Окончание. Начало здесь
Глава тринадцатая. Воля духовная, Божия нарекается совестью. С ее помощью богохульные помышления следует обращать в богохваление. Вместо сластолюбия следует искать воздержание; вместо славолюбия – смирение и жажду безвестности; вместо сребролюбия – довольство малым; вместо гнева – кротость; вместо ненависти – любовь; вместо зависти – сорадование; вместо мщения – прощение; вместо злорадства – сострадание.
+ + +
Вспоминается «Моральный кодекс строителя коммунизма», который изучал еще в 10 классе школы. В этом документе, принятой правящей партией были записаны в целом положительные нравственные нормы – быть честным, справедливым, хорошо трудиться, стремиться к знаниям, заботиться о близких, любить Родину.
Однако как достичь такого рода качеств, не объяснялось. Людей, которые могли бы взять на себя функции нравственных наставников, не было. Разрушив Православную Церковь, КПСС не смогла взять на себя ее функции – заботы о спасении души советского человека. Это имело следствием распад советской нации, которая не имела крепкой нравственной опоры.
Глава четырнадцатая. Если тебя одолевают помыслы о безнадежности в духовной брани, то знай, что это вражеская уловка – подсечь противопостояние, заставить сложить оружие, отдаться в руки врагов.
Принудить твое волеизъявление никто и ничто не может, какую бы силу и ожесточенную брань не вели враги твоего спасения.
Бог даровал нам такую силу. Он учил: «стойте… мужайтеся, утверждайтеся» (1 Кор. 16:13).
Помощью, духовным оружием при этом будет молитва: «Господь, просвещение мое и Спаситель мой, кого убаюся; Господь защититель живота моего, от кого устрашуся… Аще ополчится на мне полк, не убоится сердце мое; аще восстанет на меня брань, на Него аз уповаю» (Пс. 26:1-3).
+ + +
Когда написал эти строки, то вызвали меня к прокурору на допрос по делу об обвинении в разрушении государства, в котором живу. Грозит мне двадцать лет тюрьмы. Прочитал трижды вышеупомянутую молитву и встретил прокурора с великим спокойствием духовным. И тут же забрезжил свет в этом уголовном деле.
Шел он оттуда, откуда и не ждал совсем. И был этот свет неземным, что говорится. Продолжу свои молитвы.
Глава шестнадцатая. Проснувшись, прочти молитву: «Господи Иисусе Христе, Сын Божий, помилуй мне». Затем войди в собственное сознание. Там увидишь, что враг твой уже стоит в виде страстного влечения. Посему восстанови в себе решительность или победить, или умереть, но не уступать. Потому что тут же, в сознании, невидимо стоит Иисус Христос во главе небесных сил, готовые помочь в твоей битве, и воодушевись.
Ибо написано: «Пишу вам, юноши, ободренные и ретивые воители, яко победите лукавого» (1 Ин. 2:13).
Враг будет внушать: «Ты только на час уступи». Но уступив на час ты станешь богоотступником. Час выльется в дни и годы.
+ + +
Сколько глубокая мысль! Не раз мне знакомые говорили: «Брось все, перебирайся к нам на Канарские острова. Будем жить в покое, загорать, купаться в океане, пить дешевый ром и закусывать дешевой рыбой». Наверное, и деньги на это покойную жизнь нашел бы. Пожалел меня Господь. Дал очнуться, посла на ратоборство, потом в тюрьму, потом еще раз в тюрьму. Чтобы вразумить.
+ + +
Хотел пересказать поучения прп. Никодима современным языком, но не смог. Из современного языка исчезли, вымылись многие слова, которые описывают внутреннюю духовную жизнь человека.
Как пересказать выражение «стяжание Духа Святого»? Выражением «Знание – сила»? Но первое означает стремление к достижению духовного идеала, а второе поиск средств для преобразования Природы. Выражений стремления преобразовать внутренний мир человека в сторону добролюбия и благонравия в современной лексике мне найти не удалось.
Хотел также при пересказе избегать цитирования Святых книг, но тоже не смог. Поскольку молитвенные формулы это не только лексика, но и сакральные смыслы, которые теряются, если их пересказать обыденными словами. Что значит выражение: «Высшая сущность, будь ко мне благосклонна»? Почему эта Высшая сущность должна быть благосклонна к индивиду, предпочесть его другому? Это уже не молитва, а заклинание, желание поставить эту высшую силу себе на службу. Без упоминания о крестной жертве Бог для человека выступал в роли чужой, строгой и жесткой внешней силой.
Глава двадцатая. Не впадай в грех ничегонеделания, которое прервет твое движение к совершенствованию. Бегай пытливости, праздношатайства, разговоров пустых, глазерства, что-хочу-делания. Тобой овладеет леность, при которой ты даже осознавать не будешь, как это преступно. Написано: «Проклят человек творяй дело Господне с небрежением» (Иер. 48:10). Апостольская заповедь так звучит: «Подвизайся добрым подвигам всегда» (1 Тим. 6:12).
+ + +
С горечью я стал, прочитав сие наставление, вспоминать несколько часов жизни, кои посвятил просмотру видеороликов в Тик-Токе. Пустые движения образов, которые притягивали взор. Был это грех глазёрства. С большим трудом от него избавился, потому, как мнил, что много над рукописью книги работаю и нуждаюсь в расслаблении внимания.
В расслабленное сознание и вошли бесы из этой китайской социальной сети.
В сто раз опаснее ее влияние на неокрепшие детские души, поскольку вижу, что они все свободное от учебы время сидят в Тик-Токе.
И некому сказать им, что они попали в плен демонов.
+ + +
Отложил на время труд прп. Никодима и стал размышлять над прочитанным. На кого был рассчитан труд Святогорца? На крайне малый круг читателей, которые имеют определенный уровень образования, способностей к абстрактному мышлению, а главное свободное время для размышлений. Это были немногие монахи и священники, которые потом могли донести прочитанные поучения до мирян, занятых тем, что добывали хлеб насущный в поте лица своего.
В современном мире у простого человека появилось свободное время, которое он должен тратить на поддержание своих способностей к труду, повышения уровня квалификации. Чтобы не допустить духовного освобождения простого человека, уточним – наемного работника на службе капитала (государственного или частного капитала все равно), и были созданы средства манипулирования сознанием человека. О них мы уже упоминали. Вырваться из сетей последних и есть пройти крестный путь в современных условиях.
И вполне можно назвать сети СМИ, интернета с встроенным в него искусственным интеллектом дьявольскими. Просто обозначить их по роли, которую они играют сейчас в жизни человека. И духовные практики, которые разработал прп. Никодим. Теперь позволяют быть его читателями и последователями миллионы людей.
Современная психология и психиатрия не дают ответа на вопрос о смысле жизни. Они применяют только средства технологического внешнего и медикаментозного воздействия на человека. Во внутренний мир человека они проникнуть не могут, ибо он устроен по другим принципам.
Учение о спасении души описывает блаженства, которые получает человек, который идет по своему, малому крестному пути, жертвует всем ради других людей, как учил Иисус Христос.
Немного средств к духовному спасению предлагает Святогорец, но они действенны более, чем гипноз психоаналитика и лекарства психиатра. Например, поклонение иконам есть обращение к образцам жизни, которые являли многие люди за историю христианства и были провозглашены страстотерпцами или мучениками. Именно эти святые выступают в роли ангелов-хранителей. Причем, святые эти прославились не только духовными, но и творческими, воинскими подвигами. Как, например, мой ангел-хранитель св. бл. кн. Александр Невский.
В современном мире технологии построения галереи героев использует не только христианская Церковь. Формируются и галереи героев светских из числа тех, кто внес значимый вклад в строительство отдельных социальных общностей, например, наций. Их образы воплощают в портретах, скульптурах, называют их именами улицы и создают мемориальные музеи в их честь. Зачастую эти светские герои вытесняют в общественном сознании христианских святых.
Однако светские герои не конкурируют с христианскими святыми, ибо первые совершали подвиги во славу своей нации, ради ее спасения, а вторые во славу учения Христова, спасения души всех людей.
Конфликт возникает тогда, когда, скажем, нация ведет войну ради порабощения другой нации. Тогда совершаемые ее воинами действия есть не подвиги, а преступления. Размышлений на эту тему в современных статьях и книгах практически не встречается. Их еще предстоит совершить и выработанные прп. Никодимом принципы дают для этого крепкое нравственное основание.
Однако вернемся вновь к тексту труда «Невидимая брань».
Глава двадцать пятая. Хранящееся в душе изливается через язык. Но, обратно, излившиеся через язык чувства, укрепляют хранящееся в душе.
Добрые чувства молчаливы. Изливания через слова ищут больше чувства эгоистические, и которые льстят нашему самолюбию. Целью речений является распространить свое мнение в душах других.
Никогда не говори о себе самом, о своих делах или о своих родных, а если надо говорить, то сколько можешь короче. О чем знаешь верно, что истинно – говори. О том, что сомнительно, лучше не говори ничего или говори, как о сомнительном. О неизвестном тебе совсем не говори. Молчание есть великая сила в деле невидимой брани и верная надежды на одержание победы.
+ + +
В предыдущих и последующих главах книги, по сути, излагается теория познания и излагается она столь же глубоко, сколь это делала в тоже время Локк, Беркли, Кант. Только гносеология излагается Святогором не как отдельная научная дисциплина, а как инструмент, который можно использовать для достижения духовного развития. В этом православный мыслитель превосходит сексуалистов, агностиков, рационалистов современников.
Например, определение Бога, как сущности, не имеющей образа внешнего, без вида, цвета, меры и места есть продукт осмысливания от мира всех этих проявлений. Не об этом ли писал И. Кант, называя эту сущность трансцедентальной или Гегель, определявший ее, как «вещь в себе»?
Святогором приводится интересный пример. Люцифер, как первый из ангелов поначалу не имел внешнего образа, но наполнив ум свой идеей равенства с Богом, был последним низвергнут и стал существом телесным, многовидным и страстным. Поэтому он и его слуги – демоны проникают в душу в телесных образах, фантазиях.
Это образное, но очень точное изображение пути мыслительного процесса и выстраивание технологии управления им.
Технология это именуется Святогором умная молитва. Результатом же применения этой (и других духовных) технологий является жизнь человек от ее начала до ее конца. Образно говоря, и той жизни человека подводится на Страшном суде.
В реальной жизни итоги оцениваются его современниками и потомками. Они сохраняют в памяти образ ушедшего из жизни как образец для подражания или скорее предают забвению людей недостойных. Это и есть ад.
Глава двадцать седьмая. Не допускай скорбям возобладать в своём сердце, держи их вне его и стремись укротить их.
Средство есть вера в благое Провидение Яко же Господеви изволися, тако и бысть, и бысть во благо нам.
Причиною скорбей может быть: 1) благость на покаяние; 2) это ради очищения меня делается; 3) испытание искренне ли я служу Ему.
Это может быть и явление дел Божьих на человека, но ведать это нельзя, проявляется оно лишь по окончанию скорбей.
Глава двадцать восьмая. Технология избавления от вредных (греховных) поступков и помышлений такова: самоосуждение, сокрушение, уповательная молитва о помиловании, решение и впредь молиться о помощи свыше. Оставлять грех неиспользованным Господу нельзя. При случае исповедайся духовному отцу.
Глава тридцать первая. Враг удерживает людей в своей власти простейшим приемом. Он внушает: «После, после, завтра, завтра». И бедный грешник решает: «В самом деле, завтра: ныне я покончу свое дело». Надо сказать себе: «Сей-час! Сейчас».
Ведь не говорим же мы, получая лекарство от болезни: «Я приму его завтра, а сейчас поболею.
+ + +
Со мной такое не раз было. Повредил ногу на тренировке по баскетболу. Перестал бегать, думая, что нога завтра заживет. А она всё болела и болела. Надо было разрабатывать болящее колено малыми нагрузками, а я все говорил себе: «Завтра, завтра». Так и проходил, хромая, шесть лет.
А тут попал в заключение и осознал, что без движения скоро закончу свой жизненный путь. Стал понемногу бегать по тюремному дворику размером три на четыре метра. Сначала пять минут, потому шесть. Остановился на получасе, а потом занимался гимнастикой. Колено как-то незаметно перестало болеть.
Вспомнил, что три мои одногодки поменяли коленные суставы за прошедшие годы. И по прошествии шести лет потребовалось операции повторять.
Что это было? Случайное стечение обстоятельств, как учит теория вероятности? Атеисты трактуют также случаи таким образом.
Глава тридцать третья. Приводится пример. Больной расположится терпеливо переносить болезнь. Враг начинает приводить добрые дела, которые мог бы совершить, будучи здоровым. Желание делать эти дела перерастает в недовольство и ропот. Болезнь же от этого усиливается.
Глава тридцать четвертая. Мы приходим в мир, который уже существовал до нас, в том числе приходим в человеческое общество. Сами мы приносим только то, что в качестве семени заложил Бог, и мы развили. Развиваем же мы нравственно-религиозные расположения и чувства и порожденные ими дела.
Похвалиться в жизни можно только тем, что мы могли не делать, однако же, сделали.
Глава сорок третья. Когда находишься в какой скорби, переносимой в благодарением не следует слишком сильно желать избавление от нее. Ибо ввергнешься в состояние нетерпимости, и терпение твое от этого станет подневольным.
Направляет это и другие желания стоять в воле Божией и шествовать по воле Божией.
Он нередко возлагает на самых близких любимцев Своих и угодников спасительный крест, несение которого благоугодно Ему.
Глава сорок седьмая. Ушная или внутренняя, молитва есть, когда молящийся, собрав ум внутри сердца, оттуда безмолвным словом воссылает к Богу молитву свою, славословя Его и благодаря, исповедуя грехи и испрашивая потребные духовные блага и телесные.
+ + +
А далее надо читать самого прп. Святогорца.
Александр Владимирович Гапоненко, правозащитник, профессор, узник Рижской центральной тюрьмы