За несколько недель до теракта в «Крокус Сити Холле» на сайте украинского посольства в Таджикистане появилась информация о приглашении иностранцев в «Интернациональный легион». Украинский посол в республике Валерий Евдокимов в 2019-2020 годах был главой Службы внешней разведки Украины.
Эксперты полагают, что террористов, которые открыли огонь по безоружным людям, вербовали через посольство Украины в Душанбе.
Руководитель отдела Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин в интервью изданию Украина.ру высказался о теракте в «Крокусе».
«Здесь несколько факторов, - отметил эксперт. - Таджикская трудовая миграция из региона имеет самую давнюю историю. Она началась, когда в Киргизии и Узбекистане поездки на работу в Россию носили неорганизованный характер. После гражданской войны экономика страны обвалилась до показателей конца 40-х, а население росло. Люди были вынуждены уезжать, чтобы прокормить семьи.
Таджики раньше других организовали механизмы устройства на работу, создали неформальные структуры, которые позволяли адаптироваться в российских регионах. Сейчас по количеству мигрантов они занимают второе место после Узбекистана.
Гражданская война в республике официально закончилась в 1998 году, но после этого еще лет пять по горам ловили полевых командиров. Не все регионы центральная власть уверенно контролировала до середины нулевых. Безвластие после гражданской войны привела к тому, что Таджикистан для трансграничной преступности и контрабанды являлся опорным регионом. Естественно, коррумпированность властей и силовых структур, характерная для всего региона.
Плюс деградация образовательной сферы. Посмотрите на этих ублюдков, там на лицах написано три класса образования, и то заочно. Такого разрушения образования как в Таджикистане, остальные среднеазиатские республики не пережили. В Киргизии русский язык закреплен в качестве официального в Конституции, а Таджикистан все-таки моноэтническое государство. Понятно, если вы будете судить о Таджикистане по Душанбе ─ это одно, но чем дальше от столицы, тем проблемнее».
«Таджиков в Афганистане по некоторым оценкам больше, чем таджиков в Таджикистане, - рассказал он. - Как говорят в самом Душанбе, таджики в Афганистане сравнялись по количеству с пуштунами. Афгано-таджикская граница проницаема. Хотя порядка сейчас стало больше, потому что Таджикистан на официальном уровне рассматривает Афганистан как ключевую угрозу своей безопасности.
Большое количество таджиков в разные годы переселилось в Афганистан, где сложились международные террористические организации. "Джамаат Ансарулла"* - это чисто таджикский проект. Международные террористические организации очень часто проводят теракты на заказ. То, что было в "Крокус Сити", очень похоже на теракты, которые последние десять лет происходили в Пакистане, Турции, Иране. Тот же "Джамаат Ансарулла" * засветился в партнёрстве с пакистанскими талибами*. Крупный теракт в Карачи явно носил таджикский след.
Англичане обхаживают разных персонажей, которые мигрируют из одной террористической организации в другую. Сегодня он в Хизб ут-Тахрире*, легальном в Британии, но запрещенном на всем постсоветском пространстве, кроме Киргизии, завтра мигрировал в "Вилаят Хорасан"*, после завтра всплыл в "Союзе исламского джихада"*. Это старая традиция англосаксов.
Наследники Лоуренса Аравийского с исламистскими радикалами работают как минимум полтора века. Накоплен объем связей, инфраструктуры, методик подготовки, вербовки, переброски. В "Крокусе" напрямую англосаксонский след найден не будет. Они все это делают через прокладки, массу структур, которые сложно идентифицировать».
«В качестве кураторов там наверняка были люди из ГУР, СБУ, они осуществляли черновую работу, но общий замысел, планирование никто бы не отдал на аутсорсинг Буданову**. Все это контролировали граждане тех стран, которые на Востоке имеют опыт подрывной деятельности гораздо больший, чем другие, потому что такого количества связей, которое есть у британских спецслужб в широко понимаемом мусульманском мире от Ближнего и Среднего Востока до Азиатско-Тихоокеанского региона, больше нет ни у кого. Ни у французов, ни у немцев, ни у русских, ни у китайцев», - заявил эксперт.
«С эмоциональной точки зрения хотелось бы, чтобы на месте Банковой был кратер, а на месте Буданова** второй, - признался Андрей Грозин. - Я и сам разделяю подобного рода подход. Но надо смотреть на вещи с государственной точки зрения. Да, мы не должны оставлять без ответа организаторов и вдохновителей терактов, в которых погибают наши граждане. Но гораздо важнее предотвращение подобного рода действий в будущем, уничтожение базы, которая позволяет реализовывать теракты.
Для этого необходимо навести порядок в сфере миграционного законодательства. Этим четверым же кто-то выдал разрешение на въезд в Россию. Хорошо, что паспорта России не успели им продать наши чиновники».
«К сожалению, - посетовал он, - в рамках ОДКБ или ШОС не удается наладить рутинную антитеррористическую деятельность, все носит спорадический характер, от теракта к теракту. Я бы не обвинял того же Рахмона (президент Таджикистана) или Мирзиеёва (президент Узбекистана) в том, что они спустя рукава относятся к угрозе террористической активности, носящей исламистский характер.
Они понимают, что сейчас бьют по России, потому что она находится на переднем крае борьбы с отживающим миром безусловного доминирования англосаксов, поэтому по России бьют больнее всего. Но доморощенные исламисты за тот же мелкий прайс при любой удобной возможности и при соответствующей команде нанимателей разберутся и с ними. Потому что центральноазиатские государства обладают очень ограниченными силовыми ресурсами.
Поэтому все центральноазиатские лидеры настолько безусловно поддержали Россию. Посмотрите, как быстро лидеры постсоветской Азии демонстрировали свою позицию по теракту в "Крокусе". Некоторые наши союзники выразили свою позицию позже, чем тот же Рахмон или Мирзиеев».
«Лидеры Средней Азии понимают, что если Россия потерпит по каким-то фантастическим причинам поражение в противостоянии с англосаксами, то они на собственной шкуре испытают все прелести нового мира и превращение в Афганистан. Январь 2022 года, попытка мятежа в Казахстане, наглядно продемонстрировала как легко и просто в государстве, считавшемся благополучным, можно создать маленький ад на Земле.
Если бы не ОДКБ, сегодня бы Казахстан находился бы в ситуации Афганистана. Но Россия категорически не заинтересована в том, чтобы у нас под боком, кроме Украины, еще и Афганистан мигрировал на север к нашим границам», - заключил Андрей Грозин.
*Организация признана террористической и запрещена в России.
**Террорист и экстремист