Как нам услышать Евангелие рыбаков и земледельцев?

Не пора ли русскому человеку смириться и склонить голову перед своими предками, перед исповеданной ими Истиной?!

Традиционные духовно-нравственные ценности России  Русская цивилизация 
0
12
Время на чтение 7 минут
Фото: Из личного архива автора

С чего, дорогой соотечественник, начинается Евангелие Господа нашего Иисуса Христа? С родословия. Причем не с «небесного» (от Луки), напоминающего о райском прошлом человечества через Адама, а с «земного» (от Матфея) – возводящего мысль к праведным предкам Господа Аврааму, Исааку, Иакову.

Прилично и всем христианам, особенно нам – которые оторваны от праведных своих предков, от корней, несколькими генерациями нынешнего и прошлого столетий – уделять большое внимание своему родословию, изучать и всячески чтить его. Родословие это напоминает нам, чьи мы, чьих кровей и каков завет наших предков, многие из которых не только прожили жизни праведников, но и хранили Святую Русь, не допуская тем самым развернуться тому всемирному злу, раскрывающемуся ныне.

Разве мы не на ужасающем перепутье? Разве не угрожает нам гибель? Разве не время сейчас задуматься о главном и рассмотреть, что не так в нашей личной жизни и жизни Отечества, и как нам спасаться? Да не уподобимся мы Ветхозаветным людям во время их бедствий, к которым обращался Господь: «остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: «не пойдем». И поставил Я стражей над вами, сказав: «слушайте звука трубы». Но они сказали: «не будем слушать»» (Иер. 6:16-17).

Я разговариваю иногда с окружающими людьми насчет их семей и предков: «знаешь ли ты своих бабушек и дедушек, как они жили и к чему пришли?» - обычно отвечают: «да». «А пра-бабушек и пра-дедушек?» Ответ зачастую уклончивый и неуверенный. А ведь тем, кому сейчас 30-40 лет, чтобы найти «путь древний и путь добрый», нужно докопаться как минимум до этого поколения, а скорее даже до пра-пра-бабушек и пра-пра-дедушек, что, как правило, еще бывает реально. И это может быть той «ниточкой», за которую человек будет вытянут в совершенно иную, спасительную реальность, вопреки всем океанам разделяющих нас лжи, предательства, безразличия и насилия, и где человек приобретает подлинное, непреходящее сыновство, смысл и предназначение.

Да, к нам вполне относится стих Великого Покаянного Канона «воззрех на садовную красоту и прельстихся умом, и оттуду лежу наг». Но пророчески, наверное, писал сщмч. Илларион (Троицкий): «Немец душу черту продал, а русский так отдал, и в этом несомненное превосходство русского, потому что он так же и уйти от черта может, а немцу выкупиться нечем» (Илларион (Троицкий), сщмч. Христианства нет без Церкви. М., 2017, с. 158).

Хоть предупреждали нас отцы не увлекаться западным, не покланяться науке и прогрессу как идолам, а стремиться к преображению евангельскому, но это бедствие не миновало нас. И вот мы воочию видим, что западное – это ад и тупик, а свое потеряли. Много в нас гордости и сложности, много вот этого наносного, что нынче трещит по швам и рассыпается. Может быть, нынешние события побудят нас жить не по собственному уму, а стать на путь ученичества и подражания, всыновиться своему собственному народу и, тем самым, Господу?!

Как прост был Господь, явившийся в мир спасти человечество к простым рыбакам и трудягам. Не в блистательные полисы типа Рима, Александрии или Антиохии, не на форумы и не под величественные своды и даже не в сам Иерусалим, куда Он приходил лишь периодически для поклонения в храме. В основном Он ходит засеянными полями, среди колосьев и нив, по деревенькам и городкам, песчаными берегами и пустынями.  Его Благовестие просто языком, сколь много в нем слов и образов от земледелия! Вот притча о сеятеле, который сеял то при дороге, то на каменистых местах, то в тернии, то на доброй земле. Вот примеры умирающего зерна и колосков в 100, 60 и 30 зерен. Сам Спаситель питается и раздает ученикам ячменные хлебы и рыб, пойманных Его спутниками. Он говорит им о предстоящей им жатве, после сеяния предыдущих делателей.

И что же русский народ, что же христиане?! Многие ли, становясь на путь взыскания Господа, избирают подражание Его уединенной простоте, скромный труд своими руками? В США большинство опрошенных взрослых респондентов либо не знают, откуда берется шоколадное молоко, либо считают, что его дают коричневые коровы. Дойдет ли до подобного состояния русский народ?

У нас прославляются институты, университеты и академии, чаяния устремлены к бизнесам и достатку. Человек «социализируется», устраивает свое «будущее», хлопочет и суетится, тратит многие годы на погружение в марианские впадины накопленной информации со все более углубляющимися специализациями. В богословской науке к нынешнему моменту расписаны многие тонкости, а вот как растет колос или как происходит сеяние – люди зачастую не знают или, по крайней мере, не чувствуют того…

Что, например, значит «сатана просил сеять вас как пшеницу?» (Лк. 22:31). При просеве пшеница вертится в решете, вертится беспорядочно из стороны в сторону, кружится и как бы волнуется в беззащитности перед действием держателя решета. Святые отцы говорят, что это означает смущения, искушения, волнения, бедствия, прельщения от диавола, о которых он просил Господа, и которые ограничил ему Господь. Опасности эти грозят христианам полной гибелью, но ее Господь не допускает, а подвергает испытанием лишь в той мере, какая способствует внутреннему укреплению человека, по мере его сил.

Предшествующее столетие стало не только веком великих гонений на Церковь и великой апостасии, но и временем исхода русского народа из деревень, по сути – гибели российской деревни. Началось всё, как водится, «за здравие» – с проблемы малоземелья и поездок на заработки в рабочие города, продолжилось несправедливым неравенством пролетариата и крестьянства, лимитчиками, гонками за наукой и прогрессом, деревенским пьянством, ну и закончилось – мертвыми, заброшенными, презренными деревнями и малыми городами. Вся Россия полна заросшими крапивой разваленными коровниками, да руинами сельских храмов, а для человека городского страшна сама мысль о том, как жил бы в деревне – без перспектив, без инфраструктуры развлечений, без образования и медицины, без «адекватного» окружения, как бы в полной нужде, без поддержки, без денег надежд и наедине с дикой природой. Не к тому стремились его папы-мамы, бабушки и дедушки, которые стремились в города, да вывести детей «в люди».

Родословие предыдущего столетия у многих, у большинства из нас примерно одинаковое. Рожденные в 1960-70-е годы обычно не имели братьев-сестер, ну, либо одного или редко двоих, были пионерами и комсомольцами, но жили жизнью советских работяг, а на выходные и отпуска часто ездили в деревню, покуда там все родственники не поумирали – земля таких людей еще «не отпускала». Их родители, появившиеся на свет в 1930-40-50-е годы, обычно имели по множеству братьев и сестер. Кто ещё жив из этого поколения, которое сейчас уже на излёте, те могут многое рассказать о старине (особенно происходящие из деревень), хотя сами к «старине» обычно уже не относятся – но вот их собственные отцы и матери часто являлись тем, что называется «старинный человек», и по-настоящему набожный.

Я сам знаю как бы лично (хотя на деле – лишь только по богатым иллюстрациям и рассказам, по фотографиям с глазами пронизывающей, целомудреннейшей простоты, а иногда и по архивным документам) различных бабулечек и дедулечек, которые были по-настоящему великими людьми. Которые преодолели своё собственное падшее естество, опираясь на Бога во всей своей жизни – трудились, молились, бдели, крепились – и, в конце концов, победили тот самый обезумевший мир, который обложил и сдавил их нестерпимыми тяготами со всех сторон, то есть, умерли в добродетельном состоянии и с не поколебавшейся верой. Их видимые результаты – большие семейства детей, намоленные книжечки и иконки, восторженные рассказы, – мало о них говорят, но всё же, соприкасаясь с ними хотя бы посредственно, трудно не загореться и не воодушевиться лично. Опять же, вспоминается стих Великого Покаянного Канона: «Моисеов жезл воображай, душе, ударяющий море и огустевающий глубину, во образ Креста Божественнаго: имже можеши и ты великая совершити».

Катком прокатились по России раскулачивание и коллективизация, репрессии, выкосившие цвет нации. Но Господь, по слову преп. Паисия Святогорца, всегда оставляет закваску. «Посмотрите, – говорит он, – ведь Благий Бог никогда не попускает, чтобы великие испытания продолжались более трех поколений. Он всегда оставляет закваску». И вот эта закваска должна, обязана по молитвам всех наших святых и обращенной к ним нашей молитве, заквасить тесто. Иначе…

Нет, мы не говорим, что невозможно человеку спастись в городе – ведь и тут христиане живут порой как в пустыне. И, конечно, не место красит человека. Хотя нельзя не отметить здесь и обратной связи и не вспомнить, например, слова свт. Василия Великого, который превозносил земледелие над иными родами материальной деятельности (Василий Великий, свт. Творения. Т. 2. М., 2009, с. 206-207). Дело не во внешнем и не в том, что земледельцу спасаться, пожалуй, удобнее. Дело и не в счастье, которое дает человеку как господину видимой природы труд на земле – пьянящие ароматом сенокосы, посадка, заготовка и уборка урожая! Но не пора ли русскому человеку смириться и склонить голову перед своими предками, перед исповеданной ими Истиной?! А такое смирение предполагает внутренний переворот, выпускание из рук всех тех «амулетиков» и «запасиков», на которые человек вотще возлагает свои надежды. Но если такое с русским народом произойдет, то – несомненно – многие избрали бы указанный путь.

Преп. Серафим Вырицкий говорил, что «враги наши и богоборческая власть долго не дадут людям возвратиться к земле. Можно и накормить всех и все устроить, но врагам невыгодно — им страшна Россия возрождённая». А еще один старец всероссийского почитания, недавно отошедший ко Господу, по верному слову его чада, свидетельствовал, что русский мужик все-таки вернётся на землю, и уже никто его оттуда не выгонит.

Диакон Павел Панов, юрист, православный публицист

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Диакон Павел Александрович Панов
Не получается верить в Христа – почему?
Мы как народ не обрели утраченного Христа
06.12.2024
Современнику и собрату по обуреваемой Отчизне
Вера и Предание, которые хранятся только в Православной Церкви, – как кирка и лопата, которыми мы можем расчищать завалившие нас камни, пробиваясь к своей цели
26.10.2024
Грешная Россия и Русская Церковь объявили войну самому диаволу
О заблуждениях православных журналистов Украины насчет идущей войны
29.10.2022
О перспективах христианской России
Общественно-политический аспект
10.11.2021
Когда в Церкви растрачивается церковность
Искушение профанацией священного сейчас поистине судьбоносно
15.10.2021
Все статьи Диакон Павел Александрович Панов
Традиционные духовно-нравственные ценности России
Духовные скрепы Русской цивилизации
Вышел новый номер журнала «Родная Ладога» № 2 (72) 2025
15.07.2025
«Россия либо будет независимой, либо ее не будет вообще»
Владимир Путин в интервью Павлу Зарубину подчеркнул, что в основе противоречий между Россией и Западом лежат геополитические интересы
14.07.2025
Все статьи темы
Русская цивилизация
Русский вопрос
Навязываемое «россиянство», базирующееся на предполагаемом национальном самоотречении русских людей от своего имени, истории и культуры уже захватило определённую часть Русской нации
15.07.2025
Памяти живописца Павла Рыженко
(11.07.1970 — 16.07.2014)
14.07.2025
«Пока пустуют храмы, окопы будут наполняться погибшими»
По городам и посёлкам Приморского края идёт Крестный ход с особой воинской иконой
11.07.2025
«Наши семьи возрождаются»
Всероссийский парад семьи объединил сотни тысяч россиян в более чем в 150 городах страны
11.07.2025
«Растёт запрос на традицию»
ВЦИОМ о морали и нравственности в российском обществе
11.07.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Убого, двусмысленно и лицемерно
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
14.07.2025 22:51
Фарисейство, а не честная дискуссия
Новый комментарий от Бузина Олесь
14.07.2025 22:49
Коммунизм и революция – вовсе не слова-синонимы
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
14.07.2025 22:00
«Шахматист»
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
14.07.2025 21:36
Раскручивание ленинской темы в оккультистском ключе – удар по Церкви
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
14.07.2025 21:30
Фильм «Мумия»: просвещение или провокация?
Новый комментарий от Русский Иван
14.07.2025 20:44
Дело не в Ленине, дело в провокации
Новый комментарий от С. Югов
14.07.2025 20:37