По данным всесоюзной переписи населения 1989 года из 147 млн. жителей РСФСР почти 120 млн. или более 81 процента были русскими. Кроме того, русскими идентифицировали себя еще значительное число жителей республики, числившихся по документам представителями других этносов.
После декабря 1991 года за пределами РСФСР, в других союзных республиках, невольно оказалось 25 млн. русских. К этим, статистически учтенным по документам русским, необходимо добавить 17 млн. живших в других бывших союзных республиках татар, башкир, украинцев, белорусов, грузин, армян и представителей других этносов, которые идентифицировали себя русскими. Таким образом после распада СССР за пределами своего государства, в рассеянии, оказалось, как минимум, 42 миллиона русских людей в широком смысле этого слова – более четверти всего русского этноса. Русские оказались самой крупной разделенной нацией в мире.
Как мы писали ранее, эти русские были определены властями, как соотечественники, независимо от их этнического происхождения. Этот юридический термин позволял скрывать проблему разделения русского народа.
После распада СССР, наряду с Российской Федерацией, образовалось четырнадцать независимых республик: Латвия, Литва, Эстония, Молдавия, Украина, Белоруссия, Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия и Туркмения. К власти в этих республиках пришли национал-коммунисты, которые быстро трансформировались в национал-демократов. Прежде всего, они занялись укреплением своей власти и приватизацией доставшегося им массива общенародной собственности. Однако параллельно стали строить свои - титульные нации.
Национальное строительство в бывших советских республиках, помимо России, Белоруссии и, на первых этапах, Украины шло по заданной еще в раннем СССР троцкистами траектории. Титульные народы силой закрепляли за собой высшие социальные и экономические позиции, не титульные - подвергались дискриминации и эксплуатации и отправлялись на низшие ступени социальной лестницы. На самой низшей ступени этой лестницы оказывался русский народ.
Новые титульные элиты стали изгонять инородцев, в первую очередь русских, с территорий, полученных ими в свое время при условии участия в «красном» проекте и проекте строительства советской нации. Эти условия этнократы напрочь забыли, а российские власти о них не напоминали, поскольку были озабочены сохранением собственной власти и накоплением частных капиталов. Вытеснение бывших братских советских народов из постсоветских республик шло достаточно интенсивно.
Например, если согласно Всесоюзной переписи населения в 1989 году в Армянской ССР жило 51 тыс. русских, то в 2011 г. республиканская перепись населения показала, что уже только 11 тыс. человек идентифицировали себя русскими. Доля русских в общем составе населения за рассматриваемый период сократилась с 1,6 до 0,4%.
В Казахской ССР в 1989 году, по данным Всесоюзной переписи проживало 6,2 млн. русских, что составляло 37,8 % населения республики. Перепись по Республике Казахстан 2021 г. показала, что русских в ней осталось жить только 2,9 млн. человек или 15,5% всего населения.
В этих двух республиках вытеснение русских шло экономическими и социальными методами, без применения открытого насилия. В тех случаях, когда «инородцы» оказывали сопротивление, против них употреблялась машина государственного подавления.
Под удар попадали даже титульные граждане, если они выступают с правозащитных позиций. Так, казах по этническому происхождению Ермек Тайчинбеков публично высказался против дискриминации казахами в республике русских, дунган и других этнических меньшинств. За это выступление он был в 2021 арестован и приговорен судом к 7 годам тюремного заключения. Затем срок наказания был увеличен до 10 лет.
Русские активисты неоднократно обращались к казахским и российским властям с просьбой освободить, русского по всем мыслимым и немыслимым критериям, Ермека Тайчинбекова, по всему постсоветскому пространству проводились пикеты в его поддержку.
Однако все эти обращения остались без ответа. Даже в период внутриполитического кризиса в Казахстане вначале 2023 года, когда российские власти спасли власть, а возможно и жизнь президента Касыма Токаева, вопрос о судьбе русского политзаключенного не был решен. Токаев после этого решил, что надо присоединиться к объявленным Западом экономическим санкциям. Вопрос об отношении к русским оказался тесно связан с вопросом об отношении к России.
В тех случаях, когда не титульные народы в постсоветских республиках оказывали сопротивление политике титульных элит по эксплуатации и дискриминации, против них применялись внутренние войска или армия.
Так еще в 1988 году начался армяно-азербайджанский вооруженный конфликт. Сдерживали его развитие сначала советские, а затем российские миротворцы. Осенью 2023 года армянские власти отказались от помощи России и это немедленно привело к ликвидацией автономии в Нагорном Карабахе, бегства оттуда всего армянского населения. Американцы, которые пообещали помощь Еревану, конечно, предали последний.
В 1990 году молдавские национал-радикальные элиты развязали военные действия против русских в Приднестровье. Военные действия остановили российские миротворцы.
В 1992-1993 годах грузины начали войну против абхазов и осетин. Война закончилась только в 2008 году с введением в автономные республики российских миротворцев.
В 2014 году украинские национал-радикалы развязали войну против русских, живущих на Донбассе. Она идет до сих пор, но это тема отдельной главы.
Всё постсоветское время идут военные конфликты между узбеками и таджиками. Время от времени разражаются гражданские войны на этнической почве в Киргизии и Таджикистане.
Все военные конфликты сопровождаются массовым бегством гражданского населения с территории ведения боевых действий. Победители не позволяют побежденным возвращаться на старое место жительства. Это есть одна из форм этнических чисток. От них страдает, в том числе русское население.
Оставшееся после 1991 года в бывших советских республиках русское население оказалось отстранено от власти, его ограничили в возможности участвовать в приватизации государственной собственности, лишили возможности полноценно вести предпринимательскую деятельность, вытеснили с государственной службы. Русские социальные институты ликвидировали.
Российские демократы на факты эксплуатации и дискриминации соотечественников в бывших союзных республиках внимания не обращали – им нужно было защищать возможности для ведения бизнеса стоящим за их спинами олигархам. А те спонсировали самые жестокие русофобские режимы на постсоветском пространстве ради получения прибылей.
В качестве аргумента своего бездействия демократы приводили русским активистам из числа соотечественников расхожий аргумент: переезжайте на постоянное жительство в Россию – титульные элиты имеют право строить свои нации на принадлежащих им землях. В детали, как этнократами были отобраны у русских и присвоены эти земли демократы вникать не хотели. Территория России в границах Московского царства времен Смуты их вполне устраивала. Живущих за рубежом русских они расценивали, как нежелательных чужаков.
При государственниках политика в отношении соотечественников стала меняться. С 2007 года стала действовать Программа переселения соотечественников в Россию. В этом же году был учрежден Фонд Русский мир, который финансово поддерживал культурно-просветительскую деятельность соотечественников за рубежом. В 2008 году на базе Росзарубежцентра президент учредил единый центр, который занимался делами соотечественников – Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств (Россотрудничество). При российских посольствах были созданы Советы соотечественников, ежегодно проводились Всемирные съезды соотечественников. С 2012 года стал действовать Фонд правовой поддержки соотечественников, проживающих за рубежом. Из средств Фонда покрывались затраты на защиту в судах тех, кого преследовали этнократы на постсоветском пространстве. Из российского бюджета выделялись небольшие средства на поддержку русского языка, образования, культуры за рубежом. Стали выделяться квоты на бесплатное обучение в российских вузах детей соотечественников.
Однако на факты прямой эксплуатации и дискриминации русских по месту их проживания государственники должным образом не реагировали. От силы отделывались осуждением этой политики, но эффективных мер по её пресечению не предпринимали.
Александр Владимирович Гапоненко, руководитель Прибалтийского филиала Изборского клуба, доктор экономических наук