменительной практикой. Речь о природе заблуждения, которое лежит и в основе такого преступления, как мошенничество (о котором ранее писал), и в основе сделок, совершённых под влиянием существенного заблуждения.

Фабула дела широко освещена. 21 июля 2021 года на сайте ОАО «Торговый дом ЦУМ» произошёл технический сбой, в результате которого цены на дорогостоящие брендовые товары стали отражаться некорректно и явно несоразмерно обычной стоимости соответствующих товаров. В итоге некий потребитель Анохин С.Н. сделал заказ на 19 брендовых вещей по цене от 19 до 129 руб. Списанная за покупку сумма 2787 руб. оказалась в 846 раз ниже рыночной совокупной цены данных товаров.

Но ЦУМ отказался передать удачливому потребителю купленные за бесценок элитные товары.

Анохин С.Н. обратился за судебной защитой и проиграл дело во всех трёх инстанциях (первой, апелляционной и кассационной). Исковые требования ЦУМа, напротив, были удовлетворены.

Но недолго ЦУМ торжествовал: все три судебные решения были отменены, а дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Решение Верховного Суда РФ в целом было воспринято юридическим сообществом с недоумением.

Верховный Суд не согласился с выводами судов в части признания договора купли-продажи недействительной сделкой, совершенной ЦУМом под влиянием заблуждения. «В чем именно состояло заблуждение ОАО "Торговый дом ЦУМ" при размещении публичной оферты, акцептованной Анохиным С.Н., суд не указал», - отмечается в решении высшего суда России.

Вопрос о том, заблуждался ли ЦУМ, заключая сделку с удачливым потребителем, и если заблуждался, то в чём состоит такое заблуждение, — ключевой по данному спору и имеющий огромное научное и практическое значение. Однако суды уклонились от рассмотрения этого вопроса.

В итоге дело было повторно рассмотрено судом первой инстанции. Указания Верховного Суда РФ были учтены. В решении суда первой инстанции обращается внимание на отсутствие допустимых, относимых и достоверных доказательств в подтверждение доводов о заключении ЦУМом договора купли-продажи под влиянием существенного заблуждения.

Победа Анохина С.Н. взбудоражила цивилистов. Эта победа казалась невозможной, нелепой.

А решение Верховного Суда РФ подавалось в ходе бурных споров как некий курьёз. А зря…

В связи с этим резонансным делом состоялась примечательная дискуссия, в которой приняли участие, действительно, выдающиеся современные отечественные цивилисты. В ходе обсуждения выявилась очень старая проблема, которая никак не получает разрешения и на которую в своё время обращал внимание видный патриотический мыслитель и поистине великий правовед Константин Победоносцев в своём фундаментальном «Курсе гражданского права», на который я некогда ссылался, когда речь шла об институте недостойных наследников. Победоносцев прямо писал, что «наши законы о договорах вовсе не содержат в себе общих постановлений о действии ошибки и заблуждения…»

То же самое можно сказать и относительно действующего российского законодательства. «Дело ЦУМа» и в большей степени возникшая вокруг него дискуссия подтверждают это удручающее обстоятельство.

До сих пор вызывает большие трудности применение ст. 178 ГК РФ о недействительности сделки, совершенной под влиянием существенного заблуждения. Во-первых, неясно само понятие существенного заблуждения, и даже после появления в п. 2 данной статьи признаков существенности заблуждения указанная неясность по-прежнему сохраняется. И во-вторых, не прекращаются споры о механизме возникновения существенного заблуждения. В этом отношении весьма любопытна вышеупомянутая дискуссия. Большинство участников обсуждения сошлись во мнении, что ст. 178 ГК РФ подразумевает, что лицо, оспаривающее такую сделку, могло её заключить либо, будучи введённым в заблуждение, либо само впало в заблуждение, без влияния каких-либо внешних сил. В одиночестве осталась лишь судья Папушина Наталья Юрьевна, которая последовательно отстаивала позицию, согласно которой ст. 178 ГК РФ имеет в виду исключительно введение лица в заблуждение. При этом она ссылалась на судебную практику, которая, по её словам, складывается соответствующим образом. К сожалению, это трезвое суждение было встречено другими участники дискуссии издёвками и снисходительными смешками («мол, дорогая Наталья Юрьевна, мы, конечно, Вас уважаем, но Вы несёте дичь»).

Отличился Кузнецов А.А., который дал статье ст. 178 ГК РФ богословское обоснование. Он признался, что является католиком. По его мнению, предусмотренное обсуждаемой статьёй существенное заблуждение можно понять посредством толкования молитвы «Отче наш». Кузнецов А.А. утверждает, что при переводе этой молитвы на церковнославянский язык якобы была допущена ошибка, в результате которой в молитвенном тексте появилось выражение «и не введи нас в искушение». Напротив, католики сделали правильный перевод и в их версии молитва содержит выражение «не дай нам поддаться искушению» (Non abbandonarci alla tentazione). Псевдобогословское замечание юриста-католика вызвало у его коллег восторг. А между тем, Кузнецов А.А. либо сознательно ввёл слушателей в заблуждение, либо вовсе не компетентен в данном вопросе.

Кузнецов А.А. умолчал о том, что выражение «не дай нам поддаться искушению» (Non abbandonarci alla tentazione) появилось в католической редакции молитвы «Отче наш» совсем недавно, в 2019 году, и что указанное изменение внёс папа Римский Франциск, известный своими модернистскими взглядами и чудачествами. По этому поводу видный православный богослов протодиакон Владимир Василик в интервью РНЛ заметил, что «подобной "правочкой" водится волюнтаризм со стороны папы Римского. И не только папы Римского, но в дальнейшем и со стороны ученых докторов, издателей, а в перспективе со стороны каждого желающего. Иными словами - стоит только начать, "лихой косой только первый взмах сделать"».

Как прав был отец Владимир, вот уже и юристы применяют при толковании права «новаторский» подход Понтифика!

Дерзновение папы Римского вызвало недоумение у доктора богословия Алексея Ильича Осипова, который в интервью телеканалу «Царьград» сказал следующее: «Причина очевидна: действительно, эти слова Молитвы Господней подчас не совсем верно понимаются. Но обратите внимание: когда в научной литературе мы цитируем даже самого элементарного автора, то независимо о того, как он выразился, достаточно ли ясно, достаточно ли литературно, приводим его слова без изменения. А уже затем, процитировав, если это требуется, комментируем. Или прямо, или в подстрочнике.

Здесь же – слова Самого Христа! Как мы смеем их изменять?! Если хотите, прокомментируйте, но сказать, что Молитву Господню надо читать "вот так", а ты, Господи Иисусе, сказал "не очень удачно", я считаю проявлением полного неблагоговения к Самому Христу. И это ещё одно доказательство того, что папский титул "наместника Христа на Земле" – не просто формальные слова, а самая настоящая, хотя и плохо осознаваемая гордыня. Очередное доказательство того, что на самом деле представляет католицизм».

Примечательно, что оба русских богослова обращают внимание на то, что подобные «реформы» продиктованы гордыней и самомнением самих «реформаторов». Увы, и среди юристов находятся гордецы, которые своё мнение считают единственно правильным, осуждают и осмеивают любого, кто осмеливается им возражать. Иной раз достаётся от таких гордецов и нашим высшим судам – Верховному и Конституционному.

Кузнецов А.А. также умолчал о церковном предании и целой традиции толкования святыми отцами содержащегося в молитве «Отче наш» выражения «и не введи нас в искушение». Святоотеческое предание по данному вопросу наглядно представлено на портале «Азбука веры». Приведу лишь толкование святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Не введи нас в искушение. Искушение здесь разумеется преимущественно от диавола, когда он колеблет нашу веру, например в вездесущие Божие или в какое-либо Таинство, или когда он возжигает в нас какую-либо страсть, например блуд, сребролюбие, скупость, зависть, ненависть, злобу. Очень трудно бывает противостоять вражиим искушениям, потому и говорится дальше: избавь нас от лукавого – искусителя. Так введен был в искушение Спаситель, постившийся сорок дней. Искушение Его было от диавола, а диавол искушал Его пищею (сластолюбием), славою мирскою (славолюбием) и корыстолюбием (вся Тебе дам (Мф. 4, 9)). Так и нас искушает».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский использует, как бы сказали юристы, системное толкование, то есть толкует текст во всей его полноте, сообразуя одни его положения с другими. Итак, надлежит выражение «не введи нас в искушение» толковать системно с выражением «избавь нас от лукавого». Именно так молитва «Отче наш» толкуется святыми отцами. Такое толкование позволяет выявить подлинный смысл выражения «не введи нас в искушение», то есть не позволь диаволу нас искушать, ибо вводит в искушение не Бог, а диавол.

Вполне вероятно, что неверное толкование Кузнецовым А.А. молитвы «Отче наш» и его самомнение обусловлены его латинством, воспитавшим в нём гордыню и отучившим от упования на Бога. Ибо православный христианин, напротив, знает, что спасение, без действия благодати Божией, одними лишь человеческими усилиями невозможно. Именно поэтому верующий просит в молитве «Отче наш» Господа оградить его от бесовских соблазнов и искушений. И ни один здравомыслящий верующий христианин вовсе не имеет в виду, что искушение может исходить от самого Господа. Такая кощунственная мысль молитвеннику даже в голову не придёт.

Мне уже приходилось писать о заблуждении при анализе такого состава преступления, как мошенничество. Тогда я, со ссылкой на мнение экспертов, обратил внимание на удивительный механизм совершения этого преступления, оно происходит в результате т.н. фальсификации воли потерпевшего, в результате чего преступник совершает хищение руками самого потерпевшего. Это очень сложное явление, в полной мере не осмысленное ни наукой, ни правоприменительной практикой. И это явление наблюдается и в гражданском праве, где лицо может быть введено в заблуждение таким образом, что внешне будет казаться, что лицо само впало в заблуждение. Поистине, сей механизм таинственный, трудно познаваем.

В заключение не могу не выразить своего недоумения, как получилось, что в ходе известной дискуссии, собравшей свет цивилистики, даже не прозвучал тезис о предпринимательском риске, о том, что предприниматель несёт ответственность даже за действия контрагентов (выбор которых осуществляет сам предприниматель, поэтому этот выбор должен быть разумным и ответственным). Не хотелось бы думать, что это поразительное умолчание продиктовано боязнью потерять платежеспособных клиентов… В этой связи не могу не согласиться с мнением юриста Максима Ненашева, который в своей заметке «Может ли покупатель верить ЦУМу?» пишет: «Возражения вызывает только позиция ВС РФ относительно необходимости исследования того, в результате чего возник технический сбой. На мой взгляд, этот вопрос не должен волновать покупателя. Нормальное функционирование систем продажи - это исключительная ответственность продавца, его предпринимательский риск. Покупатель не может нести ответственность за то, что сотрудники продавца (или контрагенты) ненадлежащим образом исполняют свои обязанности».

Действительно, справедливо ли, что потребитель несёт негативные последствия от того, что ЦУМ выбрал бракованное приложение, которое даёт сбои? Нелепо. По этому поводу мой коллега весьма остроумно пошутил: единственное, в чём мог существенно заблуждаться ЦУМ, — в совершенстве этого приложения. Наивные люди принимают решения в ЦУМе! Неужели они до сих пор верят в возможность изобретения perpetuum mobile?!

Суд первой инстанции, пересматривая настоящее дело, как уже выше цитировалось, указал, что ЦУМом «не представлено допустимых, относимых и достоверных доказательств в подтверждение доводов о заключении договора купли-продажи под влиянием существенного заблуждения…»

В настоящее время ЦУМ обжалует данное судебное решение. Поэтому не исключено, что вызванная резонансным делом дискуссия продолжится и возникнут неожиданные, новые нюансы обсуждаемой проблемы…

Александр Валентинович Тимофеев, магистр права

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

18. Ответ на 15, Потомок подданных Императора Николая II:

Вопрос с ценообразованием крайне сложен и специфичен (в конце концов, я не экономист). Пока не готов рассуждать о достоинствах и недостатках централизованного и рыночного механизмов ценообразования.

Но соглашусь с Вами в том, что т.н. «рыночное» ценообразование, действительно, не всегда обусловлено объективными факторами, прежде всего себестоимостью. Уверен, что разрыв между себестоимостью и рыночной ценой товаров, продаваемых ЦУМом, колоссален, и объясняется он лишь одним — желанием ЦУМа получить сверхприбыль. Другое, более убедительное обоснование пока не нахожу.

17. Ответ на 15, Потомок подданных Императора Николая II:

Хотелось бы ознакомиться с Вашей логической цепочкой.


Самое простое и очевидное - государство не регулирует цены, позволяя заведомо устанавливать произвольные, как при скупке краденого в уголовной среде. Это отражение того, что государство защищает право владельца производства (естественно, крупного, в первую очередь) устанавливать произвольные цены на производимую продукцию. Покупатель при буржуазных рыночных порядках автоматически настроен как скупщик краденого - можно купить за ничтожную цену, не соответствующую затратам на производство. У него действительно может не быть мошеннического намерения - просто таковы буржуазные порядки торговли. Но, конечно, подобное случается очень редко, например, при банкротстве. Зато право владельцев частной собственности на средства производства устанавливать произвольные цены на производимую продукцию, обеспечивающее их процветание, поддерживается всей мощью буржуазного государства.


Прекрасное дополнение темы:
https://ruskline.ru/news_rl/2023/11/22/chernaya_pyatnica__eto_pokupatelskii_hellouin
) Милонов - криптомарксист.

16. Сказка о прохожем Анохине и мальчике Инохане

Как-то шёл на базар коробейник ЦУМ и вдруг стало ему плохо: голова закружилась, ноги подкосились и упал он на обочину в беспомощном состоянии. Лежит, еле дышит. А все его товары из короба выпали. Шел мимо прохожий, остановился и окликнул лежащего коробейника: "Эй, торговля, чего разлёгся? Почём товар?" А коробейник и сказать-то толком ничего не может: язык как чужой стал, не ворочается, вместо слов одно мычание получается: "П-о-о-о..., к-о-о-о...". "Ого!' - засмеялся прохожий: "Я смотрю, ты здорово набрался!". А про себя думает: "Ну и удача мне привалила! Товар-то, чай, рублёвый, грех не воспользоваться!" Присел на корточки и давай класть себе в котомку то одно, то другое, всякий раз спрашивая у ЦУМа: "Это почём? А это почём?" Коробейник мычит: "П-о-о-о..., к-о-о-о..." А прохожий радостно приговаривает: "Полушка? Беру! Копейка? Беру?" Набил себе полную котомку, бросил коробейнику горсть медяков: "В расчёте!" И, насвистывая, зашагал довольный по дороге. Глядь, стоит мальчонка, лет пяти, чем-то ему знакомый. "Эй, пацан! Ты кто таков? Откель я тебя знаю?"- спрашивает прохожий. "А мы раньше жили вместе, но потом ты меня потерял"- отвечает мальчонка: "Ты ведь дядя Анохин? А меня Иноханом зовут. Я совесть твоя. Зачем ты беспомощного ЦУМа обобрал?" "Да иди ты, знаешь куда?"- возмутился прохожий: Никого я не обирал, я у него честно купил и денег заплатил!" Пнул Инохана под зад и зашагал дальше по дороге: "И ни один суд меня за это не засудит!!! Понял, да?"
Алекс. Алёшин / 22.11.2023, 16:37

15. Ответ на 11, Александр Тимофеев:

Хотелось бы ознакомиться с Вашей логической цепочкой.


Самое простое и очевидное - государство не регулирует цены, позволяя заведомо устанавливать произвольные, как при скупке краденого в уголовной среде. Это отражение того, что государство защищает право владельца производства (естественно, крупного, в первую очередь) устанавливать произвольные цены на производимую продукцию. Покупатель при буржуазных рыночных порядках автоматически настроен как скупщик краденого - можно купить за ничтожную цену, не соответствующую затратам на производство. У него действительно может не быть мошеннического намерения - просто таковы буржуазные порядки торговли. Но, конечно, подобное случается очень редко, например, при банкротстве. Зато право владельцев частной собственности на средства производства устанавливать произвольные цены на производимую продукцию, обеспечивающее их процветание, поддерживается всей мощью буржуазного государства.

14. Настоящее дело признано прецедентом.

https://vsrf.ru/documents/all/33038/?ysclid=lp9pmypjkf176628174

Настоящее дело вошло в Обзор судебной практики. Это важное событие с юридической точки зрения. Таким образом решение суда признано прецедентом. Историческое событие!

13. Ответ на 10, Александр Волков:

Пожалуй, соглашусь с Вами: этот сбой кажется промыслительным. Он заставляет задуматься о природе сверхдорогих товаров, об обоснованности завышенных цен, их отрыве от себестоимости и т.д. и т.п. И в конечном счете, о сверхприбыли и кому она достается. Нелепо представлять хозяев ЦУМа голодающими, живущими от зарплаты к зарплате. Это не так.

Я не дерзнул рассуждать о промысле Божием, хотя хотелось. Всё-таки я не духовидец и не старец.

Но всё же данный случай не лишен промыслительности.

И я тоже удивлен, что участники форума совсем не заинтересовались богословским аспектом проблемы, а ведь только ради этого аспекта я и написал статью. Ну, что ж, даже у православных есть интерес к чисто юридическим вопросам. Все мы люди, в конце концов, и участники гражданского оборота каждый в своей мере.

,

12. Ответ на 8, Александр Волков:

Вы затронули сложный вопрос. "Элита" всегда была и, видимо, будет. Что же касается вопросов ценообразования, то эта тема интересная, но требует отдельного разговора.

Судебная оценка производится исходя из рыночной стоимости аналогичных товаров (то есть в данном случае сравнению подлежат только брендовые товары, даже если среди обычных товаров есть аналогичные по качеству. То есть "брендовость" обязательна должна учитываться при оценке).

11. Ответ на 6, Потомок подданных Императора Николая II:

Хотелось бы ознакомиться с Вашей логической цепочкой.

10.

Увы, но публикация и обсуждение носят преимущественно юр-характер с выяснением «тонкостей» в этой специфической области и «за бортом» - «вне исследования» - оказался Промысл Божий? А ведь «рука» Божья работает и в подобных, описанной, ситуациях и разве нет тому примеров, когда казалось бы за сугубо «техническим сбоем» с той же ценой стояло действие Свыше?
Ведь тот же автор публикации говорит, что «Святой праведный Иоанн Кронштадтский использует, как бы сказали юристы, системное толкование, то есть толкует текст во всей его полноте, сообразуя одни его положения с другими…» В ПОЛНОТЕ! «Ну», а где таковая в рассмотрении ситуации - выходит «за бортом» (!) - одни «намеки» на сложности с нравственно-моральной стороной дела? Понятно, что «седлать любимого конька» куда приятнее-привычнее, нежели необъезженного «мустанга», но в таком случае как же быть с недавней установкой любимого редакцией РНЛ Патриарха Кирилла на актуализацию веры – разве не с этой позиции «обязаны» «верстаться» публикации, а не кому что захотелось-понравилось? Получается «свал»… И никакой, разумеется, «системы». Но хоть «где-то» в стране таковая должна появиться?

9. Ответ на 5, РомКа:

Мошенничество – второе по распространенности преступление в России после кражи. Это очень сложное преступление, о нём я написал три заметки. Считаю, что низкая её раскрываемость связана не только с латентностью этого преступления, но в том числе с тем, что ни наукой, ни правоприменительной практикой до сих пор в полной мере не осознана природа этого преступления. Что касается потерпевших, то, разумеется, как учит виктимология, поведение жертвы является одним из факторов преступности. Жертва, действительно, может неосознанно провоцировать преступление. Недаром говорят, пока есть люди, готовые обманываться, — мошенники не переведутся. Но я бы не стал слишком очернять потерпевших, ими не всегда движет корысть и прочие нехорошие чувства. Очень часто в основе действия потерпевшего добрые намерения и чувства — доверие, любовь, самопожертвование и т.д. и т.п.

Одним словом, человек, который сможет разработать эффективную методику расследования мошенничества, достоин Нобелевской премии или хотя Государственной премии. Не шучу. Пока никому не удалось выполнить эту задачу.

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Тимофеев
Самоходный самокат и его враги
Потребность в нормативном регулировании дорожного движения с участием электросамокатов перезрела
16.04.2024
Академик К.Я.Кондратьев: наука и любовь
Беседа со С.И.Кондратьевой, вдовой ученого
10.04.2024
Смертная казнь: опровержение вздора и обывательские доводы против
Спор о применении высшей меры наказания неизменно сочетает в себе здравый смысл и нелепые суждения
04.04.2024
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Молчать нельзя осаживать
Трагедия в «Крокусе» вызвала настоящую смуту в головах православных людей
27.03.2024
Все статьи Александр Тимофеев
Франциск I
Александр Сосновский не прав
О поцелуе понтификом украинского флага на встрече с детьми из Украины
15.04.2024
Почему над Римом ещё не кропит дождик из огня и серы?
Декларация Ватикана Dignitas infinita производит впечатление шизофрении
09.04.2024
Сотрясание воздуха из Ватикана
Папа Римский призвал Киев капитулировать
11.03.2024
Все статьи темы
Русская цивилизация и Ватикан
Миротворческий и богословский диалог с инославными более не имеет смысла
Это попытка понравиться государству, обмануть истинно православных верующих и создать иллюзию миротворчества для неверующих
20.04.2024
Ватикан и Фанар готовят страшнейшую диверсию
Митрополит Пирейский Серафим предостерегает против празднования Пасхи с католиками
17.04.2024
О мифических надеждах на отрезвление Запада и православном будущем Китая
Почему запрет и объявление Эстонской Церкви Московского Патриархата террористической организацией реально?
16.04.2024
Знак беды для всего мира
Падение иконы Спасителя на католическую Пасху в Ватикане – предвестник бедствий, смут и расколов
04.04.2024
Не может верующий человек быть шпионом!
Правительство Гонконга само себя дискредитировало, требуя от священников нарушить таинство исповеди
29.03.2024
Все статьи темы
Русская цивилизация
Об Иване Ильине sine ira et studio
Был ли известный русский философ фашистом и антисоветчиком?
26.04.2024
Россию превращают в пародию…
Не прекращаются диверсии по негрификации страны
26.04.2024
«Эта война — за власть над миром»
О переводе британской экономики на военные рельсы для помощи Украине
25.04.2024
«Это самый подлый и мерзкий способ диффамировать человека»
О скандале вокруг Высшей политической школы им. Ивана Ильина при РГГУ и попытках очернить Дугина
25.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Русский Иван
27.04.2024 22:19
Ждём новых «крокусов»?
Новый комментарий от Русский Иван
27.04.2024 21:07
Цепочка
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.04.2024 20:56
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.04.2024 20:15